Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родственные связи в Рамадан.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Поддержка родственных связей — далеко не второстепенное дело в жизни мусульманина, и его никак нельзя считать чем-то маловажным. Это — одна из главных особенностей послания Ислама, его «визитная карточка». Когда Ираклий, правитель Византии, расспрашивал Абу Суфйана, в то время — еще язычника, о Пророке, мир ему и благословение от Аллаха, среди заданных им вопросов был следующий: «А что он велит вам?». Абу Суфйан сказал: «Он велит нам совершать молитву, выплачивать закят, поддерживать родственные связи и быть добродетельными». Аль-Бухари. Хадис № 4553, 5980. Муслим. Хадис № 1733.
А когда ‘Амр ибн ‘Абаса спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, о том, зачем он послан к людям, тот ответил: «Аллах послал меня для того, чтобы поддерживались родственные связи, идолы были разрушены, и люди придерживались Единобожия и никого и ничего не придавали Ему в сотоварищи». Муслим. Хадис № 832.
Если Шайтан посеял раздор между родственниками, и они перестали общаться друг с другом, то не стоит смиряться с этим и принимать это как свершившийся факт, не подлежащий изменению и исправлению. Наоборот, нужно приложить все возможные усилия для того, чтобы помирить их и помочь им вновь наладить отношения. Следует использовать все возможности и подходящие случаи для этого, включая те особые благодатные и благословенные времена, в которые обычно смягчаются сердца и обостряются чувства. Разорванные связи необходимо восстановить. К тому же, это позволит нам стать одними из тех, о ком Всевышний сказал: «…которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета» (13:21).
Поддержка родственных связей — это доказательство благочестия и праведности человека, свидетельство его богобоязненности, а внешнее проявление этих качеств —благонравие по отношению к рабам Аллаха. Так, Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) из поведения Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, с его близкими, членами его семьи и соседями сделала вывод о том, что пришедшее к нему — не что иное, как Откровение от Аллаха. И когда он пожаловался ей на страх, объявший его при первом ниспослании Откровения, сказав: «Укройте меня, укройте!» — она успокоила его: «Нет, клянусь Аллахом! Аллах никогда не унизит тебя и не опозорит. Ведь, поистине, ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь утомленному нести его ношу, оделяешь неимущего и помогаешь людям в беде». Аль-Бухари. Хадис № 4954. Муслим. Хадис № 160.
Поклонение Господу посредством поддержания родственных связей — одно из самых лучших благих дел, приближающих человека к Всевышнему Аллаху. Один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на дело, которое приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, ответил: «Ты должен поклоняться Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи, совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи». А когда тот ушел, Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Если он будет придерживаться того, что ему велено, он войдет в Рай». Муслим. Хадис № 13.
А поскольку поддержание родственных связей — один из лучших и самых широких путей к Обители вечности, то разрыв их — один из самых коротких путей к гибели в этом и в вечном мире. Именно поэтому в Коране разрыв родственных связей упоминается вместе с распространением нечестия на земле. Всевышний сказал: «Может быть, если вы станете руководить (или отвернетесь от веры; или откажетесь повиноваться), то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи. Таких Аллах проклял и лишил слуха, и ослепил их взоры» (47:22–23).
А Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, пригрозил человеку, который порывает родственные связи: «Не войдет в Рай порывающий родственные связи!». Аль-Бухари. Хадис № 5984. Муслим. Хадис № 2556, 4634.
Многие люди относятся к поддержанию родственных связей с явным пренебрежением и легко разрывают их. Иногда проходят недели и месяцы, а то и годы, прежде чем они восстановят эти связи — если это вообще произойдет. Они не думают о том, что таким образом ослушиваются Аллаха, и что родственник, с которым он повздорил и разорвал отношения в этом мире, будет вести с ним тяжбу у Всемогущего Властелина. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «После того как Аллах создал всё сущее, родственные связи сказали: “Пусть таким будет положение того, кто ищет защиты у Тебя от разрыва (со мной)”. Тогда Аллах сказал: “Хорошо! Угодно ли вам, если Я подержжу того, кто поддерживает вас, и порву с тем, кто разрывает вас?” Они ответили: “Конечно!” — и тогда Аллах сказал: “Да будет так!”». Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Если желаете, читайте: “Может быть, если вы станете руководить, то распросстраните нечестие на земле и разорвете родственные связи” (47:22)». Аль-Бухари. Хадис № 5987. Муслим. Хадис № 2554.
