Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксклюзия от возможности понимания происходящегоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общества переживают переход от социальных отношений, организованных на основе труда, к социальным отношениям, организованным на основе информации. Отсутствие доступа к компьютеру становится формой эксклюзии. Для одних такая ситуация означает беспрецедентно широкий диапазон выбора разнообразных жизненных стилей. Для других это – беспрецедентно широкий диапазон разнообразных стратегий выживания, каждая из которых оказывается перед непредвиденным риском разрушения. Остальные же удовлетворены сообщениями о спортивных событиях, частной жизни знаменитостей и т.п. при практическом исключении более тревожной информации.» Текст 2 Шуламит Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия» (статья опубликована в журнале Управление здравоохранением, 1999, №2)
…Именно хронические заболевания и инвалидность чреваты разными формами социального исключения – как явными, так и завуалированными. …Физическое истребление таких людей в фашистской Германии под предлогом оздоровления нации – это крайний пример того, как далеко может заходить политика исключения (Perske, 1972). Таким образом, люди с отклонениями в состоянии здоровья испытывают разные формы дискриминации как на бытовом уровне, так и в случае обращения за профессиональной помощью. Социальная модель инвалидности утверждает, что проблемы нормальной жизнедеятельности у этих людей в большинстве случаев связаны не столько с наличием у них определенных дефектов как таковых, сколько с тем отношением к данной категории людей, которое сложилось в обществе (Swain et al, 1992). Поэтому именно общество должно изменить свое отношение к этой группе населения, разработать и провести в жизнь специальные мероприятия по их социальной интеграции. Данный подход утверждает, что любой человек, будь он здоровый или больной всегда имеет свои сильные и слабые стороны. Каждый имеет право на уважение и достойное обращение с ним. Если современное общество еще не созрело до понимания и принятия этого факта, то сами инвалиды должны объединить свои усилия и заставить относиться к себе как к полноценным членам общества. … Сам факт осознания своей непохожести на других остается. Всё дело в том, как эта непохожесть воспринимается и переживается. Каждый человек знает, что он в чём-то отличается от других людей. Но осознание личного своеобразия может иметь позитивный смысл, выступать инструментом самоутверждения. Плохо, когда непохожесть воспринимается как ущербность. Это имеет место в том случае, если общество рассматривает некоторую характеристику как нежелательную, как признак социальной неадекватности. … Закономерность формирования самооценки и представления о собственной личности состоит в том, что при этом важную роль играет ориентация на мнение окружающих, хотя отношения здесь достаточно сложные и вовсе не однозначные. Чувствуют ли себя люди с какими-то явными недостатками лучше в обществе себе подобных? Эмпирические данные на этот счет довольно противоречивы. Одни исследователи приходят к выводу, что инвалиды, в том числе и дети, предпочитают компанию здоровых людей (Gibbons, 1985; Oliver, 1986). В других исследованиях обнаруживается, что детям-инвалидам комфортнее находиться в коллективе, где имеются другие дети с такими же проблемами (Coleman, 1983). Между прочим, когда опрашивались матери этих детей, то они, как правило, считали, что их детям будет лучше учиться вместе с нормальными сверстниками. Таким образом, общая картина оказывается сложной и неоднозначной. В нынешних условиях и полная интеграция, и полная сегрегация не являются решениями, которые однозначно можно принять за оптимальные. Путь к интеграции лежит через создание такого климата в обществе, когда различия, пусть и значительные, не воспринимаются как угрожающие. Признание того факта, что в большинстве случаев (хотя и не во всех) сравнение больных и здоровых будет не в пользу первых, является необходимым элементом построения любой эффективной стратегии интеграции (Atherton, Brandon and Brandon, 1996). Вторым существенным моментом оказывается то обстоятельство, что у многих инвалидов (детей и взрослых) под влиянием отношения окружающих формируется комплекс неполноценности. Поэтому мероприятия по формированию позитивной самооценки должны стать важной составной частью подготовки к жизни в интегрированном сообществе.
