ТОП 10:

КАК РЕАЛЬНО ЖИТЬ В НИЩЕТЕ, БУДУЧИ БОГАТЫМ



 

Я хочу, чтобы одновременно в твоем сердце жили и нищета, и богатство, и большая забота о временном, и большое к нему презрение. Больше заботься о том. чтобы твое имущество было полезным и приносило плоды, чем это обычно делают мирские люди. Разве садовники великих князей не стараются о возделывании и украшении садов, которые им поручены, как если бы эти сады были их собственными? Почему же? Потому что эти сады принадлежат князю, которому они хотят угодить своими трудами.

 

Филотея! Имущество, которое мы имеем, не наше, Бог дал нам его для того, чтобы мы сделали его полезным и плодоносным, и для того, чтобы Он был доволен нашими трудами.

Мирские люди очень заботливо и основательно де лают все из любви к себе, а мы должны работать из любви к Богу. Любовь к самому себе сильна, стремительна, беспокойна, поэтому и все труды их полны печали, тревоги, неуверенности. Любовь к Богу кротка, мирна и спокойна, и все наши дела, хотя бы они имели в виду мирские вещи, должны быть кротки и чисты. Будем же следить за ограждением, а когда нужно и за возрастанием временных благ, потому что Бог хочет, чтобы мы и это делали из любви к Нему. Но следи, чтобы тебя не обмануло самолюбие, потому что оно часто маскируется под любовь к Богу. Забота о временных благах не должна превратиться в скупость. Отдавай всегда от чистого сердца часть своих средств бедным. Бог вернет их, и не только в будущем веке, но и в этом, потому что временное благоденствие больше всего зависит от милостыни. Любя бедность и бедных, ты тоже станешь бедной, потому что, как говорит Писание (Ос 9.10), мы всегда уподобляемся тому, что мы любим. «Кто был болен -с кем бы я не болел! И кто был беден, с кем бы я не был беден!» (2 Кор 11.29), говорит апостол. Будь часто среди бедных, люби их общество, щедро делись с ними своим имуществом. Будь беднее их: слуга меньше, чем господин его (Ин 13.16), будь их слугой, когда нужно, будь кухаркой, и прачкой и сиделкой. Такое служение выше, чем королевство. Один из величайших королей Людовик Святой прислуживал нищим за столом, ежедневно сажал с собой за стол троих из них и с любовью съедал остатки их пищи. Когда он приходил в больницу, он ухаживал за больными, страдающими самыми тяжелыми и внушающими отвращение болезнями, как проказа и другие. Все это он делал на коленях, с обнаженной головой, почитая в их лице Спасителя мира, и относился к ним С такой нежностью, с какой только любящая мать может относиться к своим де тям.

 

Святая Елизавета, дочь короля Венгерского, любила находиться среди нищих и даже надевала их одежду. О, дорогая Филотея, они были нищи в своем богатстве и богаты в своей нищете! «Блаженны нищие, им принадлежит Царство Небесное» (Мф 5.3). «Я был голоден и вы накормили Меня, я был наг и вы одели Меня - приимите Царство, которое Я приготовил вам от сложения мира» (Мф 25.34-36).

 

С каждым случается, что у него в какой-то момент нет всего, что ему необходимо, как бы он ни был богат; радуйся этим случаям, прими их от всего сердца.

 

Когда ты почувствуешь неудобства и будешь в чем-то нуждаться, как это бывает во время неурожая, пожара, наводнения и т.п., смиренно и терпеливо приспосабливайся к этому недостатку. Различие между человеком и животным в отношении платья состоит в том, что животные его никогда не снимают, а чело век может снять и надеть по своему усмотрению.

