Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родственные связи в Рамадан.

Поиск

 

Поддержка родственных связей — далеко не второстепенное дело в жизни мусульманина, и его никак нельзя считать чем-то маловажным. Это — одна из главных особенностей послания Ислама, его «визитная карточка». Когда Ираклий, правитель Византии, расспрашивал Абу Суфйана, в то время — еще язычника, о Пророке, мир ему и благословение от Аллаха, среди заданных им вопросов был следующий: «А что он велит вам?». Абу Суфйан сказал: «Он велит нам совершать молитву, выплачивать закят, поддерживать родственные связи и быть добродетельными». Аль-Бухари. Хадис № 4553, 5980. Муслим. Хадис № 1733.

 

А когда ‘Амр ибн ‘Абаса спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, о том, зачем он послан к людям, тот ответил: «Аллах послал меня для того, чтобы поддерживались родственные связи, идолы были разрушены, и люди придерживались Единобожия и никого и ничего не придавали Ему в сотоварищи». Муслим. Хадис № 832.

 

Если Шайтан посеял раздор между родственниками, и они перестали общаться друг с другом, то не стоит смиряться с этим и принимать это как свершившийся факт, не подлежащий изменению и исправлению. Наоборот, нужно приложить все возможные усилия для того, чтобы помирить их и помочь им вновь наладить отношения. Следует использовать все возможности и подходящие случаи для этого, включая те особые благодатные и благословенные времена, в которые обычно смягчаются сердца и обостряются чувства. Разорванные связи необходимо восстановить. К тому же, это позволит нам стать одними из тех, о ком Всевышний сказал: «…которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета» (13:21).

 

Поддержка родственных связей — это доказательство благочестия и праведности человека, свидетельство его богобоязненности, а внешнее проявление этих качеств —благонравие по отношению к рабам Аллаха. Так, Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) из поведения Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, с его близкими, членами его семьи и соседями сделала вывод о том, что пришедшее к нему — не что иное, как Откровение от Аллаха. И когда он пожаловался ей на страх, объявший его при первом ниспослании Откровения, сказав: «Укройте меня, укройте!» — она успокоила его: «Нет, клянусь Аллахом! Аллах никогда не унизит тебя и не опозорит. Ведь, поистине, ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь утомленному нести его ношу, оделяешь неимущего и помогаешь людям в беде». Аль-Бухари. Хадис № 4954. Муслим. Хадис № 160.

 

Поклонение Господу посредством поддержания родственных связей — одно из самых лучших благих дел, приближающих человека к Всевышнему Аллаху. Один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на дело, которое приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, ответил: «Ты должен поклоняться Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи, совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи». А когда тот ушел, Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Если он будет придерживаться того, что ему велено, он войдет в Рай». Муслим. Хадис № 13.

 

А поскольку поддержание родственных связей — один из лучших и самых широких путей к Обители вечности, то разрыв их — один из самых коротких путей к гибели в этом и в вечном мире. Именно поэтому в Коране разрыв родственных связей упоминается вместе с распространением нечестия на земле. Всевышний сказал: «Может быть, если вы станете руководить (или отвернетесь от веры; или откажетесь повиноваться), то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи. Таких Аллах проклял и лишил слуха, и ослепил их взоры» (47:22–23).

 

А Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, пригрозил человеку, который порывает родственные связи: «Не войдет в Рай порывающий родственные связи!». Аль-Бухари. Хадис № 5984. Муслим. Хадис № 2556, 4634.

 

Многие люди относятся к поддержанию родственных связей с явным пренебрежением и легко разрывают их. Иногда проходят недели и месяцы, а то и годы, прежде чем они восстановят эти связи — если это вообще произойдет. Они не думают о том, что таким образом ослушиваются Аллаха, и что родственник, с которым он повздорил и разорвал отношения в этом мире, будет вести с ним тяжбу у Всемогущего Властелина. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «После того как Аллах создал всё сущее, родственные связи сказали: “Пусть таким будет положение того, кто ищет защиты у Тебя от разрыва (со мной)”. Тогда Аллах сказал: “Хорошо! Угодно ли вам, если Я подержжу того, кто поддерживает вас, и порву с тем, кто разрывает вас?” Они ответили: “Конечно!” — и тогда Аллах сказал: “Да будет так!”». Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Если желаете, читайте: “Может быть, если вы станете руководить, то распросстраните нечестие на земле и разорвете родственные связи” (47:22)». Аль-Бухари. Хадис № 5987. Муслим. Хадис № 2554.

