ТОП 10:

О КРОТОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ



 

Кротость должна распространяться и на отношение к самому себе, к своим собственным недостаткам. Хотя, по справедливости, наши недостатки должны быть неприятны для нас и вызывать сожаление, однако на до чтобы эти чувства не переходили в печаль, гнев и досаду. Большую ошибку делают тс, у которых вспышка гнева вызывает гнев, таким образом мы только открываем дверь для новых гневных чувств, которые и проявляются при первом же случае. Кроме того, этот острый и резкий гнев против себя самого всегда имеет привкус гордости и самолюбия, которое не хочет видеть себя несовершенным. Надо спокойно и твердо отнестись к своим недостаткам, как судья, который спокоен и рассудителен и лучше судит, чем тот, кто судит страстно и субъективно; спокойное и постоянное раскаяние ценнее чем пылкое, поспешное, гневное, вызванное скорее настроением, чем сознанием серьезности ошибок. Например, человек, который ценит целомудрие, будет с несравненной печалью от носиться к малейшей своей погрешности против него, но не будет обращать внимания даже и на грубое злословие. Тот же, кто боится злословия, будет мучиться и от легкого шепота молвы и не заметит даже грубой

своей погрешности против целомудрия. Так случается всегда, когда совесть руководствуется не разумом, а страстью.

 

Поверь мне, Филотея, замечания, сделанные крот ко и сердечно, больше способствуют исправлению, чем сделанные в гневе и раздражении. Точно так же, когда наше сердце сделало ошибку, если мы ее примем кротко и спокойно - раскаяние будет глубже и исправление быстрее, чем в тех случаях, когда мы переживаем гнев и досаду. Например, если бы у меня было сильное желание не впадать в грех тщеславия, и все же я вновь обнаружил бы резкое проявление этого греха, я бы не стал высказывать свое сожаление в таком роде: «Разве ты не ужасен и не несчастен, если после стольких решений ты вновь увлекаешься тщеславием? Умирай от стыда, не подымай глаза к небу, слепой, бесчестный предатель, неверный своему Богу» и т.п. Нет, я подошел бы к своему сердцу сострадательно: «Мое бедное сердце, ты упало в яму, которую мы столько раз решали избегать. Поднимемся и оставим ее навсегда, будем просить милосердия Божия и будем надеяться, что оно поможет нам стать более твердыми. Смелей пойдем по пути смирения, будем на страже, и Бог нам поможет». На такой основе мы создадим более твердое решение не впадать более в ошибку, приняв соответствующие меры и посоветовавшись с нашим руководителем.

Если же кто-нибудь считает, что его сердце не будет тронуто таким кротким исправлением, он может прибегнуть к более сильным упрекам, однако, закончить их надо кроткой и святой преданностью Богу, подражая великому кающемуся, который, видя свою душу опечаленной, старался ободрить ее таким образом: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасите ля моего и Бога моего» (Пс 41.6). Подними свое сердце, когда оно упадет, совсем крот ко, смиряясь перед Богом, в сознании своей нищеты, но нисколько не удивляясь своему падению, потому что нет ничего удивительного в том, что немощное немощно, слабое слабо и убогое убого. В то же время возненавидь то оскорбление, которое ты нанесла Богу, и с большим мужеством и доверием к Его милосердию возьмись за развитие той добродетели, которую ты утратила.

Глава X

О ТОМ, ЧТО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛАМИ ТЩАТЕЛЬНО, БЕЗ СПЕШКИ И ИЗЛИШНЕЙ ЗАБОТЫ

 

Тщательность ,и старание, которые мы должны иметь во всех наших делах, не имеют ничего общего с поспешностью, озабоченностью и беспокойством. Ангелы заботятся о нашем спасении и совершают его с усердием, не проявляя ни спешки, ни беспокойства. Заботливость и старание присущи любви и сопровождаются миром и спокойствием, а поспешность и смятение противоречат этому блаженному состоянию. Делай все свои дела со старанием и усердием, потому что они доверены тебе Богом, но не делай их с тревогой, беспокойством и горячностью. Не торопись, торопливость смущает ум и мешает нам хорошо делать свое дело. Господь сказал Марфе: «Ты заботишься и суетишься о многом» (Лк 10.41). Если бы она просто заботилась, она бы не суетилась, но потому что она была неспокойна, она спешила и суетилась. Реки, которые спокойно и тихо текут по долине, носят большие корабли с множеством товаров. Тихие дожди способствуют росту трав и урожаю хлебов, но водопады и реки с бурным течением не судоходны, а бурные проливные дожди опустошают поля. Никогда дело, сделанное с поспешностью и беспокойством, не приносит пользы. Мудрец говорит: «Тот, кто спешит, тот спотыкается» (Притч 19.2). Если мы делаем хорошо, мы всегда сделаем вовремя. Трутни делают больше шума и больше суетятся, чем пчелы, но они не производят ни воска, ни меда, так же и те, кто шумит, торопится и суетится, никогда не сделают ни много, ни хорошо. Мухи беспокоят нас не своей силой, но своим множеством, точно так же одно большое дело не бес покоит нас так, как множество мелких. Исполняй все свои дела в мире по порядку, потому что, если ты будешь их делать все сразу или в беспорядке, ты будешь делать усилия, которые будут тебя угнетать и ослаблять твой ум, ты будешь задавлена их тяжестью, и твои усилия большей частью будут безрезультатны.

