Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшая школа национального права

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

(правосудия, адвокатуры и предпринимательского права)

 

 

Кафедра «Уголовно-процессуального права и криминалистики»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Судебная риторика»

 

 

Специальность: «5В030100-Юриспруденция» «5В030300-Правоохранительная деятельность»

 

Астана, 2012

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

(правосудия, адвокатуры и предпринимательского права)

 

 

«Утверждаю»

Проректор-директор

Высшей школы национального права

(правосудия, адвокатуры и

предпринимательского права)

______________д.ю.н., профессор

Шапак У.Ш.

«____» _______________2012 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

по дисциплине: «Судебная риторика»

для студентов специальности: «5В030100-Юриспруденция» «5В030300-Правоохранительная деятельность»

 

Высшая школа национального права (правосудия, адвокатуры и предпринимательского права)    
Кафедра: Уголовно-процессуального права и криминалистики

 

Астана, 2012 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании государственного образовательного стандарта, методических рекомендаций по написанию и защите дипломных работ по юриспруденции, подготовленных к.ю.н., профессором Ким К.В., магистром юриспруденции Крушинским М.А., старшим преподавателем Гахрамановым Р.В., учебно-методического пособия по использованию активных форм обучения в учебном процессе, подготовленного к.ю.н., профессором Капсалямовым К.Ж., к.ю.н. Капсалямовой С.С.

Учебно-методический комплекс дисциплины подготовила: старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Хашиева Т.М..

 

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики.

 

 

Протокол № _____ «_______» ______________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой______________ к.ю.н. Хан В.В.

 

Одобрен методическим советом Высшей школы национального права (правосудия, адвокатуры и предпринимательского права)

 

Протокол № _____ «_______» ______________ 2012 г.

 

Председатель ______________________д.ю.н., профессор Шапак У.Ш.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Учебная программа дисциплины (syllabus) по специальности «Правоохранительная деятельность»  
1.1. Сведения о преподавателях и контактная информация  
1.2. Пререквизиты  
1.3. Постреквизиты  
1.4. Характеристика дисциплины с указанием цели и задач дисциплины  
1.5. Тематический план лекций  
1.6. Тематический план семинарских (практических) занятий  
1.7. График выполнения и сдачи СРСП  
1.8. График выполнения и сдачи СРС  
2. Учебная программа дисциплины (syllabus) по специальности «Юриспруденция» (заочная форма)  
2.1. Сведения о преподавателях и контактная информация  
2.2. Пререквизиты  
2.3. Постреквизиты  
2.4. Характеристика дисциплины с указанием цели и задач дисциплины  
2.5. Тематический план лекций  
2.6. Тематический план семинарских (практических) занятий  
2.7. График выполнения и сдачи СРСП  
2.8. График выполнения и сдачи СРС  
3. Список основной и дополнительной литературы  
4. Глоссарий  
5. Информация по оценке знаний обучающихся  
6. Книгообеспеченность  
7. Лекционный комплекс  
8. Активные раздаточные материалы  
9. Тематика рефератов и докладов  
10. Вопросы к итоговому экзамену  

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

(правосудия, адвокатуры и предпринимательского права)

 

«Утверждаю»

Проректор-директор

Высшей школы национального права

(правосудия, адвокатуры и

предпринимательского права)

______________д.ю.н., профессор

Шапак У.Ш.

«____» _______________2012 г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(SYLLABUS)

 

По дисциплине: «Судебная риторика»

 

  Специальность:   «5В0303-Правоохранительная деятельность»

 

 

Форма обучения: дневная (кредитная технология)

Код дисциплины: SR 3313 SR

Курс: 3, 4 Форма контроля: 6, 7 семестр – экзамен Число кредитов - 1 Количество рубежных контролей - 2
Семестр: 6, 7
Лекции 10 ч.
Практические (семинарские) занятия СРСП СРС 5 ч.   7,5 ч. 22,5 ч.
Трудоемкость 45 ч.

 

 

Астана 2012

 

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта старшим преподавателем кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Рахимбековым К.Е.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики.

 

Протокол № _____ «_______» ______________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой______________ к.ю.н. Хан В.В.