 

Глава XVI

КАК БЫТЬ БОГАТЫМ СРЕДИ БЕДНОСТИ

 

Но, если ты действительно бедна, претвори бедность в добродетель, она имеет большую цену на небе. Будь терпелива, ты в хорошем обществе: Господь, Матерь Божия, апостолы, множество святых были бедны, и даже те, кто был богат, отказывались от своего богатства и презирали его. Сколько светских людей ушли в монастыри искать святую нищету, не смотря на большие препятствия: св. Алексей, св. Павла, св. Анджела и многие другие. А вот к тебе она сама пришла без твоих усилий. Прими се как подругу Иисуса Христа, который родился, жил и умер в бедности. Твоя бедность, Филотея, имеет два больших преимущества. Она пришла не по твоему выбору, но по воле Божией. А то, что пришло по воле Божией, всегда лучше, если мы примем его с чистым сердцем и с любовью. Всегда лучше то, в чем меньше нашего и больше Божьего. Простое и искреннее принятие воли Божией делает наши страдания особенно чистыми.

 

Второе преимущество заключается в том, что это настоящая бедность, презираемая, отвергнутая, а не такая, которую все уважают и хвалят. Не жалуйся на свою бедность; жалуются только на то, что не нравится, а если бедность тебе неприятна - ты не приобрела нищеты духом, но богата привязанностями. Не жалуйся на то, что тебе мало помогают - в этом совершенство бедности. Хотеть быть бедным и не хотеть связанных с этим неудобств - честолюбие, потому что ты желаешь почета бедности и удобств богатства. Не стыдись быть бедной, принимай милостыню со смирением и отказ с кротостью.

 

Глава XVII-XXI

О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ

Первое место среди страстей души занимает любовь. Это царица всех движений нашего сердца. Она все обращает к себе и делает нас подобными тому, что мы любим (Ос 9.10). Поэтому особенно остерегайся полюбить что-нибудь дурное - это тотчас же сделает и тебя дурной.

 

Дружба - самый опасный из всех видов любви, по тому что при дружеских отношениях человек больше всего способен прибретать качества своего друга.

Не всякая любовь есть дружба, потому что:

1. Можно любить, не будучи любимым. В таких случаях любовь есть, а дружбы нет, так как дружба непременно должна быть взаимной, а без этого она и не будет дружбой.

2. Можно любить человека, который даже не знает, что ты его любишь. Но такая любовь не может быть дружбой, так как дружба предполагает взаимные отношения, которые непременно должны лежатьв основе дружбы.

 

Дружба может носить различный характер, в зависимости от характера взаимоотношений. Взаимоотношения, в свою очередь, будут различны, в зависимости от того, на чем они построены. Если они строятся на основаниях суетных и ложных, то и дружба будет ложной и суетной. Если основания дружбы истинны, то и дружба будет истинной. Чем более совершенны эти основания, тем более совершенна и дружба. Подобно тому как мед, собранный из цветов, которые содержат яд, делает человека безумным, так и дружба, построенная на ложных и порочных основаниях, будет дурной и ложной.

 

Поэтому взаимоотношения, основанные на чувственных удовольствиях, не могут вести ни к любви ни к дружбе, и достойны только животных, в то время как у человека брак предполагает верность, сердечную привязанность, общность жизненного пути, поэтому и дружба в браке есть дружба истинная и святая.

 

Общение, основанное на чувственных удовольствиях, недостойно имени дружбы, так же как и такое общение, которое основано на суетных и легкомысленных взаимоотношениях, которые в основе своей так же чувственны.

 

Я называю чувственными удовольствиями те, которые непосредственно, и по преимуществу, связаны с внешними чувствами: зрением, слухом, осязанием.

 

Суетными добродетелями я называю те качества, которые слабым духом кажутся добродетелями и совершенствами, как, например, умение хорошо одеваться, хорошо танцевать, казаться привлекательным, занимать общество и т.п.

 

Дружба, основанная на подобных увлечениях, скорее может называться ветреностью, нежели дружбой. Эти виды дружбы кратковременны и тают, как снег от солнца.

 

Когда подобная ветреная дружба имеет место между лицами разного пола, она чаще всего принимает характер влюбленности. Эти отношения не являются ни дружбой, ни любовью, так как они суетны и несовершенны. Они представляют собой призрак дружбы. Эти глупые и ветреные отношения могут переходить в плотские и порочные, хотя первоначально это и не входило в намерения участников и, таким образом, эти отношения обнаруживают всю свою нечистоту.

