Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наша нравственность в Рамадан.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Если обретение верующим богобоязненности является одним из следствий соблюдения поста, скрытых от взгляда, то благонравие — одно из его явных следствий, заметных каждому. Благочестие сердца должно обязательно проявляться в поведении человека, поэтому постящийся обычно выглядит (или, по крайней мере, должен выглядеть) спокойным, умиротворенным, приветливым и дружелюбным. Его лицо освещено светом покорности Всевышнему, а сам вид его внушает невольное уважение и почтение к нему.
Благонравие не может быть незаметным со стороны и никак не проявляться. Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Истинная сущность благонравия — благодеяние, отказ от причинения вреда другим и приветливое выражение лица». А кадый аль-‘Ийад сказал: «Благонравие — это хорошие отношения с людьми, проявление симпатии и сочувствия, а также выдержка, кротость и терпение по отношению к ним, отказ от высокомерного отношения к ним и превознесения над ними, а также отсутствие грубости, жестокости, гнева и упреков в отношениях с ними». [Джам‘и аль-‘улюм ва аль-хикам. Т. 1. С. 457].
Как вы видите, Шариат требует от нас совершения всех этих действий, и при этом они вполне нам по силам и даже приносят больше пользы нам самим, чем другим людям. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам поступать так и сказал Абу Зарру: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за дурным делом обязательно соверши благое, чтобы оно стерло его, и будь благонравным по отношению к людям». [Ат-Тирмизи. Хадис № 1987. Хадис хасан сахих. Аль-Альбани наззвал его достоверным (Сахих ат-таргыб ва ат-тархиб. Хадис № 3160)].
Быть благонравным по отношению к людям означает вести себя при общении с ними как полагается воспитанному, вежливому и благонравному человеку, ведь «верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, получит большую награду, чем верующий, который не общается с людьми и не терпит причиняемые ими обиды». [Ат-Тирмизи. Хадис № 2507. Ибн Маджа. Хадис № 4032. Ахмад. Хадис № 22588. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 939)].
Однако некоторые люди начинают вести себя в Рамадан как раз наоборот под предлогом соблюдения поста — они становятся грубыми и жестокими, не проявляют снисходительности и милосердия к кому бы то ни было и отталкивают от себя людей своим недружелюбием. Если на долю верующего выпадает такое испытание — общение с подобными людьми, то его терпеливое и сдержанное отношение к ним можно рассматривать как совершение благого дела и благонравие. Именно поэтому имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал: «Благонравие — это когда ты терпишь то, чем досаждают тебе люди». [Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. Т. 1. С. 457].
Мы имеем возможность превратить месяц Рамадан в полноценную и продуманную программу по исправлению поведения и нрава — как на индивидуальном уровне, так и на уровне целого общества. Условия, которые складываются в Рамадан, и вся обстановка этого благословенного месяца способствуют этому и как раз располагают к подобным действиям: шайтаны скованы, на постящихся нисходит спокойствие и умиротворение от Всевышнего. И верующим предоставляется бесценная возможность украсить себя новыми прекрасными качествами и развить и усовершенствовать те, которые уже есть, и есть надежда на то, что эти качества, закрепившись, останутся в нас и после окончания Рамадана. Достаточно нам добавить благонравие в список благих дел, посредством которых мы собираемся приблизиться к Аллаху в Рамадан. Благонравие — одно из лучших и самых благородных дел. Более того, оно и есть благородство и благочестие. Один человек пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил его о благочестии, и он сказал: «Благочестие есть благонравие». [Муслим. Хадис № 2553].
Давайте же поразмышляем об указаниях Корана на высокое положение благонравия и его значение. Коран исправлял неверное представление людей о благочестии и связал его с исправлением и совершенствованием души, указав на то, что благочестие не ограничивается внешними проявлениями и поступками.
Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Судный день подталкивает человека ко всему самому хорошему, приносит с собой благонравие и рождает в верующем такие качества как надежность, верность и терпение, а эти качества, в свою очередь, ведут к богобоязненности, ради обретения которой и был предписан пост. Вы можете заметить, дорогой брат, что связь между богобоязненностью и благонравием очень тесная. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обладал двумя этими качествами. Он был самым богобоязненным из людей — сам он сказал о себе: «Я самый богобоязненный из вас, и я больше вас всех страшусь Его». [Муслим. Хадис № 1110], и при этом он был самым благонравным из людей. Сам Всевышний сказал о нем: «Воистину, твой нрав превосходен» (68:4).
