Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие риторики. Роль и значение вербальных средств общения. Психологические основы речевого воздействия.

Поиск

Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста

Вербальное (или речевое) общение — это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка»

Речевой (вербальные средства общения): язык (являющийся средством общения и орудием мысли) и речь (процесс общения по средствам языка). Речь как средство общения одновременно является и источником информации и способом воздействия на поведение собеседника.

В структуру вербальных средств общения входят:
1. Значение и смысл слов и фраз. Очень важны точность употребления слова, его выразительность и доступность; правильность построения фразы и ее доходчивость; правильность произношения звуков, слов и интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, высота и тональность голоса, ритм, тембр, дикция речи.
3. Выразительное качество голоса: специфические звуки общения (смех, хмыкание, плач) и разделительные звуки общения (паузы, «как бы», «значит»).
Исследования показали, что при ежедневной коммуникации слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, молчание – 2%, а невербальные средства общения – 53%

Общение определяется как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Речевое воздействие может быть определено как воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.

Различают два основных аспекта речевого воздействия - вербальный и невербальный.46

Вербальное (от латинского verbum, слово) речевое воздействие – это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии воздействующими средствами являются собственно языковые средства, и успешность воздействия зависит от их подбора, расположения, интонации, содержания выражаемой ими мысли (например, какой аргумент подобран, какая тактика ведения диалога избрана и др.).

Невербальное воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.).

Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают нам эффективность общения.

Совокупность типовых вербальных или невербальных, а иногда и тех и

других сигналов, влияющих на эффективность общения, определяется как

фактор общения.

Факторы речевого воздействия – это типы коммуникативных

сигналов или приемов, используемых в речевом воздействии.

Основные факторы речевого воздействия, как представляется,

следующие (список не является исчерпывающим):

1. Фактор внешности

2. Фактор соблюдения коммуникативной нормы

3. Фактор установления контакта с собеседником

4. Фактор взгляда

5. Фактор физического поведения вовремя речи (движение, жесты,

позы)

6. Фактор манеры (дружелюбие, искренность, эмоциональность,

немонотонность, воодушевление)

7. Фактор размещения в пространстве

8. Фактор содержания

9. Фактор языка

10.Фактор объема сообщения

11.Фактор расположения фактов и аргументов, идей

12.Фактор времени

13.Фактор количества участников

14.Фактор адресата48

Существуют следующие основные способы речевого воздействия на

другого человека.

1. Доказывание.

Доказывать - это приводить аргументы, подтверждающие правильность

какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе,

продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание - это

логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления

человека. Доказываем мы так: «Во-первых, во-вторых, в третьих...».

Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением

(есть данные, что таких людей всего 2 процента), но логика действует

эффективно не на всех (далеко не все мыслят логически) и не всегда (во

многих условиях эмоция полностью подавляет логику).

2. Убеждение.

Убеждать - это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана,

что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно -

эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: «Во-

первых.... Во-вторых... Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И

другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь

мне, это действительно так...» и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически

навязать свою точку зрения собеседнику.

3. Уговаривание.

Уговаривать - это преимущественно эмоционально побуждать

собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу - просто так,

потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется

очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы, оно

основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения:

«Ну пожалуйста... ну сделай это для меня...ну что тебе стоит... я буду

очень тебе благодарен... я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты

попросишь когда-нибудь...ну что тебе стоит... ну пожалуйста... ну очень

прошу...». Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального

возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить

просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание

обычно не помогает.

4. Клянченье.

Клянчить – это высоко эмоционально просить, используя простой

многократный повтор просьбы. Клянчит ребенок у мамы: «Ну купи... ну

купи...ну купи... ну пожалуйста... ну купи....».50

5. Внушение.

Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на

веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического

осмысления.

Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном

давлении, часто - на авторитете собеседника. Сильные, волевые,

авторитетные личности, «харизматические типы» (вроде Сталина) могли

внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по

отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по

отношению к грубым и решительным мужчинам.

6. Приказ.

Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его

зависимого должностного, социального и т.д. положения относительно

говорящего без какого-либо объяснения необходимости.

Приказ эффективен в отношении подчиненных, младших, нижестоящих

в социальной иерархии, но неэффективен в отношении равных или

вышестоящих. Приказ психологически трудно воспринимается

большинством людей.

7. Просьба

Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах

говорящего, руководствуясь просто хорошим отношением к говорящему,

откликаясь на его потребность.

Эффективность просьбы несравненно выше, чем приказа, но

существуют многочисленные коммуникативные барьеры, ограничивающие

применимость просьбы в связи со статусом адресата, характером просьбы,

ее объемом, нравственным статусом просьбы и мн. др. Кроме того, на

просьбу существует много возможностей отказа.

8. Принуждение.

Принудить - значит заставить человека сделать что-либо против его

воли.

Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на

демонстрации грубой силы, угрозах: «Кошелек или жизнь».

Какие же из этих способов речевого воздействия являются

цивилизованными? Фактически, первые семь. Речевое воздействие как

наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться

без принуждения. Остальные способы могут быть применены, если для

этого будет соответствующая коммуникативная ситуация.

Речевое воздействие – это наука именно о выборе подходящего,

адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной

коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные

способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации

общения для достижения наибольшего эффекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.34 (0.011 с.)