 

Поистине, Всевышний Аллах поддерживает связь с тем, кто поддерживает родственные связи, и Он дарует ему спокойствие и отдохновение в этом. Однако поддержка родственных связей требует немалых усилий — особенно если по причине споров и разногласий между родными связи эти близки к разрыву, и крайне необходимо урегулировать эти конфликты и наладить отношения внутри семьи. Именно поэтому примирение людей занимает столь высокое положение среди благих и угодных Всевышнему дел. Всевышний сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (4:114).

 

А Рамадан — отличная возможность примирить поссорившихся и позаботиться о поддержании родственных связей в дальнейшем. Ведь сама обстановка этого благословенного месяца располагает к праведности, благочестию, хорошему отношению к людям вообще и к родным и близким в частности, к поддержанию родственных связей. Особенно это касается самого важного вида родственных связей — связи с родителями, почтения и уважения к ним, и нет разрыва отношений хуже, чем разрыв отношений с родителями, а также недостойное обхождение с ними и отказ от помощи им и заботы о них, которая была вменена нам в обязанность Самим Всевышним: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” (Слово, выражающее недовольство и раздражение) — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком”» (17:23–24).

 

Упоминание о самых незначительных правах родителей в этом аяте заставляет нас вспомнить о правах более важных.

 

Бывает так, что приходит Рамадан, а человек, который не уважает родителей и унижает их, не меняет своего поведения… Какой же пост и какие ночные молитвы принесут ему пользу, если при этом он совершает самый великий грех после придавания Аллаху сотоварищей (ширк), как указывает на это Коран и Сунна? Всевышний Аллах, говоря о Единобожии, тут же упомянул и о благодеянии по отношению к родителям: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).

 

А Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, упомянув о ширке, тут же упомянул и о непочтительном отношении к родителям: «Не сообщить ли мне вам о величайших грехах?». Люди сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!». Он сказал: «Придавание Аллаху сотоварищей и непочтительное отношение к родителям». Аль-Бухари. Хадис № 6273. Муслим. Хадис № 87.

 

Поэтому, дорогой брат–постящийся, поддерживайте хорошие отношения с родителями и другими родственниками, ибо это добавляет вашему посту блага. И если наступил Рамадан, а ваши родители (или один из них) живы, то не лишайте себя награды за свой пост, порывая с ними. Помогите самому себе, поддерживая с ними добрые отношения, ведь ваш вход в Рай зависит от того, были ли ваши родители довольны вами. Особенно это касается матери, без довольства которой человек не войдет в Рай — кто обижал ее, тот не почувствует даже благоухания Рая. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал человеку, который пришел к нему, чтобы посоветоваться относительно участия в одном из военных походов: «Твоя мать жива?». Тот ответил: «Да». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Будь же с нею, ибо, поистине, Рай — у нее под ногами». Ан-Насаи. Хадис № 3104. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ан-Насаи. Хадис № 29). Ибн Маджа. Хадис № 2781.

 

Рамадан — месяц покорности Всевышнему и совершения благих дел. Пусть же самым видным и великим из этих дел станет поддержка родственных связей. И при этом не должно быть места оправданиям вроде «они начали первыми!». Это ошибка самого человека — он ответил злом на зло, обидой на обиду, вместо того, чтобы погасить причиненное ему зло добром и снисходительностью. Его вторая ошибка — что он, подобно этим родственникам, взял на себя великий грех, порвав отношения с ними. Третья его ошибка — в том, что он считал, что в Рамадан, этот благословенный, священный месяц можно продолжать вести себя так же, как он вел себя в обыкновенные месяцы. Четвертая его ошибка — в том, что, по его мнению, невозможно поддерживать отношения с теми, кто перестал поддерживать отношения с тобой. И это притом, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поддерживающий родственные связи — не тот, кто делает это в ответ. По-настоящему поддерживает родственные связи тот, кто не прерывает их с теми, кто порывает с ним». Аль-Бухари. Хадис № 5532, 5991.

 

Некоторые люди оправдывают разрыв связей с родственниками тем, что они, мол, «заслужили это». Родственники отвергают их, не желают мириться с ними и идти на какие- то уступки… О подобных людях Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал следующее. К нему пришел один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, у меня есть родственники, которые не поддерживают отношения со мной, тогда как я поддерживаю отношения с ними, и делают мне зло, тогда как я делаю им добро». Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Если ты действительно поступаешь так, ты словно кормишь их горячей золой, и тебя будет сопровождать помощник от Аллаха против них до тех пор, пока ты будешь вести себя так». Муслим. Хадис № 4640.

