Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наша благодарность в Рамадан.

Поиск

 

Аллах ведет человека прямым путем, и это — величайшее благо, дарованное Всевышним. И если бы человек провел всю свою жизнь, совершая земные и поясные поклоны, он не сумел бы отблагодарить Его за эту милость. Восхвалять Аллаха и благодарить Его — это часть нашего поклонения. Во время молитвы, как обязательной, так и дополнительной, мы читаем суру «Аль-фатиха», которая представляет собой восхваление Аллаха. Она начинается с восхваления и прославления, за которыми следует просьба о постоянном ведении по прямому пути: «Веди нас прямым путем» (1:6). А после совершения поясного поклона в молитве мы говорим: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его. Господь наш, Тебе хвала, хвала многая, благая, благословенная». Это еще одна благодарность Аллаху. Более того, вся молитва предписана для поминания Аллаха и выражения благодарности Ему, как сказал Всевышний: «… и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне» (20:14).

 

В хадже Коран побуждает нас превращать исполнение необходимых обрядов поклонения в благодарность Аллаху за то, что Он вывел нас на прямой путь. Всевышний сказал: «Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (22:37).

 

Во время поста мы также должны благодарить Всевышнего за то, что Он вывел нас на прямой путь. Всевышний сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благоддарны» (2:185).

 

В этом аяте и в аяте о хадже возвеличивать означает благодарить за выведение на прямой путь. Именно поэтому здесь использованы слова «за то», которые в арабском языке употребляются после слова «восхвалять», а не после слова «возвеличивать». Это говорит о том, что возвеличивание включает в себя и восхваление. То есть Всевышний словно говорит: «… и возвеличивали Аллаха, восхваляя Его за то, что Он наставил вас на прямой путь». Это возвеличивание — благодарность за милость общего характера — наставление на прямой путь, и за милость частного характера — предоставленную возможность довести до конца пост в Рамадан.

 

Терпение и благодарность неразлучны и неотделимы друг от друга в жизни верующего, потому что половина веры — терпение, а вторая ее половина — благодарность. И сколько бы мы ни старались выполнить эту свою обязанность — благодарить Аллаха, этого все равно будет слишком мало, потому что милости Всевышнего по отношению к нам неисчислимы: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!» (16:18).

 

Но притом, что благодарность эта так ничтожно мала, благодарящих среди людей тоже очень мало: «Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:13).

 

Поэтому понадобилось разъяснить через Откровение, как мы можем стать одними из благодарящих Аллаха, чтобы нам оказаться одними из тех, о ком Всевышний сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).

 

И чтобы не оказаться нам одними из тех, о ком Он сказал: «А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

 

Коран, который мы читаем в Рамадан, полон упоминаний о милостях Всевышнего по отношению к человеку, чтобы он благодарил за них и не отрицал их. Если мы будем заострять на этом внимание, читая или слушая Коран, и будем вспоминать о милостях Аллаха, о которых нам напоминает Откровение, мы выполним хотя бы небольшую часть своей обязанности — быть благодарными Аллаху. Подумайте, например, над Словами Всевышнего: «Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами? Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы?» (90:8–10).

 

Мы должны знать, что на самом деле мы окружены милостью Всевышнего со всех сторон и купаемся в благах, которые Он нам дарует, хотя мы можем и не ощущать этого, поскольку все эти блага привычны для нас. Муджахид (да помилует его Аллах) сказал, комментируя этот аят: «Это одна из очевидных милостей Аллаха. Он напоминает нам о них, чтобы мы благодарили за них». Ас-Суйуты. Ад-дурр аль-мансур. Т. 8. С. 521.

 

А аль-Фудейль прочитал этот аят однажды ночью и заплакал. Его спросили о причине этого, и он сказал: «Лег ли ты спать, будучи благодарным Аллаху за то, что Он даровал тебе язык, с помощью которого ты говоришь, и глаза, посредством которых ты видишь?». После этого он стал перечислять разные виды благ, которые даровал нам Аллах.

 

А Ибн Абу ад-Дунья передает, что одному человеку Аллах сначала даровал множество мирских благ, а потом лишил его их, и он принялся восхвалять Аллаха. Тогда другой человек, который не был лишен мирских благ, спросил его: «За что ты восхваляешь Аллаха и за что благодаришь Его?». Он ответил: «Я восхваляю Его за то, что я никогда не променял бы на дарованное творениям». Тот человек спросил: «Что же это?». Он ответил: «Видел ли ты свои глаза? Видел ли ты свои уши? Видел ли ты свой язык? Видел ли ты свои руки? Видел ли ты свои ноги?..». Ибн Абу ад-Дунья. Китаб аш-шукр. С. 100, 102.

