Эссе на основе полевого исследования 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эссе на основе полевого исследования



Возможно, выполняя одно из исследовательских заданий курса, Вы захотели продолжить изучение проблемы эксклюзии и путей инклюзии в том или ином направлении. Тогда тема эссе по курсу может быть сформулирована примерно следующим образом:

1. Установки педагогов как условие существования эксклюзии и инклюзии;

2. Административная культура образовательного пространства и ее вклад в образовательную инклюзию;

3. Взаимодействие семьи и школы как фактор инклюзии;

4. Преемственность между ступенями образования как условие инклюзии образования.

Рекомендации по планированию и написанию эссе на основе исследования проблемы

Определение темы Важно перейти от проблематики (более широкой области) к определенной проблеме (проблема - это или часть проблематики, или угол зрения на данную проблематику, или методологическая сущность проблематики). Одна и та же проблематика, например, установки педагогов и их роль в эксклюзии, может быть представлена через темы: «Источники формирования установок педагогов, влияющих на эксклюзию и инклюзию», «Пути оптимизации отношения педагогов к проблемным ученикам». Соответственно, выбор рамок разработки проблематики определяет и содержание, и структуру, и стиль Вашей работы. Выделение конкретной проблемы или части проблематики предполагает, что Вы обоснуете значимость этого аспекта, покажите его взаимосвязь с другими аспектами проблематики, проблематизируете этот аспект (т.е. выделите некую не изученную зону) и осуществите конкретное исследование, которое будет подтверждать Ваши гипотезы.

Если Ваша тема будет отражать угол зрения на проблему (например, «Теории деформации профессионалов в изучении установок педагогов»), то Вам придется представлять разнообразие точек зрения на проблему, определенным образом эту вариативность систематизировать, может быть выделить некую совокупную точку зрения или одну из точек зрения, которую Вы будете подтверждать, а затем, показать, что разнообразие точек зрения объясняется сложностью самого объекта изучения, которые понимаются с разных точек зрения. Вместо гипотезы при таком ходе исследования Вам будет нужно показать непротиворечивость или взаимоисключение разных точек зрения.

Методология проблематики предполагает, что Вы сосредоточитесь на неких принципах и несущей конструкции проблематики, которая создает предпосылки для обобщения полученного до Вас опыта в данной области. Очень часто в методологической разработке присутствует принцип синтеза, когда две прежде мало связанные темы начинают звучать вместе для того, чтобы дать системное обоснование выдвинутым положениям. Задача такой работы – разработать, обосновать и проверить систему критериев. В качестве гипотезы Вы можете использовать задачу проверки системы критериев. В рамках помогающей деятельности вы можете сосредоточиться на проблеме, носителе проблемы, путях ее преодоления и (или) предупреждения, деятельности (элементе деятельности) специалиста и т.д. Любой из этих моментов можно изложить в каждом из трех предложенных вариантов.

Теоретическая разработка темы Книг, статей и исследований, которые будут относиться к Вашей теме, скорее всего, много, и систематизировать все невозможно. Важно осуществить отбор нужного материала, в соответствии с выбранным путем определения темы. Если Вы выбираете тему как конкретизацию проблематики, лучше отбирать «сильные» работы, т.е. специалистов, которые занимаются темой длительно и сами опираются на широкий круг исследований. Важны работы, которые содержат случаи и описание исследований.

Если Вы выбираете тему, которая отражает угол зрения на проблему, Вам важно показать весь спектр точек зрения на проблему. Постарайтесь найти два-три «свежих» обзора – чтобы посмотреть, как этот спектр представляют другие. Если авторы обзоров будут занимать разные позиции, Вам будет легче систематизировать разные оценки.

Важно найти образцы хороших методологических исследований, пусть и не по теме, поскольку методология часто бывает единой относительно группы проблем. Обзор лучше построить в соответствии с каким-то из принципов: ход формирования понимания проблемы (исторический экскурс в проблему), такой ретрообзор может быть построен по персоналиям или подходам; отражение проблемы в разных научных областях (если речь идет о междисциплинарном феномене); взаимосвязь данной проблемы и смежных с нею проблем. Можно выстроить обзор и по всем выше указанным принципам. Ход Вашего теоретического обзора не должен отражать ход ваших рассуждений, наоборот, теоретический обзор - это уже обобщенный опыт вашей научной рефлексии.

