Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 99. Основные виды связи гпс мчс России-классификация по назначению
Похожие статьи вашей тематики
1.связь извещения
2.оперативно-диспетчерская связь
предача информации должностными лицами;организацион. и городским службам(энрго коммун. Службы).Получение иформац.. передача приказов на передислокацию техники.
3.связь на пожаре или на месте ликвидации ЧС.обеспечивается четкое и бесперебойное управление силами и средствами.
4.административно-управленческая связь
Для обеспечения связи используются тех.средства и связи:
1.проводная связь(АТС):комунтаторы и телефоны
2.радиосвязь:радиостанции стационарные,переносные, и вроде подвозные(ПОЧЕРК МАРИАННЫ НЕ ПОЙМУ!!!)
3.громкоговорительная связь:установки на машинах и на месте тушения пожара и ЧС.с помощи усилителя мощности.с помощью авто.АСО(атомоб. связи и освещения) и энерго мегафоны
ВОПРОС 100. Пути достижения эффективности деятельности ГПС при внедрении атоматизированной системой оперативного управления пожарной охраной- АОС УПО
АСО УПО- комплекс программно технических.административных и правовых средств, предназначенных улучшению оперативных силами и средствамипри решении надзорно-контрольной деятельности, оперативно-тактич. Деятельности ПО.
ЦЕЛЬ-совершенствование атоматизации процессов принятии решения персоналом ГПС при решении своих задач поставленных перед ГПС:
1.надзорная деятельность
2.оперативно тактическая деятельность
3.хозяйственная деятельность
Основные направления эффективн. деятельности:
1.сокращение времени обработки заявок по пожарам,а так же принятию решений по реагированию.
2.устранение ошибок диспетчирования сил и средств
3.обеспечения возможноти привлечения оптимального кол-ва сил и средств для тушения пожаров в населенных пунктах или обьектах
4.оперативность предоставлении персоналом ЕДДС-01(ПСЧ)должностным лицам террит. Органов управления по делам ГО и ЧС ГПС оперативн. штаба на пожаре или ЧС наиболее полной информации оЧС, наличии и состояния обьекта с пртивопож. водоснабжением. Источник. средств пожаротуш. И рационализации на основе этой информации действия смл и средств.
ВОПРОС 101. Основные пожарные автомобили
К основным относятся машины, предназначенные для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.
в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:
АЦ - автоцистерны пожарные;
АП - автомобили порошкового тушения пожарные;
АПТ - автомобили пенного тушения пожарные;
АКТ - автомобили комбинированного тушения пожарные;
АГТ - автомобили газового тушения пожарные;
АГВТ - автомобили газоводяного тушения пожарные;
АА - автомобили аэродромные пожарные;
АПП - автомобили первой помощи пожарные;
АНР - автомобили насосно-рукавные пожарные;
ПНС - пожарная насосная станция;
АВД - автомобили с насосом высокого давления пожарные
ВОПРОС 102. Пожарные рукава и пожарная арматура.Пожарные стволы.Требования эксплуатации.
Пожарные рукава, это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ. ^ Классификация пожарных рукавов. Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис.3.1,а). Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников (рис.3.1,б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис.3.1,в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8. При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора, она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6. Всасывающие рукава. Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы: 1 – всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников; 2 – напорно-всасывающие – для работы под давлением и под разрежением. Устройство всасывающих рукавов показано на рис.3.2. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1. Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой, диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами. На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления. Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл.3.1. Таблица 3.1
Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 метров. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля. Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом прежде всего проверяется наличие и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме. Создав давление 0,2 МПа, его выдерживают в 10 минут. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали. Под вакуумом 0,08 МПа рукав выдерживают 3 мин, падение разрежения при этом не должно превышать 0,013 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Находящиеся на пожарных автомобилях всасывающие рукава испытывают при проведении ТО-1 автомобиля. ^ Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы как для комплектации пожарных кранов и переносных мотопомп (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники. В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис.3.3. Конструкция напорного рукава может состоять из следующих элементов: армирующего каркаса (чехла), внутреннего гидроизоляционного слоя и наружного защитного слоя. Армирующие каркасы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных (льна, хлопка и т.