 

Одобрена методическим советом Высшей школы национального права (правосудия, адвокатуры и предпринимательского права)

 

Протокол № _____ «_______» ______________ 2012 г.

 

Председатель ______________________ д.ю.н.,профессор Шапак У.Ш.

Сведения о преподавателях и контактная информация

Хашиева Танзила Магомедовна – старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики.

 

Контактная информация

г. Астана Коргальджинское шоссе, 8, Казахский гуманитарно-юридический университет, кафедра уголовного судопроизводства и криминалистики, к.352, телефон 70-30-45.

 

Пререквизиты курса

1. Теория государства и права

2. Русский язык

3. Логика

4. Философия

5. Психология

6. Уголовное право

7. Уголовно-процессуальное право

8. Гражданское право

9. Гражданское процессуальное право

Постреквизиты курса

1. Суд и правосудие: опыт, реалии, перспективы;

2. Спецпрактикум по расследованию уголовных дел;

3. Спецпрактикум по криминалистике;

4. Прокурорский надзор Республики Казахстан;

5. Адвокатура и адвокатская деятельность Республики Казахстан.

.

Характеристика дисциплины

Цель изучения курса «Судебная риторика» состоит в том, чтобы научить студентов правовых специальностей правильно излагать свои мысли, формулировать выводы по существу рассматриваемых вопросов, не бояться выступать перед аудиторией, владеть ее вниманием, уметь убеждать в правильности своих доводов, знать оптимальную структуру судебной защитительной и обвинительной речи.

Для правильного понимания студентами значения «Судебной риторики», прогнозирования ее дальнейшего развития, отдельных ее институтов необходимо знать историю ее развития и становления. А главное в усвоении данной дисциплины и совместной с преподавателем реализации поставленных целей - необходима постоянная практика. Только так субъект, стремящийся развить технику своего ораторского мастерства, может добиться успеха! Приступать к изучению основных положений и актуальных проблем судебной риторики, также следует при наличии знаний по уголовно-процессуальному праву.

Курс предназначен для ознакомления студентов с судебной риторикой как частью общей риторики - науки о красноречии, историей ее развития и становления. В ходе изучения дисциплины рассматриваются основные законы построения речи в монологе и диалоге, стиль общения, речевая техника аргументации, организация речевых отношений в сфере судопроизводства и других важных областях жизнедеятельности. Уделяется большое внимание культуре речи, конгруэнтности императивной речи, обратной связи с аудиторией, умению вербального и невербального общения.

Дисциплина «Судебная риторика» требует своего обязательного освоения студентами – юристами по различным причинам. Прежде всего, ввиду того, что именно способность говорить, четко обозначить свою позицию по делу играет немаловажную роль для исхода дела.

Цели и задачи курса «Судебная риторика»:

- свободная ориентация студентов в логосфере юридической культуры;

- овладение студентами техническим искусством воздействия на аудиторию с помощью эмоциональных приемов и логики доказательств соответствии с замыслом ритора;

- формирование у студентов понятия об этических правилах речевого поведения;

- развитие чувства слова у студентов;

- обучение студентов правилам ведения полемики и дискуссии, нормам продуктивного делового общения;

- способствование развития у студентов созданию собственных оригинальных текстов.

В результате изучения настоящей дисциплины студент должен:

- иметь представление о сущности коммуникативной деятельности юриста, о функциях языкового общения;

- понимать природу языковых норм и форм существования языка, в том числе, профессионального юридического языка;

- иметь представление о судебной риторике как научной дисциплине, о ее месте в системе юридических дисциплин;

- понимать, что речь является исключительным видом семиотической деятельности, назначение которой состоит в том, чтобы устраивать совместную деятельность людей, развлекать, управлять, распоряжаться, воспитывать, сохранять и кодифицировать культуру;

- показывать, что общественный прогресс определяется тем, как в данном обществе выстроены правила этоса, т.е. моральные и нравственные правила, административные установления и законы, регулирующие речь (законы, регулирующие свободу слова, собрания, циркуляцию речевой государственной информации, авторские права и т.п.).

