Разговор и гендерные различия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разговор и гендерные различия



Говоря о тематике разговоров, необходимо отметить, что существуют гендерные различия в выборе предпочтительных тем. Иначе говоря, существуют традиционно "женские" и традиционно "мужские" темы. Правда, согласно данным некоторых исследователей, различия эти не очень значительны и касаются, в основном, обсуждения личностных тем.

Так или иначе, но женщины, как правило, более охотно, чем мужчины ведут "исповедальные" разговоры, особенно с близко знакомыми людьми, больше говорят о себе, своих делах и проблемах. Поэтому темы, которые обсуждают женщины, несколько отличаются от тем, обсуждаемых мужчинами. Для женщин очень важна проблема взаимоотношений с другими людьми, ее-то они и предпочитают обсуждать в разговорах. Да и в целом, женщинам больше всего нравится говорить обо всем том, что касается их самих.

Состояние социальной тревожности усиливает гендерные различия в разговорной тематике. Под влиянием тревоги мужчины в разговорах, причем как с мужчинами, так и с женщинами, стремятся всячески продемонстрировать, подчеркнуть свою маскулинность. В этих случаях они предпочитают говорить о своей смелости ("Я ему прямо так и заявил..."), независимости, самостоятельности ("Я им не ребенок, и сам решаю..."), значительности ("Со мной еще считаются..."), напористости ("Я своего добьюсь..."), решительности ("Я этого так не оставлю..."), суровости ("Не потерплю..."), грозности ("Они у меня еще пожалеют...", вариант: "Плакать будут", "Попляшут..."). Словом, в таких ситуациях мужчины в разговоре, как правило, жаждут продемонстрировать весь "джентльменский набор" характеристик, соответствующих гендерно-ролевому стереотипу мужского поведения.

Точно так же обстоит дело с темами разговоров и у женщин в состоянии социальной напряженности. Они тоже, следуя тендерным стереотипам, обсуждают традиционно "женские" темы и проблемы: жертвенность ("Я всем пожертвовала ради него, а он...", "Он погубил мою молодость..."), взаимоотношения, взаимопонимание ("Я хочу, чтоб меня понимали, а он меня не понимает") и т. д.

Одну из возможных причин непонимания в разнополых парах обнаружила лингвист Дебора Таннен. Она считает, что мужчины и женщины по-разному воспринимают ситуацию коммуникации. Если женщины настроены на сопереживание и ждут его от мужчин, в чем, собственно, и состоит для них смысл понимания, то мужчины ориентированы на практическое решение проблемы. И вместо сопереживания предлагают собеседнице советы, т. е. рациональные варианты выхода из сложившейся ситуации. Получается так, что женщины ждут от мужчин сочувствия и эмпатии, но получают советы. Мужчины же ждут от женщин советов и решений, а получают сочувствие и сопереживание.

Из-за такого расхождения создается впечатление, будто мужчины и женщины живут в различных социальных мирах. Если женщины говорят на языке отношений и близости и понимают именно этот язык, то мужчины говорят на языке статуса и независимости и понимают только его. "Можно сказать, – пишет Таннен, – что мужчины и женщины говорят не на разных диалектах, а на разных гендерлектах" (Таннен Д., 1994).

Заканчивая обсуждение тендерных различий, обнаруживающихся в разговоре, отметим также, что согласно исследованиям, женщины в разговоре в большей мере, чем мужчины, уделяют внимание паралингвистическим и невербальным средствам коммуникации. Это означает, что для них в определенной мере важнее не то, что говорится, а то, как говорится (Атватер И., 1988).

Здесь напрашивается интересное сопоставление с исследованием ораторского искусства бывшего президента США Р. Рейгана. Речи Рейгана не были ни цветистыми, ни поэтичными, его словарь был довольно незатейлив. Но его речи, несомненно, производили эффект. Ученые выяснили, что высокий рейтинг популярности президента и общественное одобрение, которого он добивался, были следствием того, что на общественное мнение влияло не то, что он говорил, а то, как он это делал (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000). На основании этого можно


сделать вывод, что в случае с выступлениями Р. Рейгана лишний раз находит подтверждение мысль Г. Лебона о женственном характере общественного мнения.

