Шанс всей нашей жизни в Рамадан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шанс всей нашей жизни в Рамадан.



 

Есть ли у нас возможность вернуть все то, что мы упустили на протяжении жизни?

Возможно ли увеличить награду за дела в сотни и тысячи раз?

Возможно ли провести вечер в обществе ангелов, включая господина ангелов Джибриля (мир ему), которые будут здороваться с нами, обращаться к Аллаху с мольбой за нас и говорить: «Амин!» после нашей мольбы, обращенной к Нему?

Существуют ли такие мгновения, застав которые, мы можем избавиться от прежних грехов?

Существует ли такая ночь, ценность которой непостижима для нашего разума, а наши языки не в силах описать ее?

Да. Это — Ночь предопределения: «Откуда тебе знать, что такое Ночь предопределения?» (97:2). Это ночь, в которую Аллах дарует верующему Свою милость, благословение и почет, и если ты преуспел в нее, значит, ты — из преуспевших, а если ты лишился ее блага, тогда ты лишен блага вообще: «Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (97:3–5).

Поистине, это — благословенная ночь, в которую была ниспослана благословенная Книга: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела» (44:3–4).

 

Она благословенна потому, что Коран был ниспослан в нее целиком с Хранимой скрижали в Дом величия на небесах, а уже после этого он ниспосылался частями. Аль-Куртуби ат-тафсир. Т. 20. С. 113.

 

И она благословенна потому, что Великий Аллах возвеличил ее и сообщил нам о том, что она не поддается описанию — настолько она величественна. Он сказал: «Откуда тебе знать, что такое Ночь предопределения?» (97:2).

 

То есть, ночь эта такова, что постичь ее величие нам, творениям, не дано — о нем известно лишь Знающему сокровенное.

И она благословенна потому, что в нее Всевышний Аллах посылает нашей общине Свой Божественный дар: Он сделал поклонение в эту ночь лучше поклонения в течение тысячи месяцев из тех, в которые поклонялись Ему общины, жившие до нас. Этот период равен целой жизни человека, который прожил восемьдесят три года и четыре месяца и провел их в непрерывном поклонении и покорности Всевышнему. Ночь предопределения «лучше тысячи месяцев», ни в одном из которых нет Ночи предопределения. Некоторые ученые сказали даже, что она лучше всякого времени вообще, потому что арабы традиционно используют слово тысяча как указание на очень большое число.

И эта ночь благословенна потому, что в нее ангелы покрывают землю, и обитатели небес приходят к обитателям земли из числа верующих. Лучшие и самые почтенные из ангелов, и во главе их Джибриль (мир ему), спускаются с небес и от Лотоса крайнего предела на землю, говорят: «Амин!» — когда люди обращаются к Всевышнему с мольбой, и приветствуют друг друга и верующих в мечетях до самого рассвета*: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (97:3–5).

 

*(Аль-Куртуби ат-тафсир. Т. 20. С. 113).

 

Она благословенна еще и потому, что она — ночь решений: решения, которым является предопределение Аллаха, и решений Шариата.

В эту ночь был ниспослан Коран с нормами Шариата, которые обучают людей тому, что приближает их к их Господу. Поэтому Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем» (44:3).

 

И в эту же ночь ниспосылаются решения, составляющие собой предопределение. Каждое решенное мудрое дело передается с Хранимой скрижали писцам–ангелам. Сюда входят жизненные сроки, удел и дела на ближайший год. Поэтому Всевышний сказал: «В нее (в ночь предопределения) решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Поистине, Мы посылаем…» (44:4–5).

 

А вот еще одно проявление ее благословенности: установления Всевышнего, ниспосылаемые Им в эту ночь, соответствуют Его милости, и в нее не предопределяется ничего, кроме счастья и блага: «…по милости твоего Господа» (44:6).

 

Этим она отличается от других ночей — в них предопределяются беды и возмездие. И в эту ночь Шайтан не может повлиять на верующего мужчину или женщину: «Она благополучна вплоть до зари» (97:5). Ибн Кясир. Ат-тафсир. Т. 4. С. 534.

 

Она благословенна еще и потому, что сокрыта. Это заставляет людей проявлять усердие в поклонении во все десять последних ночей Рамадана в надежде не упустить эту ночь, и это усердие приносит им благо, утяжеляя чашу весов с их благими делами. Вазаиф Рамадан. С. 63.

