Консервативная и социал-демократическая модели: сравнение



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консервативная и социал-демократическая модели: сравнение



Консервативная и социал-демократическая модели образования основаны на идее всеобщего доступа к образованию. Однако они используют разные стратегии обеспечения этого доступа. Аналитики сравнивают социал-демократический и консервативный подходы к образованию:

Таблица 6.4. Сравнение социал-демократического и консервативного подходов к образованию

Критерии сравнения Социал-демократический Консервативный
Этап образования В большей степени ориентировано на молодежь На профессиональное образование
Образование как фактор или следствие социальной мобильности Фактор – образование становится залогом успеха Следствие – образование подтверждает происхождение человека из благополучной семьи
Соотношение со сферой труда Создает предпосылки рыночных изменений Реагирует на рыночные изменения
Основной подход в оказании помощи Содействие в овладении квалификацией Денежные переводы
Социальный статус Создается Достигается

Источник: Allmendinger J., Leibfreid S. Education and the welfare state. Germany’s poverty and Plenty //Journal of European social policy, 2003, 13:1

В Нидерландах, стране с выраженной консервативной моделью образования, степень децентрализации управления образованием составляет ту особенность политической ситуации, которую следует принимать во внимание. Ответственность за разные направления социальной политики, которые обеспечивают социальную инклюзию, несут разные ведомства. Так, молодежная политика – приоритет региональной власти, а разработка схем благосостояния – центральной власти. Формирование бюджета образования происходит в том числе, и по количеству учеников в городе (регионе), которые требуют специального подхода. Гибкость требований к региональному компоненту образования – одно из административных условий решения проблемы эксклюзии в образовании. Развитие региональных планов относительно детей с особыми образовательными потребностями стало требованием к работе отделов образования с 1998 г. Большинство муниципалитетов развивают планы в контексте следующих направлений:

- ранее вмешательство в развитие детей, содействие раннему включению детей с особыми потребностями в обычное образование;

- уменьшение количества детей, уходящих из обычного обучения;

- улучшение языковой подготовки детей с проблемами в освоении национального языка (детей из семей мигрантов и беженцев).

Национальная программа «Going to school together» («Идем в школу вместе») направлена на развитие интегрированного обучения. Эволюционный путь - не отмена специальных школ и перевод всех детей с особыми потребностями в обычные школы, но постепенное наращивание взаимодействия институтов общего среднего образования и учреждений специального образования. Так, приход в обычную школу детей с тем или иным видом отклонения от психической шкалы сопровождается более активным взаимодействием специалистов обычной школы и специальной школы. Педагоги специальной школы делятся со своими коллегами приемами работы с детьми, которые нуждаются в специальном подходе. Введена новая схема финансирования образования детей с особыми потребностями. Бывшие школы для детей с трудностями в поведении и обучении были переименованы в школы предварительной подготовки и включены в сеть общеобразовательных учреждений. Преобразование статуса школ для детей с трудностями в поведении и обучения происходит в процессе развития сети учреждений, которые включают школу, специальный комитет, который принимает организационные и финансовые решения, обычную школу, куда переходят дети после обучения в специальной школе. Основная цель сети – поиск удачных путей внедрения каждого ребенка в общее образование. Бюджет таких организаций составляет 2% бюджета всего образования в регионе. Важное условие успеха реализации программы становится институциональная инициатива снизу: от учителей школ, родителей детей с особыми потребностями.

Четыре основных принципа реализации программы следующие:

- Родители имеют право выбирать между обычной и специальной школой для своего ребенка;

- Окончательное решение о том, следует ли ребенку учиться в специальной школе, принимает специальный комитет;

- Ученики, которые нуждаются в особой поддержке, обеспечиваются через особые статьи бюджета (выделение дополнительного финансирования);

- Для учеников с серьезными и многосоставными нарушениями, образовательные цели должны определяться в соответствии с разнообразием знаний и умений, которые закреплены в обязательной программе.

