Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие метода. Специфика научного метода.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие метода. Специфика научного метода. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности. Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический - дословно - воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории. Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Научный метод представляет собой непрерывный процесс проверки, изменения и развития идей и теорий в соответствии с имеющимися фактическими данными. В известной степени научный метод - это просто развитие обычного рационального подхода, основанного на здравом смысле. Научный метод - главное и наиболее мощное средство рационального познания. Применение научного метода: Первый этап - это этап наблюдений, который можно назвать "естественноисторическим" (накопление огромной массы разнородного материала); часть его основана на точных измерениях, а другая часть представляет собой лишь отрывочные описательные данные. Затем предпринимается попытка систематизировать имеющиеся факты и получить систематическое описание всей совокупности данных. Сущность научного метода - этот метод позволяет добыть такие знания о явлениях, которые можно проверить, сохранить и передать другому. Отсюда следует, что наука изучает не вообще всякие явления, а только те из них, которые повторяются. Ее главная задача - отыскать законы, согласно которым эти явления протекают. Дедукционизм К.Р. Поппера: преимущества и недостатки в сравнении с индивидуальным методом. Дедукция обеспечивает выведение из простых истин более сложного знания. И если она проводится по строгим правилам, то всегда будет приводить только к истине, и никогда - к заблуждениям. Индуктивные же рассуждения, конечно, тоже бывают хороши, но они не могут приводить ко всеобщим суждениям, в которых выражаются законы. Индуктивизм - (традиционная) методологическая доктрина, основанная на убеждении, что [научное] знание прогрессирует путем накопления эмпирических фактов: получение достаточно большого количества фактов приводит к формированию эмпирических закономерностей, сочетание которых, в свою очередь, ведет к оформлению теории, описывающей ту или иную область реальности. Дедуктивная стратегия (дедуктивизм, или гипотетико-дедуктивистский метод у Поппера) основана на представлении и наличии, т.с, обратной связи между теорией и эмпирическими фактами: всегда существует возможность на основе теории сформулировать дедуктивную гипотезу относительно, напр, связи между двумя переменными, которую затем можно подвернуть эмпирической проверке. подтверждение гипотезы означает подтверждение теории, в противном случае теория отвергается как ложная. Понимание дедуктивизма в качестве логического инструмента выявления правильных рассуждений состоит в использовании правил дедуктивного вывода в качестве норм построения рассуждений. При этом, очевидно, индуктивное илитрадуктивное рассуждение может быть логически правильным, однако, не являясь дедуктивным, оно не может соответствовать нормам дедуктивных рассуждений. дедуктивизм неприемлем для целей аргументации, в процессе которой должен происходить обмен аргументами, представляющими собой доводы разной степени приемлемости. недостаток дедуктивизма, отсутствие обоснования введения посылок, в рамках риторического подхода также сводится к конвенционализму и является предметом соглашения дискутирующих сторон. Проблема индукции. Проблема индукции — философская проблема, впервые сформулированная Т. Гоббсом (1588 — 1679) и развитая в середине XVIII века Дэвидом Юмом. Юм поставил под сомнение обоснованность индукционизма, выдвинув вопрос о том, можем ли мы на основе множества случаев, уже встречавшихся в нашем опыте, делать суждения о случаях, которые ещё нам не встречались. Другими словами: можем ли мы на основе того, что нам встречались лишь белые лебеди, утверждать, что все лебеди белые, до того как нам встретится чёрный лебедь? Сам Юм давал отрицательный ответ на этот вопрос, вне зависимости от количества уже встретившихся случаев. Проблема индукции, это один из самых значимых вопросов философии и науки, с проблематикой которого мы сталкиваемся довольно часто в мире переполненном информацией. В первые как проблему ее определил Дэйвид Юм, и ее суть сводится к тому, можем ли мы считать вывод полученный с помощью индукции (проецирование данных опыта на предвосхищение его повторения, или распространение частного опыта на структуру системы в