Социальная ценность и основные функции российского права в современный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная ценность и основные функции российского права в современный период.



Ценности - это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Понять социальную ценность права - значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества.

Во-первых, право является одним из условий существования и развития общества. При помощи права постоянно воспроизводится масштаб поведения, который является императивом (приказом) по отношению к людям, живущим в государстве и обществе. Право - это неизменное средство, с помощью которого люди опосредуют и, тем самым упорядочивают общественные отношения. Право обладает средством структурирования общественных отношений, оно является той сферой, в которой всё многообразие отношений представлено в особом ракурсе - в виде юридического дозволения или прямого предписания. Поэтому право, упорядочивая общественные отношения, создает условия существования общества. Право, являясь всеобщим масштабом и равной мерой измеряет и отмеряет, оформляет свободу индивидов.

Во-вторых, ценность права состоит в том, что оно дает оценку жизненным явлениям и процессам. Право является критерием ценностей, оно дает возможность, способ отделить добро и зло, хорошее и плохое с точки зрения членов общества.

В-третьих, право является средством социального компромисса. Оно призвано не допускать социальных конфликтов, учитывать интересы всех слоев населения.

В-четвертых, право обладает культурной ценностью. Оно является показателем культурного развития человечества.

Функция права - это проявление специфических свойств права. В функции аккумулируются такие признаки права, которые свойственны именно праву, а не какому-либо другому явлению общественной жизни.

В зависимости от объекта правового регулирования функции права можно подразделить на экономические, политические, воспитательные. Их можно назвать социальными, так как они тождественны соответствующим функциям государства.

В правовой науке выделяют собственно правовые функции, которые называют регулятивной и охранительной. Существование регулятивной функции связано с тем, что главное предназначение права - это регулирование общественных отношений. Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, организации и координации общественных отношений. Когда речь идет о регулировании, то имеется ввиду способность права предписывать, указывать на возможные варианты поведения субъектов, воздействовать на волю субъектов независимо от того какую социальную функцию выполняет право. Регулятивная статическая выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Регулятивная динамическая выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их динамики, движения. Регулятивная динамическая функция реализуется с помощью управомочивающих или обязывающих норм и реализуется путем активного поведения субъектов права.

Охранительная функция права - направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных общественных отношений, на вытеснение явлений, чуждых интересам общества и государства. Таким образом, выполняя охранительную функцию, право 1) охраняет общепризнанные фундаментальные общественные отношения; 2) вытесняет явления, чуждые обществу и государству.

Некоторые авторы выделяют еще оценочную функцию права, указывая на то, что право выступает в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений или поступков. Так, при привлечении к юридической ответственности, то есть при выполнении охранительной функции, право производит негативную оценку действий субъекта.

Билет №18.

Место и роль государства в политической системе современного общества.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

v Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

v Является единственным носителем суверенитета;

v Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры;

v Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

v Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

v Определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

v Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений;

v Регистрирует их соответствующими органами;

v Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Государство является главным звеном в политической системе общества и занимает центральное место. Центральный аппарат государственной власти, куда входят Глава государства, Правительство, Парламент, Верховный Суд, образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы. Средний уровень политической системы образуют аппарат управления и другие органы власти на местах. Структура среднего уровня служит связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом. Нижний уровень политической системы играет неоднородную роль в политической системе и имеет сложную структуру. Структурными элементами этого уровня являются политические группировки, партии, народные движения, массовые, политические и неполитические организации, которые пользуются политическим доверием.

Стадии правоприменительной деятельности.

Процесс применения норм права состоит из 5 последовательных стадий:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Главная цель – выяснение объективной истины по делу, установление фактической основы дела. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей);

2. Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной.

3. Проверка и толкование нормы права. Проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.

4. Решение дела. В результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

5. Контрольно-исполнительная стадия. Связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.005 с.)