 

«О Аллах, прими от нас наше уважение и почтение к родителям, и помилуй их — ведь они воспитывали нас и заботились о нас, когда мы были маленькими, и помилуй нас за то, что мы поддерживаем родственные связи, и очисти нас и измени в лучшую сторону, чтобы мы могли примирять людей… Амин!».

 

 

Глава тринадцатая.

Наши братья в Рамадан.

 

Милосердие между мусульманами и теплые, братские отношения между ними — предписание Ислама. Всевышний Аллах заложил в Шариат нравственные качества и образ поведения, которые постоянно приближают нас к согласию и единению и отдаляют нас от раздоров, разногласий и раскола. Если бы мы следовали этим образцам и старались привить себе эти нравственные качества, мы всегда оставались бы единым целым, и Аллах укреплял бы посредством нас религию и поддерживал Истину. Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто поддержал тебя Своей помощью и верующими. Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их» (8:62–63).

 

Взаимная привязанность и симпатия между братьями по вере не есть что-то абстрактное, оторванное от причин. Она — плод Шариата, который мы соблюдаем, обязанностей, которые мы исполняем, и велений, которым мы подчиняемся. Все это предполагает что «мусульманин — брат мусульманина, не притесняет его и не бросает в беде». Аль-Бухари. Хадис № 2262. Муслим. Хадис № 4677.

 

И это предполагает, что «в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Аль-Бухари. Хадис № 5552. Муслим. Хадис 4685.

 

Дорогие братья и сестры! Вы, конечно же, преисполнены желания снискать в Рамадан как можно больше милостей и благ Всевышнего — благ мира этого и мира вечного. Мы все желаем, чтобы наш Господь простил нам наши грехи и покрыл нас в обоих мирах. И мы мечтаем ни в чем не зависеть от людей, как мечтаем мы и о том, чтобы исполнились наши желания, удовлетворились наши потребности, рассеялись наши тревоги и печали и облегчились все наши дела.

Могу сказать вам, что все это вполне достижимо, и для этого не требуется прикладывать какие-то сверхъестественные усилия. У нас есть ключи от той двери, за которой находится все это, и у нас есть все для того, чтобы получить это. Мы просто должны давать людям то, что мы сами желаем получить от Господа людей, то есть прощать их, проявлять снисходительность к ним, покрывать их, облегчать им, быть щедрыми и милосердными по отношению к ним, помогать им и так далее. Ведь за любое добро воздается не иначе как добром, подобным ему: «Воздается ли за добро иначе, чем добром?» (55:60).

 

Подумайте о смысле, заключенном в словах имама истинного пути, мир ему и благословение от Аллаха: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему». Муслим. Хадис № 4867.

 

Он также сказал: «Кто заботится о нуждах своего брата, Аллах заботится о его нуждах». Аль-Бухари. Хадис № 2262, 6437. Муслим. Хадис № 4677.

 

Кроме того, он сказал: «Кто проявит снисходительность к мусульманину, Аллах проявит снисходительность к нему в Судный день». Ахмад. Хадис № 7122. Абу Дауд. Хадис № 3001. Ибн Маджа. Хадис № 2190. Аль-Хаким. Т. 2. С. 45. Аль-Альбани назвал его досстоверным в «Сахихе» Абу Дауда.

 

Итак, тем, кто делал добро, воздастся добром, тем, кто облегчал людям, воздастся облегчением, щедрым воздастся щедростью, а милосердие нисходит на тех, кто проявляет милосердие к другим: «Поистине, Аллах проявляет милосердие к милосердным». Аль-Бухари. Хадис № 1284. Муслим. Хадис № 9923.

 

Кто делает нечто такое, в чем благо для мусульман, на самом деле приносит благо самому себе в этом мире и в мире вечном, потому что за его дела ему воздастся благом именно тогда, когда он будет больше всего нуждаться в этом. Ибн Мас‘уд сказал: «В Судный день люди будут собраны нагими, голодными, страдающими от жажды и утомленными настолько, что такого никогда не было с ними ранее. И кто одевал других ради Всевышнего Аллаха, того оденет Аллах, и кто кормил других ради Всевышнего Аллаха, того накормит Аллах, и кто поил других ради Всевышнего Аллаха, того напоит Аллах, и кто прощал других ради Всевышнего Аллаха, того простит Аллах». Аль-Мунзири. Ат-таргыб ва ат-тархиб. Т. 2. С. 66.

