Основные группы источников, периодизация и важнейшие задачи курса «Истории социальной работы» в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные группы источников, периодизация и важнейшие задачи курса «Истории социальной работы» в России.



Предмет и методология изучения истории социальной работы. Основные понятия курса (социальная работа, благотворительность, призрение, объект и субъект социальной помощи, система призрения, основные виды социальной помощи).

Социальная работа - професиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Благотворительность - оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи Виды социальной помощи: Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)

предмет.зарождение и развитие системы социальной защиты населения и социальной работы как целенаправленной деятельности по поддержке нуждающихся слоев населения.

методология.Рассматриваются особенности становления социальной работы в современной России, обусловленные трудностями переходного периода, сопровождаемого изменением социального контекста, трансформационными процессами, которые привели к обнищанию значительной части населения, безработице, падению рождаемости, эрозии института семьи и брака, росту социальных патологий и ряду других деформаций социального здоровья общества. Исследование методологии социальной работы является продолжением социологических традиций сферного подхода в анализе общества. Ключевые слова: социальная работа, деформация общества, социологические исследования

Особенности развития государственной благотворительности в России в эпоху дворцовых переворотов.

Состояние благотворительности в России с 1725 – 1762 гг. Период с 1725 по 1762 гг. вошел в историю России как «эпоха дворцовых переворотов». За 37 лет на престоле сменилось шесть императоров и императриц: Екатерина I (1725-1727), Петр II(1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI (1740-1741), Елизавета (1741-1761), Петр III (1761- 1762). В целом же неустойчивость власти не способствовала делу укрепления и нормализации системы государственного призрения. Считается, что в период правления Екатерины 1, а затем и Елизаветы Петровны, происходит заметное ухудшение в этой области. В целом главенствующим направлением в социальной работе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, то есть происходит дальнейшая регламентация системы наказаний. В марте 1726 г. издается указ Екатерины 1 о необходимости подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных. Однако принятия каких-либо практических мер в этом направлении не наблюдалось, и вскоре даже те приюты, которые открылись при Петре 1, прекратили существование. Некоторое оживление внимания правительства к проблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны. Было осуществлено три основных мероприятия: Строительство новых богаделен. Были ужесточены наказания за занятия попрошайничеством и нищенством. Впервые выявилось еще одно направление социальной работы государства. По указу, изданному в августе 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержание в монастыри «для прокормления и исправления в уме их». В царствование Елизаветы Петровны были приняты специальные указы по вопросам общественного призрения и осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и постоянного приюта немощным и крайне нуждающимся. Она повелела построить в губерниях богадельни, возложив их содержание на Статс-Контору. Предложила при этом учредить еще и дома для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников. Императрица издает в феврале 1748 года указ в котором за выдачу паспортов больным и престарелым крестьянам устанавливалось обложение «немалым штрафом» губернаторов и воевод. Это было сделано для того, чтобы противостоять стремлению многих помещиков избавляться от заботы о «прокормлении» своих крепостных крестьян, получивших увечье, больных или престарелых выдачей им паспортов для ухода в город для сбора милостыни. В указе предписывалось помещикам и прочим владельцам крестьян обеспечивать их содержание. Эти меры ограничивали наплыва нищих в города, а также усиливали ответственность их владельцев и высших представителей государственной власти за организацию призрения немощных, что было очень прогрессивно для того времени. Особой заботой и вниманием Елизавета наделила увольняемых из армии раненых и увечных военнослужащих, по указу от 13 января 1760 года повелевалось строить специальные инвалидные дома во всех губерниях. «… до учреждения инвалидных домов, разослать в города и определить в богадельни, и ежели где в городах богаделен нет, то построить от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий в тех местах, где хлеб дешев, вновь деревянные без излишних украшений покои, наблюдая интерес только были бы по числу людей вместительны и зимой спокойны, а доколе оные построены будут, дать им в городах квартиры». Немного нового в дело благотворительности внесло и краткое пребывание на российском престоле императора Петра III. Стало очевидным, что у государства не хватает денег на содержание все увеличивающегося числа нищих и богаделен. Поэтому указами в феврале и марте 1762 г предусматривалось, что содержание богаделенных и инвалидов, а также отставных унтер- офицеров и солдат, не имевших источников пропитания, возлагалось на доходы с монастырских имений. Наконец, в апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов») вне монастырей

Социальная помощь в стране в период Великой отечественной войны.

Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». Социальная помощь и социальная реабилитация раненых — следующий комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. 8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов.

Предмет и методология изучения истории социальной работы. Основные понятия курса (социальная работа, благотворительность, призрение, объект и субъект социальной помощи, система призрения, основные виды социальной помощи).

Социальная работа - професиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Благотворительность - оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи Виды социальной помощи: Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)

предмет.зарождение и развитие системы социальной защиты населения и социальной работы как целенаправленной деятельности по поддержке нуждающихся слоев населения.

методология.Рассматриваются особенности становления социальной работы в современной России, обусловленные трудностями переходного периода, сопровождаемого изменением социального контекста, трансформационными процессами, которые привели к обнищанию значительной части населения, безработице, падению рождаемости, эрозии института семьи и брака, росту социальных патологий и ряду других деформаций социального здоровья общества. Исследование методологии социальной работы является продолжением социологических традиций сферного подхода в анализе общества. Ключевые слова: социальная работа, деформация общества, социологические исследования

Основные группы источников, периодизация и важнейшие задачи курса «Истории социальной работы» в России.

Цель истории социальной работы как отрасли знания
Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование про-фессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историче-скими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процес-се мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся. Целью курса является формирование системных представлений у сту-дентов об эволюционном пути развития основных исторических форм, мо-делей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации.
Зачем нужна социальная работа? Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной си-туации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений.
Таким образом общественные цели СР – это:
• влияние на формирование социальной политики и ее эффективность;
• снижение социальной напряженности;
• гармонизация социальных отношений; Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных соци-альных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, се-мей, групп в пользовании своими социальными правами. Несмотря на давние традиции меценатства и благотворительности в Рос-сии социальная работа как вид профессиональной деятельности только на-чинает формироваться. Тем не менее обращение к ранним страница разви-тия форм социальной помощи в России и за рубежом дает научное обосно-вание для анализа социальной работы в современном обществе.
Проблемы периодизации отечественной и зарубежной ис-тории социальной работы
Современные подходы к истории социальной работы при всем много-образии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история со-циальной работы - целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны:
• с точкой отсчета практики общественной помощи,
• с динамикой изменения понятий, спецификой исторического простран-ства,
• с процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, опреде-ляя предметную специфику исторического познания. Если социальная работа это профессиональная деятельность специ-ально обученных сотрудников определенных соц. Институтов. То когда же сформировалась социальная работа? Как профессия она образовалась срав-нительно недавно. Однако если рассматривать социальную работу как не как профессию и науку, а шире – как практику оказания социальной помо-щи нуждающимся, то в данном случае социальная работа насчитывает сот-ни лет. Следовательно, встает необходимость разработки научно обосно-ванной периодизации. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи, по мнению М.В. Фирсова, связан с:
- изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться),
- институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийно-го языка (семантического плана). Он связан и со следующими процессами:
• смена идеологии
• разрушение геополитического или социокультурного простран-ства,
• наличие глобальных эпидемий,
• региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты,
• массовый голод. Общепризнанная периодизация истории социальной работы в России (М.В.Фирсов): Периодизация развития социальной работы в России
I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаи-мопомощи у славян до X в (дохристианский период).
П. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.
III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.
IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вто-рую половину XIX в.
V Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до н. XX в.
VI Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.

 


3. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнеславянских общинах (культовые, общественно-родовые, хозяйственные).

Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.
Е. И. Холостова выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:
1) культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;
2) общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;
3) хозяйственные формы помощи и взаимопомощи. В качестве примера культовых форм поддержки приведем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он прежде всего выполнял функ-цию оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности. Существенной особенностью являлось и то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, например с оберегами. Они наделяли сакральными свойствами различные предметы и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину), проводили родовые обряды почитания предков, обожествляя их. Особое место в сакрализации процесса помощи отводилось культу ге-роя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые соби-рались дружинники. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, нищелюбие и страннолю-бие

 

4. Формы благотворительности в период Киевской Руси (IX-XII вв.)

