Финансовые ресурсы и источники их формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые ресурсы и источники их формирования



Финансовые ресурсы— это фонды денежных средств, нахо­дящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъек­тов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего про­дукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизвод­ства и общегосударственных потребностей [2].

Как было отмечено выше чистый доходв составе валового внутреннего продукта яв­ляется основным источником формирования финансовых ре­сурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фон­ды денежных средств.

Часть чистого дохода направляется на расширенное вос­производство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов,которые находят­ся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируют­ся капитальные вложения, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия по охране природы и т.д. Осуществление этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными сред­ствами процесс расширенного воспроизводства.

Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внут­реннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые де­нежные фонды направляются на обеспечение социального обус­тройства работников, дополнительное материальное стимули­рование и т.п.

Второй по величине источник формирования децентрализо­ванных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления. Амортизационный фонд — это денежные средства, пред­назначенные для простого и расширенного воспроизводства ос­новных фондов. Он имеет двойственную экономическую приро­ду, одновременно обслуживая процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двой­ственность амортизационного фонда, создаваемого путем пери­одических амортизационных отчислений по установленным нормам, обусловлена особенностями амортизации как экономи­ческой категории. Начисленная амортизация имеет постоян­ный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение из­носа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы.

Амортизация является целевым источником финансиро­вания воспроизводства основных производственных фондов, в этом ее особенность и отличие от денежных накоплений, кото­рые имеют многоцелевой характер и не так жестко связа­ны с кругооборотом основных фондов.

Источниками формирования децентрализованных финансо­вых ресурсов являются также экономия от снижения расходов; мобилизация внутренних ресурсов; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации вы­бывшего и излишнего имущества и др.

Другая часть чистого дохода в соответствии с содержанием и сущно­стью финансов служит главным источником формирования централизованных финансовых ресурсов,которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных пот­ребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Централизован­ные финансовые ресурсы являются результатом перераспреде­ления главным образом чистого дохода через налоговые и нена­логовые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых формируются централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисле­ния хозяйствующих субъектов органам государственного со­циального страхования, имущественного и личного страхова­ния, в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйствен­ный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносите­лей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельнос­ти и др.), а также средства, полученные от реализации государ­ственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресур­сов составляют поступления от населения (налоги, сборы, дохо­ды от займов и лотерей и др.).

Централизованные финансовые ресурсы посредством пере­распределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) со­средоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджет­ных и внебюджетных фондах. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важней­ших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы на­правляются на развитие реального сектора экономики, финан­сирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирова­ние обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имуще­ственного и личного страхования и др. Основным признаком лежащим в основе распределения централизованных финансовых ресурсов является сбалансированность.

Сбалансированными можно считать такие финансовые от­ношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирова­ние процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе — рост доходов бюджета. В настоя­щее время налоговая нагрузка на сферу материального про­изводства остается достаточно высокой, вследствие чего у пред­приятий не хватает доходов даже для простого воспроизвод­ства.

При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов необходимо рассмотреть источники финансовых ресурсов, которые становятся доступными вследствие особенностей функционирования отдельных звеньев финансовой системы государства:

1) кредитные ресурсы закрепленные за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет;

2) суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству;

3) денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов;

4) денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления [2].

Рассматривая структуру финансовых ресурсов определим место ссудного фонда и ссудного капитала в структуре финансового обеспечения потребнос­тей воспроизводства.

Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных орга­низаций, отдельных предпринимателей и населения, которые мобилизуются и используются на началах возвратности и явля­ются одной из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особеннос­тями управления и применения. Государство направляет запа­сы этого источника на удовлетворение временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фон­дах или потребности населения в денежных средствах.

В условиях перехода к рынку Беларусь, адаптируясь к меж­дународным стандартам, начала осваивать преимущества ссуд­ного капитала.

Под ссудным фондом понимается фонд, который основывается, как правило, на общественной собственнос­ти, носит в значительной степени общегосударственный харак­тер, подчиняется централизованному управлению и обусловлен государственной монополией банковского дела. Ссудный капитал пред­ставляет собой созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (подчеркнем, что эти товары непосредственно не удовлетворяют потребности человека).

Важнейшими источниками ссудного капитала служат сред­ства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе, а именно:

• средства государственного бюджета;

• средства социального, имущественного и личного страхования;

• денежные суммы, предназначаемые для восстановления основных фондов (накапливаемые по мере перенесения стоимости основных фондов (по частям) на создаваемые товары в форме амортизации);

• часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

• временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы;

• предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса;

• средства колхозно-кооперативных и общественных организаций, кредитных учреждений;

• депозиты граждан в сберегательном банке;

• средства касс взаимопомощи;

• наличные деньги, находящиеся в обращении [2].

Ресурсами кредитования также могут являться прямые ассигнования из госбюджета. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский кон­троль и его воздействие на финансовую деятельность хозяй­ствующих субъектов.

Взаимосвязь ссудного капитала и госбюджета заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства гос­бюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы и обеспе­чивает кассовое исполнение государственного бюджета.

Формирование и использование финансовых ресурсов также тесно связано с размерами и динамикой доходов населения.Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство ока­зывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержа­ния нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.

Население в соответствии с теми и или иными приоритетами распределяет свои доходы по двум основным направлениям: расходы на текущее потребление и накопление (сбережения населения).Сбережения населения— часть денежных доходов (поступ­лений) населения, предназначенная для удовлетворения потреб­ностей в будущем.

Специфика личных сбережений населения позволяет ис­пользовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматри­ваться как один из источников финансовых ресурсов государ­ства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк.

Таким образом, финансовые ресурсы определяют количественные границы функционирова­ния финансов и выража­ют сущностное содержание финансов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.011 с.)