целом) как истинное решение. Юм дает однозначный ответ — Нет, не можем, если мы до сих пор встречали только белых лебедей, мы не можем только на основании этого опыта утверждать что черных лебедей не бывает. Проблема индукции оказалась не разрешимой, и это создавало определенные проблемы в философии и науке которая практически полностью зиждется на индукционизме который стоит во главе ее эмпирических законов. Свежий ветер в решении проблемы индукции подул из Пруссии где Иммануил Кант выдвинул свои философские воззрения о первенстве разума в познании. Если Юм смотрел на мир с абсолютно непредвзятой кристально чистой логикой, то Кант на оборот, создает акцент на человеческом разуме как единственном истинном средстве познания. Однако оба философа представляли две абсолютные крайности в подходе к проблеме индукции и в двадцатом веке Карл Поппер решается на попытку примирения обеих позиций в попытке решить злосчастную проблему. Он ставит перед собой три вопроса: 1) Можно ли истинность некоторой объяснительной универсальной теории оправдать „эмпирическими причинами“, то есть предположением истинности определённых проверочных высказываний, или высказываний наблюдения (которые, можно сказать, „основаны на опыте“)?» 2) «Можно ли истинность или ложность некоторой объяснительной универсальной теории оправдать „эмпирическими причинами“, то есть может ли предположение истинности определённых проверочных высказываний оправдать истинность или ложность универсальной теории?» 3)«Может ли предпочтительность, с точки зрения истинности или ложности, некоторых конкурирующих универсальных теорий по сравнению с другими быть оправдана эмпирическими причинами?». Если в первом вопросе он однозначно соглашается с Юмом и отрицает такую возможность, то в двух других вопросах он дает положительный ответ и соглашается с подобной возможностью. Проще говоря, Поппер говорит о том что само по себе понятие Истинности для научного познания абстрактно и зиждется на общечеловеческом опыте который подвержен постоянным изменениям и дополнениям, научные теории конкурируют друг с другом путем естественного отбора, выживает та теория которая больше других согласуется с эмпирическим опытом и при этом остается доступной для проверки и может быть опровергнута. Поппер по сути заменяет понятие Истина на понятие рациональности, то бишь разумности вывода исходя из имеющегося опыта. Человек в своем сознании завязан на собственной ойкумене, его разум ограничивает мир окружающий его, и он способен мыслить исключительно и только понятиями доступными для него в обиходе. Потому например, объяснить папуасу теорию относительности и принципы квантовой физики не возможно, банально потому что в его обиходе нет понятий которыми он мог бы это осознать, в нашем обиходе правда так же нету таких понятий, мы не можем себе представить время как часть пространства без упрощения и проецирования этой теории на примитивные образы близкие нашему сознанию, тем самым мы как бы обманываем себя с точки зрения абсолютной истины, но мы в своих воззрениях абсолютно верны с точки зрения научного рационализма. Понятие метода. Специфика научного метода. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности. Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический - дословно - воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории. Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Научный метод представляет собой непрерывный процесс проверки, изменения и развития идей и теорий в соответствии с имеющимися фактическими данными. В известной степени научный метод - это просто развитие обычного рационального подхода, основанного на здравом смысле. Научный метод - главное и наиболее мощное средство рационального познания. Применение научного метода: Первый этап - это этап наблюдений, который можно назвать "естественноисторическим" (накопление огромной массы разнородного материала); часть его основана на точных измерениях, а другая часть представляет собой лишь отрывочные описательные данные. Затем предпринимается попытка систематизировать имеющиеся факты и получить систематическое описание всей совокупности данных. Сущность научного метода - этот метод позволяет добыть такие знания о явлениях, которые можно проверить, сохранить и передать другому. Отсюда следует, что наука изучает не вообще всякие явления, а только те из них, которые повторяются. Ее главная задача - отыскать законы, согласно которым эти явления протекают.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.2.68 (0.011 с.) |