Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наша благодарность в Рамадан.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Аллах ведет человека прямым путем, и это — величайшее благо, дарованное Всевышним. И если бы человек провел всю свою жизнь, совершая земные и поясные поклоны, он не сумел бы отблагодарить Его за эту милость. Восхвалять Аллаха и благодарить Его — это часть нашего поклонения. Во время молитвы, как обязательной, так и дополнительной, мы читаем суру «Аль-фатиха», которая представляет собой восхваление Аллаха. Она начинается с восхваления и прославления, за которыми следует просьба о постоянном ведении по прямому пути: «Веди нас прямым путем» (1:6). А после совершения поясного поклона в молитве мы говорим: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его. Господь наш, Тебе хвала, хвала многая, благая, благословенная». Это еще одна благодарность Аллаху. Более того, вся молитва предписана для поминания Аллаха и выражения благодарности Ему, как сказал Всевышний: «… и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне» (20:14).
В хадже Коран побуждает нас превращать исполнение необходимых обрядов поклонения в благодарность Аллаху за то, что Он вывел нас на прямой путь. Всевышний сказал: «Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (22:37).
Во время поста мы также должны благодарить Всевышнего за то, что Он вывел нас на прямой путь. Всевышний сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благоддарны» (2:185).
В этом аяте и в аяте о хадже возвеличивать означает благодарить за выведение на прямой путь. Именно поэтому здесь использованы слова «за то», которые в арабском языке употребляются после слова «восхвалять», а не после слова «возвеличивать». Это говорит о том, что возвеличивание включает в себя и восхваление. То есть Всевышний словно говорит: «… и возвеличивали Аллаха, восхваляя Его за то, что Он наставил вас на прямой путь». Это возвеличивание — благодарность за милость общего характера — наставление на прямой путь, и за милость частного характера — предоставленную возможность довести до конца пост в Рамадан.
Терпение и благодарность неразлучны и неотделимы друг от друга в жизни верующего, потому что половина веры — терпение, а вторая ее половина — благодарность. И сколько бы мы ни старались выполнить эту свою обязанность — благодарить Аллаха, этого все равно будет слишком мало, потому что милости Всевышнего по отношению к нам неисчислимы: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!» (16:18).
Но притом, что благодарность эта так ничтожно мала, благодарящих среди людей тоже очень мало: «Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:13).
Поэтому понадобилось разъяснить через Откровение, как мы можем стать одними из благодарящих Аллаха, чтобы нам оказаться одними из тех, о ком Всевышний сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).
И чтобы не оказаться нам одними из тех, о ком Он сказал: «А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).
Коран, который мы читаем в Рамадан, полон упоминаний о милостях Всевышнего по отношению к человеку, чтобы он благодарил за них и не отрицал их. Если мы будем заострять на этом внимание, читая или слушая Коран, и будем вспоминать о милостях Аллаха, о которых нам напоминает Откровение, мы выполним хотя бы небольшую часть своей обязанности — быть благодарными Аллаху. Подумайте, например, над Словами Всевышнего: «Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами? Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы?» (90:8–10).
Мы должны знать, что на самом деле мы окружены милостью Всевышнего со всех сторон и купаемся в благах, которые Он нам дарует, хотя мы можем и не ощущать этого, поскольку все эти блага привычны для нас. Муджахид (да помилует его Аллах) сказал, комментируя этот аят: «Это одна из очевидных милостей Аллаха. Он напоминает нам о них, чтобы мы благодарили за них». Ас-Суйуты. Ад-дурр аль-мансур. Т. 8. С. 521.
А аль-Фудейль прочитал этот аят однажды ночью и заплакал. Его спросили о причине этого, и он сказал: «Лег ли ты спать, будучи благодарным Аллаху за то, что Он даровал тебе язык, с помощью которого ты говоришь, и глаза, посредством которых ты видишь?». После этого он стал перечислять разные виды благ, которые даровал нам Аллах.
А Ибн Абу ад-Дунья передает, что одному человеку Аллах сначала даровал множество мирских благ, а потом лишил его их, и он принялся восхвалять Аллаха. Тогда другой человек, который не был лишен мирских благ, спросил его: «За что ты восхваляешь Аллаха и за что благодаришь Его?». Он ответил: «Я восхваляю Его за то, что я никогда не променял бы на дарованное творениям». Тот человек спросил: «Что же это?». Он ответил: «Видел ли ты свои глаза? Видел ли ты свои уши? Видел ли ты свой язык? Видел ли ты свои руки? Видел ли ты свои ноги?..». Ибн Абу ад-Дунья. Китаб аш-шукр. С. 100, 102.