 

Человеку даруется величайшее благо, связанное с его телом. Это здоровье. И при этом ему дарована жизнь, которой он может пользоваться и наслаждаться. И если он не будет благодарить Аллаха за это здоровье и благополучие, за это время, дарованное ему, то есть не станет заполнять его покорностью Аллаху во всех ее формах, то он совершит преступление против самого себя и поступит несправедливо по отношению к самому себе. Недаром Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Многие люди обделены двумя благами: здоровьем и свободным временем». Аль-Бухари. Хадис № 5933.

 

И люди поймут, какой ущерб нанесли самим себе, только когда их спросят о благодарности за эти милости в Судный день: «В тот день вы будете спрошены о благах» (102:8).

 

Блаженство, за которое мы будем спрошены, вовсе не является привилегией богачей. Это блаженство, которое в разной мере вкушает каждый человек. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Вот первое наслаждение, о котором будет спрошен раб Аллаха в Судный день: ему будет сказано: “Разве мы не сделали тело твое здоровым? Разве мы не поили тебя водой прохладной?”». Ат-Тирмизи. Хадис № 32 81. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 2674).

 

Поистине, щедрость и великодушие Всевышнего безграничны: Он принимает от нас немного слов и дел и засчитывает это нам как исполнение обязанности благодарить Его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто скажет утром: “О Аллах, всякое благо, что пришло ко мне или к любому другому творению — от Тебя Одного, нет у Тебя сотоварища, и Тебе хвала, и Тебе благодарность” — тот поблагодарит Аллаха за этот день. А кто скажет подобное вечером, тот поблагодарит Аллаха за эту ночь». Абу Дауд. Хадис № 4411. Ан-Насаи. Хадис № 7. Ан-Навави сказал в «Аль-азкар», что у него хороший иснад. Хадис № 110. Ибн аль-Каййим назвал его достоверным (Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 339).

 

Любое дело, совершенное с искренним намерением и в соответствии с Сунной Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, является благодарностью по отношению к Аллаху. Именно поэтому Всевышний сказал: «О род Дауда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:13). То есть все дело в намерении.

И мы можем превратить все наши дела в месяц поста в благодарность Аллаху. Для этого мы должны поститься, совершать ночную молитву и другие обряды поклонения с намерением благодарить таким образом Аллаха. Поступая так, мы сумеем объединить терпение с благодарностью и стать терпеливыми и благодарными.

 

Благодарность Всевышнему Аллаху, по мнению ученых, бывает двух видов:

 

1) Обязательная благодарность. Она выражается через исполнение религиозных обязанностей и соблюдение запретов Всевышнего. Но благодарность каждого, кто делает упущения, исполняя обязательное, и допускает чрезмерность, совершая запретное, неполноценна в той мере, в какой он допускает эти отступления. Поэтому один из наших праведных предков сказал: «Благодарность — это отказ от ослушания Аллаха». А другой сказал: «Благодарность — это когда ты не используешь ни одну из милостей, дарованных тебе Аллахом, для ослушания Его». И отказываясь от ослушания Аллаха во время поста, мы тем самым выражаем благодарность Аллаху в Рамадан.

 

2) Желательная благодарность. Это когда человек делает что-то сверх обязательного, то есть что-то, помимо исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это делают только опередившие и приближенные к Аллаху. Это и есть та благодарность, которую выражал Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, простаивая в молитве долгие часы так, что ноги его опухали от стояния. Когда его спросили об этом, он сказал: «Разве мне не следует быть благодарным рабом?». Аль-Бухари. Хадис № 1062, 4459. Муслим. Хадис № 5044, 5045.

 

И если мы совершаем нашу молитву в Рамадан именно с таким намерением, то мы не только поминаем Аллаха, но и благодарим Его.

Это, поистине, величайшая милость Аллаха по отношению к нам: Он сделал нашу благодарность за блага, дарованные Им, еще одним благом для нас. Он благодарит нас за нашу благодарность Ему, даруя нам награду за это: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).