 

Она благословенна еще и потому, что тому, кто бодрствует в нее и совершает ночную молитву, поминает Аллаха и обращается к Нему с мольбами с верой и надеждой на награду Всевышнего, прощаются его прошлые прегрешения. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Всевышнего, тому простятся его прошлые грехи». Аль-Бухари. Хадис № 2014. Муслим. Хадис № 760.

 

Она благословенна еще и потому, что она как бы возмещает срок наших жизней, более короткий по сравнению с жизнями людей, что были до нас.

 

Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал: «До меня дошло сообщение о том, что Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, были показаны жизни тех, кто жил до него, или некоторые из них, и ему как будто показалось, что жизни членов его общины слишком коротки, и они не успеют сделать столько, сколько делали другие на протяжении своих жизней, и Аллах даровал ему Ночь предопределения». Вазаиф Рамадан. С. 63.

 

Она благословенна еще и тем, что человек, который застал ее и провел должным образом, не окажется в числе лишенных. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал о Рамадане: «И есть в нем ночь, которая лучше тысячи месяцев. Кто лишился ее блага, тот — лишенный». Ан-Насаи. Хадис № 2079. Ахмад. Хадис № 6851.

 

А в другой версии хадиса говорится: «Кто лишился ее блага, тот лишился всякого блага, а лишается ее блага только лишенный». Ибн Маджа. Хадис № 1634. Аль-Альбани назвал его достовернным (Сахих Ибн Маджа. Хадис № 1333).

 

Она благословенна еще и потому, что день ее — лучший из дней Рамадана. Аш-Ша‘би (да помилует его Аллах) сказал: «Ночь эта — как день ее». А аш-Шафи‘и сказал: «Желательно в день ее проявлять такое же усердие, как и в ночь». Вазаиф Рамадан. С. 69.

 

Она благословенна еще и тем, что у нее во Вселенной есть признак, указывающий на то, что обитатели небес знают эту ночь. Убейй ибн Ка‘б передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Наутро после этой ночи солнце всходит, не испуская лучей». Муслим. Хадис № 1272, 1999.

 

Она благословенна еще и потому, что у нее есть особая мольба, которая не остается без ответа. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: «О Посланник Аллаха, что мне говорить, когда наступит Ночь предопределения?». Он ответил: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, и любишь прощение, прости же меня”». Ат-Тирмизи. Хадис № 3513. Достоверный хадис. Ибн Маджа. Хадис № 3850. Ахмад. Аль-Альбани назвал его достоверным. Сахих Ибн Маджа. Хадис № 3105.

 

Господь, Твой раб пришел к Тебе, он много злого совершил.

Достаточно ему того, что стыдно пред Тобой ему.

Твои запреты нарушал и день за днем грешил, грешил…

И он от гнева Твоего спешит к прощенью Твоему.

Аллах, прости его грехи и не лишай благих даров!

Если не Ты, то кто простит?.. Прости же, о Господь миров!

 

«О Аллах, о Приходящий на помощь просящим о помощи, о Отвечающий на мольбу попавшего в беду, помоги нам застать Ночь предопределения, и увеличь нам награду в нее, и сними с нас все наши грехи. О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, и любишь прощение, прости же нас… Амин!».

 

 

Глава двадцать седьмая.

‘Умра в Рамадан.

 

Среди замечательных особенностей Рамадана — то, что Аллах сделал его временем для многих видов поклонения — поста, молитвы, ночных бдений, закята, расходования на пути Аллаха и благодеяния, терпения, благодарности Всевышнему, поминания Его и чтения Корана. Вдобавок к этому в Рамадан желательно совершать малое паломничество — ‘умру. Это благое дело, одно из тех, в совершении которых мы должны состязаться. Достоверно известно, что одна женщина из числа ансаров пожаловалась Посланнику Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, на то, что она упустила возможность совершить хадж, и он сказал ей: «Соверши ‘умру в Рамадан, ибо, поистине, ‘умра, совершенная в Рамадан, подобна совершению хаджа». А в другой версии этого хадиса говорится: «…подобна хаджу, совершенному вместе со мной». Муслим. Хадис № 2201.

