Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Двигатель работает в полете↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс сжатия воздуха Для работы турбореактивного двигателя необходима непрерывная подача сжатого воздуха в камеры сгорания. Сжатие воздуха в этих типах двигателей происходит в специальных лопаточных машинах — компрессорах. Лопаточными машинами компрессоры называются потому, что рабочими элементами в них являются лопатки. Компрессор турбореактивного двигателя приводится во вращение газовой турбиной. При сжатии воздуха температура его повышается на 100—200° С. В сжатом и подогретом воздухе топливо хорошо испаряется, быстро и полностью сгорает. На современных турбореактивных двигателях применяются два типа компрессоров: центробежные и осевые. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ Главной величиной, характеризующей компрессор турбореактивного двигателя, является степень повышения давления воздуха в компрессоре, называемая еще степенью сжатия; обозначают ее греческой буквой “эпсилон” - ε. Степень сжатия компрессора - это отношение давления воздуха на выходе из компрессора к давлению воздуха на входе в него:
Где Р2 – давление на выходе компрессора, Р1 – давление на входе компрессора. Степень сжатии — величина безразмерная, она показывает, во сколько раз повышается давление воздуха в компрессоре по сравнению с давлением воздуха перед ним. Если взять отношение давления воздуха за компрессором к давлению воздуха, окружающего двигатель, то получим степень сжатия двигателя:
Где Р0 – давление атмосферного воздуха. Чтобы представить себе разницу между этими двумя величинами, подсчитаем их для следующих условий: - скорость полета с0 = 0; давление окружающего воздуха РО = 1,033 кг/см2; давление перед компрессором Р1 = 0,92 кг/см2; давление за компрессором Р2 = 4,35 кг/см2. Тогда:
Как видно, εДВИГ меньше εКОМП. Для современных ТРД величина степени сжатия компрессора лежит в пределах от 4,2 до 7,1 (иногда 8). Степень сжатия двигателя зависит от скорости вращения колеса (ротора) компрессора, от высоты полета (от температуры окружающего воздуха) и от скорости полета. С увеличением скорости вращения колеса компрессора степень сжатия компрессора увеличивается. В осевом компрессоре с увеличением числа его оборотов окружная скорость движения лопаток растет. Вследствие этого увеличиваются силы, сжимающие воздух, и, следовательно, давление воздуха, выходящего из компрессора. Так как давление воздуха на входе в компрессор остается постоянным (оно не зависит от скорости вращения колеса компрессора), то степень сжатия компрессора увеличивается. В центробежном компрессоре с увеличением числа его оборотов растет окружная скорость колеса компрессора. Вследствие этого увеличиваются центробежные силы, сжимающие воздух, и, следовательно, давление воздуха, выходящего из компрессора. В результате степень сжатия компрессора увеличивается.
ВХОД ВОЗДУХА В ДВИГАТЕЛЬ Имея общее представление о работе турбореактивного двигателя и процессах, которые происходят в воздушно-газовом потоке, протекающей через двигатель, рассмотрим теперь более подробно работу отдельных элементов ТРД и процессы, происходящие в них. Воздухоподводящие или входные каналы служат для подвода воздуха к компрессору с возможно меньшими потерями. Входной канал является частью конструкции самолета или образуется обводами капотов двигателя и самого двигателя. Изменение параметров воздуха во входном канале будет различно в зависимости от условий работы двигателя: на месте или в полете. Поэтому рассмотрим отдельно эти два случая.