 

Но, может быть и так, что пройдет несколько лет и чистота телесная не будет нарушена. Однако, сердце будет занято пустыми и вредными чувствами, влечениями, желаниями. Занимаясь подобными вещами, человек следует только своему вкусу и инстинкту. При первой же встрече, не пытаясь заглянуть поглубже, он начинает подобные отношения и, сам того не замечая, опутывается сетями, из которых очень труд но выбраться. Некоторые просто из тщеславия пытаются завоевать чье-либо сердце и, расставляя сети другому, сами в них попадают. Все эти виды отношений - пустые, безумные и порочные. Порочные потому, что они кончаются плотским грехом и отрывают сердца от любви к Богу. Безумные, потому что не имеют никаких разумных оснований. Пустые, потому что не приносят ни пользы ни удовлетворения. Напротив, они заставляют терять время и ничего не обещают в будущем.

Все, что говорит по этому поводу Григорий Назианзин, обращаясь к женщинам, относится и к мужчинам. «Ты расставляешь свои сети, желая понравиться. Вначале это обмен взглядов, ничего не значащих и приятных слов. Но пусть язык мой остерегается сказать, что происходит впоследствии! Из этих игрушек вы растают железные цепи, которые губят и того и другого».

 

Если ты думаешь, что тот огонь, который ты пытаешься для забавы зажечь в сердце другого, не воспламенит твоего собственного - ты ошибаешься. Есть такая трава (faproxis), которая воспламеняется при виде огня. Огонь любви более активен и проникает дальше, чем ты думаешь.

 

Когда идешь по просторной поляне, нет надобности держаться за руки, но когда люди пробираются по узкой горной тропинке, часто приходится привязывать одного к другому, чтобы кто-нибудь не свалился в пропасть.

 

В монастыре можно и не иметь личных друзей, но в миру это необходимо для того, чтобы чувствовать себя тверже и помогать друг другу при трудных переходах, которые так часто встречаются.

 

В миру не все имеют один дух, не все стремятся к одной цели. Поэтому приходится держаться в стороне от толпы и выбирать себе друзей. Этот выбор необходим, это отделение добра от зла, овец от козлов. Св. Писание указывает на то, что Сам Господь имел особенно нежную дружбу с апостолом Иоанном, Лаза рем, Марфой, Марией Магдалиной (Ин 13.23, 11.5). Апостол Петр был связан дружескими отношениями со св. Марком и св. Петронилией, апостол Павел с Тимофеем и святой Феклой, св. Григорий Назианзин сто раз упоминает о своей исключительной дружбе с Василием Великим, рассказывая о ней в следующих словах: «Казалось, что в двух телах жила одна душа. У нас было одно стремление приготовить себя еще здесь на земле к будущей небесной жизни». Блаженный Августин пишет, что святой Амвросий Медиоланский любил святую Монику за те редкие добродетели, которые он находил в ней, а она видела в нем ангела Божьего.

 

Многие святые высоко ценили дружбу. Дело не в том, чтобы не иметь друзей, но в том, чтобы дружба была святой и чистой.

 

Вот, видишь, мед, который имеет ядовитые свойства, похож на тот, который имеет свойства целебные. Большая опасность заключается в том, чтобы соединять один с другим. Добрые качества одного не уничтожают яда другого.

 

Надо быть очень осторожным, чтобы не обмануться, особенно тогда, когда речь идет о лице другого пола, так как «враг» иногда представляет нам его в лучшем виде, чем он есть на самом деле.

 

Начинают с любви добродетельной. Если человек недостаточно осмотрителен, к ней присоединяется легкомыслие, затем чувственность и, наконец, грех.

 

Ты можешь отличить любовь духовную и святую от любви мирской, как мед Гераклеи от обыкновенного меда. Когда ты возьмешь его на язык, он слаще вся кого другого меда, благодаря акониту, который придает ему добавочную сладость.