Поистине, Всевышний Аллах поддерживает связь с тем, кто поддерживает родственные связи, и Он дарует ему спокойствие и отдохновение в этом. Однако поддержка родственных связей требует немалых усилий — особенно если по причине споров и разногласий между родными связи эти близки к разрыву, и крайне необходимо урегулировать эти конфликты и наладить отношения внутри семьи. Именно поэтому примирение людей занимает столь высокое положение среди благих и угодных Всевышнему дел. Всевышний сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (4:114).
А Рамадан — отличная возможность примирить поссорившихся и позаботиться о поддержании родственных связей в дальнейшем. Ведь сама обстановка этого благословенного месяца располагает к праведности, благочестию, хорошему отношению к людям вообще и к родным и близким в частности, к поддержанию родственных связей. Особенно это касается самого важного вида родственных связей — связи с родителями, почтения и уважения к ним, и нет разрыва отношений хуже, чем разрыв отношений с родителями, а также недостойное обхождение с ними и отказ от помощи им и заботы о них, которая была вменена нам в обязанность Самим Всевышним: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” (Слово, выражающее недовольство и раздражение) — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком”» (17:23–24).
Упоминание о самых незначительных правах родителей в этом аяте заставляет нас вспомнить о правах более важных.
Бывает так, что приходит Рамадан, а человек, который не уважает родителей и унижает их, не меняет своего поведения… Какой же пост и какие ночные молитвы принесут ему пользу, если при этом он совершает самый великий грех после придавания Аллаху сотоварищей (ширк), как указывает на это Коран и Сунна? Всевышний Аллах, говоря о Единобожии, тут же упомянул и о благодеянии по отношению к родителям: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).
А Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, упомянув о ширке, тут же упомянул и о непочтительном отношении к родителям: «Не сообщить ли мне вам о величайших грехах?». Люди сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Придавание Аллаху сотоварищей и непочтительное отношение к родителям». Аль-Бухари. Хадис № 6273. Муслим. Хадис № 87.
Поэтому, дорогой брат–постящийся, поддерживайте хорошие отношения с родителями и другими родственниками, ибо это добавляет вашему посту блага. И если наступил Рамадан, а ваши родители (или один из них) живы, то не лишайте себя награды за свой пост, порывая с ними. Помогите самому себе, поддерживая с ними добрые отношения, ведь ваш вход в Рай зависит от того, были ли ваши родители довольны вами. Особенно это касается матери, без довольства которой человек не войдет в Рай — кто обижал ее, тот не почувствует даже благоухания Рая. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал человеку, который пришел к нему, чтобы посоветоваться относительно участия в одном из военных походов: «Твоя мать жива?». Тот ответил: «Да». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Будь же с нею, ибо, поистине, Рай — у нее под ногами». Ан-Насаи. Хадис № 3104. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ан-Насаи. Хадис № 29). Ибн Маджа. Хадис № 2781.
Рамадан — месяц покорности Всевышнему и совершения благих дел. Пусть же самым видным и великим из этих дел станет поддержка родственных связей. И при этом не должно быть места оправданиям вроде «они начали первыми!». Это ошибка самого человека — он ответил злом на зло, обидой на обиду, вместо того, чтобы погасить причиненное ему зло добром и снисходительностью. Его вторая ошибка — что он, подобно этим родственникам, взял на себя великий грех, порвав отношения с ними. Третья его ошибка — в том, что он считал, что в Рамадан, этот благословенный, священный месяц можно продолжать вести себя так же, как он вел себя в обыкновенные месяцы. Четвертая его ошибка — в том, что, по его мнению, невозможно поддерживать отношения с теми, кто перестал поддерживать отношения с тобой. И это притом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поддерживающий родственные связи — не тот, кто делает это в ответ. По-настоящему поддерживает родственные связи тот, кто не прерывает их с теми, кто порывает с ним». Аль-Бухари. Хадис № 5532, 5991.
Некоторые люди оправдывают разрыв связей с родственниками тем, что они, мол, «заслужили это». Родственники отвергают их, не желают мириться с ними и идти на какие- то уступки… О подобных людях Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал следующее. К нему пришел один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, у меня есть родственники, которые не поддерживают отношения со мной, тогда как я поддерживаю отношения с ними, и делают мне зло, тогда как я делаю им добро». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Если ты действительно поступаешь так, ты словно кормишь их горячей золой, и тебя будет сопровождать помощник от Аллаха против них до тех пор, пока ты будешь вести себя так». Муслим. Хадис № 4640.