Методология работы Важно определиться с парадигмой Вашего исследования – вам придется в любом случае обосновать или выбор одной из существующих парадигм, или тщательно описать смешение разных методологий, если такого смешения требует Ваша работа. Одной из современных тенденций является междисциплинарный подход, т.е. интеграция разных наук и подходов, поскольку проблема не может быть понята в рамках одного из подходов. Еще одним вариантом обоснования смешения методологий становится сама реальность, например, варианты развития испытуемых могут вписываться в разные концепции развития. В любом случае предполагаемый результат этого этапа работы – система принципов, критериев, требований, которым Вы будете следовать.

Конкретика Этот этап может быть похож на что угодно: эксперимент, описание случая, некое сравнение. Все зависит от того, какой тип исследования Вы выбрали, определяя свою тему. Самый сильно бросающийся недостаток исследования – несоответствие типа исследования заявленной теме. Поэтому постарайтесь, выбирая тему, спланировать адекватную конкретику.

Во-первых, должны быть описаны методы исследования. Опишите цели применения методики, т.е. какие результаты вы планируете получить при использовании методик. Если были использованы существующие методы, следует указать источник (откуда этот метод взят, кто его автор) и привести обоснование тому, почему этот метод использован. В качестве обоснования можно привести пример использования этого метода в исследованиях вашего типа или рекомендации авторитетного источника. Если Вы модифицируете методику – опишите цель модификации, пути подтверждения валидности методики. Если Вы используете свою авторскую методику – дайте описание структуры методики. Проиллюстрировать это можно или образцами вопросов (заданий) или привести часть методики в приложении. Если есть шкалы, части методики – в соответствии с ними и описывайте Вашу методику. Если Вы используете несколько методик – опишите то, как собираетесь соотносить результаты методик. Иногда сочетание методик становится обоснованием из использования.

Во-вторых, подробно опишите выборку исследования. Какие критерии испытуемых были для Вас важны? Возраст, пол, стаж работы, место работы или обучения, семейный статус и т.д. Обоснуйте отбор испытуемых с точки зрения целей исследования. Помните, что «паспортичка» исследуемых должна включать не более 5 показателей – больше просто невозможно описать в последующем исследовании.

В-третьих, опишите процедуру проведения исследования. Где, как вы проводили исследование, сколько времени оно потребовало, с какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолели, особенно, если это важно.

Наконец, переходите к основной части описания эксперимента – описания его результатов. В первую очередь продумайте систему приложений – что и в какой форме вы хотите поместить в работу. Выбор формы представления результатов эксперимента зависит от методики и целей исследования. Соблюдайте простой принцип – все, что вы получили, должно быть отражено в приложении в наиболее минимальном из возможных объеме. Это могут быть таблицы (матрицы), графики, образцы протоколов исследования. Сделайте систему приложений до того, как начнете писать основной текст – так много легче ссылаться на материал и оперировать им в тексте основного описания. Работа не должна быть перегружена приложениями – одно приложение из расчета на 15-17 страниц работы. Ваша задача – найти удобную и понятную постороннему для вашей темы систему приложений. Приложения должны идти в том порядке, в каком вы будете на них ссылаться. Т.е. первая ссылка на приложение - это ссылка на «Приложение 1» и т.д. Однако вы можете ссылаться на одно и то же приложение несколько раз. Приложение обычно содержит графики и таблицы с пояснением каких-то опознавательных знаков (например, в таблице ответы испытуемых могут помечаться разными шрифтами или цветом, что показывает разделение испытуемых на группы по значимым критериям). Также вы можете включить протоколы обследований – при условии, что анализ содержания этих протоколов занимает значительное место в основном тексте. Например, отдельные высказывания ряда испытуемых иллюстрируют некое положение – в основном тексте Вы пишите, что в Приложении № … высказывания № свидетельствуют о том, что… .

В основном тексте вы должны показать подтверждение ваших положений экспериментальными данными. Подумайте о структуре описания данных; если вы выделяли типы поведения, то опишите:

- общие тенденции для всех испытуемых;

- группы испытуемых (это самое сложное – выделить и описать разные типы);

- некие уникальные случаи.