И последнее. По мнению специалистов в области общения, манера ведения разговора, как мужчинами, так и женщинами, может свидетельствовать об отношении к контролю за ситуацией. Здесь возможны четыре варианта:

1. отстаивание своих позиций как индикатор сохранения, удержания контроля;

2. уступки в разговоре как индикатор передачи контроля собеседнику как в случае простого согласия на его контроль, так и в случае, когда этого контроля со стороны другого ждут и добиваются;

3. возражение как показатель попытки нейтрализации чужого контроля. Вопросы, а их задавать легче, чем отвечать на них, также позволяют перехватить контроль за ситуацией, поскольку дают возможность поставить собеседника в тупик;

4. спор, взаимные аргументы являются свидетельством одновременной попытки контролировать ситуацию.

Заключительная фаза, или окончание, разговора также подчиняется определенным правилам. Обычно это ритуализованная процедура прощания, состоящая из набора стандартных фраз. Причем, каждый из указанных типов разговора, предполагает свой собственный ритуал завершения. И хотя теоретически можно, конечно, представить, что официальные переговоры или совещание заканчиваются возгласами: "Ну, пока!", "Бывайте!", "До скорого!", "Еще увидимся!", а окончание разговора приятелей – церемонным заявлением: "Считаю тему нашего разговора исчерпанной, поэтому прошу разрешения закончить беседу и попрощаться с тобой до новой встречи", но все же в коммуникационной практике такая подмена ритуальных фраз случается, вероятно, исключительно редко.

Глава 3. Невербальные средства коммуникации

Речь, как уже говорилось выше, хоть и наиболее осознаваемый, а потому и кажущийся нам наиболее очевидным способ общения, но все же не единственный. Ведь в коммуникационном процессе также задействован очень широкий спектр невербальных средств передачи информации: взгляд, мимика (выражение лица), пластика (позы, жесты, телодвижения), прикосновения, межличностная дистанция, одежда, макияж, украшения. Именно благодаря этим средствам коммуникация между людьми происходит непрерывно, пока они находятся в пределах восприятия друг друга. И даже при том условии, что ими не произносится ни слова. В этой связи подчеркнем, что по невербальным каналам коммуникации в процессе общения передается более половины всей информации (Атватер И., 1988).

Впрочем, значение невербальных средств коммуникации было известно давно, задолго до возникновения социальной психологии. И задолго до того, как эти средства начали исследовать ученые. Об этом свидетельствует любой язык, где имеются такие выражения, как "распирать от гордости", "съежиться от страха", "встать на почтительном расстоянии", "смущенная улыбка", "радостный взгляд", "испепелить взглядом", "поедать глазами", "ласкать взглядом", "влюбленные глаза", "настырный взгляд", "глазеть" и т. д. Здесь намеренно приведен более обширный, по сравнению с другими выражениями, перечень речевых оборотов, касающихся взгляда и глаз. Дело в том, что язык, в том числе и русский, очень точно отражает тот факт, что для людей исключительно важно воспринимать взгляды и глаза других людей.

Взгляд

Разумеется, приведенный выше перечень высказываний о взгляде – лишь малая толика того обилия речевых оборотов, которые характеризуют взгляд (каждый при желании может постараться вспомнить, сколько их на самом деле и с удивлением обнаружить, что их сотни!). О значении взгляда свидетельствуют данные, приведенные Кэролом Изардом, который пишет, что уже трехнедельные младенцы начинают отвечать на внимательный взгляд смотрящего на них человека (ИзардК., 1980).

С другой стороны, история каждой культуры содержит множество элементов, связанных с мистификацией взгляда, и свидетельствует о наделении глаз, взгляда сверхъестественными


возможностями. Об этом можно судить по мифологии, религии и, конечно, современным суевериям. Кому не известно поверье о "дурном глазе", кто не знает об опасности "сглаза"? В каких культурах не существует амулетов, оберегов от этой напасти?