В результате изучения курса «Судебная риторика» студент должен владеть:

- любыми видами речевых действий (подготовка доклада, чтение лекций, участие в учебных судебных разбирательствах и т.д.);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- навыками активного использования приемов элоквенции, придающих речи яркость, экспрессивность, с целью совершенствования своего ораторского мастерства;

- навыками корректного ведения спора или дискуссии;

- умением налаживать контакт с любой аудиторией, учитывая ее особенности и интересы, импровизировать в любой ситуации;

- основами яркого и убедительного выступления в суде и аргументации;

- знаниями о структуре судебной речи;

- убеждать и внушать доверие в рамках судебной полемики;

- приемами убеждения и опровержения речи;

- нормами работы с профессиональными терминами;

- возможностями своего голоса, техникой речи: дикцией, силой и диапазоном голоса, дыханием, интонацией;

- невербальными средствами воздействия: жестами, мимикой, позой оратора;

- основами правильного построения вопросов.

 

Тематический план лекций

Тема занятия и вопросы к рассмотрению Количество часов
  Тема 1. Понятие и сущность судебной риторики. Судебное красноречие. 1. Понятие и задачи судебной риторики. 2. Место судебной риторики в системе филологических и юридических дисциплин. 3. Роль судебной риторики в формировании профессиональных качеств юриста. 4. Судебное красноречие: понятие и особенности.    
  Тема 2. История судебного красноречия 1. Судебное красноречие в Древней Греции 2. Судоговорение в Древнем Риме 3. Искусство судебной речи в IV - XIV вв. 4. Судебное ораторское искусство Франции 5. Судебное красноречие в дореволюционной России 6. Судоговорение в советский и постсоветский периоды 7. Отечественное судебное красноречие.  
  Тема 3. Культура речи юриста 1. Понятие культуры речи юриста. 2. Специфика языка права. 3. Качества воздействующей речи юриста. 4. Клише и штампы в речи юриста.  
4. Тема 4. Понятие, содержание и отличительные черты судебной речи. 1. Понятие и назначение судебной речи. 2. Предмет и материал судебной речи. 3. Оценочно-правовой характер судебной речи. 4. Адресаты судебной речи.  
5. Тема 5. Логические приемы и операции в судебной речи. 1. Основные законы мышления. 2. Логика доказывания в судебной речи. 3. Способы опровержения. 4.Логические ошибки в судебной речи.  
6. Тема 6. Композиция судебной речи. 1.Логическая структура судебной речи (вступление, основная часть, заключение). 2.Лингвистический аспект композиции судебной речи.  
7. Тема 7. Техника речи как средство воздействия оратора на аудиторию 1. Сила голоса, тембр голоса и темп речи. 2. Произношение. Правила произношения. Благозвучие и неблагозвучие.  
8. Тема 8. Психологические и этические особенности построения защитительной и обвинительной речей. 1. Подготовка защитительной речи. 2. Этика выступления адвоката в судебном разбирательстве. 3. Особенности выступления прокурора. Структура обвинительной речи.  
  Всего часов:  

 

Тематический план семинарских занятий

Тема занятия и вопросы к рассмотрению Количество часов
  Тема 1. Понятие и сущность судебной риторики. Судебное красноречие. 5. Понятие и задачи судебной риторики. 6. Место судебной риторики в системе филологических и юридических дисциплин. 7. Роль судебной риторики в формировании профессиональных качеств юриста. 8. Судебное красноречие: понятие и особенности.    
5. Тема 5. Логические приемы и операции в судебной речи. 1. Основные законы мышления. 2. Логика доказывания в судебной речи. 3. Способы опровержения. 4.Логические ошибки в судебной речи.  
6. Тема 6. Композиция судебной речи. 1.Логическая структура судебной речи (вступление, основная часть, заключение). 2.Лингвистический аспект композиции судебной речи.  
7. Тема 7. Техника речи как средство воздействия оратора на аудиторию 3. Сила голоса, тембр голоса и темп речи. 4. Произношение. Правила произношения. Благозвучие и неблагозвучие.  
8. Тема 8. Психологические и этические особенности построения защитительной и обвинительной речей. 4. Подготовка защитительной речи. 5. Этика выступления адвоката в судебном разбирательстве. 6. Особенности выступления прокурора. Структура обвинительной речи.  
  Всего часов:  

 

Контактная информация

г. Астана Коргальджинское шоссе, 8, Казахский гуманитарно-юридический университет, кафедра уголовного судопроизводства и криминалистики, к.352, телефон 70-30-45.