Сосредоточьтесь на том, как Вы проведете типизацию ответов – выбранные критерии для типизации должны быть направлены на подтверждение основных положений вашей работы.

Общие требования к текстуВажно соотнести структуру и содержание текста. Это обеспечивает адекватную логику изложения проведенной работы. Текст должен быть таким, что любая перестановка глав нарушает логику работы, перестановка параграфов нарушает логику главы, перестановка абзацев – логику параграфа, а перестановка предложений – логику абзаца. Поэтому структура определяется темой работы. Текст должен быть интересным – читатель должен думать, что будет дальше. Есть несколько приемов, которые поддерживают интерес к Вашему ходу изложения. Задавайте вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ. Делайте ссылки на последующий материал (например, см. §3 следующей главы). Введите четкую систему приложений и делайте ссылки на эти приложения.

И еще – если тема Вам интересна, вы изложите ее с определенным эмоциональным включением. Это тоже важный стимул читательского интереса. Почти всякое исследование содержит элемент сравнения – если это так, то обязательно указывайте критерии (основания) сравнения. Обосновывайте силу и слабость разных критериев сравнения. Любой обзор в идеале должен нести аналитическую нагрузку – меньше описания, больше научной оценки. Если вы помните одного из героев «Черного монаха» А.П. Чехова, то он в своих садоводческих пособиях яростно нападал на тех, кто делал прививку иначе, чем он сам, – важно удержаться от воинственной критики. Используйте образы и метафоры, но помните, что читатели склонны впадать в метафору, и если развитие Вы сравните с ростом дерева, а работу психолога с работой садовника, не факт что читатель не начнет ассоциировать психологическую помощь с искусственным опылением или опрыскиванием (нравится ли Вам такой ход его мысли?!). Выводы и заключение могут не отражать логики проведенного исследования, главное, чтобы структура заключения отражала достижение первоначально поставленных задач.


Заключение

 

Уважаемый читатель, этот учебник в первую очередь направлен на активизацию вашего интереса к проблеме инклюзии в образовании. Становится ли образование первой из ступеней в отчуждении или интеграции человека с особыми нуждами? Каковы возможности и ограничения образования в решении проблем нетерпимости, дискриминации и неравенства? Ответ на эти вопросы зависит и от того, насколько профессионалы – педагоги, менеджеры, политики принимают идею инклюзивного образования. Этот учебник помогает развить ресурс рефлексии специалистов и подготовить их к осмыслению подводных камней и ограничений реформ, направленных на инклюзию людей с особыми нуждами в образование.

Без подобных реформ отечественное образование теряет свою гуманитарную миссию, но и реализовывать такую миссию крайне сложно. Специалисту придется принимать решения в условиях нестабильности и отсутствия многих ресурсов, тем важнее, иметь представление о различных стратегиях реализации реформ и придерживаться идеи критического отношения к опыту других стран. Именно на формирование этого ресурса рефлексии и направлено это пособие.

Учебник приглашает вас в путешествие – конечной целью становится ваше профессиональное самоопределение, выработка позиции относительно весьма неоднозначных вопросов. Через призму одной из проблем можно увидеть общие закономерности современного образования – учебник предназначен развить способность видеть проблемы с разных сторон и продолжать следовать этому принципу и после того, как учебник закрыт и поставлен на полку.

Автор будет признателен за все замечания и комментарии – ведь такое отношение становится воплощением принципа инклюзии учащихся в образовательный процесс. Вы можете прислать ваше мнение на адрес schmidt2000@mail.ru


[1] NWTDT (North West Training and Development Team), - многолетняя программа по инклюзии людей с трудностями обучения, которая действует на Северо-Западе Англии, регионе-лидере в области интегрированного образования [прим. переводчика]

[2] более подробно о деятельности этой организации можно узнать на сайте http://users.skynet.be/aped

[3] см. сайт www.disabilitymonitor-see.org

[4] Интеграционная школа «Ковчег». Опыт работы. Сборник материалов. Москва, 2003. С.42

[5] Там же. С.12

 

 

[6] Проблема life-long learning подробно изложена в статье Шмидт В.Р. Молодой специалист на предприятии и в Вузе: опыт модернизации профессионального образования США и Австралии // Труд за рубежом, 2002, №3.

 

[7] Wolfe, Marshall, 1994.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.011 с.)