 

Это паломничество равно по вознаграждению хаджу, однако оно не заменяет совершение обязательного хаджа, потому что ‘умра, какая бы она ни была, не снимает с человека обязанности совершить хадж по согласному мнению ученых. А этот хадис указывает на то, как велика награда за ‘умру, совершенную в Рамадан.

 

Ибн аль-‘Араби (да помилует его Аллах) сказал: «Этот хадис об ‘умре достоверен. Это милость и благо от Аллаха. ‘Умра была превознесена до уровня хаджа посредством объединения ее с Рамаданом». Фатх аль-Бари. Т. 3. С. 604.

 

А Ибн аль-Джаузи сказал: «Из этого можно заключить, что награда за совершенное дело возрастает, когда увеличивается благословенность времени, в которое оно совершается, а также когда усиливается сосредоточенность сердца и искренность намерения». Фатх аль-Бари. Т. 3. С. 604.

 

А Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (да помилует его Аллах) возразил тем, кто сказал, что ‘умра в Рамадан имела такое свойство лишь в случае с этой женщиной, как исключение. Они попытались ограничить то, что на самом деле не содержит ограничений, а он сказал: «Очевидно, что таково ее свойство вообще». Фатх аль-Бари. Т. 3. С. 605.

 

Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, советовал совершать ‘умру в Рамадан, чтобы побудить людей к узаконенному Всевышним состязанию в благих делах в месяц поста.

Во время этого паломничества представьте, дорогой брат, что вы сопровождаете Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, и получаете награду за сопровождение его в единственном совершенном им хадже. Представьте, как вы обходите вместе с ним вокруг Ка‘бы в Заповедной мечети, совершаете пробег между двумя холмами, следуя за ним, молитесь, стоя за его спиной, стоите недалеко от него возле йеменского угла Ка‘бы и пьете из его руки заветный глоток Замзама, — а ведь это своего рода подготовка к тому, чтобы пить воду Каусара.

 

Более того… Вы спросите: неужели есть что-то больше этого? Да, дорогой брат–паломник… Совершая ‘умру в Рамадан, вы не только получаете награду, равную награде за хадж, совершенный вместе с Пророком, мир ему и благословение от Аллаха, но и посещаете Всевышнего в Его Доме — даже если вы отправляетесь в ‘умру не в Рамадан, а в другое время. А что ожидает того, кто посещает Аллаха в Его Доме, да еще в Его благословенный месяц?! Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Совершающие хадж и ‘умру — делегация, отправляющаяся к Аллаху. Он позвал их, и они ответили на Его призыв… Они попросили его, и Он даровал им то, о чем они просили». Ибн Маджа. Хадис № 2883. Аль-Альбани сказал о нем: сахих ли- гайрихи. Сахих ат-таргыб. Хадис № 11 07.

 

Если награда за дела, совершенные в святое, благословенное время Рамадана, увеличивается более чем в семьсот раз, то за молитвы, совершенные в святых местах — Мекке и Медине — награда также увеличивается многократно. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Одна молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв в любой иной, не считая Заповедной мечети, а молитва в Заповедной мечети лучше ста тысяч молитв в любой другой». Ибн Маджа. Хадис № 1396. Ахмад. Хадис № 14167, 14733. Аль- Альбани назвал его достоверным. Сахих Ибн Маджа. Хадис № 11 11 55.

 

Не упускайте же свою награду в то время и в тех местах, в которых вознаграждение за совершенные дела увеличивается во много раз.

Частое совершение ‘умры в Рамадан и в любое другое время года имеет много достоинств и приносит верующему большую награду, поэтому не считайте расходы на ‘умру слишком большими и не бойтесь, что из-за них вы впадете в нужду. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Совершайте хадж и ‘умру последовательно, ибо, поистине, они гонят прочь бедность и грехи, подобно тому, как кузнечный мех выгоняет окалину из железа». Аль-Бухари. Хадис № 1773. Муслим. Хадис № 2403.