1. Факторы и этапы развития форм помощи По мнению Холостовой – начиная с 10 века на Руси разрушаются родоп-леменные отношения; Возникновение Киевского государства – появление государственной по-мощи Принятие христианства в 988 г. – как считал русский историк В.О. Клю-чевский – заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» - способст-вовала генезису форм взаимопомощи. Язычество не играет уже роль глав-ной религии. С принятием христианства – появляется церковь – значимый фактор и организатор помощи нуждающимся; Укрепление княжеской власти. второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточно-славянских земель.
По мнению М.В. Фирсова, на смену родоплеменным отношениям при-шли территориальные, политические и военные, возникли племенные сою-зы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все пле-мена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе сою-зов ставились князь и княжая дружина.
Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.
Этапы помощи:
Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпе-вают два этапа своего становления.
1. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и рас-пространения христианства на окраинах восточнославянских зе-мель.
2. Второй период — со второй половины XII по XIII в, включитель-но, когда благотворительные функции князя постепенно сливают-ся с монастырско-церковными формами призрения.

2. Генезис княжеской помощи основные направления Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Влади-мира. В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. – опре-деляющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь. В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает цер-ковь и духовенство. Изменение социальных отношений к середине X в. приводит к тому, что «отдельные индивиды могли отказываться от коллективной ответственно-сти: не вкладываться в дикую виру, теряя тем самым помощь и защиту со стороны родичей». (Причины отхода от родовых связей могли быть различ-ными.) Постепенно старая система социальной защиты разрушается и «по-вышается общественно-устроительное значение князя и дружины». Среди князей, из которых многие восхвалялись летописцами за их нище-любие, выделяются: Князь Владимир, позволял "всякому нищему и убогому" приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. По свидетельству Иакова Мниха, это делалось не в одном Киеве, но и по все Земле русской. Есть указания, что тот же Св. Владимир, празднуя в Васильеве устранение грозившей ему от печенегов опасности, раздал бедным много хлеба, меду и триста гривен серебра из своей казны. Некоторые писатели утверждают, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Владимир Мономах, прославился нищелюбием, по свидетельству совре-менников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими рука-ми. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, е котором он говорит своим детям: «Всего ж паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите».
Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав и затем — Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заклю-ченным в темницах.

3. Законодательное оформление института помощи Законодательное утверждение социальной помощи отражено в основном своде законов Киевской Руси: Русской Правде Ярослава Мудрого. Появля-ются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатыва-ются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Основными объектами помощи становятся:
- больные,
- нищие,
- вдовы,
- сироты. Возникают и новые субъекты помощи:
- князь,
- церковь,
- приходы,
- монастыри.
Обозначились основные направления помощи и поддержки:
- княжеская,
- церковно-монастырская,
- приходская благотворительность,
- милостыня. Так, I уже в церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях ду-ховенства по надзору за призрением бедных, причем на содержание церк-вей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных-неимущих была определена «десятина», т. е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, су-дебных пошлин и т. д. Подобные отчисления на церковь и благотворительность делали и частные лица.

4. Монастырско-церковные формы помощи Духовенство было свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богат-ством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных по-буждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности. Выделяется монастырская и приходская помощь.
1) Монастырская - Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Формы помощи были различные – Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помеща-лись нищие, калеки и прокаженные.
Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епи-скопом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы их и т. д. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Русский народ, следуя указанию «просящему — дай», не считал себя вправе заниматься разбором нищенствующих' и дейст-вительно слепо давал всем просящим. Больше всего,; разумеется, раздава-лись жизненно необходимые продукты так как денежное обращение в это время было еще очень слабо.
2) Приходская помощь. В Х-ХШ вв. церковная практика помощи раз-вивалась не только через монастыри, но и через приходы. В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи кале-кам, увечным, нищим: они осуществляют самую разнообразную поддержку — от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания (священники за символическую плату обучают детей).
Виды помощи женщинам. Роль церкви в регулировании прав женщин: Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи ка-лекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых была обуслов-лена христианским воспитанием. Например помощь женщинам: князья - Се-стра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
Например, епископатские суды вели гражданское судопроизводство. Они рассматривали различные дела, касающиеся женщин. Среди них: «рос-пуст» (развод), «умычка невест», «промежи между мужем и женой», споры о наследстве, дела об отравительстве, об «укушении при драке» и многие другие. Кроме того, при этом монастыри выступали не только в качестве институтов общественной помощи, но и как органы общественного контро-ля. В Пространной редакции Устава князя Ярослава Мудрого в различных изводах упоминается дом церковный (либо божий дом) как мера наказания для женщин. Они ссылались в монастыри за неверность (женка без своего мужа дитяти добудет), причем наказывались также и вдовы. Церковь всегда стояла на страже брака. Она не допускала браки между «жидовинами» и русскими, чтобы молодая жена занимала место старой (молодые ссылались в монастыри) и во многих иных случаях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.018 с.)