 

Если Всевышний помогает Своему рабу благодарить Его за дарованные в этом мире блага посредством восхваления и других способов выражения благодарности, это становится для человека лучшим из благ и самым любимым для Аллаха. Ведь Всевышний любит, чтобы мы восхваляли Его за все — за еду, которую мы едим, за питье, которое мы пьем… Восхваление Всевышнего за дарованные Им блага, щедрые и великодушные люди любят больше, чем свое богатство, которое они тратят из стремления к восхвалению. Всевышний Аллах — Щедрейший из щедрых и Самый Великодушный. Он дарует блага Своим рабам, а взамен требует от них восхваления и того, чтобы они помнили об этих благах. И Он довольствуется от них этим в качестве благодарности. Это — Его милость к ним. Он не нуждается в их благодарности, однако Он любит, чтобы Его рабы восхваляли Его. Праведность раба, его успех и его совершенство зависят от этого. Еще одна Его милость — Он отнес восхваление и благодарность на счет Своих рабов, хотя на самом деле они — одна из Его величайших милостей по отношению к Своим рабам, и Он не нуждается в их благодарности. Он также даровал им их имущество, после чего взял у них часть его и похвалил их за то, что они отдали Ему это, хотя на самом деле все это принадлежит Ему, и это Его милость по отношению к Его рабам. Такова Его щедрость.

 

«О Аллах, распространи на нас Твое великодушие и щедрость, сделай нас одними из тех, кто благодарит Тебя за Твои милости, и возведи нас в степень благодарных и тех, кому будет оказан почет у Тебя… Амин!».

 

 

Глава двадцать третья.

Наша щедрость в Рамадан.

 

Щедрость — одно из Высочайших Качеств Аллаха, от которого происходит одно из Его Прекрасных Имен — Аль- Джавад (Щедрый). Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, так описал своего Всевышнего Господа: «Поистине, Аллах — Щедрый, и любит щедрость, и Он любит благонравие и не любит мелочность и занятие недостойным». Сахих аль-джами‘. Хадис № 800. Хадис с безупречным иснадом.

 

Щедрость Аллаха и Его великодушие по отношению к Его рабам увеличивается в Рамадан, и Он любит, чтобы в этот месяц увеличивалась и щедрость Его рабов. Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, был очень щедрым в Рамадан. Ибн ‘Аббас передает: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, был щедрейшим из людей, и особую щедрость он проявлял в Рамадан, когда Джибриль встречался с ним и обучал его Корану, а встречался он с ним каждую ночь в Рамадан. И когда с ним встречался Джибриль, Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, был щедрее на всякое благо, чем вольный ветер».

 

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) открывает тайну увеличения щедрости Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, в месяц поста: «Эта благородная Книга была его нравом, и он одобрял то, что одобряла она, и не одобрял того, чего не одобряла она. И он спешил делать то, к чему она побуждала, и отдалялся от того, от чего она предостерегала. Его щедрость и благодеяние в Рамадан увеличивались в несколько раз, — ведь он общался с Джибрилем часто, через короткие промежутки времени, и он много повторял вместе с ним эту благородную Книгу, которая побуждает к благонравию и щедрости. Несомненно, общение оказывает на человека определенное воздействие, и он перенимает некоторые качества от того, с кем общается и в чьем обществе находится». Вазаиф Рамадан. С. 33.

 

 

Следствием щедрости становится милостыня, которая приносит радость в душу верующего и указывает на его благородство, стремление делать добро и искренность его веры. Поэтому Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Милостыня — подтверждение и доказательство». Муслим. Хадис № 328.

 

Она является подтверждением веры того, кто подает ее, и доказывает, что он соблюдает право Аллаха в отношении его имущества — в отличие от лицемера-скупца, который вообще не считает, что на его имущество имеет право кто- то, кроме него самого.

 

А поскольку щедрость неразрывно связана с Рамаданом, то закят аль-фитр — милостыня, приуроченная к Празднику разговения, названа милостыней Рамадана. В обоих «Сахихах» говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, вменил в обязанность подавать милостыню Рамадана в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, и люди приравняли к этому половину са‘ пшеницы». Аль-Бухари. Хадис № 1511. Муслим. Хадис № 984.

 

А поскольку милостыня — лучшее подтверждение щедрости, то у нашего Посланника, мир ему и благословение от Аллаха, это подтверждение было больше, чем у кого бы то ни было, поскольку был он щедрейшим из людей.

