Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический контекст супервизииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребность в супервизии возникает в результате развития практики социальной работы. Одной из первых, по мнению М Фирсова, кто стал заниматься проблемами супервизии, была В. Робинсон. Она заметила, что стажеры переносят свой личный опыт на установление контактов с клиентами и сделала вывод о том, что изучение технологии установки контактов становится целью исследователя, как и другая задача – «предотвратить использование приемов, пригодных только для предыдущих ситуаций»[5]. В сфере здравоохранения супервизия также появилась в начале XX в. как организационный (управленческий) процесс поддержки «связи высшего руководства организации с ежедневной клинической практикой»[6]. В развитых странах необходимость в супервизии выдвигалась на первый план в рамках основных организаций здравоохранения, в которых различные сотрудники воспринимались как нуждающиеся в супервизии, для объединения работников в целостную систему здравоохранения и повышения их образования. Роль супервизора, унаследованная от иерархии жесткого подчинения, была сосредоточена вокруг идеи супервизора как «контролера». Супервизор рассматривался как средство предъявления требований здравоохранительной системы по отношению к тем, кто обеспечивает здоровье населения, для лучшего управления ими и знания их потребностей[7]. Спустя десятилетия началось развитие поддерживающей супервизии[8]. Сейчас поддерживающая супервизия является широко признанной и распространенной практикой социальных работников в различных странах и применяется такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения. В рамках этого направления наиболее полно разработаны базовые обязанности супервизора, который: а) имеет четкую роль и ответственность в конструктивной обратной связи сотрудниками; б) способен совершенствовать профессиональное взаимодействие с сотрудниками, являясь носителем опыта и знаний; в) обсуждает предстоящие встречи, рассматривая и интерпретируя имеющуюся информацию; г) способствует профессиональному росту сотрудников, выдвигая свои предложения и развивая их проактивность; д) совместно с сотрудниками определяет проблему, выявляя исходные данные о клиенте; е) облегчает решение проблемы, обсуждая следующий визит клиента[9]. В зарубежных исследованиях содержится описание того, как анализировать недостатки выполнения профессиональных обязанностей специалистов, и каким образом планировать воздействие супервизора на этих сотрудников[10]. Признается существенным в рамках поддерживающей супервизии определение целей и ожиданий, мониторинг, помощь в интерпретации частной информации. Важно обеспечить мотивацию, удовлетворенность сотрудников своей работой, стимулы к самообразованию и общественное участие в супервизии[11]. Также, в зарубежной литературе была отмечена необходимость модификации поддерживающей супервизии для того, чтобы не отстать от изменяющихся стандартов[12]. Понятие облегчающей супервизии иногда используется как синоним поддерживающей супервизии[13], но между ними имеются небольшие различия. Облегчающая супервизия развивалась как деятельность, улучшающая услуги планирования семьи, придающая значение обучению молодых специалистов, командной работе, совместному решению проблем и открытым коммуникациям, эта концепция включает в супервизию общественность, ориентируя ее на право получать качественное обслуживание[14]. В настоящее время поддерживающая супервизия рассматривается как наилучшая практика, вместе с тем, стоит заметить, что среди изданий по этой проблеме преобладает литература по супервизии в здравоохранении, нежели с сотрудниками общественных организаций и социальных служб По результатам анализа научных публикаций российских авторов, можно сделать вывод, что понимание социальными работниками супервизии пока находится на начальной стадии. В России длительную историю имеет институт наставничества, отдельные компоненты которого переносятся в супервизию. Наставничество акцентируется лишь на одном из поддерживающих специалиста процессов, а именно, на процессе научения, который основывается на собственной методологии, имеет свои специфические возможности и трудности. Кроме того, существует мнение, что супервизия является производной формой наставничества. Ошибочное понимание супервизии может являться причиной предвзятого отношения сотрудников и менеджеров к ней, неоправданных ожиданий, возникновения трудностей в процессе ее практической реализации. В то же время, опыт наставничества на российских предприятиях может послужить предпосылкой и основанием для становления супервизии в социальной работе в нашей стране. Наставничество относится к традиционным методам обучения и является одной из старейших в истории человечества моделей передачи знания. Вместе с тем, несмотря на глубокие корни традиций наставничества, какого-то одного устоявшегося определения этого феномена не прижилось и в настоящее время в менеджериальных науках зачастую на равных используются термины: «супервизия», «менторство», «консультирование» и «коучинг». Язык объективно отражает процессы дифференциации в моделях наставничества. Но все эти процессы объединяет, как правило, наличие общего ядра: в их основе лежит парное взаимодействие двух сотрудников в рамках одной (реже разных) организаций в целях управления знаниями, передачи знаний, профессиональных навыков, культуры. Л.М. Чеглаковой в период с 2007 по 2010 г.г. исследовались практики наставничества на современных российских предприятиях. В течение года было проведено 120 фокусированных интервью с наставниками и было проанализировано более 200 официальных документов на предприятиях. В результате было выявлено, что наставничество имеет длительную историю развития на крупных советских предприятиях и продолжает использоваться на крупных промышленных предприятиях России, где формализованы подходы к компенсации наставника, оценке эффективности его работы, таких как: КАМАЗ – металлургия, Куйбышевский НПЗ, Северсталь. Наставничество поддерживает процессы интернализации и социализации, а его функции могут, в каждом конкретном случае, существенно различаться, что свидетельствует о дифференциации наставничества в контексте особенностей конкретных организаций. Этот факт создает трудности при обучении самих наставников. Однако, удалось выявить общий критерий, лежащий в основании дифференциации. Этим критерием явилась типология ситуаций наставничества. В нее входят следующие типы: (1) наставничество для молодых работников; (2) наставничество для молодых специалистов; (3) наставничество для студентов, приходящих на практику; (4) наставничество для кадрового резерва менеджеров. Исследование показало, что наиболее способными и открытыми к обучению наставничеству оказались топ-менеджеры организаций. Наименее готовыми к обучению наставничеству оказались менеджеры среднего звена, так как они находятся в двойственной позиции, несут высокую ответственность за выполнение производственных задач и большой объем оперативной работы. В России подготовка супервизоров впервые была начата в Вологодском государственном педагогическом университете в ноябре 1999 на основе сотрудничества с Евангелическим специализированным институтом в г. Бохум (Германия). В 2001 г. был завершен первый курс повышения квалификации. Супервизоры получили сертификат, который признавался в германии и всем европейском пространстве[15]. Знаменательным для социальной работы в России стало следующее событие. В октябре 2001 г. В областном центре Психолого-педагогической помощи населению комитета социальной защиты населения администрации Пермской области состоялся областной семинар «Супервизорство в учреждениях социального обслуживания семьи и детей», на котором было положено начало формирования супервизорства в России и обсуждены «срочные меры формирования института супервизорства в России». Были сформулированы следующие предложения: а) внести соответствующие коррективы в штатные расписания организаций в системе социального обслуживания, т.е. ввести должность супервизора (наставника); б) через систему курсов начать подготовку таких специалистов на начальном этапе из числа ныне практикующих, наиболее опытных специалистов по социальной работе, а в дальнейшем организовать соответствующую специализацию на факультетах социальной работы (преимущественно на вечерних и заочных отделениях) на базе специализации по управлению. Таким образом, становление супервизии в социальной работе в России имеет собственные культурно-исторические предпосылки, основывается на актуальной потребности повышения качества социального обслуживания населения и организации системы контроля над ним, а также нуждается в четком понимании концептуальных, практических и методологических оснований для ее внедрения в деятельность учреждений социального обслуживания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.83 (0.009 с.) |