 

Если Всевышний дарует вам возможность посетить Его Заповедный дом в Рамадан, то сделайте частью вашего поклонения многократный обход Ка‘бы. Этот обход — особая молитва, во время которой не запрещено разговаривать, а грехи стираются с каждым шагом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто обойдет этот Дом семь раз, считая их, и совершит молитву в два рак‘ата, тот уподобится освободившему раба, и при каждом опускании ноги и подъеме другой Аллах будет стирать одно его прегрешение и записывать ему одно доброе дело». Ат-Тирмизи. Хадис № 882. Хороший хадис. Аль-Альбани сказал о нем: сахих ли-гайрихи. Сахих аль-джами‘. Хадис № 6380.

 

Желательность часто совершать ‘умру вовсе не означает, что делать это нужно каждый день в Рамадан, как поступают некоторые. Это противоречит тому, что делал Пророк  и его сподвижники после него. Достаточно несколько раз совершить обход вокруг Ка‘бы — это избавляет от необходимости повторять саму ‘умру. На это указывает предыдущий хадис, к тому же, сам обход является молитвой, как сказал Ибн ‘Аббас: «Обход вокруг Ка‘бы — молитва, с тем отличием, что во время нее вы разговариваете, и кто разговаривает во время обхода, пусть не говорит ничего, кроме благого». Ат-Тирмизи. Хадис № 884. Аль-Альбани назвал его достоверным. Аль-ирва. Хадис № 11 02.

 

Нет никаких доказательств того, что нужно совершать ‘умру двадцать седьмого Рамадана. Как раз наоборот — желательно посвятить эту ночь молитве и обращению к Аллаху с мольбами. Ночь предопределения с ее достоинствами и величием предназначена для того, чтобы простаивать ее в молитве, а не для того, чтобы совершать в нее ‘умру. И если люди оставят молитву и все разом отправятся в ‘умру, вполне возможно, что Заповедная мечеть просто не вместит их всех. Люди соберутся в мечети и вокруг нее, спеша совершить ‘умру, возникнет столпотворение и давка, и возрастет число разных неприятных происшествий и несчастных случаев…

 

«Господь наш, прими от нас, поистине, Ты — Слышащий, Знающий, и покажи нам обряды наши и прими наше покаяние, поистине, Ты — Принимающий покаяние, Милосердный… Амин!».

 

Глава двадцать восьмая.

Наше покаяние в Рамадан.

 

Одной из причин того, что месяц поста был назван Рамадан («раскаленный, палящий»), является то, что в этот месяц «сжигаются» грехи. Слово «рамадан» — отглагольное существительное от глагола «рамада» — «быть раскаленным, палящим». Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал: «Утверждают, что Рамадан назван так потому, что он сжигает грехи посредством благих дел». Аль-Куртуби. Т. 2. С. 291.

 

Эта особенность присуща месяцу поста изначально — ведь даже если человек просто постится этот месяц с верой и надеждой на награду Аллаха, этот пост сжигает его грехи. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, ему простятся его прошлые грехи».

А совершение ночных молитв в Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха сжигает еще больше грехов. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто простаивал Рамадан в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, ему простятся его прошлые грехи».

А «дожигает» эти грехи простаивание в молитве Ночи предопределения. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто простаивает Ночь предопределения в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, ему прощаются его прошлые грехи».

Следует заметить, что пост, ночная молитва и выстаивание Ночи предопределения приводят к прощению всех грехов, кроме тяжких. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Пять обязательных молитв — от одной до другой, пятничная молитва — от одной до другой, и Рамадан — от одного до другого, приносят с собой прощение грехов, совершенных в промежутках между ними, кроме великих из их числа». Муслим. Хадис № 233.

 

Однако не только пост и ночная молитва в Рамадан сжигают грехи. У верующего есть возможность сжечь все свои грехи, и малые и большие, совершенные давно и недавно, если только он искренне раскается в каждом из них, соблюдая необходимые условия принимаемого покаяния. И это будет исполнением веления Аллаха: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (66:8).

 

Для этого верующий должен прекратить совершать грехи в настоящем, искренне раскаяться в содеянном ранее и решительно намериться не возвращаться к ним впредь. Кроме того, он должен загладить нанесенные обиды и возместить причиненный ущерб.