 

Такова же и мирская дружба, подслащенная лестью, красивыми словами, похвалой чувственных качеств.

 

Святая дружба имеет язык простой и ясный. Она прославляет только добродетель и благодать Божию, на которой она основана.

 

Но когда проглотишь мед Гераклеи, чувствуешь головокружение, а ложная дружба вызывает затемнение ума, которое приводит к колебанию относительно целомудрия и благочестия, к нескромным взглядам, чувственным ласкам и другим фамильярностям, которые ведут к падению. Святая дружба имеет ясный взор - она обращена к Богу.

 

Мед Герклеи затемняет зрение, а мирская дружба -рассудок, так что человеку кажется, что он поступает хорошо, в то время как он поступает дурно, и он находит разные предлоги и самооправдания для оправдания своих поступков; она боится света и любит сумрак. Святая любовь не прячется от взора добрых людей.

 

Наконец, мед Гераклеи оставляет во рту большую горечь, и ложная дружба кончается плотскими потребностями, а если они не удовлетворяются - ревностью, печалью, оскорблениями, ненавистью. Чистая дружба всегда ровна и добродетельна, и из нее возникает только еще более чистое и совершенное единение душ, которое является прообразом той дружбы, которая будет на небесах.

 

Св. Григорий Назианзин говорит, что павлины привлекают самок своим криком. Также и мужчина, который прихорашивается, любезничает, шепчет и льстит женщине или девушке, имеет нечистые намерения. Честная женщина затыкает уши, чтобы не слышать этого павлина и сохранить в чистоте свое сердце. Молодые люди, которые в своем поведении, взглядах и ласках допускают что-нибудь такое, чего бы они не сделали в присутствии своих родителей или духовных руководителей, делают это против своей совести.

 

Какие же средства есть против этой ложной любви, безрассудных, нечистых отношений? Как только у тебя является малейшее подозрение, беги от них с презрением, беги к кресту Спасителя, возьми Его терновый венец и окружи им твое сердце, чтобы враг не мог к нему приблизиться. Не иди ни на какие компромиссы с врагом, не говори: «Я послушаю, что он скажет, но не буду исполнять, слова коснутся только моих ушей, но не коснутся моего сердца». О, ради Бога, будь сурова в этих случаях. Уши и сердце связаны между собой, и как невозможно предотвратить удар грома, который следует за молнией, так трудно помешать словам любви, которые попали в ухо, проникнуть в сердце. Алкмеон утверждал, что овцы дышат ушами, а не носом. Правда, Аристотель отрицал это. Кто из них прав, не так важно. Но факт таков, что сердце наше дышит через уши, вдыхает через них мысли других и выдыхает свои собственные при помощи языка.

 

Будем охранять свои уши от безумных слов, иначе мы заразим свое сердце. В этих случаях нечего бояться быть невежливым или агрессивным. Вспомни, что ты вверила свое сердце Богу и Ему посвятила свою любовь, и было бы святотатством отнять хотя бы од ну крупинку. Призови Бога, и Он поможет тебе. Но что делать, если ты уже попала в сети безрассудной любви? О Боже, как трудно твое положение! Исповедуй перед Ним твою суетность и слабость, а затем отвергни эти сети, откажись от ложных обещаний и признаний, останови свое сердце и прими твердое решение никогда больше не возвращаться к игре страстей. Постарайся совершенно удалиться от предмета твоей привязанности.

 

Человек не может излечиться, находясь в присутствии того, кто продолжает наносить ему те же раны. Св. Амвросий описывает молодого человека, который надолго разлучился с предметом своей привязанности, и когда при встрече услышал обращение: «Разве ты меня не узнаешь, я все та же», ответил: «Это верно, но я уже не тот». Но что делать тому, кто не может уехать? Прекратить всякие тайные встречи, улыбки, прикосновения, все то, что может хоть сколько-нибудь питать не погасший еще огонь. А если не обходимо объяснение - прямо и сурово заяви о необходимости расстаться навсегда. Всем, кто попал в эти любовные сети, я говорю: «Рви, уничтожай их!» Не занимайся тем, чтобы распарывать нитки - порви их, не развязывай узлов - разрежь их, никакие связи и обязательства не могут здесь иметь места, они ничего не стоят. Не охраняй любви, которая противна любви Божией.

