Запропонувати перелік тренінгових вправ для семінару « соціальна дезадаптованість дитини», обгрунтувати свій вибір. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запропонувати перелік тренінгових вправ для семінару « соціальна дезадаптованість дитини», обгрунтувати свій вибір.



Ознаками соціальної дезадаптації є: порушення норм моралі і права, асоціальні форми поведінки і деформація системи ціннісних орієнтації, втрата соціальних зв'язків з сім'єю, школою та різке погіршення нервово-психічного здоров'я, збільшення ранньої підліткової алкоголізації, схильність до суїциду.Тому доцільним, логічним та ефективним для дітей з ознаками соціальної дезадаптації буде використання тренінгових вправ у вигляді ігор та у груповій формі. Мета семінару повинна полягати у створенні умов для успішної адаптації дитини до соціального середовища (школа, сім’я, однолітки і т.д.). З метою розвитку комунікативних навичок спілкування, створення умов для згуртування групи можна застосувати такі вправи:

Упражнение

«Плот»

Ведущий. Наступило утро. Дружно взявшись за работу, вы соорудили из стволов деревьев плот и спустили его на воду. Правда, поблизости росли только молодые деревья с тонкими стволами, поэтому плот, хоть и получился достаточно прочным, может опасно накрениться и даже перевернуться, если груз будет размещен неравномерно.

Ведущий с помощью веревки или мела обозначает на полу границы плота (примерно 2 х 3 метра) и предлагает участникам разместиться на нем с учетом некоторой неустойчивости плота. Он напоминает, что опасно становиться на краю плота.

Ведущий. Итак, вы отправились в плавание по озеру. Погода благоприятствовала, озеро было спокойным, и вы надеялись, что путешествие будет нетрудным. Но, когда вы достигли середины озера, невесть откуда появился громадный орел, отчего-то сильно заинтересовавшийся вашим плавсредством. Орел, сделав над вами неторопливый круг, опустился на краешек вашего плота, разом нарушив неустойчивое равновесие... (Ведущий, находившийся до этого момента за границами плота, перешагивает через веревку и останавливается на краю.) Вам необходимо срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся!...Только вы поменялись местами с учетом веса неожиданного пассажира, как орел снова взлетел и пересел на другой край плота.

Ведущий быстро меняет свое местоположение; повторив эту процедуру еще два-три раза, ведущий сообщает, что орел улетел, и сам покидает плот.

Ведущий. Вот, наконец, и берег. Наше путешествие близится к концу. Вы уже видите избушку, в которой живет Волшебник. Вы очень надеетесь, что уж он-то поможет вам больше никогда не ссориться и не конфликтовать, снимет с вас заклятье злобной ведьмы. Приблизившись к избушке, вы поднимаетесь на крыльцо и стучите в запертую дверь. Дверь открывается сама, и вы входите вовнутрь. Там, сидя за большим деревянным столом, вас ждет Волшебник. Вы рассказываете ему о своей беде.

— Что же вы хотите от меня? — спрашивает Волшебник.

— Только ты можешь расколдовать нас! Сделай же это!

— Нет, — говорит Волшебник. — Вы ошибаетесь. Я не могу расколдовать вас.

— Почему?

Вот уж никак вы не ожидали такого поворота.

— Потому, — говорит Волшебник, — что снять ведьмино заклятие можете только вы сами. Вы уже почти сделали это, пройдя длинный и трудный путь и преодолев множество препятствий. Ведь вы почти не ссорились и поддерживали друг друга. Вы сами расколдуете друг друга. Я могу только немножко помочь вам окончательно избавиться от заклятия. Я подскажу, что вам нужно сделать. Вы должны выполнить три задания.

Упражнение

«В роли друга»

Ведущий. Каждый из вас должен так изобразить одного из своих товарищей, чтобы все остальные узнали его. Делать это нужно без использования слов, только с помощью мимики, жестов, пантомимики. На каждое угадывание дается три попытки.

Участники вытягивают из стопочки заранее приготовленные ведущим карточки, на которых написаны имена всех членов группы. Поскольку распределение ролей происходит случайным образом, то есть шанс, что кому-то достанется карточка с собственным именем. Ведущий поясняет, что в этом нет ничего страшного: себя тоже можно изобразить, сыграть, используя неречевые средства так, чтобы остальные догадались, чья это роль.