Отсюда становится понятной природа связи между богобоязненностью и благонравием. Богобоязненность — это благочестие в отношениях между рабом Всевышнего и Самим Всевышним, а благонравие — это благочестие в отношениях человека с другими людьми. Если верующий строит свои отношения со своим Господом должным образом, это указывает на его богобоязненность, а если он строит свои отношения с людьми должным образом, это указывает на его благонравие и благочестие. Пост же побуждает и к тому, и к другому. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (2:183).
А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит...». [Аль-Бухари. Хадис № 1771].
Если раб Всевышнего обладает двумя этими качествами, это вводит его в число приближенных Всевышнего, тогда как отсутствие у него одного или этих обоих качеств заставляет его следовать путем нечестивцев и преступающих границы, установленные Аллахом. Ведь благонравие и праведность являются разделительной чертой между путем благочестивых и путем грешников, и Аллах связал с этими качествами миссию Своего Посланника. Сам Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, сказал о себе: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благонравие». [Ахмад. Хадис № 8729. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 45)].
А в другой версии этого хадиса говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства».
Эти нравственные качества и достоинства, которые ко времени появления Посланника саля Ллаху алейхи ва салам, были покрыты пылью забвения и внушительным слоем ржавчины, нуждались в улучшении, приведении в порядок и украшении, и Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, пришел для того, чтобы вернуть им былое совершенство и красоту и придать им первоначальный вид, чтобы они снова стали благородными нравственными качествами, какими были когда-то.
Рамадан — благословенный месяц, и Коран, ниспосланный в него, благороден, как описал его Ниспославший его: «Воистину, это — благородный Коран» (56:77).
И Ниспославший Его Великодушен, как Сам Он описал Себя: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа?». (82:6).
И тот, кто спустился с небес с Кораном, то есть Джибриль (мир ему), благороден, как он описан в Коране: «Поистине, это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного». (81:19-20).
И тот, кому был ниспослан этот Коран, был благородным. Более того, он был самым благородным и почтенным из людей, потому что он был самым богобоязненным из них: «и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный». (49:13).
Так стоит ли удивляться тому, что Коран излучает свет высших нравственных достоинств. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был не просто направлен к людям для совершенствования и дополнения прекрасных нравственных качеств. Прежде всего, он сам обладал всеми этими качествами, и у него не было ни одного порока, потому что нравом его был Коран, и свои добродетели и достоинства он почерпнул из него. Когда ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о том, каким был нрав Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), она так и сказала: «Его нравом был Коран». [Муслим. Хадис № 1233. Ахмад. Хадис № 24774].
Достоинства и добродетели, которыми обладали благородные люди, жившие в разное время на нашей земле — пророки, богобоязненные и праведные — соединились в личности господина посланников и печати пророков (да благословит его Аллах и приветствует). В нем Аллах собрал воедино все то, что было по крупицам распределено в них. Коран, из которого Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) почерпнул свой нрав, сегодня остается таким же «юным», свежим, жизнеспособным и актуальным, и жизнь Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), чьим нравом был этот Коран, и сегодня не стала для нас чем-то далеким, оставшимся в прошлом и канувшим в Лету, и он всегда будет ярким, «живым» — словно сам он живет среди нас. И вам, дорогой брат- постящийся, следует поставить перед собой в месяц благонравия великую цель — приобрести как можно больше добродетелей и прекрасных нравственных качеств, дополнить и усовершенствовать ими свою веру и заслужить с их помощью любовь Всевышнего в месяц поста. Ведь, поистине, «самой совершенной верой обладают самые благонравные из верующих». [Ат-Тирмизи. Хадис № 2612. Ахмад. Хадис № 23684. Аль- Альбани назвал его хорошим (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 284)].
И, поистине, «самые любимые рабы для Аллаха — самые благонравные из них». [Ат-Тирмизи. Хадис № 1082. Хадис хасан сахих. Аль-Альбани наззвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 791)].
И если в Рамадан вам удастся обрести благонравие вместе с богобоязненностью — значит, вам удастся снискать довольство Господа, и в Раю вы будете соседствовать с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь он сказал: «Поистине, к моим самым любимым из вас и к тем, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется дальше всех от меня, являются болтливые, хвастливые и разглагольствующие». Люди сказали: «О посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?». Он ответил: «Это надменные». [Ат-Тирмизи. Хадис № 2018. Хадис хасан гариб. Аль-Альбани наззвал его хорошим (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 791)].
