Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная сухость и бесплодность

Поиск

Поступай так, Филотея, когда у тебя будет утешение; но это прекрасное время не всегда длится; придет время, когда ты почувствуешь, что твоя душа, как земля пустынная, бесплодная, на которой нельзя да же отыскать дорогу к Богу, ни даже капли (Пс 62.3) благодати, чтобы оросить се. Она стала уже такой сухой, что кажется надо вновь поднимать целину.

 

Увы, как достойна сожаления душа, находящаяся в таком состоянии, особенно если эта болезнь остра. Тогда, подобно Давиду, душа рыдает день и ночь. А в это время враг, чтобы довести ее до отчаяния, смеется над ней: Где твой Бог? (Пс 41.4) На какой дороге ты найдешь Его? Кто вернет тебе радость Его благодати? Что же делать в это время, Филотея?

Будь внимательна! В чем причина этой печали? Часто мы сами бываем виноваты в бесплодности и сухости души. Подобно тому, как мать отказывает своему ребенку в сладком, когда оно ему вредно, так и Бог не посылает душе утешений, если это приводит ее к превозношению или другим суетным чувствам. «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс 118.67-71).

 

Это происходит, когда мы по лености не приносим плодов той любви, которую посылает нам Бог. Израильтяне собирали манну до восхождения солнца, но после не могли этого делать, так как она исчезала (Исх 16.21). Иногда мы погружены в земные и чувственные утешения и удовольствия, как невеста в Пес не Песней (Песн 5.2-6). Жених стучится в нашу дверь, зовет нас к духовным занятиям, но мы торгуемся с Ним, нам жаль оставить свои земные дела и ложное удовольствие. Тогда Он проходит мимо и оставляет нас на месте, и когда мы снова захотим Его найти, нам долго придется Его искать. Мы этого заслужили, так как не были верны Его любви, так как отказались следовать за Ним из-за мирских дел. У нас есть мука Египта, зачем нам манна небесная? Пчелы не любят искусственных ароматов, и аромат Духа Святого не совместим с искусственными наслаждениями этого мира. В твоей душе создается двойственность, и нет ничего удивительного, что Дух Святой, которому ты лжешь, отказывает тебе в своих утешениях.

 

Ты насытилась мирскими удовольствиями, что удивительного в том, что духовные утешения тебе не по вкусу? «Алчущия исполнил благ и богатящихся отпустил тщи» (Лк 1.53). Тот, кто богат удовольствиями мирскими, не доступен духовным. Сохранила ли ты плоды прежних утешений? Если сохранила, то ты по лучишь новые, потому что тому, кто сохранил - прибавится, а тому, кто по своей вине утратил полученное, у того отнимется и то, что он имеет (Мф 25.29), и он не получит того, что ему было приготовлено. Дождь оживляет зеленые растения, но уничтожает тс, которые уж засохли. Вот почему мы теряем утешение благочестия и впадаем в состояние сухости и бесплодности. Проверим свою совесть и мы обнаружим подобные недостатки. Но помни, Филотея, что эту проверку надо делать без беспокойства и излишнего любопытства, и если после внимательного рассмотрения ты найдешь причину в себе, благодари Бога: когда причина найдена - зло наполовину уничтожено. Если же, напротив, ты не находишь ничего особенного, что ты могла бы считать причиной этой сухости, не старайся больше искать, без дальнейшего анализа, со всей простотой - смири себя перед Богом в сознании своей нищеты и ничтожества. Что я сам по себе, о Господи, только земля сухая потрескавшаяся, которая жаждет дождя с неба, а ветер рассеивает тучу и обращает ее в пыль.

 

Призови Бога и попроси у Него радости: «Дай мне. Господи, радость спасения Твоего (Пс 50.14), «отврати чашу сию от меня» (Мф 26.39, Лк 22.42), отыми ветер бесплодный, который иссушает мою душу, пошли ветер утешения, да подует он в мой сад (Песн 4.16) и разнесет ароматы цветов. Иди на исповедь - открой перед Богом твое сердце, пусть будут видны все изгибы твоей души. С простотой и смирением прими все советы духовные. Бог любит послушание и обращает в пользу советы других, а особенно руководителей духовных. После всего этого ничто не может быть таким полезным при этих состояниях как терпение и спокойное ожидание того момента, когда ты будешь от них освобождена. Я не говорю, что не надо ожидать освобождения, но надо положиться на милость Божию и не проявлять поспешности и нетерпения. Скажи: «О, Господи, если можно, отними от меня эту чашу» (Мф 26.39, Лк 22.42). Видя эту святую готовность, Господь утешит нас своими милостями, так же как Аврааму он дал чудное видение и благословение, увидев у него готовность пожертвовать своим любимым сыном. Будем говорить с глубокой покорностью: Господь дал мне утешение, Он и взял его у меня. Да будет имя Его благословенно! (Иов 1.21) Главное, Филотея, не будем терять мужества, но с терпением ожидая возвращения всех утешений, будем идти сво им путем, не оставляя дел благочестия. Если возможно, умножь добрые дела. Он примет наши дары и «сухими», если только увидит, что мы безусловно решили любить Его.

 

Когда цветет весна, пчелы делают больше меда и меньше заботятся о потомстве, так как все время летают вокруг цветов, но когда весна сурова и туманна, они приносят меньше меда и больше заняты потомством. Часто бывает, что среди утешений духовных душа пренебрегает добрыми делами и, наоборот, будучи лишенной этих радостей, обращает больше внимания на серьезные дела благочестия и приносит больше плодов, производя на свет подлинные добродетели терпения, смирения, отречения от себя, отвержения самолюбия. Некоторым, особенно женщинам, кажется, что Богу менее угодно, когда мы служим Ему без горячности, без сильных чувств. На самом же деле наши действия подобны розам. Когда розы свежи, они особенно прекрасны, но когда они начинают терять свою красоту, они приобретают сильный и тонкий аромат. Дела наши, которые сопровождаются теплыми чувствами, особенно приятны для нас, а когда они не вызывают этих чувств, они прибретают особенную ценность перед Богом.

