Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Московская Русь в XV в. Иосиф Волоцкий. Москва – третий Рим.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
[ Создание Троицкой летописи. Важным событием в процессе становления самосознания жителей Московской Руси стало появление в 1408 г. Троицкой летописи. В годы ордынского ига летописание ушло на местный уровень, освещая события того или иного княжества. Троицкая летопись стала первой общерусской летописью, и её появление в Москве подчеркнуло лидерство Василия I на подвластных Орде землях.] [ Династическая война. События, связанные с заключением Флорентийской унии и непризнанием её московским князем, происходили на фоне династической войны между потомками Дмитрия Донского, шедшей с перерывами с 1425 по 1453 г. С точки зрения истории русского национального самосознания эти события способствовали попятному движению от постепенного высвобождения от ощущения невозможности свергнуть ордынское иго к усилению зависимости Московской Руси от Золотой Орды и её наследников. Преемнику Дмитрия Донского Василию I (1389–1425) удалось в 1395 г. (в связи со свержением Тохтамыша пришедшим из Средней Азии Тимурленгом) на 17 лет прекратить уплату дани, что фактически означало временное свержение ордынского ига. Потребовался специальный поход татарского временщика Едигея на Москву (1408), после которого русские земли возобновили уплату дани в 1412 г. Поскольку Дмитрий Донской умер в возрасте 39 лет, не дождавшись внуков, в своей духовной грамоте он предусмотрел возможность наследования (в случае отсутствия у его старшего сына Василия сыновей) московского княжеского стола братом Василия Юрием Звенигородским. Всё это свидетельствовало о полной самостоятельности московских князей в выборе своих преемников. Верховную власть Василия I Дмитриевича никто не оспаривал, но почти все его сыновья, матерью которых была дочь великого князя литовского Софья Витовтовна, умерли в детском возрасте, и лишь самому младшему из них – Василию – удалось дожить до зрелого возраста. На момент смерти отца Василию Васильевичу (1425–1462, с перерывами) было 10 лет. Естественно, регентшей при нём стала мать Софья Витовтовна, отец которой вынашивал план создания объединённого Литовско-Русского государства. Плану этому не суждено было осуществиться, поскольку Витовту необходимо было вначале стать законным литовским королём, и, когда этот вопрос был принципиально решён, Витовт умер в 1430 г. во время подготовки к коронации. Регентство Софьи Витовтовны означало то, что гарантом её власти над московскими землями был её отец, которого рязанские князья стали признавать верховным правителем над всеми русскими княжествами. Это не понравилось дяде Василия II Юрию Дмитриевичу, который, трактуя в свою пользу завещание Дмитрия Донского, заявил о своих правах на московский престол. Первое столкновение Юрия с Софьей и Василием Васильевичем произошло уже в 1425 г., однако твёрдая позиция Витовта в пользу внука и активная миротворческая деятельность митрополита всея Руси Фотия (1408–1431) заставили Юрия временно отказаться от своих планов вокняжения в Москве. Однако в 1430 г. умирает Витовт, в следующем году – Фотий, а Софья Витовтовна не только оказалась неспособной предотвратить возобновление конфликта, но и наоборот, способствовала его обострению. С точки зрения истории самосознания важным является тот факт, что сразу же после смерти Фотия Василий II и Юрий Звенигородский отправляются в Орду, где хан Улу-Мухаммед признаёт Василия «старейшим» князем на Руси и выдаёт ему соответствующий ярлык. Так Василий II фактически отказался от достижений своих отца и деда, признав хана верховным «царём» над собой. После скандала, учинённого Софьей на свадьбе сына Юрия Звенигородского Василия (получившего впоследствии прозвище Косого) в 1433 г. Юрий начал войну с племянником. Дважды Юрий Дмитриевич занимал Москву и умер в ней в 1434 г. Дело отца продолжили его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Последнему удалось в 1446 г. разгромить Василия II и взять его в плен, где он был ослеплён за то, что в 1436 г. ослепил Василия Косого. Известный советский историк А. А. Зимин пытался в своё время представить Дмитрия Шемяку как «истинного рыцаря», честного и открытого, потерпевшего поражение в борьбе с хитрым и вероломным Василий II Тёмным. Главную же роль в победе Василия II после его ослепления сыграло московское боярство, которое больше устраивал более слабый политик Василий Васильевич, чем волевой Дмитрий Юрьевич. Тем не менее, в последние годы своего правления Василий II поводил политику укрепления центральной власти, что в идеологическом плане означало возрождение надежд на скорое свержение ордынского ига. В 1456 г. московское войско совершило поход на Новгород, заставив его подписать Яжелбицкий