«О Аллах! Направь нас к наилучшему нраву и наилучшим делам. Никто, кроме Тебя, не направляет к ним. И удали нас от дурного нрава и дурных дел. Поистине, отдаляешь от них только Ты... Амин!».
Глава девятая. Поминание Аллаха в Рамадан.
Вера в сердце верующего уменьшается и увеличивается. Покорность Всевышнему и благие дела увеличивают ее, а ослушание Его и грехи — уменьшают. А лучшим из благих дел является поминание Аллаха. Посланник Аллаха ^ сказал: «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени, и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?». Люди сказали: «Конечно!». Он сказал: «Это поминание Всевышнего Аллаха». Ат-Тирмизи. Хадис № 3377. Ибн Маджа. Хадис № 3790. Аль- Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 2688).
Поминание Аллаха обновляет веру и увеличивает ее, и очищает сердце прежде, чем оно успеет покрыться ржавчиной. Всевышний Аллах повелел верующим не просто поминать Его, но и делать это как можно больше. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (33:41-42).
Всевышний также сказал: «и часто поминайте Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (62:10).
Всевышний похвалил тех, кто поминает Его в любом положении и состоянии, сказав: «...которые поминают Аллаха стоя, сидя и лежа на боку» (3:191).
Он обещал им великую награду после прощения грехов: «и часто поминающим Аллаха мужчинам и женщинам Аллах уготовал прощение и великую награду» (33:35).
А Пророк Ш сообщил нам о том, что часто поминающие Аллаха опередят остальных в том, что касается награды. Он сказал: «Аль-муфарридуна опередили». Люди спросили: «А кто такие “аль-муфарридуна”, о Посланник Аллаха?», — на что Пророк Ш сказал: «Это мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха». Муслим. Хадис № 2676.
Слово «аль-муфаррид» означает человека, который пребывает наедине с Аллахом своим сердцем и своим языком, поминая Его, даже если в это время он находится среди людей. Поминание Аллаха — дух всех дел, потому что оно больше, величественнее и важнее всех дел. Всевышний сказал: «Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите» (29:45).
Ученые сказали, разъясняя смысл этого аята, что поминание Аллаха превыше всего, и что оно — лучшее из дел, потому что именно оно является целью большинства благих дел и обрядов поклонения, и оно — их дух и их тайна, и оно сочетается с величайшими делами:
— Формула Единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха» — это поминание Аллаха. Более того, это лучшие слова поминания.
— Молитва неразрывно связана с поминанием Аллаха: «...и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне» (20:14).
— Хадж также неразрывно связан с поминанием Аллаха: «Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того». (2:200).
— И борьба на пути Аллаха неразрывно связана с поминанием Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда вы встречаетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (8:45).
Аллах сделал приметой ученых, хранителей Его религии, то, что они принадлежат к числу поминающих Его. Более того, Он назвал их людьми поминания. Всевышний сказал: «Спросите людей поминания*, если вы не знаете» (21:7).
*(В переводе Кулиева: «…людей Напоминания». Согласно различнным толкованиям этого аята, в нем говорится о людях Писания либо о знающих людях, много поминающих Аллаха. — Прим. ред.).
А кто небрежен в поминании Аллаха и оставляет его — тот лишен блага и терпит убытки.
Всевышний Аллах сказал: «Не уподобляйтесь тем, кто забыл Аллаха и кого Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:19).
От небрежности, беспечности, убытков и невежества есть только одно спасение — поминание Аллаха языком и сердцем. Му‘аз ибн Джабаль сказал: «Нет лучшего спасения от наказания Аллаха, чем поминание Его». Ат-Тирмизи. Хадис № 3377.
Поэтому верующий должен приучать свой язык к постоянному поминанию Аллаха, чтобы к этому привыкла и его душа. Сделав это, он приобретет много блага и увеличит свою веру. Один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, и сказал ему: «О Посланник Аллаха, поистине, предписаний Ислама слишком много для меня. Скажи же мне что-нибудь такое, что я мог бы делать постоянно». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Пусть язык твой не перестает быть влажным от поминания Аллаха». Ат-Тирмизи. Хадис № 3793. Ибн Маджа. Хадис № 3297. Аль- Альбани назвал его достоверным (Сахих Ибн Маджа. Хадис № 3060).
