Тот, кто имуществом своим не управляет, — 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тот, кто имуществом своим не управляет, —



Погублен будет им.

Из жизни пользу ты извлечь спеши,

Она становится короче каждый миг.

Поистине, года уже прошли,

И пролетят оставшиеся дни.

И после смерти бесполезно пальцы грызть,

И сожалеть о том, чего уж не вернешь.

Какая в этом может быть корысть,

Пусть даже руку ты сгрызешь?

 

Всевышний Аллах желает, чтобы в дни поста мы избегали всего того, что вызывает Его недовольство и гнев: «...быть может, вы устрашитесь» (2:183). А рабы своих страстей и прихотей стараются всеми силами отдалить нас от покорности Всевышнему и богобоязненности, распространяя искушения через средства массовой информации, включая телевизоры и радиоприемники, а также другими путями, которыми обычно распространяется порок и низость:

«Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваше покаяние, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваше покаяние, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону» (4:26-27).

Рамадан представляет собой редкую и очень ценную возможность провести свое время с пользой. Рамадан — это жизнь в миниатюре, с известным началом и концом. Жизнь человека предназначена для исполнения определенных обязанностей в определенное время, а все остальное время — вспомогательное. Оно нужно для сна и удовлетворения естественных потребностей. Рамадан — это та же жизнь, только в уменьшенном виде. И если мы упускаем время, предназначенное для исполнения религиозных обязанностей, тратя его на все остальное, мы тем самым ущемляем права своей души за счет излишнего «балования» тела, и тем самым поступаем несправедливо по отношению к самим себе. А в остальной жизни это происходит еще чаще, особенно — если есть здоровье и свободное время.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть два блага, которыми обделены многие люди, — здоровье и свободное время». [Аль-Бухари. Хадис № 6412].

 

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) говорит, поясняя этот хадис: «Бывает так, что человек здоров, однако у него нет свободного времени, поскольку он занят добыванием пропитания и всего необходимого для жизни, и бывает так, что человек обеспечен всем необходимым, однако при этом лишен здоровья. А бывает, что у него есть и здоровье, и свободное время, и его одолевает лень в том, что касается послушания Аллаха, и в этом случае можно сказать, что он этими благами обделен. Мир этот — нива мира вечного, и в мире этом — торговля, прибыль от которой человек получает в мире вечном. И кто использовал свое здоровье и свободное время в покорности Аллаху, тот счастлив, и ему можно позавидовать, а кто использовал их для того, чтобы ослушиваться Аллаха, тот обделен, потому что за свободным временем следует занятость, а вслед за здоровьем приходит болезнь». [Фатх аль-Бари. Хадис № 5933].

 

 

Рамадан — прекрасное мерило, позволяющее определить степень этой обделенности в том, что касается нашего времени. Некоторые теряют время, обделяя самих себя, в первые десять дней Рамадана, надеясь на то, что к середине или к концу они увеличат свою активность и восстановят упущенное. Этим они лишают себя немалого блага. А есть люди, которые в начале месяца, напротив, очень деятельны, зато в середине и в конце начинают лениться и больше не усердствуют, поскольку исполнение религиозных обязанностей и совершение дел, угодных Всевышнему, начинает казаться им слишком тяжким. А некоторые обделяют себя весь месяц и по его прошествии остаются такими же, какими были до его начала, и в их жизни ровным счетом ничего не меняется. Бывает так, что после Рамадана они становятся только хуже, поскольку они оставляют Коран в месяц Корана и, если и постятся, то только телом, но не душою, спят вместо того, чтобы совершать ночную молитву и другие виды поклонения, и проводят месяц покорности Всевышнему в беспечности, а бодрствование свое посвящают пустым и бесполезным занятиям.

Ты без пользы проводишь минуты и дни,

Но уже никогда не вернутся они.

Жизнь потратил напрасно... И что тебя ждет?..

Это — боль! И еще много боли придет!