 

Во всех своих делах полагайся на промысел Божий, благодаря которому только и могут осуществиться твои намерения. Со своей стороны, трудись так, что бы твои усилия согласовывались с волей Божией, и ты всегда будешь иметь успех, и дело всегда будет плодотворным для тебя, независимо от того, будет ли оно сделано плохо или хорошо, по твоему суждению. Маленькие дети одной рукой держатся за руку отца, а другой срывают ягоды вдоль изгороди. Так и ты, трудясь и добиваясь земных целей одной рукой, держись другой за руку Отца Небесного, время от времени поворачиваясь к Нему, чтобы узнать, доволен ли Он твоей работой. Но остерегайся оставить Его руку и поддержку, надеясь собрать побольше ягод. Если Он тебя покинет, ты упадешь, не сделав ни одного шага. Когда ты занята обыкновенными делами и занятиями, которые не очень трудны и спешны и не требуют все го твоего внимания, ты больше смотри на Бога; но когда у тебя очень важные дела, которые целиком поглощают твое внимание - ты должна также смотреть на Бога, хотя бы время от времени, как делают те, которые плывут в открытом море к желанной земле. Они вынуждены смотреть вверх на небо, чтобы найти путь, а не на волны внизу. Таким образом, Бог будет работать вместе с тобой, в тебе и для тебя, и твой труд будет сопровождаться утешением.

 

Глава XI

О ПОСЛУШАНИИ

 

Одна любовь может дать совершенство, но послушание, целомудрие и нищета - три великие способа ее приобрести.

 

Послушание посвящает наше сердце, целомудрие - наше тело и нищета - все наше достояние всецело любви и служению Богу. Это три ветви духовного креста, и все они имеют общий корень - смирение. Я не говорю здесь об этих трех добродетелях как об обетах, которые имеют место только в монашестве. Важно не столько, чтобы были обещаны, принесены эти обеты, сколько, чтобы эти добродетели были претворены в жизнь. Мы все обязаны осуществлять в жизни все три добродетели, но каждый по-разному, сообразно своему положению.

 

Есть два вида послушания: необходимое и добро вольное. К первому относится послушание, которое должны оказывать дети родителям, ученики учителям, подданные управителям, подчиненные начальникам. Если все эти лица будут выполнять приказания старших, они выполнят необходимое послушание; чтобы послушание было более совершенным - они будут выполнять также их советы и желания, поскольку этого требуют любовь и благоразумие. Не будет большой добродетелью, если вы выполните их желания, когда они предложат вам что-нибудь съесть или пойти гулять, но если вы откажетесь это выполнить, это будет большим пороком. Более существенным может быть послушание в вещах безразличных: получить ту или иную одежду, идти по той или другой до роге, петь или молчать. Послушание же в делах трудных, суровых и неприятных будет послушанием совершенным. Слушаться надо кротко, без возражений, быстро, без замедления, весело, без печали, а главное с любовью, ради любви. Господь был послушен даже до смерти крестной (Фил 2.8), и, как говорит св. Бернард, скорее отказался бы от жизни, чем от послушания. Чтобы охотно учиться слушаться старших, надо быть снисходительным к желаниям равных вам, не противореча им, если только в них нет ничего дурного, не быть высокомерным.

Приспосабливайтесь и к желаниям младших, поскольку они разумны, не проявляя своей власти, если они ничего дурного не имеют в виду.

 

Добровольное послушание то, которое осуществляется по выбору и по доброй воле. Подчиняться надо каждому в том отношении, в котором он компетентен: власти - в делах общественных, прелатам - в церковных, учителям - в учебных, отцу или мужу - в семейных, в том, что касается души - духовнику. Пусть ваш духовный отец укажет вам, какие дела благочестия вам надо делать, и они будут еще более ценными, благодаря послушанию. Блаженны послушные - Бог ни когда не попустит чтобы они заблудились.

 

Глава XII







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.005 с.)