 

Мы вполне можем состязаться во всех этих делах, посредством которых укрепляются узы любви и братства, особенно в Рамадан. Мы должны спешить совершать все эти благие дела наравне с другими — поминанием Аллаха, обращением к Аллаху с мольбами, постом и совершением молитв: «…все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (23:61).

 

Братство по вере — это не просто чувства, никак не связанные с действиями и не имеющие к ним отношения. Нет, это братство имеет не только причины, но и следствия, и есть дела, к которым оно обязывает, и которые неразрывно связаны с ним. Братство по вере предполагает взаимопомощь, поддержку, чистосердечие, добрый совет и любовь, которая является крепчайшими узами веры. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Самые крепкие узы веры — любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха». Ат-Табарани. Аль-кабир. Т. 3. С. 272. Ас-сагыр. Хадис № 624. Со слов Ибн Мас‘уда. Есть подкрепляющий его хадис с похожим смыслом от аль-Бара и Ибн ‘Аббаса. Аль-Альбани назвал его хорошшим, если собрать все пути, по которым он передается. (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 998).

 

Кроме того, быть братьями — означает поддерживать отношения с другими мусульманами и оказывать им почет в соответствии с их уровнем соблюдения Ислама.

 

В Рамадан особенно заметным становится взаимное обеспечение, взаимная помощь и общее сближение мусульман, причиной чего является братство по вере. Кормление постящихся, совместные трапезы, совершение коллективных молитв, приглашения друг друга в гости, воздержание от нанесения обид друг другу, раздача милостыни, выплата закята, ответ на приглашения, обращение к Аллаху с мольбами друг за друга — все это укрепляет связи между братьями по вере. Более того, в Рамадан все верующие — вся мусульманская община — соблюдают пост, что также сближает их. Это заставляет их испытывать одни и те же чувства и делает их ближе друг к другу. Мусульмане, живущие в одном районе, начинают и заканчивают свой пост в одно и то же время. Все они воздерживаются от пищи и питья в один и тот же период времени и в один и тот же час совершают разговение. Они вместе совершают коллективную молитву. Они — братья, между которыми существует прочная связь, и когда Рамадан заканчивается, они все вместе прекращают поститься, встречая Праздник, восхваляя Аллаха, радуясь и выражая благодарность Ему.

 

Так что, дорогой брат, не забывайте (особенно в Рамадан) о том, что вы — часть огромной общины, а каждый ее член имеет свои права и обязанности, и в месяц щедрости и великодушия вам следует позаботиться о нуждах своих братьев по вере.

Ведь некоторые из ваших братьев не находят даже нескольких фиников или глотка кислого молока, чтобы совершить разговение, в то время как на вашем столе большой выбор разнообразных блюд, и вы еще подолгу думаете и выбираете, что вам съесть сейчас, а что оставить на потом.

И в то время как вы наслаждаетесь покоем и отдыхом в своем доме, многие ваши братья по вере живут в страхе и опасности, в местах, где на них каждый день обрушиваются испытания и беды. Они страдают от голода, холода, зноя, живут в нужде и тревоге…

 

В вашем доме много разной мебели, у вас много всякого имущества, много одежды. У вас даже может быть несколько средств передвижения. А в это время некоторые из ваших братьев по вере не могут найти себе безопасное пристанище, живут без крыши над головой, и им недоступно даже самое дешевое средство передвижения, которое позволяло бы им добираться туда, куда им необходимо…

 

Вполне возможно, что вы сейчас наслаждаетесь здоровьем и благополучием, спокойствием и обеспеченностью, а в это время ваши братья по вере страдают от разных недугов и болезней и очень нуждаются в щедрых, великодушных и благородных людях, которые помогли бы им, устроили бы их дела наилучшим образом и не оставили бы без внимания их страдания.

 

И вполне возможно, что в конце Рамадана вы долго думаете и выбираете, какую еду, одежду и игрушки купить своим детям, а в это время ваш брат по вере думает о том, кому из своих детей купить что-то из этого, а кого лишить такой радости — на всех у него просто не хватает средств, а желающих помочь ему, увы, немного…

 

Дорогой брат! Проявляя щедрость по отношению к своим братьям по вере, вы тем самым проявляете щедрость к самому себе, и, давая им что-то, вы даете прекрасный заем Аллаху, который вы получите потом, в день, когда побежит человек от брата своего, матери своей и отца своего — вот тогда получите вы плод своей щедрости — в день, когда вы больше всего будете нуждаться в этом: «Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (57:11).