«О Аллах, прими от нас наше уважение и почтение к родителям, и помилуй их — ведь они воспитывали нас и заботились о нас, когда мы были маленькими, и помилуй нас за то, что мы поддерживаем родственные связи, и очисти нас и измени в лучшую сторону, чтобы мы могли примирять людей… Амин!».
Глава тринадцатая. Наши братья в Рамадан.
Милосердие между мусульманами и теплые, братские отношения между ними — предписание Ислама. Всевышний Аллах заложил в Шариат нравственные качества и образ поведения, которые постоянно приближают нас к согласию и единению и отдаляют нас от раздоров, разногласий и раскола. Если бы мы следовали этим образцам и старались привить себе эти нравственные качества, мы всегда оставались бы единым целым, и Аллах укреплял бы посредством нас религию и поддерживал Истину. Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто поддержал тебя Своей помощью и верующими. Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их» (8:62–63).
Взаимная привязанность и симпатия между братьями по вере не есть что-то абстрактное, оторванное от причин. Она — плод Шариата, который мы соблюдаем, обязанностей, которые мы исполняем, и велений, которым мы подчиняемся. Все это предполагает что «мусульманин — брат мусульманина, не притесняет его и не бросает в беде». Аль-Бухари. Хадис № 2262. Муслим. Хадис № 4677.
И это предполагает, что «в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Аль-Бухари. Хадис № 5552. Муслим. Хадис 4685.
Дорогие братья и сестры! Вы, конечно же, преисполнены желания снискать в Рамадан как можно больше милостей и благ Всевышнего — благ мира этого и мира вечного. Мы все желаем, чтобы наш Господь простил нам наши грехи и покрыл нас в обоих мирах. И мы мечтаем ни в чем не зависеть от людей, как мечтаем мы и о том, чтобы исполнились наши желания, удовлетворились наши потребности, рассеялись наши тревоги и печали и облегчились все наши дела. Могу сказать вам, что все это вполне достижимо, и для этого не требуется прикладывать какие-то сверхъестественные усилия. У нас есть ключи от той двери, за которой находится все это, и у нас есть все для того, чтобы получить это. Мы просто должны давать людям то, что мы сами желаем получить от Господа людей, то есть прощать их, проявлять снисходительность к ним, покрывать их, облегчать им, быть щедрыми и милосердными по отношению к ним, помогать им и так далее. Ведь за любое добро воздается не иначе как добром, подобным ему: «Воздается ли за добро иначе, чем добром?» (55:60).
Подумайте о смысле, заключенном в словах имама истинного пути, мир ему и благословение от Аллаха: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему». Муслим. Хадис № 4867.
Он также сказал: «Кто заботится о нуждах своего брата, Аллах заботится о его нуждах». Аль-Бухари. Хадис № 2262, 6437. Муслим. Хадис № 4677.
Кроме того, он сказал: «Кто проявит снисходительность к мусульманину, Аллах проявит снисходительность к нему в Судный день». Ахмад. Хадис № 7122. Абу Дауд. Хадис № 3001. Ибн Маджа. Хадис № 2190. Аль-Хаким. Т. 2. С. 45. Аль-Альбани назвал его досстоверным в «Сахихе» Абу Дауда.
Итак, тем, кто делал добро, воздастся добром, тем, кто облегчал людям, воздастся облегчением, щедрым воздастся щедростью, а милосердие нисходит на тех, кто проявляет милосердие к другим: «Поистине, Аллах проявляет милосердие к милосердным». Аль-Бухари. Хадис № 1284. Муслим. Хадис № 9923.
Кто делает нечто такое, в чем благо для мусульман, на самом деле приносит благо самому себе в этом мире и в мире вечном, потому что за его дела ему воздастся благом именно тогда, когда он будет больше всего нуждаться в этом. Ибн Мас‘уд сказал: «В Судный день люди будут собраны нагими, голодными, страдающими от жажды и утомленными настолько, что такого никогда не было с ними ранее. И кто одевал других ради Всевышнего Аллаха, того оденет Аллах, и кто кормил других ради Всевышнего Аллаха, того накормит Аллах, и кто поил других ради Всевышнего Аллаха, того напоит Аллах, и кто прощал других ради Всевышнего Аллаха, того простит Аллах». Аль-Мунзири. Ат-таргыб ва ат-тархиб. Т. 2. С. 66.