Наилучшее же поминание — произносить аяты из Корана, ведь они помогают нам проводить время с пользой и оживляют наши сердца. А для тех, кто желает, чтобы сердце его всегда было связано с Откровением, очень важно прочитывать определенную часть Корана ежедневно, еженедельно и ежемесячно. Слова поминания, которые следует произносить утром и вечером, — оружие верующего в его борьбе с войском беспечности и армиями бесполезных занятий. Очень часто от поминания Аллаха человека отвлекают повседневные дела или какие-то обстоятельства, однако он должен изо всех сил сопротивляться этим отвлекающим факторам и стараться устранить их, чтобы они не лишали его блага, которое обновляет веру. Давайте вспомним о том, как Пророк ^ поминал Аллаха днем и ночью — его не могла отвлечь от этого даже его пророческая миссия, призыв к религии Аллаха и обязанность руководить мусульманской общиной.
«Поминай Имя Господа твоего утром и перед закатом, а также ночью. Пади ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (76:25-26).
Дни и ночи Рамадана — прекрасная возможность вернуть равновесие и гармонию в нашу ежедневную программу поклонения, чтобы ее не разбили на части мирские заботы и внезапно возникающие обстоятельства. Для начала выделите время на поминание Аллаха, причем на этот период должны откладываться все остальные дела, даже важные. Можно, например, выделить немного времени перед утренней молитвой, чтобы обращаться к Аллаху и просить прощения, а после нее можно посидеть, поминая Аллаха, до восхода солнца. Это как раз то время, в которое нужно совершать утреннее поминание Аллаха. Через некоторое время после восхода солнца можно совершить несколько рак‘атов молитвы ад-духа. После этого можно немного поспать перед трудным рабочим днем. А после работы, незадолго до захода солнца и разговения, можно заняться вечерним поминанием. Рамадан — время поминания, хотя вместе с этим это еще и время поста, ночных молитв, щедрости, великодушия и различных видов поклонения. В дни и ночи Рамадана верующий может найти достаточно времени для поминания Аллаха. Более того, это поминание в Рамадан может быть проникнуто особым духом и наполнено особым смирением, чистотой, умиротворением и спокойствием. Да и как же может быть иначе, если поминание в Рамадан приносит человеку большую награду и заключает в себе больше достоинств, чем поминание Аллаха в остальное время года.
Ан-Наха‘и (да помилует его Аллах) сказал: «Пост одного дня в Рамадан лучше тысячи дней, и поминание в него лучше тысячи поминаний, и один рак‘ат молитвы в него лучше тысячи рак‘атов (совершенных в другое время)». Вазаиф Рамадан. С. 15.
Поминающий Всевышнего Аллаха сердцем и языком не только обновляет свою веру, но и обновляет свое отречение от лицемерия, ибо лицемеры поминают Аллаха меньше всех остальных людей: «Когда они встают на молитву, то встают неохотно, напоказ людям, и поминая Аллаха лишь немного» (4:142).
Верующий обязан отличаться от лицемера и быть человеком, поминающим Аллаха и благодарным Ему. Абу Хурейра сказал: «Кто много поминает Аллаха, тот освободился от лицемерия». Лисан аль-мизан. Хадис № 1955.
Всевышний Аллах по милости Своей сделал часть поминания обязательной для Своих рабов, не предоставив им выбора исполнять это или нет, чтобы Шайтан не склонил их бросить это. Ради этого была предписана обязательная молитва. Всевышний сказал: «Воистину, молитва предписана верующим в определенное время» (4:103).
А Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, утвердил для нас в качестве своей Сунны другие молитвы. Это дополнительные молитвы и дополнительное поминание. Они восполняют собой те упущения, которые человек может сделать в поминании обязательном. Дополнительное поминание распределено таким образом, что промежутки между ним невелики, чтобы человек не отвлекался надолго от мыслей об Аллахе.
