Совет арабского сотрудничества (САС) - Таможенный союз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совет арабского сотрудничества (САС) - Таможенный союз



16 февраля 1989 г. на конференции в Багдаде главы четырех государств - Египта, Ирака, Иордании и Йеменской Арабской Республики - заявили о создании Совета арабского сотрудничества (САС). В совместном заявлении Совета подчеркивалось, что новое объединение не подменяет собой ЛАГ, а действует исключительно в ее рамках. Целью новой организации провозглашалось повышение уровня социально-экономического развития входящих в Совет стран, активизация сотрудничества между ними на принципах невмешательства во внутренние дела Друг друга.

Однако Совет арабского сотрудничества просуществовал недолго. Кувейтский кризис 1990 г. качественно изменил расстановку сил в регионе: Египет принял участие в военных действиях против Ирака на стороне многонациональных сил, другие страны поддержали Ирак.

В декабре 2001 г. на сессии Высшего совета в Маскате (Оман) был утвержден новый документ о региональном экономическом союзе - Экономическое соглашение между арабскими странами Персидского залива, которое заменило принятое в 1981 г. Единое экономическое соглашение. Новый договор предусматривал заключение Таможенного союза к 1 января 2003 г. и введение стандартизированного таможенного тарифа в 5% для импортируемых извне Союза арабских стран Персидского залива товаров, кроме 53 наименований. На совещании министров финансов в июне 2002 г. было решено, что на постоянной основе Таможенный союз вступит в силу по истечении трехгодичного периода, во время которого таможенные сборы будут взиматься в конечных пунктах назначения товаров. Он вступил в действие в декабре 2002 г. в соответствии с Соглашением, достигнутым на сессии Высшего совета. Был установлен единый внешний таможенный тариф, составляющий 5%, распространяющийся на все импортные товары (за исключением табачных изделий, облагающихся 100%-ной пошлиной). Одновременно был опубликован широкий список исключений из режима, т.е. товаров, не облагающихся при ввозе в страны Персидского залива пошлинами. Торговля же между странами группировки осуществляется на беспошлинной основе. Таким образом, перспектива достижения валютного и экономического союза к 2010 г. выглядела выполнимой, но она не была осуществлена. Экономическое соглашение между арабскими странами Персидского залива намечало также переход с 1 января 2010 г. к единой валюте - динару Залива, привязанному к доллару США, но эта задача также оказалась невыполнимой.

Союз сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) был создан в мае 1981 г. Среди основных целей Союза выделяются следующие: разработка единых норм деятельности в таких областях, как экономика и финансы, торговля, таможенная служба и коммуникации, образование и культура, социальная сфера и здравоохранение, информация и туризм, законодательство и управление. Подчеркнута задача содействия научно-техническому прогрессу в разных сферах (промышленность, обеспечение продовольствием, охрана окружающей среды), создания совместных научно-исследовательских центров, осуществления совместных проектов. Особое внимание обращалось на углубление и укрепление отношений, расширение связей и областей сотрудничества среди граждан.

Высший руководящий орган Союза - Высший совет, избираемый из числа глав государств и правительств, - собирается ежегодно, поочередно, в алфавитном порядке, в каждой из стран-членов. Он занимается разработкой стратегии и определяет магистральные направления деятельности ССАГПЗ, одобряет или отвергает рекомендации и предложения, представляемые на сто рассмотрение рабочими органами Совета.

Высший совет принял ряд важных решений, например о безвизовом обмене, свободной розничной торговле гражданами стран, утвержден механизм, дающий возможность получать от последнего в случае каких-либо у нее затруднений товарный кредит, если он не в состоянии выполнять свои экспортные обязательства. В начале 1990-х гг. был разработан проект единой энергосистемы. Первая стадия сто осуществления предусматривает соединение энергосетей Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и Катара, вторая - Омана и ОАЭ, а затем их общее слияние. Оценочная стоимость проекта - 6 млрд долл. Ввод энергосистемы в строй намечен на 2010-2011 гг.

На основе развития совместной деятельности стран ССАГПЗ в этих и некоторых других направлениях в 1999 г. в рамках Высшего совета в Эр-Рияде было заключено соглашение об установлении Таможенного союза к 1 марта 2005 г., но он введен лишь частично, поскольку по множеству изъятий вопросы не согласованы. Одновременно с деятельностью по созданию условий для функционирования Таможенного союза страны ССАГПЗ предпринимали попытки в направлении формирования Общего рынка арабских государств Персидского залива. Далее страны Персидского залива пришли к соглашению о необходимости гармонизации и координации национального планирования в экономическом развитии своих стран, в частности согласования государственных планов социально-экономического развития, включая и возможность увеличить вклад частного сектора в это развитие, взаимоувязать планы развития на региональном уровне, содействовать усилению интеграционных процессов. Еще в 1997 г. министрами внутренних дел установлен упрощенный порядок выдачи паспортов для поездок в границах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива; ранее было принято решение о предоставлении их гражданам права свободной розничной торговли в шести азиатских странах.