Сеть служб рассматривается как цепочка, по которой передается ответственность от политических субъектов службам, от служб родителям, от родителей детям. Само-реабилитация рассматривается как основной механизм включения этих граждан в гражданское общество, их способность реализовывать свои права.

Социальная политика все чаще делает акцент на региональных агентствах, справедливо полагая, что особенности региона определяют важнейшие приоритеты. Одна из актуальных проблем управления социальной инклюзией – сложность менеджмента разветвленными службами разных ведомств. Координация служб, предупреждение дублирования мероприятий и программ – предмет отдельных политических решений (Меморандум правительства о взаимодействии между различными секторами служб 1993 г.). Также существуют барьеры взаимодействия между различными административными уровнями, которые заключаются в разных финансовых схемах, возможностях для контроля, административными культурами. Современная социальная политика ориентирована на соотнесение целей и методов всех уровней: центрального, регионального, местного.

Опыт Нидерландов показывает, что страны с консервативной моделью социальной политики в условиях задачи развития интегрированного образования включают элементы других моделей (либеральной или социал-демократической). Обращение к другим моделям исследователи считают необходимым в силу нескольких причин:

· доступ, эффективность, результативность служб разного уровня имеют разные стандарты, необходимо привести их к некой общей форме;

· молодые люди и родители не находят помощи в традиционных службах и обращаются в другие службы (частные и общественные);

· проблемы качества оказываемой помощи (относительно отдельных людей, организаций, окружения клиентов).

Задание слушателям: Ответьте на вопросы: Чем отличается опыт интегрированного обучения в Норвегии от опыта Великобритании? Как вам кажется, за счет каких ресурсов в Норвегии достигнуты более высокие показатели интеграции? Как вы полагает, чем будут отличаться результаты либеральных реформ в такой стране как Норвегия от результатов либерализации образования в Великобритании?

Де-институционализация как основа интегрированного образования

В большинстве стран интегрированное образование встроено в такое направление социального развития как де-институционализация. первоначально термин использовался для обозначения реформ, напрвленных на закрытие психиатрических клиник и интеграцию людей с расстройствами психики в сообщество. Но к концу 70-х г.г. термин «де-институционализация» приобрел более широкий контекст и стал относиться к реформам по преобразованию закрытых учреждений разного типа: специальных школ, колоний, детских домов. Де-институционализация ставит несколько вопросов, на которые трудно найти однозначный ответ.

В первую очередь, имеет ли смысл процесс де-институционализации? Необходим ли он? Не случится ли так, что в странах с не очень высоким уровнем социального и экономического развития он приведет к исчезновению системы помощи людям с особыми нуждами, проще говоря, к откату в прежние времена, когда эти люди были предоставлены сами себе? Одни исследователи, которые сомневаются в де-институционализации, тесно увязывают этот процесс с экономическими возможностями. Другие утверждают, что и содержание учреждений типа детских домов или домов-интернатов, - требует не меньших, а то и больших затрат. В отчете о ходе де-институционализации в странах Восточной Европы[3] в первую очередь подчеркивался парадоксальный ход реформ – с одной стороны, рыночные реформы привели к экстремальному ухудшению ситуации с правами инвалидов, с другой стороны, именно рыночные преобразования могли бы создать новые ресурсы интеграции. Таким образом, происходит и эксклюзия и инклюзия инвалидов, причем источником становится общий ход социальных реформ.

Еще одним открытым вопросом де-институционализаии становятся пути ее реализации. Процесс де-институционалицации может происходить по-разному. Основными путями становятся революционный и эволюционный. Сторонники каждого из путей сходятся в одном – де-институционализация составляет позитивное и непременное условие развития образования. Однако разные пути де-институционализации означают не только разные способы ее осуществления, но и разные результаты этого процесса.