 

«О Аллах! Сделай нас одними из тех, кто ищет у Тебя защиты, любит друг друга ради Тебя и живет в покорности Тебе… Амин!».

 

Глава четырнадцатая.

Наши враги в Рамадан.

 

У каждого из нас есть друзья, но есть и враги — этого, увы, не избежать. И в Рамадан у верующего намного больше возможностей справиться с ними и одолеть их, чем в любое другое время. Самый большой враг человека — это, конечно же, Шайтан и его проклятое потомство. В Рамадан они скованы, и у верующего появляется возможность победить их в этот благословенный месяц, что поможет ему успешнее противостоять им в остальное время года. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Когда приходит Рамадан, распахиваются врата Рая, запираются врата Ада и сковываются шайтаны». Аль-Бухари. Хадис № 1766, 3035. Муслим. Хадис № 1793. Приведена его версия.

 

Сковывание шайтанов означает, что их удерживают от приближения к людям, и закрываются те пути и лазейки из страстей, прихотей и желаний, через которые они обычно проникают в душу человека. Ибн Кясир (да помилует его Аллах) сказал: «Пост очищает тело и сужает пути Шайтана. Поэтому в обоих “Сахихах” сказано: “О юноши! Кто из вас имеет возможность содержать семью, пусть женится, а кто не может, пусть постится, и пост будет для него защитой”». Ибн Кясир. Ат-тафсир. Сура «Корова», аят 183. Аль-Бухари. Хадис № 4677, 4678. Муслим. Хадис № 2485, 2486.

 

Особенность поста — как в Рамадан, так и в другое время — это стеснение Шайтана и ограничение его активности. А в Рамадан самые злые и непокорные Шайтаны именно сковываются — им не позволяют приближаться к людям. Таким образом, верующий в этот месяц избавляется от своеего злейшего врага, ему помогают в борьбе с ним, и у него остается потребность просить у Аллаха защиты от страстей и от побуждений собственной души, которая, к сожалению, остается свободной от цепей даже в этот месяц.

 

Великая битва человека с Шайтаном не кончается. Рамадан можно считать небольшим «перемирием», которое верующий использует для укрепления и восстановления своей веры, а также для совершения других дел, которые не нравятся Шайтану, и в будущем это помогает душе человека справляться с его наущениями и наваждениями.

 

Размышляющий о значении поста непременно обнаруживает, что в Рамадан Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, был особо внимателен к трем делам, которые в действительности представляют собой самое эффективное оружие против Шайтана в любое время и в любом месте. Это частое поминание Аллаха, уберегающее человека от беспечности, легкомыслия и небрежности, умеренность и экономия, уберегающие от расточительства и излишества, и стремление человека исправлять и совершенствовать самого себя, что уберегает его от всего, что его не касается, от напрасной потери времени и упущений в благих делах и покорности Аллаху.

 

Это три оружия, которыми человек может воспользоваться в своей борьбе против Шайтана: поминать Аллаха, быть умеренным и бережливым, и оставлять все то, что его не касается.

 

Первое из них — поминание Аллаха, которое является целью ночной молитвы и чтения Корана в Рамадан. Оно ломает самую большую ловушку Шайтана — беспечность, при которой верующий забывает об Аллахе, ведь когда человек поминает Аллаха, Шайтан отступает, а когда он не делает этого, Шайтан наущает его.

 

Второе оружие — умеренность и бережливость. Это одна из целей поста в Рамадан. Она лишает Шайтана возможности искушать человека и занимать его излишествами в словах, еде, сне и в том, на что он смотрит и что слушает. Расточительство и излишества — врата для Шайтана. Именно поэтому Всевышний сказал: «…не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).

 

Третье оружие — отказ человека от всего, что его не касается. Это и есть цель неотлучного пребывания в мечети в Рамадан (и‘тикаф). Причем это может быть и‘тикаф в последние десять дней Рамадана, а может быть просто некоторое отстранение от людей для того, чтобы побыть наедине со своей душой и заняться ее пороками и недостатками вместо того, чтобы занимать себя пороками и недостатками людей, и спрашивать отчета со своей души вместо того, чтобы подвергать расчету других.