Месяц поста — мерило, позволяющее нам приблизиться к тому положению, в котором мы желаем провести остаток жизни. Не приходится сомневаться в том, что сердца стремятся к положению опередивших, и что все мы мечтаем оказаться одними из них. В Рамадан мы можем попробовать сделать все, чтобы достичь этого положения — иначе говоря, мы можем «примерить» его на себя. Для этого нужно совершать обязательное наилучшим образом и при этом делать много дополнительного и избегать запретного и нежелательного. Если мы подвергнем себя подобному экзамену в Рамадан и успешно сдадим его, то сможем надеяться на то, что такой образ жизни станет привычным для нас до конца наших дней, и мы достигнем желаемого.

 

«О Аллах, усовершенствуй для нас нашу религию, которая защищает и поддерживает нас, и улучши для нас мир этот, в котором мы живем, и сделай жизнь для нас умножением всякого блага, и сделай смерть для нас отдохновением и избавлением от всякого зла. Амин!».

 

 

Глава седьмая.

Богобоязненность в Рамадан.

 

Мы привыкли к тому, что Коран побуждает нас принять всю тяжесть возложенного на нас Господом, обещая счастье в мире этом и спасение в мире вечном, и эти обещания — истина, ведь Аллах не нарушает Своих обещаний. Это побуждение используется при упоминании о любой религиозной обязанности, и пост — не исключение. Сообщение о том, что он предписан нам, сопровождается упоминанием о высокой цели, связанной с миром вечным, что заставляет наши души и сердца устремляться к ней. Эта цель — зарождение в верующем богобоязненности, этого ожерелья, которым украшают себя верующие для свидания с Господом.

 

Всевышний Аллах сказал об этом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными». (2:183).

 

Что может быть величественнее богобоязненности, и как важно для человека исполнить завет Аллаха, который Он дал первым и последним. Всевышний сказал: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха». (4:131).

 

Всевышний заповедал богобоязненность тем, кто жил до нас, и Он предписал пост им и нам, поскольку пост рождает в человеке эту богобоязненность. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Да, клянусь Аллахом, каждой из общин, живших в прошлом, был предписан пост в течение целого месяца, как и нам!». [Ибн Кясир. Ат-тафсир. Т. 1. С. 202].

 

Богобоязненность защищает и охраняет, она отдаляет от всего, что вызывает страх и опасения, от всего, что ведет к наказанию Аллаха, — посредством соблюдения Его запретов и исполнения Его велений.

 

Поэтому некоторые толкователи сказали о словах Всевышнего: «Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (2:183) — «то есть, будете избегать ослушания Аллаха». А под ослушанием Его подразумевается все, что влечет за собой наказание в этом и в вечном мире. Мусульманин избегает ослушания Аллаха соблюдая пост, который удерживает его от грехов. Недаром Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пост — защита». [Аль-Бухари. Хадис № 1894. Муслим. Хадис № 11 51].

 

То есть пост предохраняет от ослушания Аллаха, поскольку он умерщвляет страсти и все то низменное, что побуждает человека к греху. [Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 1. С. 276].

 

В высшей степени богобоязненный человек исполняет обязательное и избегает запретного и сомнительного. Он также совершает дополнительное и оставляет нежелательное. Это — совершенство богобоязненности. И Коран сделан имамом и верным руководством для богобоязненных потому, что он ведет и направляет к наилучшему и самому правильному во всем. В первых же аятах после открывающей Коран суры «Аль-фатиха» сказано, что это Писание — «верное руководство для богобоязненных» (2:2).

 

Это потому, что Коран приучает душу человека к совершенной и полной богобоязненности.

И если вы, дорогой брат, желаете, чтобы пост принес вам эту совершенную богобоязненность, то сделайте его безупречным, избегая всего того, что делает его неполноценным.

‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал: «Богобоязненность заключается не в том, чтобы поститься днем, молиться ночью и совершать разные не заслуживающие поощрения дела между этим. Богобоязненность — это оставить то, что запретил Аллах, и совершать то, что Аллах сделал обязательным, а кому даровано благо сверх этого, то это — благо, добавленное к благу». [Ибн Раджаб. Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. С. 400].