А. Двигатель работает на месте (скорость полета с0 = 0) При работе двигателя на месте компрессор засасывает воздух из окружающей атмосферы. Скорость воздушного потока при подходе к двигателю возрастает от нуля у невозмущенного воздуха впереди двигателя (сечение 0-0) до скорости с1 на входе в компрессор (сечение 1-1, рис. 1). Для различных турбореактивных двигателей величина скорости с1 лежит в пределах от 70 до 180 м/сек. Как показывает опыт, температура и давление воздуха во входном канале падают. Чтобы понять, почему это происходит, напишем уравнение энергии движущегося потока воздуха для сечений 0-0 и 1-1
Где k – показатель адиабаты, R – газовая постоянная, g – ускорение свободного падения. Так как двигатель работает на месте (неподвижен), то скорость с0 = 0. В этом случае уравнение энергии будет:
Подставив в последнее уравнение численное значение k, g, R, определим температуру Т1 .. Она будет равна:
Из уравнения видно, что температура воздуха на входе в компрессор Т1 должна быть ниже, чем температура окружающего воздуха Т0. Для существующих ТРД это падение температуры составляет 8—10°. Разделив все члены этого уравнения на Т0, получим:
Рис.1 Изменение параметров воздуха при работе двигателя на месте.
Заменим отношение температур отношением давлений (считая процесс адиабатическим) и определим давление воздуха на входе в компрессор:
Так как с1 = 70-180 м/сек, то численная величина квадратной скобки будет меньше единицы. Следовательно, давление на входе в компрессор Р1будет меньше давления окружающего воздуха Р0. Для выполненных ТРД падение давления во входном канале составляет 0,1-0,16 кг/смг.
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР Осевой компрессор — лопаточная машина, которая засасывает воздух из атмосферы, сжимает его и принудительно подает (нагнетает) в камеры сгорания. Он состоит из двух элементов: неподвижного корпуса, где крепятся спрямляющие лопатки, и вращающегося ротора, несущего рабочие лопатки (рис. 4). Рис. 4. Ротор и корпус 11-ти ступенчатого осевого компрессора Сочетание одного ряда подвижных рабочих лопаток и одного ряда неподвижных спрямляющих лопаток называется ступенью осевого компрессора. Воздух всасывается в осевой компрессор через кольцевую щель, образуемую корпусом и ротором, ипри сжатии движется параллельно оси вращения ротора, потому компрессор и называется осевым. Процесс сжатия воздуха в осевом компрессоре состоит из ряда последовательных процессов сжатия его в каждой ступени. Рис. 5. Сжатие воздуха в осевом компрессоре Воздух, сжатый в первой ступени, перегоняется во вторую ступень, где сжимается, перегоняется в третью ступень и сжимается и т. д., пока не пройдет сжатие во всех ступенях компрессора. Высота лопаток ступеней 2, 3, 4, 5 и т. д. уменьшается, так как удельный объем воздухавследствие сжатия его уменьшается. В каждой ступени воздух сжимается незначительно поэтому для получения давления воздуха на выходе из компрессора порядка 5 - 7 кг/см2 осевые компрессоры современных ТРД имеют 8 - 12 ступеней. Схематически повышение давления воздуха в осевом компрессоре показано на рис.5. В осевом компрессоре каждая ступень имеет свою степень сжатия (для разных ступеней она может быть численно различной). Степень сжатия ступени - это отношение давления воздуха за ступенью к давлению воздуха до ступени:
Где РЗА – давление воздуха за ступенью компрессора, РДО – давление воздуха до ступени компрессора. Численно εСТУП = 1,20 - 1,35 (для тех ступеней, где скорость движения воздуха не превышает скорости звука). Степень сжатия осевого компрессора - это отношение (давления воздуха, выходящего из последней ступени компрессора, к давлению воздуха, входящего в первую ступень компрессора. Для выполненных осевых компрессоров степень сжатия равна 6,2 - 8. Познакомимся с принципом работы ступени осевого компрессора. Каждая ступень осевого компрессора состоит из вращающегося рабочего колеса и неподвижного спрямляющего аппарата. Иногда перед первой ступенью современных осевых компрессоров устанавливается еще один ряд лопаток - входной направляющий аппарат или входное устройство. Работа каждого из этих устройств в процессе сжатия воздуха различна, поэтому рассмотрим ее раздельно.