 

Пререквизиты курса

1. Теория государства и права

2. Русский язык

3. Логика

4. Философия

5. Психология

6. Уголовное право

7. Уголовно-процессуальное право

8. Гражданское право

9. Гражданское процессуальное право

Постреквизиты курса

1. Суд и правосудие: опыт, реалии, перспективы;

2. Спецпрактикум по расследованию уголовных дел;

3. Спецпрактикум по криминалистике;

4. Прокурорский надзор Республики Казахстан;

5. Адвокатура и адвокатская деятельность Республики Казахстан.

.

2.4. Характеристика дисциплины

Цель изучения курса «Судебная риторика» состоит в том, чтобы научить студентов правовых специальностей правильно излагать свои мысли, формулировать выводы по существу рассматриваемых вопросов, не бояться выступать перед аудиторией, владеть ее вниманием, уметь убеждать в правильности своих доводов, знать оптимальную структуру судебной защитительной и обвинительной речи.

Для правильного понимания студентами значения «Судебной риторики», прогнозирования ее дальнейшего развития, отдельных ее институтов необходимо знать историю ее развития и становления. А главное в усвоении данной дисциплины и совместной с преподавателем реализации поставленных целей - необходима постоянная практика. Только так субъект, стремящийся развить технику своего ораторского мастерства, может добиться успеха! Приступать к изучению основных положений и актуальных проблем судебной риторики, также следует при наличии знаний по уголовно-процессуальному праву.

Курс предназначен для ознакомления студентов с судебной риторикой как частью общей риторики - науки о красноречии, историей ее развития и становления. В ходе изучения дисциплины рассматриваются основные законы построения речи в монологе и диалоге, стиль общения, речевая техника аргументации, организация речевых отношений в сфере судопроизводства и других важных областях жизнедеятельности. Уделяется большое внимание культуре речи, конгруэнтности императивной речи, обратной связи с аудиторией, умению вербального и невербального общения.

Дисциплина «Судебная риторика» требует своего обязательного освоения студентами – юристами по различным причинам. Прежде всего, ввиду того, что именно способность говорить, четко обозначить свою позицию по делу играет немаловажную роль для исхода дела.

Цели и задачи курса «Судебная риторика»:

- свободная ориентация студентов в логосфере юридической культуры;

- овладение студентами техническим искусством воздействия на аудиторию с помощью эмоциональных приемов и логики доказательств соответствии с замыслом ритора;

- формирование у студентов понятия об этических правилах речевого поведения;

- развитие чувства слова у студентов;

- обучение студентов правилам ведения полемики и дискуссии, нормам продуктивного делового общения;

- способствование развития у студентов созданию собственных оригинальных текстов.

В результате изучения настоящей дисциплины студент должен:

- иметь представление о сущности коммуникативной деятельности юриста, о функциях языкового общения;

- понимать природу языковых норм и форм существования языка, в том числе, профессионального юридического языка;

- иметь представление о судебной риторике как научной дисциплине, о ее месте в системе юридических дисциплин;

- понимать, что речь является исключительным видом семиотической деятельности, назначение которой состоит в том, чтобы устраивать совместную деятельность людей, развлекать, управлять, распоряжаться, воспитывать, сохранять и кодифицировать культуру;

- показывать, что общественный прогресс определяется тем, как в данном обществе выстроены правила этоса, т.е. моральные и нравственные правила, административные установления и законы, регулирующие речь (законы, регулирующие свободу слова, собрания, циркуляцию речевой государственной информации, авторские права и т.п.).

В результате изучения курса «Судебная риторика» студент должен владеть:

- любыми видами речевых действий (подготовка доклада, чтение лекций, участие в учебных судебных разбирательствах и т.д.);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- навыками активного использования приемов элоквенции, придающих речи яркость, экспрессивность, с целью совершенствования своего ораторского мастерства;

- навыками корректного ведения спора или дискуссии;

- умением налаживать контакт с любой аудиторией, учитывая ее особенности и интересы, импровизировать в любой ситуации;

- основами яркого и убедительного выступления в суде и аргументации;

- знаниями о структуре судебной речи;

- убеждать и внушать доверие в рамках судебной полемики;

- приемами убеждения и опровержения речи;

- нормами работы с профессиональными терминами;

- возможностями своего голоса, техникой речи: дикцией, силой и диапазоном голоса, дыханием, интонацией;

- невербальными средствами воздействия: жестами, мимикой, позой оратора;

- основами правильного построения вопросов.