Человеку даруется величайшее благо, связанное с его телом. Это здоровье. И при этом ему дарована жизнь, которой он может пользоваться и наслаждаться. И если он не будет благодарить Аллаха за это здоровье и благополучие, за это время, дарованное ему, то есть не станет заполнять его покорностью Аллаху во всех ее формах, то он совершит преступление против самого себя и поступит несправедливо по отношению к самому себе. Недаром Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Многие люди обделены двумя благами: здоровьем и свободным временем». Аль-Бухари. Хадис № 5933.
И люди поймут, какой ущерб нанесли самим себе, только когда их спросят о благодарности за эти милости в Судный день: «В тот день вы будете спрошены о благах» (102:8).
Блаженство, за которое мы будем спрошены, вовсе не является привилегией богачей. Это блаженство, которое в разной мере вкушает каждый человек. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Вот первое наслаждение, о котором будет спрошен раб Аллаха в Судный день: ему будет сказано: “Разве мы не сделали тело твое здоровым? Разве мы не поили тебя водой прохладной?”». Ат-Тирмизи. Хадис № 32 81. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 2674).
Поистине, щедрость и великодушие Всевышнего безграничны: Он принимает от нас немного слов и дел и засчитывает это нам как исполнение обязанности благодарить Его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто скажет утром: “О Аллах, всякое благо, что пришло ко мне или к любому другому творению — от Тебя Одного, нет у Тебя сотоварища, и Тебе хвала, и Тебе благодарность” — тот поблагодарит Аллаха за этот день. А кто скажет подобное вечером, тот поблагодарит Аллаха за эту ночь». Абу Дауд. Хадис № 4411. Ан-Насаи. Хадис № 7. Ан-Навави сказал в «Аль-азкар», что у него хороший иснад. Хадис № 110. Ибн аль-Каййим назвал его достоверным (Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 339).
Любое дело, совершенное с искренним намерением и в соответствии с Сунной Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, является благодарностью по отношению к Аллаху. Именно поэтому Всевышний сказал: «О род Дауда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:13). То есть все дело в намерении. И мы можем превратить все наши дела в месяц поста в благодарность Аллаху. Для этого мы должны поститься, совершать ночную молитву и другие обряды поклонения с намерением благодарить таким образом Аллаха. Поступая так, мы сумеем объединить терпение с благодарностью и стать терпеливыми и благодарными.
Благодарность Всевышнему Аллаху, по мнению ученых, бывает двух видов:
1) Обязательная благодарность. Она выражается через исполнение религиозных обязанностей и соблюдение запретов Всевышнего. Но благодарность каждого, кто делает упущения, исполняя обязательное, и допускает чрезмерность, совершая запретное, неполноценна в той мере, в какой он допускает эти отступления. Поэтому один из наших праведных предков сказал: «Благодарность — это отказ от ослушания Аллаха». А другой сказал: «Благодарность — это когда ты не используешь ни одну из милостей, дарованных тебе Аллахом, для ослушания Его». И отказываясь от ослушания Аллаха во время поста, мы тем самым выражаем благодарность Аллаху в Рамадан.
2) Желательная благодарность. Это когда человек делает что-то сверх обязательного, то есть что-то, помимо исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это делают только опередившие и приближенные к Аллаху. Это и есть та благодарность, которую выражал Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, простаивая в молитве долгие часы так, что ноги его опухали от стояния. Когда его спросили об этом, он сказал: «Разве мне не следует быть благодарным рабом?». Аль-Бухари. Хадис № 1062, 4459. Муслим. Хадис № 5044, 5045.
И если мы совершаем нашу молитву в Рамадан именно с таким намерением, то мы не только поминаем Аллаха, но и благодарим Его. Это, поистине, величайшая милость Аллаха по отношению к нам: Он сделал нашу благодарность за блага, дарованные Им, еще одним благом для нас. Он благодарит нас за нашу благодарность Ему, даруя нам награду за это: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).