Б. Рабочее колесо Газовая турбина вращает ротор рабочего колеса компpeccopa, а лопатки колеса передают полученную энергию потоку воздуха. Частицы, воздуха со скоростью с1 подходят к лопаткам рабочего колеса (см. рис. 6). Рабочая лопатка вращается со скоростью u, равной окружной скорости вращения колеса. Если бы поток воздуха был неподвижен, а двигались только рабочие лопатки, то скорость движения частиц воздуха относительно лопаток была бы –u. Но поток воздуха имеет скорость с1. В результате сложения скоростей с1 и - u частицы воздуха приобретают относительную скорость w1 (скорость, с которой поток воздуха движется относительно лопаток). Скорости с1, - u, w1 образуют треугольник скоростей на входе в рабочее колесо ступени. Треугольник скоростей на входе изменяется в зависимости от величины секундного расхода воздуха через компрессор (изменяется скорость с1) иот скорости вращения колеса компрессора (изменяется скорость и). Форма лопаток рабочего колеса и их взаимное расположение подобраны так, что между лопатками образуются расширяющиеся каналы. Воздух, двигаясь в расширяющемся канале, уменьшает свою скорость движения, поэтому относительная скорость на выходе из канала w2 меньше относительной скорости воздуха w1 на входе в канал. За счет уменьшения относительной скорости давление воздуха в каналах колеса повышается. Рабочие лопатки сжимают воздух, поворачивают поток воздуха и увеличивают абсолютную скорость движения воздуха до величины с2. Абсолютная скорость воздуха на выходе из рабочего с2 колеса больше скорости на входе с1 на 50—70 м/сек за счет энергии, получаемой воздухом от рабочих лопаток. Таким образом, энергия, получаемая рабочим колесом, расходуется на сжатие воздуха, на увеличение его скоростной энергии и на преодоление гидравлических потерь в каналах между рабочими лопатками. В. Спрямляющий аппарат Лопатки спрямляющего аппарата неподвижно закреплены в корпусе компрессора. Они имеют хорошо обтекаемую форму и специально изогнуты для изменения направления потока воздуха. Между лопатками спрямляющего аппарата получаются расширяющиеся каналы - диффузоры. Частицы воздуха со скоростью w2 (рис. 6) отбрасываются рабочим колесом к спрямляющему аппарату. Вращаясь вместе с колесом, они получил окружную скорость - и. Попадая в каналы спрямляющего аппарата, частицы воздуха тормозятся, их окружная скорость уменьшается. Поэтому на треугольнике скоростей на входе в спрямляющий аппарат окружная скорость и направлена в другую сторону, чем было на треугольнике скоростей на входе в рабочие колесо, хотя величина ее осталась без изменения. В результате сложения скоростей w2, и и получается абсолютная скорость c2. Имея эту скорость, поток воздуха входит в каналы спрямляющего аппарата. В каналах спрямляющего аппарата скорость потока воздуха уменьшается от с2 до сВЫХ, а давление увеличивается. Напишем для этого случая уравнение, которым мы пользовались при рассмотрении входа воздуха в двигатель во время полета:
Скорость на выходе из направляющего аппарата сВЫХ меньше скорости на входе с2. Поэтому дробь, стоящая вскобках, всегда будет иметь положительную величину, т. е. Рвых будет больше Р2 . Лопатки спрямляющего аппарата изогнуты так, чтобы направление скорости сВЫХ с которой воздух покидает ступень, совпадало или немного отличалось от направления скорости с1 с которой воздух входит в ступень. Этим обеспечивается подход воздуха под нужным углом к лопаткам рабочего колеса следующей ступени. Скоростная энергия воздуха при его движении в спрямляющем аппарате расходуется на совершение работы сжатия воздуха, на поворот потока воздуха и на преодоление гидравлических потерь в каналах спрямляющего аппарата. Окружная скорость и различна по высоте лопатки. У корня лопатки она меньше, чем у ее конца. Поэтому треугольники скоростей будут различными по высоте лопатки. ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР Рассмотрим устройство центробежного компрессора (рис. 13, 14). В литом корпусе на специальных подшипниках вращается колесо. Перед колесом укреплены неподвижные направляющие аппараты, которые создают предварительную накрутку потока воздуха перед входом в колесо - отклоняют поток воздуха от осевого направления движения, при этом уменьшается скорость воздуха относительно колеса. Назначение закрутки воздуха -увеличить быстроходность колеса (повысить число оборотов). Рис. 13. Принципиальное устройство центробежного компрессора Колесо состоит из крыльчатки и заборных лопаток. Крыльчатка представляет собой диск, имеющий лопатки (идущие по радиусу) с одной или обеих сторон диска. Если лопатки имеются на одной стороне, то такое колесо называется колесом с односторонним входом воздуха. Если лопатки имеются с. обеих сторон колеса, то оно называется колесом с двухсторонним входом воздуха. Чаще всего колесо делают с двухсторонним входом воздуха для увеличения количества воздуха, прогоняемого компрессором в одну секунду, К крыльчатке наглухо крепятся заборные стальные лопатки, загнутые в сторону вращения колеса, для обеспечения безударного входа воздуха в колесо. Воздух из колеса попадает в диффузор, а из него через коленообразныепатрубки поступает в камеры сгорания. Рис. 14. Детали колеса компрессора Главная рабочая часть центробежного компрессора - колесо. Оно получает энергию от газовой турбины и передает ее воздуху. За счет этой энергии повышается давление воздуха о колесе и увеличивается абсолютная скорость его движения. Часть энергии, передаваемая колесом воздуху, тратится на преодоление гидравлических сопротивлений, возникающих при движении воздуха. Рассмотрим подробнее движение воздуха по колесу. Поток воздуха закручивается неподвижным направляющим аппаратом и подходит к колесу со скоростью с1 (рис. 15). Треугольник скоростей на входе в колесо составляют: с1 - абсолютная скорость входа воздуха на лопатки; - и - окружная скорость вращения лопатки (знак минус показывает, что вращение колеса происходит навстречу движения частиц воздуха); w1 - скорость движения частиц воздуха относительна лопатки. Колесо вращается с очень большими оборотами: 10000—15000 в минуту (160—250 оборотов в секунду). Окружная скорость на ободе колеса достигает 450— 500 м/сек и более. Лопатки колеса, захватив частицы воздуха, увлекают их и заставляют вращаться с такой же большой скоростью. Обозначим через т массу частички воздуха и через r радиус, где находится эта частичка. Величина радиуса будет все время увеличиваться при движении частички от входа вколесо до выхода из него. Центробежная сила, отбрасывающая частичку воздуха к краю колеса, определяется по известному из физики уравнению:
Значит, чем дальше будет частица воздуха удаляться от оси вращения колеса, тем больше будет ее окружная скорость и, следовательно, больше будет центробежная сила, действующая на частицу воздуха и сжимающая ее. Масса же воздуха состоит из бесчисленного количества этих элементарных частиц.