В совершении молитв участвует сердце верующего наравне с органами его тела. Кроме того, Аллах велел нам поминать Его языком, произнося слова, предписанные в определенные периоды времени днем и ночью. Есть еще слова поминания, которые следует произносить после обязательных молитв: стократное поминание Аллаха. Нужно произнести по тридцать три раза слова «СубханаЛлах» («Преславен Аллах»), «Аль-хамду лиЛлях» («Хвала Аллаху») и «Аллаху Акбар» («Аллах превыше всего»), после чего произнести лучшие из слов поминания — «Ля иляха илляЛлах» («Нет божества, кроме Аллаха»). В некоторые времена, например, после утренней и послеполуденной молитвы не предписано совершение дополнительных молитв, однако в них следует как можно больше поминать Аллаха путем произнесения определенных слов поминания. Всевышний упоминает об этом во многих аятах Корана. Например, Всевышний сказал: «...и славьте Его утром и перед закатом» (33:42).
Он также сказал: «Поминай Имя твоего Господа утром и перед закатом» (76:25).
Всевышний также сказал: «Проси прощения за свой грех и прославляй хвалой своего Господа в предвечернее время и утром» (40:55).
Он также сказал: «...и прославляй и восхваляй своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом» (20:130).
В Коране и Сунне содержится много заветов относительно этих двух времен — после рассветного и предвечернего. Так, утреннюю молитву посещают ангелы: «Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (17:78). А послеполуденная молитва, согласно наиболее достоверному мнению, является средней молитвой, о которой Всевышний Аллах сказал: «Бережно относитесь к молитвам и, особенно, к средней молитве. И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).
И это два прохладных времени, о которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Кто совершает молитвы, которые предписано совершать в два прохладных времени, тот войдет в Рай». Эти две молитвы — лучшие из всех молитв, и эти два времени — самые подходящие для всего, что относится к поминанию Аллаха: чтения Корана, изучения его и обучения ему других, а также приобретения и передачи полезного знания. Однако произнесение слов «СубханаЛлах», «Аль-хамду лиЛлях», «Аллаху Акбар» и «Ля иляха илляЛлах», а также испрашивание прощения и произнесение слов поминания, которые предписано произносить утром и вечером, важнее всего в эти два времени — после двух молитв, незадолго до восхода и захода солнца. Дорогие братья и сестры, соблюдающие пост в благословенный месяц! Старайтесь же не упускать эти особые минуты в Рамадан. Как раз в это время нас часто отвлекает сон и приготовление пищи, поэтому мы должны следить за тем, чтобы не упускать его. Утреннее и вечернее поминание Аллаха можно найти в соответствующих книгах, так ищите же их и старайтесь не пропускать — может быть, Аллах запишет нас с вами в числе много поминающих его мужчин и женщин. Имама Абу ‘Амра ибн ас-Саляха спросили о том, какой объем поминания позволяет человеку войти в число много поминающих Аллаха мужчин и женщин, и он сказал: «Если человек постоянно произносит передаваемые от Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, слова поминания, которые предписано произносить утром и вечером, а также в другие определенные периоды и при других конкретных обстоятельствах днем и ночью — они разъяснены в книгах о делах дня и ночи — то он становится одним из много поминающих Всевышнего Аллаха». Ибн ас-Салях. Аль-фатава ва аль-масаиль. Т. 1. С. 150.
«О Аллах, помоги нам поминать Тебя и благодарить и поклоняться Тебе наилучшим образом, и не делай нас одними из беспечных. Амин!».
Глава десятая. Чтение Корана в Рамадан. Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185). Эта связь имеет непосредственное отношение к тому, что пост был предписан именно в этот месяц. Пост — одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране. Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста — очищение мышления для понимания Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (2:185). То есть Коран — это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост — все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.
Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана — уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей». А ‘Абду-р-Раззак передает от имама ас-Саури, что с наступлением Рамадана он оставлял все необязательные виды поклонения и все свое время уделял чтению Корана. А Ибн ‘Абду-ль-Хакам передает, что имам Малик в этот месяц отдалялся от собраний, в которых приообретались и передавались знания, и читал Коран. Вазаиф Рамадан. С. 42.
При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель — размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, — это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключенный в нем смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор». Ибн аль-Кайим. Мадаридж ас-саликин байна маназиль иййака на‘буду ва иййака наста‘ин. Т. 3. С. 7. Смотрите также книгу автора «Шарх аль-асбаб аль-муджиба ли-махаббатиЛлях».
А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем». Ан-Навави. Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Кур’ан. С. 28.
Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читаеет, — не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключенном в них смысле». Аль-Макдиси. Мухтасар минхадж аль-касыдин. С. 46.