Если Всевышний помогает Своему рабу благодарить Его за дарованные в этом мире блага посредством восхваления и других способов выражения благодарности, это становится для человека лучшим из благ и самым любимым для Аллаха. Ведь Всевышний любит, чтобы мы восхваляли Его за все — за еду, которую мы едим, за питье, которое мы пьем… Восхваление Всевышнего за дарованные Им блага, щедрые и великодушные люди любят больше, чем свое богатство, которое они тратят из стремления к восхвалению. Всевышний Аллах — Щедрейший из щедрых и Самый Великодушный. Он дарует блага Своим рабам, а взамен требует от них восхваления и того, чтобы они помнили об этих благах. И Он довольствуется от них этим в качестве благодарности. Это — Его милость к ним. Он не нуждается в их благодарности, однако Он любит, чтобы Его рабы восхваляли Его. Праведность раба, его успех и его совершенство зависят от этого. Еще одна Его милость — Он отнес восхваление и благодарность на счет Своих рабов, хотя на самом деле они — одна из Его величайших милостей по отношению к Своим рабам, и Он не нуждается в их благодарности. Он также даровал им их имущество, после чего взял у них часть его и похвалил их за то, что они отдали Ему это, хотя на самом деле все это принадлежит Ему, и это Его милость по отношению к Его рабам. Такова Его щедрость.
«О Аллах, распространи на нас Твое великодушие и щедрость, сделай нас одними из тех, кто благодарит Тебя за Твои милости, и возведи нас в степень благодарных и тех, кому будет оказан почет у Тебя… Амин!».
Глава двадцать третья. Наша щедрость в Рамадан.
Щедрость — одно из Высочайших Качеств Аллаха, от которого происходит одно из Его Прекрасных Имен — Аль- Джавад (Щедрый). Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, так описал своего Всевышнего Господа: «Поистине, Аллах — Щедрый, и любит щедрость, и Он любит благонравие и не любит мелочность и занятие недостойным». Сахих аль-джами‘. Хадис № 800. Хадис с безупречным иснадом.
Щедрость Аллаха и Его великодушие по отношению к Его рабам увеличивается в Рамадан, и Он любит, чтобы в этот месяц увеличивалась и щедрость Его рабов. Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, был очень щедрым в Рамадан. Ибн ‘Аббас передает: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, был щедрейшим из людей, и особую щедрость он проявлял в Рамадан, когда Джибриль встречался с ним и обучал его Корану, а встречался он с ним каждую ночь в Рамадан. И когда с ним встречался Джибриль, Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, был щедрее на всякое благо, чем вольный ветер».
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) открывает тайну увеличения щедрости Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, в месяц поста: «Эта благородная Книга была его нравом, и он одобрял то, что одобряла она, и не одобрял того, чего не одобряла она. И он спешил делать то, к чему она побуждала, и отдалялся от того, от чего она предостерегала. Его щедрость и благодеяние в Рамадан увеличивались в несколько раз, — ведь он общался с Джибрилем часто, через короткие промежутки времени, и он много повторял вместе с ним эту благородную Книгу, которая побуждает к благонравию и щедрости. Несомненно, общение оказывает на человека определенное воздействие, и он перенимает некоторые качества от того, с кем общается и в чьем обществе находится». Вазаиф Рамадан. С. 33.
Следствием щедрости становится милостыня, которая приносит радость в душу верующего и указывает на его благородство, стремление делать добро и искренность его веры. Поэтому Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Милостыня — подтверждение и доказательство». Муслим. Хадис № 328.
Она является подтверждением веры того, кто подает ее, и доказывает, что он соблюдает право Аллаха в отношении его имущества — в отличие от лицемера-скупца, который вообще не считает, что на его имущество имеет право кто- то, кроме него самого.
А поскольку щедрость неразрывно связана с Рамаданом, то закят аль-фитр — милостыня, приуроченная к Празднику разговения, названа милостыней Рамадана. В обоих «Сахихах» говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, вменил в обязанность подавать милостыню Рамадана в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, и люди приравняли к этому половину са‘ пшеницы». Аль-Бухари. Хадис № 1511. Муслим. Хадис № 984.
А поскольку милостыня — лучшее подтверждение щедрости, то у нашего Посланника, мир ему и благословение от Аллаха, это подтверждение было больше, чем у кого бы то ни было, поскольку был он щедрейшим из людей.