Рис. 15. Треугольники скоростей воздуха на входе и выходе колеса Таким образом, воздух, прогоняемый колесом, сжимается, кроме того, увеличивается абсолютная скорость его движений. Треугольник скоростей на выходе из колеса будет составлен скоростями: ск - абсолютная окружная скорость воздуха на выходе из колеса; uk - окружная скорость лопатки на краю колеса; wk - относительная скорость выхода воздуха из колеса. Вектор относительной скорости отклонен против вращения колеса, так как воздух отстает от вращающегося колеса. Величина отставания воздушного потока на выходе из колеса зависит главным образом от числа и длины лопаток колеса. Чем больше лопаток, тем труднее частице воздуха отклониться от радиального направления. Но чем больше лопаток, тем меньше канал для прохода воздуха и тем труднее воздуху проходить по этому каналу. На выходе из колеса воздух имеет давление 2,2 - 2,5 кг/см и абсолютную скорость порядка 450 - 550 м/сек, полученные за счет энергии, сообщенной воздуху колесом. С такими параметрами воздух поступает в диффузор. Диффузор представляет расширяющийся канал, в котором происходит уменьшение скорости потока воздуха. Он служит для преобразования скоростной энергии в потенциальную, т. е. в энергию давления воздуха. Рис. 16. Лопаточный диффузор Диффузоры делятся на два типа: щелевые и лопаточные. Конструктивно они выполняются вместе (рис. 16, 17). Щелевой диффузор представляет собой кольцевую щель между колесом и лопаточным диффузором; величина щели колеблется (в различных ТРД) в пределах 12 - 30 мм. В щелевом диффузоре происходит некоторое выравнивание скоростей воздушного потока, (что улучшает устойчивость работы компрессора) и понижение скорости движения воздуха. Рис. 17. Схема щелевого и лопаточного диффузоров Лопаточный диффузор.представляет решетку из лопаток, расположенных по окружности. Между лопатками образуются расширяющиеся каналы. Установка лопаток сокращает путь частиц воздуха, что уменьшает потери на трение. При движении воздуха по расширяющемуся каналу лопаточного диффузора уменьшается скорость и повышается давление воздуха (так же как в спрямляющем аппарате осевого компрессора). Параметры воздуха (с, р, Т) в элементах центробежного компрессора изменяются следующим образом (рис. 18). В неподвижном направляющем аппарате скорость воздуха увеличивается, давление и температура падают - участок а - 1. В колесе за счет затраты энергии происходят сжатие воздуха и увеличение скорости его движения; температура воздуха повышается как за счет сжатия, так и за счет тепла трения (сечение в — в). Наконец в диффузоре и коленообразных патрубках за счет уменьшения скорости потока воздуха его давление и температура увеличиваются (сечение 2 - 2). Рис. 18. Изменение параметров воздуха в элементах центробежного компрессора Примерные величины давления, температуры и скорости воздушного потока и элементах центробежного компрессора показаны на рис. 18.
ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ ПОНЯТИЕ О СГОРАНИИ Тепловая энергия выделяется в результате реакции горения (сгорания) топлива, т. е. соединения топлива с кислородом воздуха. Реакция сгорания топлива протекает между парами топлива и кислородом воздуха. Топливо, прежде чем сгореть, должно перейти в газообразное состояние - испариться, хотя происходит горение и с поверхности капелек топлива. В турбореактивном двигателе сгорание топлива происходит в камерах сгорания в потоке сжатого и нагретого воздуха, подаваемого компрессором. Обычно топливо состоит из жидких углеводородов, т. е. из соединений углерода и водорода. Рассмотрим сгорание водорода. Реакция сгорания водорода протекает так: 2Н2 + О2 = 2Н2О Но такое протекание реакции маловероятно, так как должны одновременно встретиться, столкнуться три молекулы. Более вероятно, что под действием постороннего источника энергии (электрическая искра, факел пламени, луч света) молекула водорода распадается на два активных атома, которые и вступают в реакцию. Будем обозначать активные атомы + сверху. Тогда цепь реакции сгорания можно представить так, как изображено на рис. 21. Активный атом водорода Н+, обладающий избыткам энергии, сталкивается с молекулой кислорода О2. В результате образуются: активная группа ОН+ и активный атом кислорода О+. Группа ОН+ при встрече с молекулой водорода Н2 образует