договор, ознаменовавший собой первый этап подчинения Новгородской республики власти Москвы] Флорентийский собор 1439 г. Уния византийской церкви с Ватиканом. Протест Москвы и изгнание Исидора. Падение Византии как следствие принятия Флорентийской унии. Подписание Русской Православной Церковью Флорентийской унии было личной заслугой митрополита Исидора (1436–1448), который не только признал подчинение РПЦ верховной власти Рима, но и согласился с рядом уступок догматического характера в пользу Католической церкви. В результате Исидор и его свита вступили в Москву, неся перед собой уже не православный крест, а латинский «крыж» (как выразился летописец: от польского krzyź ’крест’), что вызвало сначала недоумение москвичей и их князя, а затем и прямые обвинения митрополита в «латинской ереси». Исидор был посажен Василием II в темницу, откуда сумел бежать в Западную Европу, где за преданность был сделан кардиналом Римской Католической церкви, а затем стал и титулярным патриархом Константинопольским. В ответ на «измену» Исидора собор русских архиепископов в 1448 г. заявил об автокефалии Русской Православной Церкви и избрал архиепископа рязанского и муромского Иону митрополитом всея Руси (1448–1461). Тем самым был положен конец практике непременного рукоположения предстоятелей Русской церкви в Константинополе, что, несомненно, укрепило представления формировавшегося русского народа о его особом месте в мире и особом пути развития. Разумеется, никаким еретиком Исидор не был, он лишь хотел всеми силами добиться сохранения независимости своей родины – Греции, что оказалось тщетным, поскольку власть римских пап в то время была не настолько сильной, чтобы они смогли организовать совместное выступление европейских рыцарей из многих стран против турок. Время крестовых походов безвозвратно ушло в прошлое. Не могу согласиться с тем, что Флорентийская уния предопределила падение Византийской империи в 1453 г. Византия пала в результате раздиравшей её внутренней политической борьбы. Домогавшиеся императорского престола представители знатнейших родов, в том числе, привлекали на помощь турецкие отряды, которым они сами показывали пути внутри своей страны, что облегчило её последующее завоевание турками. Отец Тихон Шевкунов создал фильм «Гибель империи», в котором обвинил народности, входившие в византийское «содружество наций» в том, что они не помогли гибнувшей «колыбели православия», которую грабили сначала венецианцы и генуэзцы, а затем завоевали турки. Фильм этот абсолютно безграмотный с профессионально-исторической точки зрения. Русские, болгары, сербы и другие средневековые народности, принявшие православие по примеру Византии, переживали в эпоху заката «империи ромеев» процесс зарождения национального самосознания, который требовал не только героизации «великого прошлого» своего народа, но и создания образов врагов – тех, с кем приходилось бороться славным предкам. Ранняя Византия в этом контексте представала как великая держава, угнетавшая славянские балканские народы, препятствовавшая достижению ими независимости и осуществлявшая строгий контроль над их национальными церквами. Единодержавие как главная цель политики и идеологии Иоанна III (1462–1505). София Палеолог. Двуглавый орел – герб России. Нет смысла повторяться относительно единодержавия Ивана III и роли его второй жены Софьи Палеолог в деле создания в Москве нового придворного церемониала, соответствовавшего статусу великой державы, полностью освободившейся в 1472 г. от ордынского ига. Однако необходимо развеять миф о переходе двуглавого орла из Византии в Москву благодаря женитьбе Ивана Васильевича на племяннице последнего византийского императора Константина XI Драгаса Палеолога (1449–1453) Зое, ставшей в России Софьей. На самом деле принятие двуглавого орла в качестве государственного символа Московского государства было вызвано необходимостью противостояния попыткам западных государей сделать сбросившую иноземное иго «Московию» частью европейского христианского сообщества. Ещё до прекращения уплаты дани Москвой Большой Орде – в 1462 г. – начинается «полоса признаний» Московского государства иностранными правителями. Первым из них стал крымский хан Хаджи Герай (1441–1466), а его сын и преемник Менгли Герай (1467–1515, с перерывами), заключил в 1474 г. союз с Иваном III против хана Большой Орды Ахмата (1461–1481), заявившего о намерениях воссоздать Золотую Орду путём подчинения отпавших от неё Астраханского и Крымского ханств и более мелких владений. Римская Папская курия, оказавшая приют Зое Палеолог, признала Московское государство за три года до прекращения уплаты им дани – в 1469 г. Как пишут наши летописцы, Зоя отвергла все предложения о замужестве, которые сделали ей представители европейских католических правящих династий, заявив, что выйдет