Мы вполне можем состязаться во всех этих делах, посредством которых укрепляются узы любви и братства, особенно в Рамадан. Мы должны спешить совершать все эти благие дела наравне с другими — поминанием Аллаха, обращением к Аллаху с мольбами, постом и совершением молитв: «…все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (23:61).
Братство по вере — это не просто чувства, никак не связанные с действиями и не имеющие к ним отношения. Нет, это братство имеет не только причины, но и следствия, и есть дела, к которым оно обязывает, и которые неразрывно связаны с ним. Братство по вере предполагает взаимопомощь, поддержку, чистосердечие, добрый совет и любовь, которая является крепчайшими узами веры. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Самые крепкие узы веры — любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха». Ат-Табарани. Аль-кабир. Т. 3. С. 272. Ас-сагыр. Хадис № 624. Со слов Ибн Мас‘уда. Есть подкрепляющий его хадис с похожим смыслом от аль-Бара и Ибн ‘Аббаса. Аль-Альбани назвал его хорошшим, если собрать все пути, по которым он передается. (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 998).
Кроме того, быть братьями — означает поддерживать отношения с другими мусульманами и оказывать им почет в соответствии с их уровнем соблюдения Ислама.
В Рамадан особенно заметным становится взаимное обеспечение, взаимная помощь и общее сближение мусульман, причиной чего является братство по вере. Кормление постящихся, совместные трапезы, совершение коллективных молитв, приглашения друг друга в гости, воздержание от нанесения обид друг другу, раздача милостыни, выплата закята, ответ на приглашения, обращение к Аллаху с мольбами друг за друга — все это укрепляет связи между братьями по вере. Более того, в Рамадан все верующие — вся мусульманская община — соблюдают пост, что также сближает их. Это заставляет их испытывать одни и те же чувства и делает их ближе друг к другу. Мусульмане, живущие в одном районе, начинают и заканчивают свой пост в одно и то же время. Все они воздерживаются от пищи и питья в один и тот же период времени и в один и тот же час совершают разговение. Они вместе совершают коллективную молитву. Они — братья, между которыми существует прочная связь, и когда Рамадан заканчивается, они все вместе прекращают поститься, встречая Праздник, восхваляя Аллаха, радуясь и выражая благодарность Ему.
Так что, дорогой брат, не забывайте (особенно в Рамадан) о том, что вы — часть огромной общины, а каждый ее член имеет свои права и обязанности, и в месяц щедрости и великодушия вам следует позаботиться о нуждах своих братьев по вере. Ведь некоторые из ваших братьев не находят даже нескольких фиников или глотка кислого молока, чтобы совершить разговение, в то время как на вашем столе большой выбор разнообразных блюд, и вы еще подолгу думаете и выбираете, что вам съесть сейчас, а что оставить на потом. И в то время как вы наслаждаетесь покоем и отдыхом в своем доме, многие ваши братья по вере живут в страхе и опасности, в местах, где на них каждый день обрушиваются испытания и беды. Они страдают от голода, холода, зноя, живут в нужде и тревоге…
В вашем доме много разной мебели, у вас много всякого имущества, много одежды. У вас даже может быть несколько средств передвижения. А в это время некоторые из ваших братьев по вере не могут найти себе безопасное пристанище, живут без крыши над головой, и им недоступно даже самое дешевое средство передвижения, которое позволяло бы им добираться туда, куда им необходимо…
Вполне возможно, что вы сейчас наслаждаетесь здоровьем и благополучием, спокойствием и обеспеченностью, а в это время ваши братья по вере страдают от разных недугов и болезней и очень нуждаются в щедрых, великодушных и благородных людях, которые помогли бы им, устроили бы их дела наилучшим образом и не оставили бы без внимания их страдания.
И вполне возможно, что в конце Рамадана вы долго думаете и выбираете, какую еду, одежду и игрушки купить своим детям, а в это время ваш брат по вере думает о том, кому из своих детей купить что-то из этого, а кого лишить такой радости — на всех у него просто не хватает средств, а желающих помочь ему, увы, немного…
Дорогой брат! Проявляя щедрость по отношению к своим братьям по вере, вы тем самым проявляете щедрость к самому себе, и, давая им что-то, вы даете прекрасный заем Аллаху, который вы получите потом, в день, когда побежит человек от брата своего, матери своей и отца своего — вот тогда получите вы плод своей щедрости — в день, когда вы больше всего будете нуждаться в этом: «Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (57:11).
