Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах)





Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах)



 

Имам Ахмад известен тем, что он более всех других имамов занимался собиранием Сунны и придерживался ее до такой степени, что он даже «выступал против написания книги, посвященной дедуктивным методам и умозаключениям»[44]. Поэтому он и говорил:

1. «Не следуйте мне, и не следуйте ни за Маликом, ни за аш-Шафи’и, ни за аль-Ауза’и, ни за ас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли»[45]. В другой версии этого высказывания сообщается: «Не подражайте в своей вере никому из этих! Берите то, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников; а затем за ними идут их последователи, в отношении которых человеку предоставлен выбор». Однажды он сказал: «Если следовать (чему-либо), то человеку необходимо следовать тому, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, а в отношении их последователей он имеет право выбора»[46].

2. «Мнение аль-Ауза’и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы — все это лишь мнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а доказательство — в хадисах от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников»[47].

3. «Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (то он) находится на краю гибели»[48].

Вот каковы ясные, убедительные, не имеющие иных толкований и искажений высказывания имамов (да будет милостив к ним Аллах) относительно следования хадисам. Все они запрещали слепо подражать себе, не имея на то веских оснований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым указаниям имамов, не нарушает их мазхабы, не выходит за пределы указанного ими пути. Скорее наоборот — такой человек будет следовать за каждым из них, держась за твердую рукоять, которая никогда не сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, который отказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, что она противоречит указаниям имамов. Получается, что именно такой человек выступает против них, вступает в противоречие с их высказываниями, упомянутыми выше. Всевышний Аллах говорит: «Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать у них недовольство, и пока они не подчинятся полностью»

(Сура «Женщины», аят 65).

Всевышний также сказал: «Пусть остерегаются те, кто нарушает его повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание»(Сура «Свет», аят 63).

Видный ученый-богослов, знаток Корана Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Каждый человек, которому стало известно о каком-либо повелении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), должен о нем сообщать людям, искренне увещевать их, призывать их следовать ему, даже если это противоречит чьему-либо авторитетному мнению. Так следует делать потому, что поступок или какое-либо деяние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) более достойны возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитета, которое (скорее) по недоразумению стало противоречить в некоторых вопросах повелениям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. Возможно, они делали это иногда в довольно жесткой форме[49], но не из-за личной неприязни к такому человеку, ибо они любили и уважали его, а из-за того, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) они проявляли большую любовь, и повеление его для них было выше любого другого человека. Поэтому, когда повеления Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и еще кого-либо вступают между собой в противоречие, более естественно следовать приказам Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Однако это не мешает уважительно относиться к человеку, мнение которого противоречит Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), ибо этот человек знал, что он будет прощен[50]. На самом деле такой человек и не противился бы тому, чтобы его мнению, которое противоречит Сунне, перестали следовать, если по этому же вопросу существует соответствующее повеление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»[51].

Поистине, а как они могли бы возражать против этого, когда сами призывали к тому своих последователей, как было указано выше, и обязали их отказаться от любых своих взглядов, если они противоречат Сунне. Имам аш-Шафи’и, например, велел своим последователям приписывать ему достоверную Сунну, даже если он и не следовал ей или следовал чему-либо, противоречащему Сунне. Вот почему, когда известный аналитик Ибн Дакик аль-’Ид (да будет милостив к нему Аллах) собрал те вопросы, по которым мазхабы одного либо (всех) четырех имамов отличаются от достоверных хадисов, в одну объемную книгу, в предисловии к ней он написал: «Приписывать все эти ответы имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); исламские правоведы (факихи), придерживающиеся взглядов этих имамов, должны знать об этом, чтобы не ссылались на них в этих вопросах, тем самым оболгав их»[52].

 

Последователи имамов отказываются от их взглядов,

Если они противоречат Сунне

 

Ввиду всего вышеизложенного последователи имамов, многие из прошлых поколений и лишь некоторые из последующих[53] безоговорочно принимают не всё из сказанного своими имамами. На самом деле они даже отвергали многие из их взглядов, если выяснялось, что они прямо противоречат Сунне. Даже два имама — Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Йусуф (да будет милостив к ним Аллах) — поступали вопреки указаниям своего учителя Абу Ханифы в «приблизительно трети его мазхаба»[54], как на то указывают многие книги, посвященные рассмотрению отдельных правовых вопросов (маса’иль).