 

Аль-Куртуби сказал, комментируя этот аят: «Говорят, что искреннее покаяние — это покаяние, после которого человек уже не возвращается к этим грехам подобно тому, как надоенное молоко никогда уже не возвращается в вымя. Катада сказал: “Искреннее — чистосердечное”. Аль-Хасан сказал: “Искреннее покаяние — это когда человек начинает ненавидеть грех, который раньше любил, и просит у Аллаха прощения, как только вспомнит о нем…” А Са‘ид ибн Джубейр сказал: “Это принимаемое покаяние. А покаяние принимается только при соблюдении трех условий: боязнь того, что покаяние не будет принято, надежда на то, что оно все-таки будет принято, и постоянство в покорности Всевышнему”». Аль-Куртуби. Т. 28. С. 168.

 

Искреннее покаяние сохраняют, повторяя просьбу о прощении. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, часто просил у Аллаха прощения. Он говорил: «Клянусь Аллахом, я прошу у Аллаха прощения и приношу Ему свое покаяние более семидесяти раз в день». Аль-Бухари. Хадис № 5832.

 

Если человек просит прощения, его благие дела не окажутся тщетными и очистятся от недостатков. Потому этим завершаются все благие дела. Просьбой о прощении завершается молитва, хадж, ночное бдение, а также собрания. Если в собрании люди были заняты поминанием Аллаха, то испрашивание прощения становится завершением к нему. Если же в собрании имело месте пустословие, то испрашивание прощения в конце его становится искуплением его.

 

Пост в Рамадан также должен завершаться просьбой о прощении. ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз написал послание, отправленное потом в разные города. В нем он велел людям завершать Рамадан испрашиванием прощения и раздачей милостыни, ведь, поистине, садакат аль-фитр очищает постящегося от греха пустословия и всего непристойного, совершенного им во время поста, а испрашивание прощения сглаживает недостатки, внесенные в пост человека пустословием и непристойностью. Вазаиф Рамадан. С. 79.

 

Мы уже упоминали о том, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, велел ‘Аише (да будет доволен ею Аллах) просить у Аллаха прощения в Ночь предопределения, а это и есть испрашивание прощения.

 

В начале месяца, дорогой брат–постящийся, искренне предайтесь Аллаху, а в остальное время приносите Аллаху искреннее покаяние, чтобы оно стерло все ваши грехи и не оставило и следа от вашего ослушания Его. И если какую-то часть месяца вы все же упустили, то сделайте все для того, чтобы не упустить оставшуюся часть. И пусть ничто не отвлекает вас от него.

 

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал, упрекая тех, кто уже упустил часть благословенного месяца и близок к тому, чтобы упустить и оставшуюся его часть: «Рамадан еще не закончился, еще есть время, и поклоняющиеся имеют возможность насладиться оставшейся его частью. И если бы Коран был ниспослан горе, ты увидел бы, как она содрогается от страха перед Всевышним.

И вместе с тем не найти ни сердца боящегося, ни глаза плачущего, ни поста, соблюдаемого должным образом и приносящего пользу, ни должным образом совершаемой ночной молитвы, от которой можно было бы ожидать заступничества. Сердца лишены богобоязненности. Они похожи на безжизненные руины. На них нагромождены грехи так, что они не видят и не слышат. Сколько читается нам Коран, а сердца наши словно камни или еще черствее… К нам приходит Рамадан за Рамаданом, а мы продолжаем пребывать в состоянии несчастных грешников. Куда нам до людей, которые, услышав глашатая Аллаха, тут же ответили на его призыв, а когда им прочитали Его аяты, сердца их наполнились благоговейным страхом, и они предались Ему…». Вазаиф Рамадан. С. 51.

 

Давайте же завершать наш Рамадан искренним покаянием, которое сопровождалось бы намерением не возвращаться к ослушанию Аллаха после Рамадана.

Яхья ибн Му‘аз (да помилует его Аллах) сказал: «Не является знающим тот, чьей заветной мечтой не является прощение от Аллаха, и тот, кто просит у Всевышнего прощения, тогда как сердце его прочно связано с ослушанием Аллаха, и он решительно намерен вернуться к этим грехам после Рамадана. Пост его не примется от него, и врата принятия будут закрыты перед носом его». Вазаиф Рамадан. С. 80.

 

Ка‘б сказал: «Кто постился в Рамадан, намереваясь, когда он закончится, ослушиваться своего Господа, его пост не будет принят. А кто постился, намереваясь после окончания Рамадана не ослушиваться Аллаха, тот войдет в Рай без расчета и спроса». Вазаиф Рамадан. С. 81.