 

Поистине, пост — это площадь для состязающихся в степени богобоязненности: «...может быть, вы будете богобоязненными». Они используют дни и ночи Рамадана для того, чтобы увеличить свою богобоязненность. Их побуждает к этому их вера в Аллаха и надежда получить Его награду за это поклонение. Кроме того, они спрашивают отчет с собственной души, стремясь удержать ее от всего, что ведет к наказанию, а также избавить от таких недугов как самолюбование и стремление делать все напоказ, которые постигают человека и могут сделать его дела тщетными как в Рамадан, так и в любое другое время.

Наши праведные предки жили богобоязненностью, прекрасно понимали ее суть и значение, освещали ею свою жизнь и оживляли посредством нее свое поклонение. Благодаря этому любое их поклонение было живым и одухотворенным. Духом богобоязненности были проникнуты их молитва и пост, обращенная к Аллаху мольба, поминание Его и покаяние, закят и хадж, борьба на пути Аллаха; с этим духом они спрашивали отчет с собственной души, приобретали знания и обучали других. И дух этот исходил от духа Корана, ниспосланного в качестве верного руководства для богобоязненных: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем» (42:52).

 

Давайте же постараемся быть богобоязненными в полном смысле этого слова и жить этой богобоязненностью подобно тому, как жили ею наши праведные предшественники.

Может быть, это оживит в нас дух поста, и мы сумеем почувствовать по-настоящему, что такое пост, и понять его истинную сущность:

 

1) Таляк ибн Хабиб сказал, разъясняя, что такое дух богобоязненности: «Богобоязненность — это когда ты действуешь в соответствии с покорностью Аллаху, руководствуясь при этом светом Аллаха и надеясь на награду Аллаха, и перестаешь ослушиваться Аллаха, руководствуясь светом Аллаха и страшась наказания Аллаха».

Давайте же будем послушными Аллаху, надеясь на Его награду и страшась Его наказания, ведь, поистине, надежда и страх для верующего — словно два крыла для птицы — они несут его к довольству Аллаха. Давайте же будем помнить об этом значении богобоязненности в Рамадан.

 

2) Абу ад-Дарда сказал об истинной сущности богобоязненности: «Это когда раб Всевышнего страшится своего Господа даже в чем-то весом с пылинку, и он даже отказы-вается от некоторого из того, что считает дозволенным, из опасения, что оно может оказаться запретным, чтобы создать завесу, отделяющую его от запретного. Ведь Аллах разъяснил Своим рабам, что Он уготовил им:

“Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его” (99:7-8).

Поэтому не отказывайтесь от совершения благого дела, даже если оно кажется вам незначительным, и отдаляйтесь от всякого зла, даже если оно кажется вам ничтожным».

Дорогой брат, посмотрите на эти слова о тонкой сущности богобоязненности. Готовы ли вы учитывать ее в месяц богобоязненности? Это требует постоянного контроля над собой — необходимо учитывать даже то, что весом с пылинку, ведь потом мы непременно увидим тяжесть наших благих или дурных дел. Давайте же будем помнить об этом значении богобоязненности в Рамадан.

 

3) Маймун ибн Махран (да помилует его Аллах) сказал: «Богобоязненный спрашивает с себя строже и дотошнее, чем скупой торговец со своего напарника». Из его слов следует, что чем больше в сердце верующего богобоязненности, тем строже он спрашивает с самого себя, и это не слишком обременительно для души человека, если он, выбрав один месяц в году, спросит в него отчета с нее за все совершенное в течение прошедшего года, готовясь к следующему. Добавим это к нашему поклонению в Рамадан.

 

4) Абу Хурейру (да помилует его Аллах) спросили о богобоязненности, и он сказал задавшему вопрос: «Тебе когда-нибудь приходилось идти по усеянной колючками дороге?». Тот ответил: «Да». Он спросил: «И что ты при этом делал?». Тот ответил: «Увидев колючки, я обходил их». Абу Хурейра сказал: «Так же и богобоязненность». [Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. Т. 1. С. 400, 401].

 

В Рамадан и не только на нашем пути к Аллаху попадаются колючки, и этот месяц — прекрасная возможность поупражняться в том, как обходить их и избегать. Это еще одно значение богобоязненности, которое мы должны добавить к поклонению в Рамадан, следуя словам поэта Ибн аль-Му‘тазза:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.023 с.)