д.) или искусственных (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 900. Продольные нити называются основой, а поперечные – утком. По климатическому исполнению напорные рукава могут быть двух видов. Исполнения «У», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 400С до + 450С и исполнения «УХЛ», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 500С до + 450С. На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной 20±1 м, диаметром 51, 66, 77, 89, 150 мм. Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, хорошо сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым, кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность. Напорные рукава из натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется за счет просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах. Напорные рукава с армирующим каркасом из синтетических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис.3.3). Устройство прорезиненного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса, показано на рис.3.4. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из синтетических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3 и вулканизируется паром под давлением 0,3…0,4 МПа при температуре 120…1400С в течение 40…45 мин. Конструкция латексированного рукава представлена на рис.3.5. Он относится к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем и с пропиткой армирующего каркаса тем же материалом, что и гидроизоляционный слой. Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из синтетических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционный слой 2, выполненный из латексной пленки. Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3, выполняя функцию защитного слоя. Конструкция напорного рукава с двусторонним покрытием показана на рис.3.6. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов. Внутренний гидроизоляционный слой 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружный защитный слой 3 предохраняет ткань армирующего каркаса 1 от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
К типу рукавов с двусторонним покрытием относятся напорные рукава с двусторонним полимерным покрытием и напорные рукава на рабочее давление 3,0 МПа. Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в НПБ 152-2000, некоторые из них представлены в табл.3.2. Таблица 3.2
Пожарные напорные рукава диаметром 77 мм и более применяют для прокладки магистральных линий (рис.3.1), а диаметром 51 и 66 мм – рабочих рукавных линий. Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии. В напорных рукавах при подаче воды изменяется их длина и площадь поперечного сечения. Внутренний гидроизоляционный слой рукава под напором воды вдавливается в армирующий каркас (чехол) рукава. При этом формируется профиль шероховатости внутренней его поверхности, определяющей величину сопротивления потоку воды. Для рукавов длиной 20 м определены коэффициенты сопротивления Sp , указанные в табл.3.3. Таблица 3.3
Потери напора в магистральной рукавной линии могут быть определены по формуле
h м рл = Np·Sp·Q2, м (3.1)
где Sp - коэффициент сопротивления одного рукава длиной 20 м (см. табл.3.3); Q - расход воды в магистральной линии, л/с; Np - число рукавов в магистральной линии, шт., которое определяется как
Np = 1,2·L/20, шт. (3/2)
где L - расстояние от пожарного автомобиля до места подачи стволов, м.
Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего от гидравлических сопротивлений рукавов Sp и расхода Q подаваемой воды. Так, предельная длина магистральной рукавной линии может быть определена по формуле
lпр =, м (3.3) где Zм - наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) местности на предельном расстоянии, м; Zпр - наибольшая высота подъема (+) или спуска (-) приборов тушения, м. Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл.3.2), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис.3.7 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии (длиной 20 м) в зависимости от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии. Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис.3.8). Из его анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают латексированные рукава. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из латексированных рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается. Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации. Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6…1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм, диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям под давлением 1,0 МПа. Рукава на рабочее давление 3,0 МПа испытывают при рабочем давлении насоса автомобиля высокого давления. Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава испытывают после каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год – при сезонном обслуживании пожарной техники. ^ Стволы пожарные. Устройство, устанавливаемое на конце напорной линии для формирования и направления огнетушащих струй. Пожарные стволы в зависимости от пропускной способности и размеров подразделяются на ручные и лафетные, а в зависимости от вида подаваемого огнетушащего вещества – на водяные, пенные и комбинированные. Ручные пожарные стволы предназначены для формирования и направления сплошной или распыленной струи воды, а также (при установке пенного насадка) струй воздушно-механической пены низкой кратности. Стволы в зависимости от конструктивных особенностей и основных параметров классифицируются на стволы нормального давления и стволы высокого давления (рис.3.14). Стволы нормального давления обеспечивают подачу воды и огнетушащих растворов при давлении перед стволом от 0,4 до 0,6 МПа, стволы высокого давления при давлении от 2,0 до 3,0 МПа. Для стволов нормального давления, определяющим характеристики, является условный проход соединительной головки. В связи с этим стволы подразделяют на два типоразмера Ду 50 и Ду 70. В зависимости от конструктивного исполнения ручные стволы могут иметь широкие функциональные возможности (рис.3.14).Так, к формирующим только водяную струю относятся стволы РС-50 и РС-70, которые имеют одинаковую конструкцию и отличаются лишь геометрическими размерами. Они состоят (рис.3.15) из корпуса конической формы 1, внутри которого установлен успокоитель 2 соединительной муфтовой головки 3, предназначенной для присоединения ствола к напорному рукаву, ремня 4 для переноски ствола, сменного насадка 6. На корпус ствола насаживается оплетка красного цвета 5, обеспечивающая удобство удержания ствола в руках при работе. К этому типу относится ствол перекрывной КР-Б (рис.3.16). Отличительной особенностью ствола является наличие в конструкции пробкового крана 2, обеспечивающего возможность прекращать подачу воды. Технические характеристики стволов, формирующих только сплошную водяную струю, представлены в табл.3.6. Таблица 3.6
Конструкция универсальных ручных пожарных стволов позволяет управлять струей и они предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды. Ствол РСК-50 состоит из корпуса 5, пробкового крана 3, насадка 11, соединительной напорной головки 6 (рис.3.17). При положении ручки 4 пробкового крана 3 вдоль оси корпуса 5 поток жидкости проходит через центральное отверстие центробежного распылителя 1 и далее выходит из насадка 12 в виде компактной струи. При повороте ручки крана на 900 центральное отверстие перекрывается и поток жидкости из полости 8 пустотелой пробки крана через отверстие 7 и 10 поступает в каналы 2 и 3. Через тангенциальные каналы 11 жидкость попадает в центральный распылитель и выходит из него закрученным потоком, который под действием центробежных сил при выходе из насадка распыляется, образуя факел с углом раскрытия 600. Аналогичный принцип работы заложен в конструкции универсальных стволов РСП-50 и РСП-70. Ствол РСКЗ-70 позволяет, кроме того, дополнительно формировать защитную водяную завесу. Для формирования и направления сплошной или распыленной конусообразной струи воды предназначены стволы-распылители РС-А и РС-Б (рис.3.18). Эти стволы идентичны и отличаются только геометрическими размерами. Стволы состоят из корпуса 3, распылителя 1, устройства перекрытия потока воды 2, соединительной головки 4, ремня 6 и оплетки 5, служащей для удержания ствола в руках при работе. Технические характеристики универсальных ручных пожарных стволов и ствола РСКЗ-70 с защитной завесой представлены в табл.3.7. Таблица 3.7
Наиболее многофункциональными являются комбинированные ручные стволы, которые позволяют формировать как водяную, так и пенную струи. В качестве примера рассмотрим ствол ОРТ-50 (рис.3.19), который состоит из следующих основных элементов: корпуса 1 с присоединенной муфтовой рукавной головкой 2, рукоятки 3, головки 4 и съемного насадка – пеногенератора 5. Ствол ОРТ-50 формирует сплошные и распыленные водяные струи, дает возможность получить водяную завесу для защиты ствольщика от теплового воздействия, а также позволяет получать и направлять струю воздушно-механической пены низкой кратности. Технические характеристики ствола ОРТ-50 представлены в табл.3.8. Таблица 3.8
Для оценки тактико-технических возможностей пожарных стволов определяющими являются параметры формирующейся на стволе струи. Теория струй детально изучается в курсе гидравлики, поэтому рассмотрим лишь наиболее важные для нас ее составляющие. Если струю пожарного ствола направить вертикально вверх, то она будет иметь два характерных участка (рис.3.20) Sк - компактную часть струи и Sв - максимальную высоту струи. Как правило, водяные стволы на пожарах работают не вертикально вверх, а под определенным углом α. Если при одном и том же напоре у насадка постепенно изменять угол наклона ствола, то конец компактной части струи будет описывать траекторию, которая называется радиусом действия компактной струи Rк. Для ручных стволов эта траектория будет близка к радиусу окружности Rк = Sк (3.4) Минимальная длина компактных струй ручных стволов равняется в среднем 17 м, для ее создания у стволов с диаметром насадка 13,16,19,22 и 25 мм требуется создавать напор 0,4…0,6 МПа. Расстояние от насадка ствола до огибающей кривой раздробленной струи Rр возрастает с уменьшением угла наклона α к