 

О его добровольном подаянии рассказывает имам Ибн аль-Каййим: «Если он видел нуждающегося, он обделял себя ради него. Иногда он отдавал ему свою еду, иногда — свою одежду, причем милостыню он подавал самыми разными способами. Иногда он дарил что-то, иногда подавал милостыню, иногда, покупал что-нибудь, отдавал продавшему деньги и возвращал товар, как это было в случае с верблюдом Джабира, мир ему и благословение от Аллаха. А иногда он брал нечто взаймы, а потом возвращал больше и лучше, иногда покупал что-нибудь, отдавая больше, чем оно стоило, а иногда принимал подарок, после чего воздавал за него чем-то лучшим. Он любил людей и старался делать добро и подавать милостыню всеми возможными способами. Причем он не только расходовал свое имущество, но и способствовал подаче милостыни своими словами и делами. Он велел людям подавать милостыню и всячески побуждал их к этому — как словами, так и собственным примером — так, что даже скупец, увидев, что он делает, подавал милостыню. И каждый, кто общался с ним и видел его поступки, не мог удержаться от снисходительности, щедрости и великодушия». Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 328.

 

Щедрость может выражаться не только в расходовании имущества. «Расходовать» можно не только что-то материальное, и возможность делать это предоставляется в Рамадан верующему, который стремится снискать довольство Аллаха.

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) утверждает: «Милостыня без расходования средств бывает двух видов. Первый: благодеяние по отношению к творениям. Оно подобно подаянию им. Это может быть даже лучше, чем расходование имущества. Например, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого — это призыв быть покорным Аллаху и отказаться от ослушания Его, а это лучше пользы, приносимой деньгами. Милостыня — это и обучать полезному знанию и чтению Корана, обращаться к Аллаху с мольбой за мусульман, испрашивать прощения для них и отводить от них всякое зло. В хадисе сказано: “Если ты улыбнешься в лицо брату своему, это станет для тебя милостыней. И побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — милостыня, и когда ты указываешь путь тому, кто заблудился, это становится для тебя милостыней, и когда ты выливаешь ведро свое в ведро брата своего, это также становится для тебя милостыней”. Ат-Тирмизи. Хадис № 1957. Хадис хасан гариб. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 1594).

 

Второй вид милостыни без расходования имущества: то, что приносит пользу только тому, кто делает это. Это разные виды поминания Аллаха — произнесение слов “Аллах Велик”, “Хвала Аллаху”, “Преславен Аллах”, “Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха” и испрашивание у Аллаха прощения. И когда человек идет пешком к мечети, это тоже милостыня». Источник: Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. С. 59.

 

За вашу щедрость в Рамадан, дорогой брат–постящийся, вас ожидает щедрое вознаграждение от вашего Щедрого Господа. Ведь воздаяние подобно делу, и вы, проявляя щедрость по отношению к постящимся и нуждающимся, получаете такую же награду, как и они. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Тот, кто накормит постившегося на разговение, получит награду, подобную его награде, и при этом награда самого постившегося ничуть не уменьшится». Ат-Тирмизи. Хадис № 735. Хадис хасан сахих. Ибн Маджа. Хадис № 1736. Ибн Хиббан. Хадис № 3429. Ахмад. Хадис № 16419, 17074. Аль-Арнаут сказал: хороший хадис, учитывая наличие подкрепляющих его хадисов с похожим смыслом.

 

И если в месяц поста вы соедините ночные молитвы с кормлением людей, то за эту щедрость вы получите особое вознаграждение — ведь Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поистине, в Раю есть комнаты, изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи их видно то, что внутри». Люди спросили: «А для кого они предназначены, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Они для тех, кто говорил слова благие, кормил людей и молился Аллаху по ночам, пока остальные люди спали». Ахмад. Хадис № 1268. Ат-Тирмизи. Хадис № 2450. Аль-Хаким. Т. 1. С. 80–81. Достоверный хадис. Аз-Захаби согласился с ним. Аль- Альбани назвал его хорошим (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 2051).

 

Кроме того, из-за вашей щедрости, брат–постящийся, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбой за вас в каждый из дней, в которые вы будете проявлять щедрость. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства!” — а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели*!”». Аль-Бухари. Хадис № 1351. Муслим. Хадис № 1678.

 

*[Эти слова можно понимать и как пожелание гибели самому скупццу, и как пожелание того, чтобы он лишился накопленных им денег].

 

«О Аллах, прояви щедрость Твою по отношению к нам, распространи на нас прощение Твое и сделай нас одними из тех, кто принят Тобою… Амин!».

 

 

Глава двадцать четвертая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.01 с.)