Ну и наконец, о важности взгляда как средства коммуникации говорит то обстоятельство, что взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые несет в себе речь (Аргайл М., 1990; Атватер И., 1988). А именно:

1. Служить источником информации.

2. Регулировать межличностное взаимодействие.

3. Служить показателем социальной близости, выражать симпатию/антипатию, приязнь/неприязнь.

4. Служить индикатором социального статуса (или стремления к доминированию).

5. Способствовать выполнению совместных задач.

Как пример рассмотрим простой факт. Вспомните, как вы реагируете, когда чей-то взгляд обращен в вашу сторону? Как вы это интерпретируете? Наверно, вы воспринимаете его как разглядывание. И это в лучшем случае, поскольку глаза незнакомого человека (но и животного тоже!), смотрящие в вашем направлении, способны вызвать безотчетный страх. Согласно Конраду Лоренцу, австрийскому этологу, чужой взгляд интерпретируется любым животным прежде всего как сигнал об агрессивных намерениях (Лоренц К., 1994).

Взгляд и информация

Как бы тривиально, в силу частого употребления, ни звучало высказывание "Глаза -зеркало души", все мы, похоже, считаем, что так оно и есть. Действительно, взглядом выражают симпатию, антипатию, приязнь и неприязнь, внимание и невнимательность, доверие и недоверие, сомнение, заботу, радость, торжество и т. д. Поэтому понятно то чувство дискомфорта и даже раздражения (а возможно, и антипатии), которое мы испытываем, когда разговариваем с человеком, чьи глаза скрыты за солнцезащитными очками. В этом случае мы "не видим", что он думает.

Люди чаще смотрят на тех, кто им нравится. И наоборот, отводят глаза от тех, кто им неприятен. Поэтому, когда мы замечаем, что кто-то смотрит на нас чаще, чем другие и чаще, чем на других, мы испытываем к нему симпатию, платим взаимностью (Атватер И., 1988). Правда, это не относится к тем случаям, когда нас назойливо разглядывают или когда сложилась такая ситуация, что частые взгляды могут свидетельствовать об угрозе.

Эффект ответной симпатии (когда частые взгляды интерпретируются как показатель благорасположения) неоднократно демонстрировался в исследованиях. Причем некоторые из них показали, что человеку достаточно просто сообщить, будто кто-то на него часто поглядывает, чтобы этот "кто-то" стал для него симпатичным.

Примечательно, что сообщение о частоте взглядов производит неодинаковое впечатление на мужчин и женщин. Когда женщине сообщают, что мужчина смотрит на нее чаще, чем это принято, то ее симпатия к нему не возрастает. То же самое сообщение имеет у мужчин прямо противоположный эффект, и они проникаются повышенной симпатией к женщине, которая, как они считают, смотрит на них чаще и дольше, чем обычно.

Взгляд может также информировать о социальном статусе человека. Ральф Икслайн (1971), изучавший проблему взаимосвязи взгляда и статуса, отмечает, что люди с низким статусом, как правило, чаще и дольше смотрят на высокостатусного, чем высокостатусный на низкостатусного. По этому поводу говорят: "Есть начальство глазами" (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).

Тендерные различия в использовании взгляда почти один к одному повторяют статусные различия (Атватер И., 1988). Женщины более часто, чем мужчины используют взгляд как средство межличностного контакта. Таким образом, здесь срабатывает та же закономерность, что и в случае со статусными различиями. Кроме того, женщинам, как правило, не свойственно назойливое, настырное разглядывание других людей. Сами они также предпочитают избегать пристальных взглядов других. По мнению некоторых исследователей, эти различия отражают усвоенные в процессе социализации представления о том, что женщины имеют более низкий, чем мужчины статус (Henley, 1977). Причем убеждения эти разделяются как мужчинами, так и женщинами (Блок Д., 1983).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.018 с.)