И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволлил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседду с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключенными в ней значениями. Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана — это почет, оказанный Всевышним человвечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почета, и что они стремятся услышать его от людей». Ас-Суйуты. Аль-иткан фи ‘улюм аль-Кур’ан. Т. 1. С. 291.
Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совер ш шают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажет с ся безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он — Прощающий, Благодарный» (35:29–30).
Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которрые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его. Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Среди людей есть люди Аллаха». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они — люди Аллаха и Его приближенные». Ибн Маджа. Хадис № 215. Ахмад. Хадис № 11883. Аль-Хаким. Т. 1. С. 556. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих Ибн Маджа. Хадис №178).
Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дороггие братья, будете читать его и изучать — ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто заброссил Писание и тем самым навлек на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника, мир ему и благословение от Аллаха. «Посланник сказал: “Господи! Мой народ оставил и забросил этот Коран”» (25:30).
Определите для себя тот объем, который вы можете прочитывать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания». Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно — Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдающими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня. А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью». Муслим. Хадис № 747.
И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когдда он пришел, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обыч н но, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю ее ». Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур». Ибн Маджа. Хадис № 1345. Аль-Хафиз аль-‘Иракы назвал его хоррошим при анализе хадисов «Аль-ихйа» (Т. 1. С. 276).
[Ибн Кясир привел его в своем «Тафсире» в качестве доказательства того, что деление Корана на части практиковалось еще при жизни Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, Его также использовал в качестве доказательства шейх Ислама Ибн Таймиййа, рассказывая о делении Корана на суры и части. Комментатор «‘Аун аль- ма‘буд» сказал об этом хадисе: «Хизб — это часть Корана, чтение которой возлагает на себя человек, а три это суры “Корова”, “Семейство Имрана” и “Женщины”. Эти три суры занимают одну ступень из семи существующих. Пять — это суры с “Трапезы” до “Покаяния”. Семь — с “Йунуса” до “Пчелы”. Девять — с “Выстроившихся в ряд” до “Покоев”. А часть, состоящая из коротких сур — это часть с суры “Каф” и до конца Корана. Это указывает на то, что во времена сподвижников было известно деление Корана, существующее сегодня». ‘Аун аль-ма‘буд фи шарх сунан Аби Дауд. Т. 2. С. 87].
А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала: «Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Абу ‘Убейда. Фадаиль аль-Кур’ан. С. 291.
Однако в Рамадан отношение наших праведных предшественников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчел. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь — ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).
Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключенном в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по из л ложению” (73:6)». Вазаиф Рамадан. С. 42.
Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особенно если вы совмещаете чтение с обучением. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него». Муслим. Хадис № 948.
«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».
Глава одиннадцатая. Наш дом в Рамадан.
Дома наших праведных предков в Рамадан наполнялись светом, и их окружала подобно облаку милость Всевышнего. Передают также, что они читали Коран так, что из их домов доносились звуки, подобные жужжанию пчел. Месяц Рамадан, состоящий из определенного числа дней, — это время изменения, исправления и совершенствования на уровне как отдельного человека, так и семьи. Поскольку каждый из нас в Рамадан обязан заняться исправлением себя — оценить свое поведение и свои дела за прошедший год и постараться исправить все, что, на наш взгляд, нуждается в этом, то вполне естественно, что такая же обязанность есть у нас и перед нашими семьями. Ведь каждый из нас — пастырь, и с каждого будет спрошено за его паству. И хотя самые непокорные и злые шайтаны из числа джиннов в Рамадан скованы, остальные вступают в союз с шайтанами из числа людей и делают все для того, чтобы испортить рабам Аллаха этот месяц. Они еще за несколько месяцев до наступления Рамадана начинают состязаться в приготовлениях, чтобы наполнить потом дни и ночи Рамадана тем, что приносит в сердца болезнь, и ни в коем случае не тем, что эту болезнь исцеляет. И люди, вместо того, чтобы приобретать благо и совершать добрые дела, проводят время за просмотром фильмов и сериалов, запретными развлечениями и устраивают далеко не невинные соревнования, свидания, встречи и собрания. И посредством всего этого они не только распространяют нечестие на земле, но и наполняют всю Вселенную грязью порока и моральным разложением.
И вы как мусульманин обязаны исполнить свой долг — в благословенный Рамадан противостоять напору этого потока пороков и безнравственности, который создают и направ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.195 (0.023 с.) |