То же самое можно сказать и об имаме аль-Музани[55] и других последователях имама аш-Шафи’и, а также последователях других имамов (да будет милостив к ним Аллах). Если мы станем приводить примеры в доказательство нашего утверждения, то это займет много места, и мы выйдем за пределы поставленной в предисловии к этой книге цели. Поэтому ограничимся лишь двумя примерами:

1. Имам Мухаммад в своей книге «аль-Муватта’»[56] (стр. 158) пишет: «Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) не считал, что следует проводить молитву о ниспослании дождя. А по нашему мнению, имаму следует совершить с людьми два рак’ата, затем произнести мольбу (ду’а) и надеть свою одежду по-другому[57]...».

2. Исам ибн Йусуф аль-Бальхи, один из сподвижников имама Мухаммада[58] и последователь имама Абу Йусуфа[59], «издавал фетвы, которые противоречили словам Абу Ханифы, поскольку он не знал о доводах последнего, в то время как ему представлялись другие доказательства, на основании которых он выносил фетвы»[60]. Поэтому «перед совершением поясного поклона (руку’) и вставая после него, он поднимал руки (до уровня плеч[61])»[62], как об этом сообщается во множестве (мутаватир) достоверных хадисов, являющихся Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А три имама (т.е. Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад) высказывались по этому вопросу иначе. Подобным образом и должен поступать каждый мусульманин, следуя высказываниям четырех имамов и других авторитетных знатоков религии (улемов), как об этом было упомянуто выше.

Подводя итог, выражаю искреннюю надежду, что никто из последователей имамов не бросится осуждать принципы этой книги, отказавшись от содержащейся в ней Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) лишь на том основании, что эта Сунна противоречит их мазхабу. Я надеюсь, что такой человек, наоборот, объективно рассмотрит вышеприведенные нами увещевания имамов о необходимости поступать согласно Сунне и отказаться от их взглядов, если они противоречат ей. Я также надеюсь, что такой человек поймет, что осуждение методологии этой книги равнозначно осуждению любого из имамов, за которым он следует. Я, как было уже разъяснено, взял эту методологию, к которой нам было велено обращаться в случае разногласий и на которую мы должны полагаться, от самих имамов. Кто отказывается следовать в этом вопросе указаниям имамов, тот подвергает себя большой опасности, ибо, поступая так, он отворачивается от Сунны.

Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но нет, — клянусь Господом твоим! — не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью»(Сура «Женщины», аят 65) .

Молю Всевышнего Аллаха включить нас в число тех, о которых Он сказал: «Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышим и повинуемся!» Такие преуспеют! И кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, этим - предстоит успех!»(Сура «Свет», аяты 51-52).

Дамаск,

13 число месяца джумада аль-авваль,

1370 г. х. (20.02.1951)


ОПИСАНИЕ МОЛИТВЫ ПРОРОКА

(да благословит его Аллах и приветствует)

Обращение в сторону Каабы

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к молитве, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фарз) и дополнительных (ан-нафиля) молитв[63]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поступать именно так, сказав «человеку, который плохо помолился»[64]: «Когда ты приступаешь к молитве, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир»[65].

«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительные молитвы и молитву «аль-витр»[66], сидя верхом, куда бы его верховое животное ни поворачивалось»[67].

Сюда[68] же относятся и следующие Слова Всевышнего: «Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха»(Сура «Корова», аят 115).

«(Иногда), намереваясь совершить дополнительную молитву на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась»[69].

«Он обозначал совершение поясного и земного поклонов (руку’ и суджуд), когда сидел верхом, нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона»[70].

«Когда он хотел совершить обязательную молитву, то спешивался и обращался лицом к Кибле»[71].

Во время молитвы (совершаемой под воздействием) страха, он (да благословит его Аллах и приветствует) велел своей общине (умме) молиться «на ходу, стоя либо сидя верхом (на животном), обращаясь или не обращаясь (при этом) в сторону Киблы»[72], и он также сказал: «А если они (два войска) столкнутся в бою, то она (молитва) - это такбир и кивки головой»[73].

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Кибла находится между востоком и западом»[74].

Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), (но он не велел нам повторить молитву) и сказал: «Та молитва для вас достаточна»[75].

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима[76] [а перед ним была Кааба] до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами»(Сура «Корова», аят 144).

(И) когда этот аят был ниспослан в Откровении, он повернулся лицом к Каабе. Во время утренней молитвы в мечети Куба’ к молящимся подошел какой-то человек и сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам также в её сторону?!» (А в это время) их лица были обращены в сторону аш-Шама, и (услышав это) люди развернулись [и их имам также развернулся, чтобы обратиться лицом к Кибле вместе с ними][77].

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.008 с.)