О его добровольном подаянии рассказывает имам Ибн аль-Каййим: «Если он видел нуждающегося, он обделял себя ради него. Иногда он отдавал ему свою еду, иногда — свою одежду, причем милостыню он подавал самыми разными способами. Иногда он дарил что-то, иногда подавал милостыню, иногда, покупал что-нибудь, отдавал продавшему деньги и возвращал товар, как это было в случае с верблюдом Джабира, мир ему и благословение от Аллаха. А иногда он брал нечто взаймы, а потом возвращал больше и лучше, иногда покупал что-нибудь, отдавая больше, чем оно стоило, а иногда принимал подарок, после чего воздавал за него чем-то лучшим. Он любил людей и старался делать добро и подавать милостыню всеми возможными способами. Причем он не только расходовал свое имущество, но и способствовал подаче милостыни своими словами и делами. Он велел людям подавать милостыню и всячески побуждал их к этому — как словами, так и собственным примером — так, что даже скупец, увидев, что он делает, подавал милостыню. И каждый, кто общался с ним и видел его поступки, не мог удержаться от снисходительности, щедрости и великодушия». Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 328.
Щедрость может выражаться не только в расходовании имущества. «Расходовать» можно не только что-то материальное, и возможность делать это предоставляется в Рамадан верующему, который стремится снискать довольство Аллаха. Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) утверждает: «Милостыня без расходования средств бывает двух видов. Первый: благодеяние по отношению к творениям. Оно подобно подаянию им. Это может быть даже лучше, чем расходование имущества. Например, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого — это призыв быть покорным Аллаху и отказаться от ослушания Его, а это лучше пользы, приносимой деньгами. Милостыня — это и обучать полезному знанию и чтению Корана, обращаться к Аллаху с мольбой за мусульман, испрашивать прощения для них и отводить от них всякое зло. В хадисе сказано: “Если ты улыбнешься в лицо брату своему, это станет для тебя милостыней. И побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — милостыня, и когда ты указываешь путь тому, кто заблудился, это становится для тебя милостыней, и когда ты выливаешь ведро свое в ведро брата своего, это также становится для тебя милостыней”. Ат-Тирмизи. Хадис № 1957. Хадис хасан гариб. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 1594).
Второй вид милостыни без расходования имущества: то, что приносит пользу только тому, кто делает это. Это разные виды поминания Аллаха — произнесение слов “Аллах Велик”, “Хвала Аллаху”, “Преславен Аллах”, “Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха” и испрашивание у Аллаха прощения. И когда человек идет пешком к мечети, это тоже милостыня». Источник: Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. С. 59.
За вашу щедрость в Рамадан, дорогой брат–постящийся, вас ожидает щедрое вознаграждение от вашего Щедрого Господа. Ведь воздаяние подобно делу, и вы, проявляя щедрость по отношению к постящимся и нуждающимся, получаете такую же награду, как и они. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Тот, кто накормит постившегося на разговение, получит награду, подобную его награде, и при этом награда самого постившегося ничуть не уменьшится». Ат-Тирмизи. Хадис № 735. Хадис хасан сахих. Ибн Маджа. Хадис № 1736. Ибн Хиббан. Хадис № 3429. Ахмад. Хадис № 16419, 17074. Аль-Арнаут сказал: хороший хадис, учитывая наличие подкрепляющих его хадисов с похожим смыслом.
И если в месяц поста вы соедините ночные молитвы с кормлением людей, то за эту щедрость вы получите особое вознаграждение — ведь Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поистине, в Раю есть комнаты, изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи их видно то, что внутри». Люди спросили: «А для кого они предназначены, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Они для тех, кто говорил слова благие, кормил людей и молился Аллаху по ночам, пока остальные люди спали». Ахмад. Хадис № 1268. Ат-Тирмизи. Хадис № 2450. Аль-Хаким. Т. 1. С. 80–81. Достоверный хадис. Аз-Захаби согласился с ним. Аль- Альбани назвал его хорошим (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 2051).
Кроме того, из-за вашей щедрости, брат–постящийся, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбой за вас в каждый из дней, в которые вы будете проявлять щедрость. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства!” — а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели*!”». Аль-Бухари. Хадис № 1351. Муслим. Хадис № 1678.
*[Эти слова можно понимать и как пожелание гибели самому скупццу, и как пожелание того, чтобы он лишился накопленных им денег].
«О Аллах, прояви щедрость Твою по отношению к нам, распространи на нас прощение Твое и сделай нас одними из тех, кто принят Тобою… Амин!».
Глава двадцать четвертая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.34 (0.016 с.) |