«О Аллах! Сделай нас одними из тех, кто ищет у Тебя защиты, любит друг друга ради Тебя и живет в покорности Тебе… Амин!».
Глава четырнадцатая. Наши враги в Рамадан.
У каждого из нас есть друзья, но есть и враги — этого, увы, не избежать. И в Рамадан у верующего намного больше возможностей справиться с ними и одолеть их, чем в любое другое время. Самый большой враг человека — это, конечно же, Шайтан и его проклятое потомство. В Рамадан они скованы, и у верующего появляется возможность победить их в этот благословенный месяц, что поможет ему успешнее противостоять им в остальное время года. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Когда приходит Рамадан, распахиваются врата Рая, запираются врата Ада и сковываются шайтаны». Аль-Бухари. Хадис № 1766, 3035. Муслим. Хадис № 1793. Приведена его версия.
Сковывание шайтанов означает, что их удерживают от приближения к людям, и закрываются те пути и лазейки из страстей, прихотей и желаний, через которые они обычно проникают в душу человека. Ибн Кясир (да помилует его Аллах) сказал: «Пост очищает тело и сужает пути Шайтана. Поэтому в обоих “Сахихах” сказано: “О юноши! Кто из вас имеет возможность содержать семью, пусть женится, а кто не может, пусть постится, и пост будет для него защитой”». Ибн Кясир. Ат-тафсир. Сура «Корова», аят 183. Аль-Бухари. Хадис № 4677, 4678. Муслим. Хадис № 2485, 2486.
Особенность поста — как в Рамадан, так и в другое время — это стеснение Шайтана и ограничение его активности. А в Рамадан самые злые и непокорные Шайтаны именно сковываются — им не позволяют приближаться к людям. Таким образом, верующий в этот месяц избавляется от своеего злейшего врага, ему помогают в борьбе с ним, и у него остается потребность просить у Аллаха защиты от страстей и от побуждений собственной души, которая, к сожалению, остается свободной от цепей даже в этот месяц.
Великая битва человека с Шайтаном не кончается. Рамадан можно считать небольшим «перемирием», которое верующий использует для укрепления и восстановления своей веры, а также для совершения других дел, которые не нравятся Шайтану, и в будущем это помогает душе человека справляться с его наущениями и наваждениями.
Размышляющий о значении поста непременно обнаруживает, что в Рамадан Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, был особо внимателен к трем делам, которые в действительности представляют собой самое эффективное оружие против Шайтана в любое время и в любом месте. Это частое поминание Аллаха, уберегающее человека от беспечности, легкомыслия и небрежности, умеренность и экономия, уберегающие от расточительства и излишества, и стремление человека исправлять и совершенствовать самого себя, что уберегает его от всего, что его не касается, от напрасной потери времени и упущений в благих делах и покорности Аллаху.
Это три оружия, которыми человек может воспользоваться в своей борьбе против Шайтана: поминать Аллаха, быть умеренным и бережливым, и оставлять все то, что его не касается.
Первое из них — поминание Аллаха, которое является целью ночной молитвы и чтения Корана в Рамадан. Оно ломает самую большую ловушку Шайтана — беспечность, при которой верующий забывает об Аллахе, ведь когда человек поминает Аллаха, Шайтан отступает, а когда он не делает этого, Шайтан наущает его.
Второе оружие — умеренность и бережливость. Это одна из целей поста в Рамадан. Она лишает Шайтана возможности искушать человека и занимать его излишествами в словах, еде, сне и в том, на что он смотрит и что слушает. Расточительство и излишества — врата для Шайтана. Именно поэтому Всевышний сказал: «…не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).
Третье оружие — отказ человека от всего, что его не касается. Это и есть цель неотлучного пребывания в мечети в Рамадан (и‘тикаф). Причем это может быть и‘тикаф в последние десять дней Рамадана, а может быть просто некоторое отстранение от людей для того, чтобы побыть наедине со своей душой и заняться ее пороками и недостатками вместо того, чтобы занимать себя пороками и недостатками людей, и спрашивать отчета со своей души вместо того, чтобы подвергать расчету других.