молекулу воды и активный атом водорода Н+. Активный атом кислорода О+ встречается с молекулой водорода, образует еще одну активную группу ОН+ и активный атом водорода Н+. Рис. 21. Схема цепной реакции горения водорода Получается цепь реакции, идущая или до конца, пока не сгорят все молекулы топлива, или до обрыва цепи. Обрыв цепи - это столкновение активного атома с инертной молекулой азота или встреча (удар) со стенкой камеры сгорания. Реакция сгорания обязательно начинается от постороннего источника энергии. Горючую смесь надо поджечь. Этим посторонним источником энергии в турбореактивном двигателе является мощная электрическая искра. В дальнейшем смесь топлива с воздухом воспламеняется от факела пламени. При низких температурах реакция окисления идет медленно - много тепла уходит в окружающую среду и мало на активацию молекул. С ростом температуры и давления реакция окисления протекает очень быстро с большим выделением тепла и резким повышением температуры. Реакция сгорания сопровождается бурным выделением тепла, процесс сгорания становится видимым - молекулы продуктов сгорания излучают световые и тепловые лучи. При сгорании изменяются параметры газа - резко повышается его температура, увеличивается удельный объем (газ расширяется), изменяется скорость движения. Сгорание топлива может быть полное и неполное. При полном сгорании выделяется наибольшее количество тепла и получаются такие продукты сгорании, который неспособны к дальнейшему соединению с кислородом. При полном сгорании углерода (С) образуется углекислый газ: С + О2 = СО2 Углекислый газ не горит, горение не поддерживает. При сгорании водорода образуются пары воды, которые, как известно, горение не поддерживают. При неполном сгорании топлива выделяется не все тепло топлива, и образуются продукты сгорания, способные к дальнейшему соединению с кислородом, - они могут еще гореть и выделять тепло, но часто они пропадают без использования. При неполном сгорании углерода образуется окись углерода: 2С + О2 = 2СО Окись углерода или угарный газ способен гореть (соединяться с кислородом), при этом будет выделяться тепло и образовываться углекислый газ. Неполное сгорание указывает, что в двигателе топливо используется не полностью. КАМЕРА СГОРАНИЯ Камера сгорания - элемент ТРД, где происходит непрерывное образование и сгорание топливовоздушной смеси и повышение температуры газов. Камера сгорания является очень ответственным элементом двигателя. От ее устройства и осуществления процесса сгорания зависят экономичность двигателя, надежность работы и длительность эксплуатации как самой камеры сгорания, так и двигателя. Камера сгорания должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Объем камеры сгорания должен обеспечивать возможно высокую теплонапряженность, т. е. камера должна иметь малый объем, что уменьшает ее размеры и вес. Под теплонапряженностью камеры сгорания понимают количество тепла, выделяющееся единице объема (1 м3) камеры в течение 1 часа. Ждя современных камер сгорания (середина 50-х) теплонапряженность достигает 150000000 кал/м3 в час. 2. Топливо в камере сгорания должно сгорать полностью, В современных камерах полнота сгорания достигает 97 - 98%. 3. При запуске двигателя на земле и в воздухе должно обеспечиваться надежное поджигание смеси. 4. Нагретые детали камеры сгорания должны хорошо охлаждаться, это обеспечивает их работу длительное время без дефектов (прогаров, коробления, трещин и нагара от действия пламени). 5. Камера сгорания должна иметь небольшое гидравлическое сопротивление движению воздушного потока (давление газов в камере сгорания должно уменьшаться незначительно). 6. В камере должно обеспечиваться устойчивое горение смеси, т.е. не должно быть колебаний, затухания и срывом пламени при всех режимах работы двигателя. 