горизонту Rр = β · Sв (3.5) где β - коэффициент, зависящий от угла наклона α. Наибольшая дальность полета струи по горизонтали наблюдается при угле наклона ствола α = 300. Важным параметром для ручных пожарных стволов является реакция струи – это сила, возникающая при истечении жидкости из насадка ствола. Известна зависимость для определения силы реакции струи F = -2 p·ω, H (3.6) где p = ρ g H. ω - площадь выходного сечения насадка, м2; ρ - плотность жидкости, кг/м3; g = 9,8 м2/с; H - напор на стволе, м. Знак минус указывает, что сила реакции направлена в сторону, противоположную движению струи (рис.3.21, в). Так, сила реакции струи для ручных стволов при напоре 4,0 МПа достигает 400 Н. Для ее компенсации требуется работа со стволом двух человек. В результате совершенствования конструкции разработаны ручные пожарные стволы пистолетного типа, сила реакции струи для которых разделяется на несколько составляющих и направлена вверх (рис.3.21, а). Это значительно упрощает работу ствольщиков при тушении пожаров. Стволы лафетные комбинированные (водопенные) предназначены для формирования сплошной или сплошной и распыленной с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности. Лафетные стволы подразделяются на стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле; возимые, монтируемые на прицепе и переносные. Переносные лафетные стволы входят в комплект пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей. Переносной лафетный ствол ПЛС-П20 (рис.3.22) состоит из корпуса 1, напорных патрубков 3, приемного корпуса 4, фиксирующего устройства 5, рукоятки управления 6. В приемном корпусе имеется обратный шарнирный клапан, который позволяет присоединять и заменять рукавные линии к напорному патрубку без прекращения работы ствола. Внутри корпуса 1 трубы ствола установлен четырехлопастной успокоитель. Для подачи воздушно-механической пены водяной насадок на корпусе трубы заменяют на воздушно-пенный 2. Основные технические характеристики лафетного ствола ПЛС-П20 представлены в табл.3.9. Таблица 3.9
3.3. Пенные пожарные стволы Воздушно-механическая пена предназначена для тушения пожаров жидких (класс пожара В) и твердых (класс пожара А) горючих веществ. Пена представляет собой ячеисто-пленочную дисперсную систему, состоящую из массы пузырьков газа или воздуха, разделенных тонкими пленками жидкости. Получают воздушно-механическую пену механическим перемешиванием пенообразующего раствора с воздухом. Основным огнетушащим свойством пены является ее способность препятствовать поступлению в зону горения горючих паров и газов, в результате чего горение прекращается. Существенную роль играет также охлаждающее действие огнетушащих пен, которое в значительной степени присуще пенам низкой кратности, содержащим большое количество жидкости. Важной характеристикой огнетушащей пены является ее кратность - отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, содержащегося в пене. Различают пены низкой (до 10), средней (от 10 до 200) и высокой (свыше 200) кратности. В зависимости от кратности получаемой пены классифицируются пенные стволы (рис.3.23). Пенный ствол – устройство, устанавливаемое на конце напорной линии для формирования из водного раствора пенообразователя струй воздушно-механической пены различной кратности. Для получения пены низкой кратности применяются ручные воздушно-пенные стволы СВП и СВПЭ. Они имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасывания пенообразователя из емкости. Ствол СВПЭ (рис.3.24) состоит из корпуса 8, с одной стороны которого навернута цапковая соединительная головка 7 для присоединения ствола к рукавной напорной линии соответствующего диаметра, а с другой – на винтах присоединена труба 5, изготовленная из алюминиевого сплава и предназначенная для формирования воздушно-механической пены и направления ее на очаг пожара. В корпусе ствола имеются три камеры: приемная 6, вакуумная 3 и выходная 4. На вакуумной камере расположен ниппель 2 диаметром 16 мм для присоединения шланга 1, имеющего длину 1,5 м, через который всасывается пенообразователь. При рабочем давлении воды 0,6 МПа создается разрежение в камере корпуса ствола не менее 600 мм рт ст (0,08 МПа). Принцип образования пены в стволе СВП (рис.3.25) заключается в следующем. Пенообразующий раствор, проходя через отверстие 2 в корпусе ствола 1, создает в конусной камере 3 разрежение, благодаря которому воздух подсасывается через восемь отверстий, равномерно расположенных в направляющей трубе 4 ствола. Поступающий в трубу воздух, интенсивно перемешивается с пенообразующим раствором и образует на выходе из ствола струю воздушно-механической пены. Принцип образования пены в стволе СВПЭ отличается от СВП тем, что в приемную камеру поступает на пенообразующий раствор, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, создает разрежение в вакуумной камере. Через ниппель в вакуумную камеру по шлангу из ранцевого бочка или другой емкости подсасывается пенообразователь. Технические характеристики пожарных стволов для получения пены низкой кратности представлены в табл.3.10. Таблица 3.10.
|