 

Ибн аль-Каййим говорит: «Каждый разумный и думающий человек знает, что Шайтан к нему может подойти только с трех сторон. Первая сторона — это излишество и расточительство: человек переходит границы необходимого, и излишек достается Шайтану, а еще служит для него путем, ведущим к сердцу человека. Избежать этого можно одним способом: нельзя давать душе больше пищи, сна, наслаждений и отдыха, чем ей действительно необходимо. И когда эта дверь будет закрыта, враг уже не сможет подойти с этой стороны. Вторая сторона — беспечность, приводящая к тому, что человек забывает об Аллахе и не поминает Его. А ведь это поминание становится надежной крепостью для верующего. А когда он забывает об Аллахе, врата крепости приоткрываются, и враг проникает в нее, после чего его уже очень трудно изгнать. А третья сторона — это заниматься всем тем, что человека не касается». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 119.

 

То, что самые злые и непокорные шайтаны в Рамадан скованы, облегчает верующему избавление от самого большого зла, которое они приносят, и дает ему возможность сосредоточиться на мелких шайтанах из числа джиннов и людей. Это поистине замечательная возможность действовать — ведь эти злые и непокорные шайтаны остаются скованными целый месяц, а месяц этот наступает каждый год. Ибн Раджаб говорит: «Радуйтесь, о мусульмане, ибо в этот месяц для вас открываются восемь врат Рая, и ветер его достигает сердец верующих, а все врата Ада закрыты ради вас, и ради вас скованы ноги Иблиса и его потомков. Сломайте его хребет словом Единобожия. Он страдает от боли во все благодатные и благословенные времена, а в этот месяц он восклицает: “Горе мне!” — потому что видит, как нисходит с небес милость Аллаха, и как прощаются грехи, и как побеждает партия Милосердного и терпит поражение партия Шайтана». Вазаиф Рамадан. С. 53.

 

У человека остаются два врага. Это душа, побуждающая к дурному, и страсть, вводящая в заблуждение. Однако и против этих врагов у верующего есть помощники. Справляться с душой, побуждающей к дурному, помогает живое и здравое сердце. Оно борется с ней, направляет ее и заставляет ее устремляться ввысь и оставлять все незначительное, бесполезное и ненужное.

И не следует пренебрегать этой враждой со стороны души. Ведь недаром Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, учил нас просить у Аллаха защиты от ее зла прежде, чем просить защиты от Шайтана. Это потому, что душа человека чрезвычайно близка к нему, а зло, которое она причиняет ему, сокрыто, и его непросто замечать и контролировать. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, говорил: «O Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла собственной души, и от зла Шайтана и его ширка, а также от того, чтобы мне совершать дурное или причинять вред мусульманину». Ат-Тирмизи. Хадис № 3452.

 

Шайтан постепенно ведет человека куда хочет, посредством того, чего желает его душа. А пост — это своеобразная тренировка, позволяющая человеку научиться контролировать свои желания, страсти и прихоти.

 

Что же касается страсти, то с ней помогает справиться разум. Всевышний Аллах по милости Своей наделил человека разумом, который сдерживает страсть и мешает ей подталкивать человека к пропасти. Ведь она всегда ведет своего обладателя к беде, к обрыву, и если разум не помешает ей, она доводит человека до того, что он начинает поклоняться кому-то помимо Аллаха и придавать Ему сотоварищей: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (25:43–44).

 

Человек, прося у Аллаха защиты от Шайтана, а также от собственной души и страсти, должен при этом не сидеть сложа руки, а делать все для того, чтобы защитить себя. Он должен поминать Аллаха, использовать разум, а также постоянно «встряхивать» свою веру, обновлять и укреплять ее. Наряду с этим мы должны всегда обращаться к Аллаху с просьбами о защите и осознавать, что мы нуждаемся в Нем. Мы должны стать воплощением аята: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5).

 

Человек использует вспомогательные средства, которыми Аллах обеспечил Свои творения, и он применяет самое действенное оружие против самого сильного врага. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорил: «Всевышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них все это и наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не победят других. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждет тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды и стеснение». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 60.

 

И мы вынуждены вести эту войну в Рамадан еще активнее, чтобы потом нам было легче, поскольку в этот месяц нам гарантирована помощь и облегчение. Ведь пост сделан прочным щитом и действенным оружием для нас. Недаром Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Пост — защита и оружие, подобное оружию и доспехам во время сражения». Ан-Насаи. Хадис № 2199.

 

Он также сказал: «Пост — надежная защита». Ат-Тирмизи. Хадис № 2199, 2200. Ибн Маджа. Хадис № 1629. Ахмад. Хадис № 15687. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 501).

 

«О Аллах! Защити нас с помощью поста, охрани нас с помощью богобоязненности, и помоги нам против наших врагов, и убереги нас от зла наших душ… Амин!».

 

Глава пятнадцатая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.253.171 (0.02 с.)