Упражнение

«Метафора»

Ведущий. Следующее задание таково. Вам снова предстоит вытащить наугад одну из карточек с именем кого-то из ребят нашей группы. Но теперь нужно придумать какую-то метафору, которая поможет остальным угадать, чья карточка вам досталась. В качестве метафоры могут выступать строчки из песни, яркий образ, может быть какая-то ассоциация, связанная с этим человеком. Например, можно предложить такую метафору: «Когда я думаю об этом человеке, то представляю себе старинный восточный кувшин с золотым орнаментом, в котором обычная вода кажется вкусной и сладкой...» Или: «Зная увлечения этого человека, я сразу вспоминаю лето, речку, раннее утро и поплавок, ныряющий в воду...»

Для розслаблення та зближення учасників групи можна використовувати наступні вправи:

Упражнение

«Сон нашей группы»

Ведущий. Однако время уже позднее. Нужно отдохнуть перед завтрашней переправой через озеро и встречей с Волшебником. Усталые путешественники располагаются на отдых и засыпают. И всем им снятся сны. Закройте глаза и представьте, о чем вы хотели бы увидеть сон... (Ведущий включает негромкую релаксационную музыку.) Вызовите в своем воображении картинку — образ вашего сна... У вас замечательные сны! Но на берегу волшебного озера происходят удивительные чудеса. Ваши сны парят над вами, переплетаются друг с другом, и возникает новый образ — общий сон нашей группы...

Ведущий кладет на пол в середину круга большой лист ватмана, а вокруг него — фломастеры. Музыка продолжает звучать в течение всего времени упражнения.

Ведущий. Откройте глаза... Сейчас мы изобразим коллективный сон, приснившийся этой волшебной ночью. Во время выполнения задания нельзя разговаривать ни в коем случае! Иначе мы спугнем наши сны, и у нас ничего не получится. Сейчас вы молча встанете, подойдете к листу, возьмете в руки фломастеры и начнете рисовать свой сон. При этом обращайте внимание на то, что изображают ваши товарищи. Ваша задача — создать образ коллективного сна нашей группы. А значит, нужно постараться «встроить» свой образ в систему других образов так, чтобы получилась единая, цельная картина. Еще раз напоминаю, что все надо выполнять только молча. Пожалуйста, приступайте!

По завершении упражнения следует дать возможность «намолчавшимся» участникам поделиться своими чувствами.

Вправи на здатність дітей виявити те чим схожі люди між собою та чим відрізняються, а також для розвитоку здатності до співпереживання, співчуття:

Упражнение «Найди отличия»

Ведущий. На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец. Посмотрите на них и скажите, чем отличаются дети разных национальностей? Постарайтесь назвать как можно больше черт и качеств.

Молодцы, вы назвали много отличий.

Ролевая игра

«Вынужденный переселенец»

Выбирают один рассказ, герой которого становится главным действующим лицом ролевой игры.

Ведущий. Сейчас кто-нибудь сыграет роль героя нашего рассказа. Требуются два добровольца. Мы разделимся на две группы. Члены каждой группы будут изображать учеников двух различных классов. В одном классе дети признают право другого быть иным, способны положительно относиться к непохожести, умеют сочувствовать. В параллельном классе ученики проявляют нетерпимость к чужим убеждениям, привычкам, обычаям, не признают у человека права быть другим.

Классы готовятся к встрече новичка, обдумывают варианты своего поведения.

Ведущий. Итак, новичок пришел в класс, ученики которого относятся нетерпимо к тем, кто отличается от них. Что происходит?

Дети показывают вариант нетерпимого поведения по отношению к новичку.

Ведущий. Новичок пришел в класс, ученики которого положительно относятся к непохожести людей друг на друга. Что происходит?

Дети показывают вариант толерантного поведения по отношению к новичку.

Обсуждение игры

* Как чувствовали себя новички в своем новом классе?

* Каково было находиться в роли одноклассников новичка?

* Какую роль было играть легче и приятнее?

* Какая ситуация более реальна для нашей школы?

* Что ты думаешь о собственных возможностях общаться толерантно?

Упражнение «Мы все одной крови»

Ведущий. На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец. Рядом расположены наши фотографии. Посмотрите на лица и скажите, чем они похожи? Что у них общего?

От несущественных признаков сходства дети переходят к более существенным.

Ведущий. Мы нашли много общего на этих фотографиях. А в чем их главное сходство?

Верно, все они люди, все хотят прожить достойную человеческую жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.01 с.)