За пределами географии арабского мира также функционирует ряд институтов арабских стран, имеющих большое значение:

o Исламский банк развития, созданный в 1974 г. и объединяющий 24 мусульманских государства, а также Гвинею, Гамбию, Индонезию, Камерун, Мали, Нигер и Чад. Цели ИБР определены следующим образом: участие в акционерном капитале производственных проектов и предприятий в государствах-участниках; осуществление капиталовложений в проекты экономической и социальной инфраструктуры; финансирование частного и общественного секторов. Кроме того, банк может создавать различные специализированные фонды. В задачи банка входит также финансирование внешней торговли стран-участниц, оказание им содействия в получении технической помощи и подготовке кадров;

o Кувейтский фонд экономического развития, основанный в 1961 г., предоставляет льготные займы арабским, азиатским и африканским странам на цели промышленного и сельскохозяйственного развития;

o Фонд экономического развития арабских стран, созданный в Абу-Даби в 1971 г., специализируется на финансировании развития инфраструктуры, промышленности и туризма в арабских странах;

o Саудовский фонд развития, функционирующий с 1974 г., ставит цели по оказанию помощи практически всем развивающимся странам западной ориентации;

o Арабский банк экономического развития Африки и Арабский фонд для Африки, функционирующие за счет средств Саудовской Аравии, ОЭС и некоторых других арабских нефтедобывающих государств.

 

8. Особенности интеграции развитых и развивающихся стран

Межгосударственная экономическая интеграция в современном мире является важной действующей силой мирового экономического роста. Под экономической интеграцией понимают взаимодействие государств в экономической сфере. Известный экономист в области международных экономический отношений, профессор В.А. Шлямин, дает следующее определение экономической интеграции: «Интеграция – это форма взаимодействия государств и хозяйствующих субъектов, предполагающая высокую степень их экономического взаимопроникновения и взаимозависимости». Экономические интеграционные процессы между странами развиваются, прежде всего, на основе международных торговых отношений, международного обмена. По мере развития торговли, между странами возникают новые формы экономического взаимодействия. Одновременно с экономическими отношениями между странами происходит налаживание научных и культурных связей. Происходит объединение культур, формируются различные совместные организации, что в конечном итоге приводит к всё большей международной интернационализации хозяйственной жизни или, другими словами, к глобализации. Отношение к межгосударственным интеграционным процессам в обществе неоднозначно. Специалисты утверждают, что они ведут к экономическому росту, научному прогрессу, росту благосостояния, но наряду с ними, все большее внимание во всем мире к себе привлекают обратные заявления недовольных проводимой политикой правительствами большинства развитых стран по раз- витию интеграционных процессов и объединению национальных экономик. Несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что происходящие интеграционные процессы в мировой экономике будут продолжать развиваться и остановить их невозможно. В связи с этим, нужно более подробно остановиться на вопросах экономической интеграции и, прежде всего, на проблемах интеграционного взаимодействия между странами с разным уровнем развития. Поскольку именно в результате такого типа интеграции проявляется более всего негативных последствий, ведущих не к экономическому росту, а, напротив, к застою и замедлению развития развивающихся стран. Анализ международного экономического сотрудничества, к сожалению, показывает постоянно увеличивающееся отставание в развитии развивающихся стран от стран с развитой экономикой. Согласно проведенным статистическим исследованиям, экономическое отставание слаборазвитых стран более чему удвоилось за последние полвека. Данными статистическими фактами успешно пользуются для аргументирования ограничения внешнеторгового оборота в развивающихся странах. На этом фоне введение таможенных ограничений в виде тарифов, импортных квот развивающимися странами выглядит вполне оправданным. С научной же точки зрения утверждается, что такая политика приводит к еще более плачевным результатам. Рассмотрим основные положения, которыми оперируют, когда говорят о пользе введения ограничений в международном обмене. Как правило, сторонниками ограничений являются правительства развивающихся стран, антиглобалисты, предприятия, получающие монопольную выгоду на развивающихся рынках. Их доводы основываются на том, что снижение и отмена ограничений в международном обмене, свободное развитие интеграционных процессов между странами с разным потенциалом приводит к следующим негативным последствиям: – Усилению зависимости региональной экономики от экономической и политической ситуации более развитых стран; – Преимущественному развитию сырьевой и добывающей промышленности и деградации высокотехнологичных отраслей; – Дестабилизации финансовой сферы и экономической нестабильности развивающегося региона; – Ликвидации неконкурентоспособных производств; – Разрушению сложившихся хозяйственных связей; – Неравномерному распределению выгод интеграционных отношений в пользу более развитых стран. Действительно, в условиях неконтролируемого развития экономических интеграционных процессов, развивающиеся страны часто сталкиваются с приведенными последствиями для своей экономики. Международная торговля, к сожалению, не всегда одинаково взаимовыгодна для всех ее участников. Тем не менее, экономическая наука со времен Адама Смита выступает за минимизацию и полную отмену ограничений в международном обмене, поскольку только свободная торговля приводит к максимизации объемов выпускаемой продукции и получаемой выгоды от торговли. Рассмотрим основные виды тарифных и нетарифных ограничений, которые в настоящее время применяются развивающимися странами с целью поддержания своих национальных экономик, и выясним положительные и отрицательные аспекты их применения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.)