7. Горение должно заканчиваться в жаровой трубе. Факел пламени не должен доходить до лопаток газовой турбины во избежание перегрева и обгорания их. 8. Температура газового потока на выходе из камеры сгорания должна быть одинаковой по всему сечению, чтобы не получилось местного обгорания или оплавления сопловых лопаток турбины. На современных ТРД наибольшее распространении получили трубчатые камеры сгорания. Они просты по конструкции, надежны о работе и удобны в эксплуатации - легко снимаются для осмотра, ремонта и замены без разборки двигатели. Трубчатая камера сгорания (рис. 23) состоит из внутренней жаровой трубы и внешнего кожуха сгорловиной. Жаровая труба сварена из листов жаростойкого сплава. В передней части жаровой трубы приварены конус для забора первичного воздуха, диск и конус с отверстиями для прохода воздуха. В конусе помещается лопаточный завихритель - для придания потоку воздуха вращательного движения. Внутри завихрителя помещается форсунка, впрыскивающая топливо в завихренный поток воздуха; этим достигается хорошее перемешивание топлива с воздухом. На конической части жаровой трубы сделаны отверстия большого размера для подвода вторичного воздуха внутрь жаровой трубы. Жаровые трубы соединяются между собой соединительными патрубками, через которые передается пламя при запуске и выравнивается давление газов в соседних камерах сгорания. Рис. 23. Трубчатая камера сгорания ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ ГАЗА ГАЗОВАЯ ТУРБИНА Газовая турбина представляет собой тепловой двигатель, который преобразует тепловую энергию и давление рабочих газов в механическую работу. Газовая турбина имеет два лопаточных элемента: 1. Неподвижный сопловой аппарат, который служит для преобразования скрытой,потенциальной энергии газов в скоростную энергию и для направления потока газов на рабочие лопатки под наивыгоднейшим углом. 2. Рабочие лопатки, укрепленные на вращающемся диске. Лопатки преобразуют скоростную энергию газов в механическую работу. По сравнению двигателями других типов газовая турбина имеет ряд преимуществ. Она проста по конструкции, надежна в эксплуатации, имеет высокий коэффициент полезного действий, обеспечивает получение больших мощностей в одном агрегате при небольшом весе и размерах (имеются турбореактивные двигатели, у которых газовая турбина развивает мощность больше 50 000 л. с.). Эти качества газовой турбины обеспечили широкое применение ее в ТРД для вращения компрессоров (нагнетателей). КРУЧЕНИЕ ЛОПАТОК Реактивные газовые турбины имеют длинные крученые, лопатки, которые характеризуются тем, что сечения их по высоте смещены (повернуты, закручены) друг относительно друга. При этом профиль лопаток от сечения к сечению меняется. На рис. 32 показаны сечения лопаток соплового аппарата и рабочего колеса на периферии (у вершины лопаток) — сплошной линией, и у корня — пунктиром. При течении газа по каналам колеса у частиц газа возникают центробежные силы, стремящиеся переместить частички газа от корня лопатки к ее вершине. Возникает возможность течения частичек газа по радиусу в зазоре между сопловым аппаратом и рабочим колесом. Это радиальное перетекание газа является дополнительной потерей энергии в турбине. Для устранения радиального перетекания газов действие центробежных сил уравновешивается разностью давлений газов по высоте лопатки — давление газов увеличивается от корня к вершине лопатки.
Рис. 32. Сечение лопаток у корня и к вершины. Рис. 33. Силы, действующие на объем газа в зазоре турбины. На рис. 33 изображен небольшой объем газа, движущегося в зазоре между сопловым аппаратом и колесом. На этот объем газа снизу действует давление Ри центробежная сила, возникшая от вращения этого объема газа. Чтобы этот объем газа не мог перемещаться от корня лопаток к вершине, давление сверху должно быть больше давления снизу. Избыток давления сверху ΔРуравновешивает центробежную силу. Увеличение давления по высоте лопатки достигается за счет различного распределения перепада давлений между сопловым аппаратом и колесом. Общий перепад давления, срабатываемый в каждом сечении, остается постоянным по высоте лопаток. В корневом сечении турбины примерно треть общего перепада давления срабатывается в каналах соплового аппарата, а остальная часть перепада давления в каналах рабочего колеса. Изменяя профиль лопаток по высоте и поворачивая профили друг относительно друга (закручивая лопатку), изменяют форму каналов между лопатками соплового аппарата и рабочего колеса. Этим изменением формы каналов по высоте добиваются того, что доля перепада давления, срабатываемого в сопловом аппарате, уменьшается. Следовательно, изменением формы каналов по высоте добиваются того, что газы, выходящие из соплового аппарата, имеют большее давление у вершины и меньшее у корня лопаток. Увеличение давления газов в зазоре между