 

2.5. Тематический план лекций

Тема занятия и вопросы к рассмотрению Количество часов
  Тема 1. Понятие и сущность судебной риторики. Судебное красноречие. 9. Понятие и задачи судебной риторики. 10. Место судебной риторики в системе филологических и юридических дисциплин. 11. Роль судебной риторики в формировании профессиональных качеств юриста. 12. Судебное красноречие: понятие и особенности.    
  Тема 2. Культура речи юриста 1. Понятие культуры речи юриста. 2. Специфика языка права. 3. Качества воздействующей речи юриста. 4. Клише и штампы в речи юриста.  
3. Тема 3. Понятие, содержание и отличительные черты судебной речи. 1. Понятие и назначение судебной речи. 2. Предмет и материал судебной речи. 3. Оценочно-правовой характер судебной речи. 4. Адресаты судебной речи.  
4. Тема 4. Композиция судебной речи. 1.Логическая структура судебной речи (вступление, основная часть, заключение). 2.Лингвистический аспект композиции судебной речи.  
5. Тема 5. Техника речи как средство воздействия оратора на аудиторию 5. Сила голоса, тембр голоса и темп речи. 6. Произношение. Правила произношения. Благозвучие и неблагозвучие.  
6. Тема 6. Психологические и этические особенности построения защитительной и обвинительной речей. 7. Подготовка защитительной речи. 8. Этика выступления адвоката в судебном разбирательстве. 9. Особенности выступления прокурора. Структура обвинительной речи.  
  Всего часов:  

 

2.6. Тематический план семинарских занятий

Тема занятия и вопросы к рассмотрению Количество часов
  Тема 1. Понятие и сущность судебной риторики. Судебное красноречие. 13. Понятие и задачи судебной риторики. 14. Место судебной риторики в системе филологических и юридических дисциплин. 15. Роль судебной риторики в формировании профессиональных качеств юриста. 16. Судебное красноречие: понятие и особенности.    
2. Тема 2. Логические приемы и операции в судебной речи. 1. Основные законы мышления. 2. Логика доказывания в судебной речи. 3. Способы опровержения. 4.Логические ошибки в судебной речи.  
3. Тема 3. Композиция судебной речи. 1.Логическая структура судебной речи (вступление, основная часть, заключение). 2.Лингвистический аспект композиции судебной речи.  
4. Тема 4. Техника речи как средство воздействия оратора на аудиторию 7. Сила голоса, тембр голоса и темп речи. 8. Произношение. Правила произношения. Благозвучие и неблагозвучие.  
  Всего часов:  

 

Глоссарий

Единоначатие, или анафора, - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов или словосочетаний в начале рядом стоящих предложений.

 

Клише - готовый речевой стандарт, легко воспроизводимый в стандартной речи, в условиях стандарта. Клише являются необходимыми элементами деловых бумаг.

 

Контаминация - смешение, скрещивание, объединение языковых единиц на основе ассоциаций.

Аббревиатура - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или частей слов: УПК РК, РОВД, НТК.

 

Артикуляция - движение произносительных органов во время речи.

 

Диалект - разновидность общенародного языка, употребляемая людьми, связанными одной территорией, социальной или профессиональной общностью.

 

Заимствованные слова - освоенные русским языком иноязычные слова.

 

Коммуникация - передача и прием мыслей об объектах действительности.

 

 

5 Информация об оценке знаний студентов

При кредитной системе обучения в течении академического периода с целью оценки знаний студента и определения набранных кредитов предусматривается три вида контроля успеваемости: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений обучающихся по каждой теме или разделу учебной дисциплин, проводимая преподавателем, ведущим учебные занятия.

Рубежный контроль успеваемости – периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая согласно утвержденному академическому календарю преподавателем, ведущим учебные занятия.

Итоговый контроль успеваемости – п роверка учебных достижений обучающихся, проводимая после завершения изучения учебной дисциплины в период промежуточной аттестации по завершении академического периода. Формой проведения итогового контроля является экзамен.