В одних странах эти преобразования имели революционный характер. Например, в Италии с конца 70-х гг. начался процесс закрытия таких учреждений, как психиатрические больницы, детские дома, дома-интернаты для людей с особыми нуждами и т.д. У общества и профессионалов не было другого варианта поведения как де-институционализация и интеграция людей с особыми нуждами. Кроме того, что произошло сокращение закрытых учреждений, создавались предпосылки для изменения деятельности учреждений и служб, которые брали на себя заботу и поддержку людей из закрытых учреждений (и тех, кто раньше непременно попал бы в закрытое учреждение). Революционный путь направлен на активизацию сообщества – на обычных людей, на окружение тех, кто раньше пребывал в закрытых учреждениях. Активность не-специалистов признается ведущим условием и результатом процесса де-институционализации.

Эволюционный путь предполагает, что прежде репрессивные учреждения преобразуются в учреждения интеграции: детские дома – в центры семейного жизнеустройства, интернаты – в интегрированные школы, психиатрические лечебницы – в центры дневного пребывания и поддержки и т.д. Этот путь основан на изменении профессиональной позиции специалистов, условием и результатом де-институционализации становится в первую очередь их профессиональное развитие.

Несомненно, в ряде стран реализуется смешанный вариант де-институционализации, тем не менее, одна из тенденций, революционная или эволюционная, становится ведущей.

 


Тема 7 Социальная интеграция в образовании: российский опыт

Вводное задание к теме: В истории российского образования можно выделить несколько «историй», связанных с преодолением явления, которое принято называть социальной эксклюзией. Постарайтесь вспомнить как можно больше программ и акций в истории России за последние два столетия, которые были направлены на включение как можно большего количества людей в процесс образования. Используйте пособие «История педагогики в России» и свои знания в области истории образования для выявления этих программ. Оценка эффективности данных программ весьма противоречива. Какие критерии оценки эффективности данных программ Вы использовали бы, если бы Вам пришлось оценивать каждую из них? Подумайте, что помешало реализации данных программ в полной мере. Используйте материал предыдущих лекций. Можно ли на современном этапе развития образования считать эти программы, направленными на инклюзию? Привлекайте в качестве объяснений многоуровневую структуру феномена эксклюзии.

Указания к выполнению задания: Основными программами по решению проблемы эксклюзии (в современном контексте) можно считать:

- земское образование;

- церковно-приходские школы;

- программа ликбеза в советском селе;

- колонии для беспризорников;

- школы рабочей молодежи, а затем «рабфаки» при Вузах СССР;

- эксперимент Э.В. Ильенкова по интеграции слепоглухонемых людей в общество.

Исследователи-историки сосредотачиваются на самых разных критериях эффективности этих программ, которые впрочем, имеют мало отношения к показателям инклюзии людей в общественную жизнь посредством образования. В контексте проблемы эксклюзии эти программы могут оцениваться по следующим критериям:

- включение в реализацию программ общественности, дальнего и ближнего окружения детей (обучающихся);

- согласованность деятельности всех уровней власти в реализации данных программ;

- преемственность между деятельностью данных учреждений (программ) и других сфер социальной жизни (трудовой деятельностью);

- соответствие целей программ и экономического обеспечения программ.

 

План-конспект лекции: По сути, это занятие ставит перед вами вопрос о том, что может Школа (т.е. институты образования в самом широком смысле) сделать для того, чтобы содействовать инклюзии. Каким образом осуществляется инклюзия в образование? В первую очередь, это интегрированное образование, которое предполагает, что те люди, которые в силу тех или иных причины учились в специальных учебных заведениях, будь то интернат для детей с проблемами в психическом развитии или закрытое ПТУ для подростков, совершивших правонарушение, будут учиться вместе с теми, у кого таких проблем нет. Интегрированная школа (детский сад, колледж, Вуз) – это не то же самое, что обычная школа плюс обучение необычных детей. Интеграция – принципиально иной способ организации обучения.

Ниже приведено описание одной из интегрированных школ, которые действуют в России, а именно школы «Ковчег». Описание составлено выпускницей факультета Практическая психология Анастасией Сидоровой и руководителем факультета Социальная работа Викторией Шмидт.

 

 
 
Вопрос: По ходу чтения определите, чем интегрированная школа в России отличается от таких школ в развитых странах и отечественных школ (как специальных, так и обычных)?

 

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.007 с.)