Текст 3 Б. Персон «Общество и девиации с философской точки зрения» /Интегрированное обучение: политика, контекст и сравнительный анализ, Ред.-сост. Ф. Армстронг, Д. Армстронг и Л. Бартон, выдержки из Гл. 8
Идеи интеграции, нормализации и включения очень характерны для современного Западного общества. Им соответствуют различные практики, способствующие внутреннему объединению людей как на институциональном, так и на индивидуальном уровне. Но попытки интегрировать людей с ограниченными возможностями в существующую социальную среду еще и сегодня нередко наталкиваются на разного рода препятствия, хотя тут уже достигнут значительный прогресс по сравнением с той ситуацией, которая существовала несколько десятилетий тому назад. Одним из первых исследователей, обратившихся к анализу проблемы отклонений от того, что называют "социальной нормой", был французский философ Мишель Фуко. В своей докторской диссертации "Помешательство и цивилизация" (1967) он рассмотрел оппозицию разума и безумия, показав как это противопоставление проявляет себя в существовании различных теорий, профессий и социальных институтов. Исходным пунктом рассуждений М. Фуко явилась идея, что девиации обычно рассматриваются как сравнительно редкие явления, а потому подавляющее большинство "нормальных" людей в силу самого этого факта имеет право вмешиваться в жизнь "девиантов", определять их судьбу. Четко разделяя всех людей на больных и здоровых, приписывая психическую патологию другим, мы стремимся полностью исключить безумие из своей жизни, хотя известно, что на самом деле грань между психических здоровьем и болезнью очень относительна и условна. Затем Фуко дает исторический анализ эволюции отношения к психическим заболеваниям в различных культурах, начиная с середины XV в. и до наших дней. Этот анализ он назвал "Рождение клиники". Согласно его интерпретации, психиатрическая клиника – это место, где лица, характеризующиеся девиантным поведением, содержатся как больные, которых лечат врачи и другие специалисты. Помещение в клинику означает изоляцию от общества, от других людей ("нормальных"). Фуко отмечает, что девианты – это люди, которых сторонятся и опасаются. Для социальной системы в целом девиантные группы выполняют функцию негативного образца и в этом смысле они образуются часть системы отсчета, которую общество используется для целей самоидентификации. Именно по отношению к некой патологии, понимаемой в качестве таковой, общество формулирует понятие "социальная норма". Выделяя какие-то явления, которые требуются к себе особого отношения, мы тем самым косвенно очерчиваем круг тех явлений, которые образуют сферу нормального поведения. Взятые в подобном контексте, отношения между больным и врачом перестают быть просто отношениями двух людей, но приобретают особый характер – характер социального контроля. Уже в своих ранних работах, опубликованных в 50-х годах, Фуко убедительно показал, что болезнь, и в частности психическая, не может быть до конца понята изнутри как явление чисто биологические, а должна рассматриваться как результат социального конструирования. Какое же отношение идеи Фуко, его представления о природе психических расстройств и девиациях, имеют к проблемам образования конце ХХ века? Ответ напрашивается почти что сам собой. В рамках большинства образовательных систем сложилось положение, когда учителя массовой школы имеют дело только с теми индивидами, которые хорошо обучаемы. Лица же, испытывающие определенные трудности в обучении, помещаются в особую категорию и тем самым рассматриваются как отклоняющиеся от нормы.
Текст 4 Г. Стангвик «Политика интегрированного обучения в Норвегии» /Интегрированное обучение: мировой опыт, Под ред. С. Пейла, К. Мейера и С. Хегарти. Лондон, 1997
В последние годы понятие интеграции приобрело в Норвегии большую популярность. Если вначале оно рассматривалось просто как один из способов решения проблем учащихся с ограниченными возможностями, то в наши дни оно стало ведущим принципом воспитания из этих людей активных и полноценных членов общества. Интеграция рассматривается не как самоцель, а как способ достижения глобальных социальных целей образования. В этой связи возникает целый ряд важных вопросов: 1. Какое содержание следует вкладывать в понятие интеграции? Является оно лишь новым конструктом, относящимся к школьному обучению, или же оно свидетельствует об изменении всей социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями? Этот вопрос является важным, поскольку от решения его зависит и объем самого понятия, и тактика решения проблем, которая из него следует. 2. Какова цель интеграции? Этот вопрос связан с предыдущим. Но здесь речь идет о том, касается ли интеграция только условий обучения и воспитания в школе, или же мы имеем в виду социальную интеграцию в целом. 3. Какую роль призвано играть специальное образование? Как сделать так, чтобы оно было частью интеграции, а не выпадающим из него звеном и соперником? 4. Какая профессиональная компетенция требуется в этой связи от учителей и воспитателей? При этом компетенция понимается как комплекс умений и ценностей, неразрывно связанных между собой. Речь идет о тех новых профессиональных установках, которые должны быть усвоены педагогами для того, чтобы активно участвовать в этом процессе? 5. Каковы наиболее существенные требования интеграции? Понятно, что для реализации этой новой политики требуется радикальное изменение ряда привычных установок и методов работы, которые долгое время были составной частью традиционной школьной педагогики. Ресурсы для учителей … Взгляды на проблему обучения детей с особыми нуждами напрямую связаны с преобразованием всей системы социального обслуживания и всей социальной политики государства. … На каждом уровне (индивидуальном, социальном, системном, глобальном) существуют свои особые закономерности, которые необходимо тщательно проанализировать. В сумме они позволят дать более или менее полную картину всего сложного процесса. При этом социальный анализ имеет дело преимущественно с ценностными установками, существующими в данном обществе. Системный анализ направлен на выявление тех аспектов деятельности школы как организации, которые мешают интеграции. Выходя на глобальный уровень, мы сталкиваемся с противоречиями между политическими лозунгами и существующей практикой. Такой широкой концептуальный подход необходим для учета всех аспектов интеграции. На индивидуальном уровне мы должны рассмотреть условия и результаты этого процесса в отношении конкретного человека. Исследователи (Söder, 1980) тут выделяют физические, социальные, функциональные и социетальные компоненты. Из такого понимания объекта вытекает множественность потенциальных мероприятий. Более того, каждая конкретная группа людей требует собственных подходов. Ведь инвалиды – это внутренне чрезвычайно разнородная категория. Сюда входят глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями, интеллектуальными дефектами, эмоциональными расстройствами и т.д. На практике интеграция означает, что массовая школа берет на себя обязательства, связанные с обучением и воспитанием всех этих категорий детей …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.009 с.) |