В течение академического периода предусматриваются различные формы текущего и рубежного контроля.

Текущий контроль производится на основе различных видов контрольных проверок: посещаемость, тестирование, проверка конспектов, устный опрос по каждой теме – коллоквиум, проведение контрольных работ, приема самостоятельных работ и т.д.

Общая шкала оценки знаний

Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов % - содержание степени усвоения учебной дисциплины  
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 неудовлетворительно

Итоговый контроль - экзамен. Количество тестовых заданий, предоставляемых студентам для тестирования – 30.

 

Специфика судебной речи

Для того чтобы быть хорошим оратором, необходимо знать, что такое ораторское искусство. Ораторское искусство – это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи. Деятельность, основанная на большом упорном труде, в результате которого человек может овладеть умением произносить речь перед аудиторией: говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно. В теории публичной речи ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство. Следует отметить, что судебное ораторское искусство очень специфично. Его еще называют судебным красноречием.

Красноречие в общем смысле – это способность говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

Судебное красноречие имеет свои особенности, свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального законодательства и предполагает оценочно-правовой характер речи. Основная функция судебного красноречия (или судебного ораторского искусства) – способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей.

«Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, как Ф.Н. Плевако, другие – глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное» Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие, 2-е изд., 2007. С. 14.

Искусство судебного оратора проявляется в умении четко определить тему спора (тезис, целевую установку), построить судебное выступление так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела, указать причины преступления или гражданского конфликта, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые выводы и убедить в этом судей и аудиторию.

Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору.

Говорить хорошо в суде – это говорить по существу, тщательно, всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Красноречие же как «умение говорить красиво» является составной частью судебного ораторского искусства – эффективным средством эмоционального воздействия. Изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору акцентировать внимание суда на тех или иных деталях дела.

Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Только частые упражнения и желание добиться мастерства приведут к умению говорить публично. В искусстве судоговорения уметь говорить – значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказательствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение, знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своей позиции – важный признак культуры ораторского труда.

Высшим уровнем культуры речи является речевое мастерство, заключающееся в умении ясно (доходчиво), логично и убедительно раскрывать мысли, в богатстве словаря и разнообразии грамматических конструкций. Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно; не штампованными, надоевшими словами, а по-своему, самобытно, индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти наиболее точное, значит, наиболее подходящее для конкретной ситуации и стилистически оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает и умение пользоваться риторическими приемами, способствующими эмоциональному, психологическому воздействию.

Для того чтобы судебная речь воздействовала на окружающих, на слушающих ее людей, она должна обладать специфическими качествами, которые заключаются в следующем.

1) Убедительность

Цель судебной речи – убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Убедительная речь – речь, содержащая мысли, подтвержденные фактами, серьезными доводами; доказательная. Важными факторами убедительности речи являются убежденность оратора в правоте своей позиции по делу и культура его мышления. Убежденность – это твердая уверенность в истинности чего-либо.

Убедительность достигается приведением аргументов. Аргумент – это одно или несколько связанных между собой утверждений (суждений), предназначенных доя подтверждения истинности тезиса. В гражданском и уголовном процессе аргументы понимаются как судебные доказательства: это любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разбирательства уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного дел. Содержатся доказательства в показаниях, вещественных доказательствах, заключениях экспертов, протоколах и др. Различают доказательства прямые и косвенные. Прямые доказательства – те, из которых можно сделать однозначный вывод (при условии их достоверности) о существовании (или несуществовании) доказываемого факта. Косвенными являются те доказательства, из которых при условии их достоверности можно сделать предположительный вывод о существовании доказываемого факта. Ко всем доказательствам предъявляются требования относимости и допустимости.

Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала. Только сила аргументов, их убедительность имеют значение для полного внутреннего убеждения судей.

2) Понятность

Судебная речь должна быть понятна всем ее слушателям.

3) Ясность

Ясность достигается глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов.

4) Доходчивость (простота)

Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако не следует путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, яркая метафора, риторический вопрос, фразеологизм оживляют выступление, делают его более доходчивым.

5) Точность

Точность – характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (это фактическая,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.186 (0.015 с.)