только за православного. Овдовевший в 1467 г. Иван III оказался идеальным кандидатом в мужья для Зои Палеолог. При этом папа и его окружение надеялись на то, что Зоя сумеет постепенно подчинить своего супруга и убедить его в необходимости признания Флорентийской унии. Однако, прибыв в «Московию» и став Софьей, Зоя поняла, что после непризнания унии и захвата Константинополя турками на родине её супруга восторжествовала идея Святой Руси как последнего оплота православия, и не стала склонять мужа к признанию Флорентийской унии. Своё желание завязать дипломатические отношения с Москвой в первые годы после освобождения от власти Орды проявили правительства Дании, Венгрии, Венеции, Польши, Ливонии и др. Но наиболее настойчивым оказался венский Цесарский двор во главе с императором Священной Римской империи германской нации Фридрихом III Габсбургом (1440–1493). Установив в 1489 г. дипломатические отношения с Москвой, Фридрих предложил московскому князю королевскую корону, на что Иван III ответил: «Мы Божией милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. Молим Бога, чтобы нам и детям нашим дал до века так быть, как мы теперь государи на своей земле. А поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Записанные летописцем слова приведены мной в переводе В. О. Ключевского, который много внимания уделил становлению единодержавного сознания московских великих князей при Иване III и его сыне Василии III (1505–1533) в лекции XXVI своей «Русской истории». Что же касается двуглавого орла, то его появление в качестве герба Московского государство, как показали многочисленные исследования специалистов по геральдике, связано не с Византией, а с венским двором Фридриха III Габсбурга. Для доказательства равенства Москвы в международном престиже со Священной Римской империей германской нации специальные чиновники Ивана III выяснили, что является главным имперским символом, после чего в Москве был создан русский вариант австрийского двуглавого орла. Иосиф Волоцкий (1440–1515) и его борьба с ересью жидовствующих. Церковный собор 1504 г. Иосифляне и нестяжатели. Нил Сорский (1453–1508). Спор о монастырских сёлах. Полемика между иосифлянами и нестяжателями имеет мало отношения к становлению русского национального самосознания. [ Первые попытки создания новой великодержавной идеологии. Она разрабатывалась не только в Москве, но и в Великом Новгороде, где на рубеже ХV–ХVI вв. появилась «Повесть о новгородском белом клобуке». В основе её лежит легенда о происхождении головного убора новгородских архиереев при архиепископе Василии Калике (ХIV в.). Согласно Повести, белый клобук, созданный византийским императором Константином Великим для папы Сильвестра I, из-за «отпадения Рима от православия» чудесным путём попал в Византию; патриарх Филофей, предупреждённый во сне о предстоящем разорении Константинополя турками, отправил белый клобук в Новгород. Это особое проявление идеи «третьего Рима», связанное с Новгородом, было отвергнуто официальной церковью, но получило широкое распространение у старообрядцев. Историки насчитывают четыре редакции Повести о белом клобуке, известных более чем в 300 списках. Тогда же возникло и «Сказание о князьях владимирских». В его основе лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа, через его пасынка Пруса, который якобы был предком Рюрика, и о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от своего деда – византийского императора Константина Мономаха. Время появления этих легенд не установлено. Возможно, они тверского происхождения. А. А. Зимин считал, что они появились в связи с венчанием на престол внука Ивана III – Дмитрия в 1498 г. В начале XVI в. (до 1523 г.) легенды были соединены в «Послании» тверского церковного писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на митрополичью кафедру. На основе «Послания» была составлена первая редакция «Сказания». Появление её связано с дипломатической борьбой против Польско-Литовского государства за пограничные земли. Идеи «Сказания» в дипломатических спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении русских великих князей от Августа была помещена как вступительная статья к Государеву родословцу 1555 г. и включена в Степенную книгу. Вторая редакция «Сказания» была написана как вступительная статья к «Чину венчания» Ивана IV на царство 1547 г.] Послание Филофея Псковского Василию III. «Москва – третий Рим». Согласно Филофею, игумену Псковского Елеазарова монастыря, написавшему свои послания в 1510–1511 гг., существовало три центра христианства, первые два отступили от истинного христианства. Византия пала из-за Флорентийской унии. Во взглядах Филофея отразились ненависть ко всему иностранному, изоляционизм. Богоизбранное Русское государство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.008 с.) |