 

Рамадан приносит с собой ключи прощения, и кто возьмет их у него, тот войдет к Прощающему Господу, а кто отвернется от них, тот окажется обделенным и ущемившим право собственной души — ведь он лишает ее Божественного прощения, которое она может получить в месяц прощения. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Да будет унижен тот, кто застал Рамадан, но ему не простились его грехи». Ахмад. Хадис № 7402. Ат-Тирмизи. Хадис № 3545. Аль-Альбани назвал его достоверным. Сахих ат-таргыб. Хадис № 1680.

 

Эта мольба Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, направлена против тех, кто упускает все возможности добиться прощения грехов, которые предоставляются им в Рамадан. Аллах даровал им возможность встретить Рамадан, так как же они проводят весь этот месяц, ни разу не покаявшись? Шайтаны в этот месяц скованы, огонь страстей потушен постом, прихоти усмирены, и теперь всем правит разум, а для ослушника не остается оправдания. Да и какое может быть оправдание у раба Всевышнего, заставшего месяц, начало которого — милость, середина — прощение, а конец — освобождение от Огня? Какое может быть оправдание у того, кто отказался быть покорным Аллаху в месяц покорности, и это притом, что поклонение, совершенное в одну из его ночей, равно поклонению, совершаемому тысячу месяцев? Какое может быть оправдание у того, кто ослушивается Аллаха в месяц, в который глашатай взывает: «О стремящийся к благу! Вперед! О желающий зла! Остановись!»? Это беспечность, окутывающая человека, тяжкое бремя грехов, давящее на него, и пресловутое откладывание на потом со всеми вытекающими из него последствиями, и далеко летящие мечты и надежды, приносящие столько вреда… О Аллах избавь же нас от всего этого!

 

«О Аллах, прими наше покаяние так, чтобы Ты был доволен, отдали нас от ослушания Тебя и даруй нам искреннее покаяние, которое изменило бы наше положение в лучшую сторону и стало бы достойным завершением нашей жизни… Амин!».

 

Глава двадцать девятая.

Проводы Рамадана.

 

Когда Рамадан подходит к концу, он оставляет назидание и светлые воспоминания о себе в сердцах верующих. Наша жизнь, частью которой является этот месяц, закончится подобно тому, как закончился он, и тогда… Одни обрадуются, другие преисполнятся сожаления, однако уже не будет времени сожалеть. Что же касается тех, кто радуется в конце Рамадана, а также в конце жизни, то это — преуспевшие и снискавшие довольство своего Милостивого Господа. Давайте же представим себе всю проходящую человеческую жизнь на примере уходящего Рамадана. Кто выполнял в него свои обязанности, использовал время наилучшим образом, соблюдал запреты и усердствовал в совершении благих дел, тот преуспел и заслужил награду.

Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али передает слова Пророка, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто застал Рамадан, будучи здоровым мусульманином, постился днем и читал положенное ночью, опускал взор свой, оберегал от запретного свои половые органы, свой язык и свои руки, совершал молитву вместе с общиной и приходил на пятничную молитву пораньше, тот действительно постился этот месяц, заслужил полную награду, застал Ночь предопределения и заслужил вознаграждение от Господа». Ибн Абу ад-Дунья. Т. 2. С. 87.

 

Такой человек имеет полное право радоваться в Рамадан и восхвалять Аллаха за ушедшую часть своей жизни, проведенную в покорности Ему и соблюдении Его запретов.

 

И это восхваление и благодарность сами по себе являются проявлением покорности Всевышнему и исполнением Его веления — ведь Он велел нам возвеличивать Его по окончании Рамадана, при виде народившегося месяца первого дня Шавваля. Прощение и освобождение от Огня ожидает тех, кто постился и совершал ночную молитву в Рамадан. Поэтому Всевышний велел нам возвеличивать и благодарить Его после окончания Рамадана. Он сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (2:185).