Ибн аль-Каййим говорит: «Каждый разумный и думающий человек знает, что Шайтан к нему может подойти только с трех сторон. Первая сторона — это излишество и расточительство: человек переходит границы необходимого, и излишек достается Шайтану, а еще служит для него путем, ведущим к сердцу человека. Избежать этого можно одним способом: нельзя давать душе больше пищи, сна, наслаждений и отдыха, чем ей действительно необходимо. И когда эта дверь будет закрыта, враг уже не сможет подойти с этой стороны. Вторая сторона — беспечность, приводящая к тому, что человек забывает об Аллахе и не поминает Его. А ведь это поминание становится надежной крепостью для верующего. А когда он забывает об Аллахе, врата крепости приоткрываются, и враг проникает в нее, после чего его уже очень трудно изгнать. А третья сторона — это заниматься всем тем, что человека не касается». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 119.
То, что самые злые и непокорные шайтаны в Рамадан скованы, облегчает верующему избавление от самого большого зла, которое они приносят, и дает ему возможность сосредоточиться на мелких шайтанах из числа джиннов и людей. Это поистине замечательная возможность действовать — ведь эти злые и непокорные шайтаны остаются скованными целый месяц, а месяц этот наступает каждый год. Ибн Раджаб говорит: «Радуйтесь, о мусульмане, ибо в этот месяц для вас открываются восемь врат Рая, и ветер его достигает сердец верующих, а все врата Ада закрыты ради вас, и ради вас скованы ноги Иблиса и его потомков. Сломайте его хребет словом Единобожия. Он страдает от боли во все благодатные и благословенные времена, а в этот месяц он восклицает: “Горе мне!” — потому что видит, как нисходит с небес милость Аллаха, и как прощаются грехи, и как побеждает партия Милосердного и терпит поражение партия Шайтана». Вазаиф Рамадан. С. 53.
У человека остаются два врага. Это душа, побуждающая к дурному, и страсть, вводящая в заблуждение. Однако и против этих врагов у верующего есть помощники. Справляться с душой, побуждающей к дурному, помогает живое и здравое сердце. Оно борется с ней, направляет ее и заставляет ее устремляться ввысь и оставлять все незначительное, бесполезное и ненужное. И не следует пренебрегать этой враждой со стороны души. Ведь недаром Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, учил нас просить у Аллаха защиты от ее зла прежде, чем просить защиты от Шайтана. Это потому, что душа человека чрезвычайно близка к нему, а зло, которое она причиняет ему, сокрыто, и его непросто замечать и контролировать. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, говорил: «O Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла собственной души, и от зла Шайтана и его ширка, а также от того, чтобы мне совершать дурное или причинять вред мусульманину». Ат-Тирмизи. Хадис № 3452.
Шайтан постепенно ведет человека куда хочет, посредством того, чего желает его душа. А пост — это своеобразная тренировка, позволяющая человеку научиться контролировать свои желания, страсти и прихоти.
Что же касается страсти, то с ней помогает справиться разум. Всевышний Аллах по милости Своей наделил человека разумом, который сдерживает страсть и мешает ей подталкивать человека к пропасти. Ведь она всегда ведет своего обладателя к беде, к обрыву, и если разум не помешает ей, она доводит человека до того, что он начинает поклоняться кому-то помимо Аллаха и придавать Ему сотоварищей: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (25:43–44).
Человек, прося у Аллаха защиты от Шайтана, а также от собственной души и страсти, должен при этом не сидеть сложа руки, а делать все для того, чтобы защитить себя. Он должен поминать Аллаха, использовать разум, а также постоянно «встряхивать» свою веру, обновлять и укреплять ее. Наряду с этим мы должны всегда обращаться к Аллаху с просьбами о защите и осознавать, что мы нуждаемся в Нем. Мы должны стать воплощением аята: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5).
Человек использует вспомогательные средства, которыми Аллах обеспечил Свои творения, и он применяет самое действенное оружие против самого сильного врага. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорил: «Всевышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них все это и наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не победят других. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждет тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды и стеснение». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 60.
И мы вынуждены вести эту войну в Рамадан еще активнее, чтобы потом нам было легче, поскольку в этот месяц нам гарантирована помощь и облегчение. Ведь пост сделан прочным щитом и действенным оружием для нас. Недаром Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Пост — защита и оружие, подобное оружию и доспехам во время сражения». Ан-Насаи. Хадис № 2199.
Он также сказал: «Пост — надежная защита». Ат-Тирмизи. Хадис № 2199, 2200. Ибн Маджа. Хадис № 1629. Ахмад. Хадис № 15687. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 501).
«О Аллах! Защити нас с помощью поста, охрани нас с помощью богобоязненности, и помоги нам против наших врагов, и убереги нас от зла наших душ… Амин!».
Глава пятнадцатая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.253.171 (0.02 с.) |