сопловым аппаратом и рабочим колесом и соответствующее этому увеличению уменьшение скорости течения газов показаны на рис. 34. Это увеличение давления достигнуто за счет круче ния (крутки) лопаток соплового аппарата; оно предохраняет газы от перетекания в радиальном направлении в зазоре. Рис. 34. Изменение скорости и давления газов по высоте лопаток турбины Круткой рабочих лопаток добиваются того, что в каналах рабочего колеса срабатывается оставшаяся доля перепада давления после соплового аппарата, поэтому давление за рабочим колесом по высоте лопаток остается постоянным. Примерное изменение параметров газа в реактивной турбине (на среднем радиусе) показано на рис. 35. Рис. 35. Изменение параметров газа в элементах газовой турбины
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ТУРБИНА Для получения хорошей экономичности турбореактивные двигателей приходится применять компрессоры, имеющие высокие степени сжатия. Давление воздуха, создаваемое таким компрессором, на Земле составляет 7 - 8 кг/см2. Преобразовать это давление в механическую работу в одноступенчатой турбине очень трудно, так как эта турбина может использовать давление только 5 - 6 кг/см2 с допустимыми потерями. Для возможности использования всего давления, создаваемого современными осевыми компрессорами, применяются двухступенчатые газовые турбины. Двухступенчатая турбина имеет последовательно чередующиеся два сопловых аппарата и два ряда рабочих лопаток. Двухступенчатая турбина имеет следующие преимущества перед одноступенчатой: - позволяет преобразовывать в механическую работу более высокие перепады давлений; в каждой ступени используется меньший перепад давления и температур; следовательно, скорости течения газов будут меньшие, благодаря этому потери в турбине уменьшаются и коэффициент полезного действия двухступенчатой турбины будет более высоким; - небольшие перепады давлений в ступенях позволяют применить сужающиеся каналы сопловых аппаратов, которые вполне удовлетворительно работают на всех режимах (числах оборотов) двигателя. К недостаткам двухступенчатых турбин относятся: - конструктивная сложность и большой вес; - первая ступень работает при более высоких температурах, нежели последующие, поэтому требуется надежное охлаждение ее, что увеличивает потери тепла; - большая сложность в производстве. На рис. 36 показана схема двухступенчатой осевой реактивной газовой турбины и графики изменения давления, температуры и скорости газов в ее элементах. Поток газа, пройдя через сопловой аппарат первой ступени, за счет понижения давления и температуры разгоняется - увеличивается его абсолютная скорость движения. На рабочих лопатках первой ступени вследствие уменьшения абсолютной скорости движения газа, падения его давления и температуры возникает окружное усилие, вращающее колесо. В сопловом аппарате второй ступени продолжается падение давления и температуры и происходит вторичный разгон потока газа. Полученная скорость используется в рабочих лопатках второй ступени, где за счет ее уменьшения и дальнейшего падения давления и температуры тоже возникает окружное усилие. В двухступенчатой реактивной турбине падение давления и температуры газа, приходящееся на каждую ступень, значительно меньше, чем в одноступенчатой турбине. Поэтому потери энергии в ней имеют сравнительно небольшую величиy. ПОТЕРИ В ГАЗОВОЙ ТУРБИНЕ Нет, и не может быть ни одного типа двигателя, в котором преобразование энергии в механическую работу происходило бы без потерь. В газовой турбине имеют место следующие потери энергии: — гидравлические; — тепловые; — механические. Гидравлические потери возникают при движении потока газа по каналам соплового аппарата и колеса. Они складываются из потерь на трение газов о стенки лопаток (профильные потери), на образование вихрей и на перетекание газа из области повышенного давления в область пониженного давления. С этими потерями мы уже познакомились, когда рассматривали потери в ступени осевого компрессора. Но не весь поток газов, вытекающий из соплового аппарата, попадает на лопатки колеса. Часть газов протекает мимо лопаток по радиальному зазору и работы не совершает. Это увеличивает потери в турбине. Для обеспечения надежной и длительной работы турбины почти во всех ту
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.016 с.) |