 

А благодарность Тому, Кто облагодетельствовал Своих рабов, дав им возможность и силы поститься, совершать ночную молитву, Кто даровал им прощение и освободил их от Огня, заключается в том, чтобы поминать Его, поклоняться Ему и страшиться Его должным образом. И благодарность в данном случае — радость и праздник, ведь месяц закончился, и проведен он был в покорности Всевышнему. Это признание милости Аллаха, Который основал обряды поклонения на мудрости и защищенности Откровения, так, что они не могут подвергнуться каким-либо изменениям.

 

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал о Словах Всевышнего: «…и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь»: «Указал вам верный путь в том, относительно чего впали в заблуждение христиане, изменившие свой пост». Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 1. С. 187.

 

Поистине, кто постился, совершал ночную молитву в Рамадан и выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Всевышнего, тому обещано через Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, прощение всех прошлых грехов, кроме тяжких, и этим не стоит пренебрегать, поскольку малые грехи, собранные вместе, могут оказаться опаснее, чем большие.

 

Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Опасайтесь ничтожных грехов, ибо, поистине, они копятся у человека до тех пор, пока не погубят его». Ахмад. Хадис № 3627. Аль-Альбани сказал о нем: сахих ли-гайррихи. Сахих ат-таргыб. Хадис № 2470.

 

И он сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах): «О живущий! Опасайся малых грехов, ибо Аллах спросит с тебя за них». Ибн Маджа. Хадис № 4233. Ахмад. Хадис № 23279, 24022. Аль-Альбани назвал его достоверным. Сильсилят аль-ахадис ас- Сахиха. Хадис № 2731.

 

Тяжкие же грехи остаются тяжкими, и они прощаются только если человек покается или Сам Всевышний пожелает простить ему их. И вот здесь на помощь верующему приходит то самое освобождение от Огня, которое становится милостью Всевышнего для тех счастливых, которые заслуживают эту великую награду в конце Рамадана. Это освобождение распространяется и на тяжкие грехи. У освобожденного от Огня есть все основания радоваться, тот же, кто лишен этого, потерпел серьезный убыток. Это освобождение и прощение — самое великое из того, что происходит в два Праздника, и это — милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Он избирает тех, кого пожелает, чтобы даровать им избавление от Огня.

 

Ибн Раджаб сказал: «Праздник разговения после Рамадана — праздник для всей мусульманской общины, потому что в него постящиеся, совершавшие тяжкие грехи, освобождаются от Огня, и грешившие присоединяются к праведным. А день жертвоприношения — самый великий праздник, потому что перед ним — день ‘Арафа, а это день, в который от Огня освобождаются столько людей, сколько не освобождаются ни в один другой день. А кто был освобожден от Огня в оба эти дня, у того действительно праздник». Вазаиф Рамадан. С. 77.

 

Ибн ‘Аббас передает: «В Праздник разговения ангелы спускаются на землю, стоят на дорогах и взывают голосами, которые слышат все творения Аллаха за исключением джиннов и людей: “О община Мухаммада! Выйдите к вашему Великодушному Господу. Он дарует щедро и прощает великий грех”. А когда они выходят, направляясь к месту молитвы, Всевышний Аллах говорит Своим ангелам: “Каково воздаяние наемного работника, когда он выполнит порученную ему работу?”. Они отвечают: “Наш Бог и Господин, он должен получить причитающуюся ему плату”. Тогда Он говорит: “Я беру вас в свидетели того, что Я сделал наградой им за их пост и ночную молитву Мое довольство и Мое прощение… Возвращайтесь же — уже прощено вам”». В версии аль-Байхакы добавлено: «Он говорит: “О рабы Мои, клянусь Величием Моим, о чем бы вы ни попросили Меня сегодня в этом вашем собрании для мира вечного, Я обязательно дарую вам это, и о чем бы вы ни попросили для мира этого, Я обязательно помогу вам”». Аль-Байхакы и Саляма ибн Шабиб. Подобное невозможно сказать от себя, поэтому эти слова приравниваются к хадису.

 

Не упускайте же, брат–постящийся, награду этого месяца и плоды, которые приносит эта возможность всей вашей жизни, и, проводив благословенный месяц, дополните радость свою, сделав свой пост непрерывным. Для этого поститесь шесть дней в шаввале после Рамадана. Правдивый и достойный доверия Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал об этом: «Кто постится Рамадан, а потом еще шесть дней в шаввале, тот как будто постится непрерывно». Муслим. Хадис № 1984.

