Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры



Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

 

Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования.

1) Наука как познавательная деятельность. Наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

Наука начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется с помощью специально этого экспериментального метода. Логические следствия, сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы).

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

2 ) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Современная наука – сложная иерархично организованная система знаний:

Науки о естествознании Гуманитарные науки и общественные науки – в 18-19 вв

Различные специалисты понимают науку разными способами. Момент возникновения отмечается в разное время

Наука – особая формы умственной интеллектуальной деятельности – процесс познания окружающей действительности. Она возникает одновременное с появлением человечества

Наука – область интеллектуальной деятельности, свойственная представителям определенного социального слоя. Так она возникает в Античной Греции 9-4 вв до н.э.

Благодаря указанным свойствами – способность к мышлению (рациональное), которое было нацелено на достижение объективной истины

По причине презрения физического труда знания Древней Греции имели умозрительный характер. Попытки теоретического умозрения

Развитие философии (мифологии) – первые зачатки знаний (математика, астрономия)

Историки ссылаются на то, что древнегреческие философы не были первыми, они использовали результаты вавилонян и египтян

В Древней Греции возникает первая научная программа:

Атомитическая программа Демокрита

Идеалистическая (математическая) программ Пифагора (космическое отношение между вещами). Платон развивает философское направление

Программа Аристотеля рассматривает мир как двойственный данных в явлениях, феноменах, но за этим то, что ощутить не могли

Задача науки – изучая явления, суметь постичь по Аристотелю сущность вещей

Классификация объектов мира

Классификация наук

Наука – социальный институт, возникает в эпоху нового времени (16-17 вв.)

Первая научная революция, в итоге которой:

Утверждаются достижения механики и математики (становятся идеалом знаний)

Происходит смена космологических представлений. Геоцентрическая система мира заменяется гемоцентрической.

Механитическая картина мира.

Галилело предложил новую систему научных методов, он сделал возможным математизацию физики и науки вообще (научные знания) – формулы

Изменяется отношение к научной деятельности. Осознается значимость познания, его полезность, впервые в обществе осознается потребность поддерживать научное знание

Открытие Америки

Наука – соединяется системой образования. Первые университеты (12-13 вв.) – богословие, юриспруденция, медицинские факультеты. Массовая организация университетов (16-17 вв.)

Наука – как непосредственная производительная сила. Середина 20 вв в эпоху НТП и НТР

Научная рациональность

Рациональность — тип мышления и соответствующего ему продукта, к. обладают: а) языковой выразительностью; б) определённостью понятий, терминов и состоящих из них суждений, их значение и смысл; в) системностью; г) обоснованностью (наличием логической связи м/у суждениями); д) открытостью для вн. и внеш. критики, оснований и средств; е) рефлективностью (самоуправляемостью процессом мышления); ж) способностью к изменению всех компонентов мышления, включая продукт мышления. Различают закрытую и открытую рациональность:1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом, но в ней опасность релятивизма и ситуация постоянного поиска «твёрдой почвы».

Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н. Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.

Классический рационализм тесно связан с идеалом н. объективности зн. Необходимость исключить субъективные кач-ва человека и всего, что не относится к объекту, т.к. это помехи н. познания. Место реального человека, мыслящего, чувствующего и переживающего, занимал абстрактный субъект познания.

Неклассический рационализм оформился под влиянием теории относительности. Для достижения истины важно не исключить все помехи, а уточнить их роль и влияние, учесть соотношение природы объекта со средствами и методами исследования. Учитывается динамическое отношение человека к реальности, в к. важное значение приобретает его активность. Субъект подвержен необходимости саморазвития при взаимодействии с внеш. миром.

Постнеклассическая рациональность показывает, что понятие рациональности включает не только логико-методологические стандарты, но и анализ целенаправленных действий человека. Идея плюрализма рациональности (на месте одного разума возникло много типов рац-сти). Соотнесение зн. не только с активностью субъекта и средствами познания, он и с «ценностно-целевыми структурами деятельности». Человек — системообразующий фактор, он одновременно и наблюдатель, и активатор. Расширение объектной сферы за счет включения систем типа «киборгоотношения», «вирт. реальность», к. сами являются порождениями НТП.
Пост-неклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».

 

Научные теории.

Научная теория представляет собой систему первоначальных, исходных понятий и основных законов, их которых с помощью определения могут быть образованы все другие ее понятия, а из основных законов логически выведены остальные законы.

В точных науках в структуре теории выделяют обычно исходные, или первичные, понятия, которые считаются неопределяемыми. Все другие понятия вводятся с помощью операции логического определения. Костяком теории служат ее основные законы и фундаментальные принципы. Из них по правилам дедуктивной логики выводят вторичные законы.

Основание науки.

 

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный институт,

К основаниям науки относят фундаментальные принципы, понятийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тогда, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную картину мира, следовательно, научная картина мира является фундаментальным основанием науки.

В настоящее время помимо естественных, общественных и технических наук различают науку теоретическую и экспериментальную, фундаментальную и прикладную. Говорят о большой науке, твердом ядре науки, о науке переднего края, подчеркивая ее гипотетичность.

В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философские основания. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки.

Кумулятивизм, возникший на основе обобщения практики описательного естествознания, предполагал упрощенное понимание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения. Эмпиристский кумулятивизм отождествляет рост знания с увеличением его эмпирического содержания, рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где каждый последующий элемент включается в систему наличествующих абстрактных принципов и теоретических обобщений. Заблуждения истолковываются как субъективный процесс, произвольное отбрасывание старого и опровержение принятого.

Однако история науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснований. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс.

 

Система идеалов и норм распадается на: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания; 3) идеалы и нормы построения и организации знания. Идеалы и нормы имеют двоякую детерминацию: они зависят как от специфики изучаемых объектов, так и от конкретно исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.

Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир.

В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины, либо идеал гуманитарно ориентированного использования науки.

В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец знания.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования. В проблеме должно содержаться противоречие, указывающее на существующий предел знания и те новые факты, для объяснения которых и необходимо научное исследование.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования.

 

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

 

Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования.

1) Наука как познавательная деятельность. Наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

Наука начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется с помощью специально этого экспериментального метода. Логические следствия, сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы).

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

2 ) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Современная наука – сложная иерархично организованная система знаний:

Науки о естествознании Гуманитарные науки и общественные науки – в 18-19 вв

Различные специалисты понимают науку разными способами. Момент возникновения отмечается в разное время

Наука – особая формы умственной интеллектуальной деятельности – процесс познания окружающей действительности. Она возникает одновременное с появлением человечества

Наука – область интеллектуальной деятельности, свойственная представителям определенного социального слоя. Так она возникает в Античной Греции 9-4 вв до н.э.

Благодаря указанным свойствами – способность к мышлению (рациональное), которое было нацелено на достижение объективной истины

По причине презрения физического труда знания Древней Греции имели умозрительный характер. Попытки теоретического умозрения

Развитие философии (мифологии) – первые зачатки знаний (математика, астрономия)

Историки ссылаются на то, что древнегреческие философы не были первыми, они использовали результаты вавилонян и египтян

В Древней Греции возникает первая научная программа:

Атомитическая программа Демокрита

Идеалистическая (математическая) программ Пифагора (космическое отношение между вещами). Платон развивает философское направление

Программа Аристотеля рассматривает мир как двойственный данных в явлениях, феноменах, но за этим то, что ощутить не могли

Задача науки – изучая явления, суметь постичь по Аристотелю сущность вещей

Классификация объектов мира

Классификация наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 3297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.032 с.)