 

Да, дорогая Филотея, в состоянии сухости наша воля быстрее побуждает нас служить Богу и производит действия более сильные и постоянные, чем теплота чувств.

Не трудно служить принцу в мирное время, когда ты пользуешься всеми удовольствиями придворной жизни, но попробуй служить ему среди тревог и преследований, среди суровости воины. Святые говорят, что наиболее ценна перед Богом та молитва, к которой мы себя принуждаем, несмотря на сухость сердца и внутреннее сопротивление. То же можно сказать и о всех добрых делах. Чем больше препятствий и внешних и внутренних, тем более они ценны перед Богом. Чем меньше мы лично заинтересованы в деле добродетели, тем чаще светит в ней любовь к Богу.

 

Глава XV

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ ТОГО, ЧТО БЫЛО СКАЗАНО НА ПРИМЕРАХ

«Обычное явление, что почти все, кто начинает служить Богу, не имеют опыта в превратностях духовной жизни». Как только верующий перестает непосредственно чувствовать отраду, которая помогает идти путем Божиим - он выдыхается и впадает в сердечную печаль и малодушие. Объясняют это тем, что природа человека такова, что он не может долго оставаться без утешения земного или небесного. Возвышенные души легко отказываются от чувственных утешений для утешений высших, но когда отнимается утешение не только телесное, но и духовное, не будучи еще при ученными терпеливо ожидать возвращения истинного солнца, они начинают чувствовать, что они не на земле и не на небе и как бы погружаются в постоянную ночь. И как грудной младенец мечется и стонет, потеряв грудь матери, так и они тоскуют и не находят себе покоя. Так, во время путешествия, о котором идет речь, случилось с Geoffroy de Peronne, только что по святившим себя служению Богу. Оказавшись без утешения, во внутреннем мраке, он начал возвращаться к своим светским друзьям и родным и был осаждаем тяжкими искушениями. Один из братьев спросил его: «Отчего ты стал так угрюм и печален?» «Никогда больше я не буду веселым», -сказал Geoffroy. Взволнованный брат из жалости к своему другу рассказал все их общему духовному отцу, который, видя опасность, зашел в ближайшую церковь, чтобы помолиться за него. В это время Geoffroy, подавленный печалью, уснул на камне, через некоторое время оба встали, один после молитвы, другой после сна, с таким веселым и спокойным видом, что его друг, пораженный этим внезапным изменением, напомнил ему то, что он сказал вчера. «А теперь я уверен, что никогда больше не буду печален», - ответил тот.

 

В отношении этого рассказа, Филотея, заметь следующее: Бог дает вначале духовные радости для того, чтобы отвлечь человека от земных наслаждений и побудить его стремиться к духовной любви. Иногда Бог потом отнимает эти утешения, чтобы научить нас более твердому благочестию среди испытаний и искушений.

 

Большие бури поднимаются в душе, которая чувствует сухость и не знает еще, что надо терпеливо переносить и се.

 

Мы никогда не должны терять мужества, как это было с Geoffroy. Среди ночи мы должны ждать света, но и в хорошее время не думать: «Я никогда не буду печален», Мудрец говорит: «В дни счастья надо вспоминать несчастья» (Сир 11,25). Надо надеяться в период трудностей и бояться в период благополучия, и в том и в другом случае всегда надо смиряться.

 

Хорошее средство - открыть свое страданье духов ному другу, который может нам помочь. В заключение скажем, что Бог и враг нашего спасения имеют противоположные намерения как в этом, так и во всех других случаях: Бог хочет вести нас к полной чистоте сердца и полному отказу от собственных интересов в служении Ему, к полному отрешению от себя. Но лукавый хочет те же обстоятельства использовать для того, чтобы лишить нас мужества, повернуть нас в сторону чувственных удовольствий, сделать так, что бы мы надоели самим себе и другим, для того чтобы обесславить и оклеветать святое благочестие. Но, если ты последуешь моим советам, ты только укрепишь путь к совершенствованию среди внутренних скорбей, о которых я хочу сказать еще несколько слов.

 

Иногда уныние, отвращение и безразличие бывают связаны с нездоровьем, переутомлением и другими видами недомогания, которые относятся к телу, но влияют и на душу, в виду тесной связи, существующей между ними. В этом состоянии надо попытаться сделать что-нибудь доброе, чтобы можно было сказать, как невеста в Песне Песней: «Я сплю, но сердце мое бодрствует» (Песн 5.2). В то же время необходимо дать телу законный отдых и облегчение. Святой Франциск учил, что труды должны быть умеренны, чтобы не ослаблять рвения духа. Один раз Святой Франциск почувствовал глубокую меланхолию, которую он приписал распущенности. Когда он хотел беседовать со своими учениками, он не мог этого сделать; когда он от них отходил, было еще хуже; он был ослаблен воздержанием и изнурением плоти, и молитва не облегчала его. Так продолжалось два года, и ему казалось, что он покинут Богом. Но после того, как он со смирением перенес это тяжелое испытание, Спаситель дал ему вновь счастливое спокойствие.

 

Это мы рассказали для того, чтобы ты знала, что великие рабы Божие также были подвержены различным потрясениям, а потому и мы не должны удивляться и унывать, когда они случаются с нами.

 

ЧАСТЬ V

Глава I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.77 (0.013 с.)