 

Рамадан и шесть дней в шаввале — это ваш пост на год. И соблюдая пост таким образом каждый год вашей жизни после достижения вами совершеннолетия, вы как будто поститесь всю жизнь — пост в течение шести дней в шаввале дополняет пост в Рамадан, и вы словно поститесь целый год.

Это все — для того, кто провожает благословенный месяц, будучи радостным и счастливым, оттого что наступил день прощения и милости, то есть, день Праздника. Что же касается опечаленного и отягощенного горем, который упустил месяц покорности Всевышнему, то ему следует говорить: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся», выражая тем самым сожаление о том, что он потерял и упустил, и пусть его печаль и сожаление станет покаянием, которым он проводит благословенный месяц, которому он не оказал должного гостеприимства.

 

Аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах сделал Рамадан поприщем для Своих творений, и они состязаются на нем, стараясь снискать Его довольство. Одни вырываются вперед и добиваются успеха, а другие отстают и терпят неудачу. И остается только удивляться забавляющемуся и смеющемуся в день, в который преуспевают творящие добро и остаются в убытке те, чьи дела оказались тщетными». Вазаиф Рамадан. С. 74.

 

Если бы знал я в конце месяца, чье поклонение было принято Аллахом, чтобы поздравить его, и кто оказался лишенным, чтобы выразить ему свои соболезнования… О принятый Всевышним, я поздравляю тебя! О лишенный этого блага, пусть Аллах изменит твое положение в лучшую сторону…

Нам грустно расставаться с благословенным месяцем, однако это, дорогой брат–постящийся, не обязательно связано со страхом оказаться в убытке. Даже преуспевших печалит разлука с ним, потому что это благословенные дни. Эта печаль сопровождается надеждой на лучшее, потому что она заставляет нас стремиться к довольству Аллаха и сожалеть о том, что мы упустили из Его права на нас. Верующий всегда испытывает подобный страх и опасения, независимо от его покорности Всевышнему и дел, совершенных им в этот месяц: «…которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (23:60–61).

 

Каждый день зовут к отбытию тебя,

Но не слушаешь ты близкий тот призыв.

«Смерти нет», — разубеждаем мы себя,

Слово Истины наветом устранив.

Прости нас, Господи, и милостью Своей

Покрой скорбящих и растерянных людей!

 

«О Аллах, позволь нам встречать Рамадан год за годом покорными Тебе, снискавшими Твое довольство, и прими от нас молитву, пост и чтение Корана… Амин!».

 

Глава тридцатая.

Наш завет после Рамадана.

 

Это великое благо и милость, когда ты выходишь из Рамадана снискавшим прощение Всевышнего. Берегите же это благо и не превращайте его в беду, возвращаясь к ослушанию Аллаха после окончания Рамадана.

«О тот, кого освободил Господь его от Огня, остерегайся же возвращения в рабство грехов после того, как ты обрел свободу! Неужели твой Господь отдаляет тебя от Огня, а ты приближаешься к нему после этого?! Неужели Он спасает тебя от него, а потом ты сам бросаешься в него?! Конечно, милость предназначается делающим добро, однако и сделавший дурное не должен отчаиваться в ней, и хотя прощение предназначено для богобоязненных, совершавший несправедливость тоже может рассчитывать на него…». Вазаиф Рамадан. С. 77.

 

Теперь, когда мы почти завершили наши беседы о духе поста и его значении, подведем итоги и скажем то, что необходимо сказать:

— Итак, вы встретили благословенный месяц как прощающийся, с покорностью, присущей тому, кто вот-вот покинет этот мир. А теперь вы должны проводить Рамадан как встречающий следующие за ним месяцы, которые также следует провести в покорности, ибо все они — дни Аллаха, и мы должны наполнять их тем же, чем наполняли месяц поста и возвеличивать Аллаха так же, как возвеличивали Его в Рамадан.

— Вы постились Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, и вы простаивали ночи его в молитве, включая Ночь предопределения, с верой и надеждой на награду Аллаха — по крайней мере, мы на это надеемся. А эта вера и надежда на награду Аллаха является непременным условием любого поклонения в любой его миг: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как приверженцы Единобожия» (98:5).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.167 с.)