Однако, после того как ты порвешь эти цепи рабства врагу, у тебя останутся еще рубцы от железа, т.е. от привязанности. Но, если у тебя достаточно презренья к этому злу, у тебя останется крайний ужас от этой нечестивой привязанности и всего того, что с ней связано. И пусть у тебя не останется другой привязанности к этому лицу, чем желание предать его милосердию Божию. Но если, вследствие недостатка покаяния, у тебя остались еще некоторые дурные склонности, предоставь душеуединение духовное, отойди от встреч и развлечений. Исповедуйся и причащайся чаще, чем обычно, рассказывай о всех оставшихся искушениях на исповеди, читай духовные книги. Будь тверда и не сомневайся в том, что Бог поможет освободиться от страстей. Ты возразишь мне: а не будет ли это неблагодарностью, порвать так безжалостно с человеком, который был тебе близок?

 

Блаженная неблагодарность, которая возвращает тебя Богу!

 

Если ты делаешь это для Бога, то оказываешь не неблагодарность, но великое благодеяние тому чело веку, потому что порывая свои цепи, ты одновременно порываешь и его цепи, и хотя сейчас он чувствует себя несчастным, впоследствии поймет, что это было его счастьем, и так же, как и ты, будет благодарить Бога: «О, Господи, Ты разрешил узы мои; Тебе при несу жертву хвалы, и имя Твое призову» (Пс 115.7-8).

Глава XXII

ЕЩЕ О ДРУЖБЕ

 

Дружба требует большого общения, без этого она не может ни возникнуть, ни существовать. Часто бывает, что вместе с дружбой в наше сердце проникают и другие виды отношений - взаимная передача впечатлений, привязанностей, склонностей. И если мы уважаем особенно того, кого любим, незаметно мы принимаем его вкусы и склонности, не различая, хорошие они или худые. Пчелы ищут мед, но если им попадается мед Гераклеи, они незаметно усваивают его яд. Древние говорили: будьте хорошими меновщиками и монетчиками. Это значит - не принимай фальшивой монеты вместе с хорошей, различай подделку от подлинника. Надо любить друга, несмотря на его недостатки, но это не значит, что надо любить и перенимать самые эти недостатки. Часто происходит, что люди заимствуют у своих родителей, мужей, жен, друзей не только хорошее, но и дурное. У каждого довольно своих недостатков, для чего заимствовать их у других? Надо помогать друг другу от них освобождаться и поддерживать друг друга в перенесении их. Иное дело грех преходящий, дружба поможет в борьбе с ним. Если он становится постоянным, дружба кончается. Если друг хочет ввести нас в грех, он становится нашим врагом. Если мы дружим с человеком порочным, наша дружба порочна. Мудрец сказал: «Боящиеся Бога ищут доброй дружбы» (Сир 6.17), и св. Иаков сказал: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак 4.4).

Глава XXIII

О ВНЕШНИХ ПОДВИГАХ

 

Существует легенда о том, что если написать какое-нибудь слово и вложить его в орешек миндаля, сложив записку определенным образом, то на всех плодах этого дерева окажется выгравированным то же слово. Я не сторонник того мнения, что если ты хочешь преобразовать человека, надо начинать с внешнего: с прически, с одежды, с привычек. Мне кажется, напротив, надо начинать с внутреннего. «Дай Мне твое сердце» (Притч 23.26), говорит Господь. «Положи меня как печать на сердце твое» (Песн 8.6). Сердце - источник наших поступков. Тот, у кого Христос в сердце, будет соответственно направлять и свои внешние поступки. Поэтому имя Иисуса Христа я хо тел бы, прежде всего, написать и выгравировать в твоем сердце. И тогда я буду уверен, что твоя жизнь, зерно которой в сердце, как зерно миндального дерева в орешке, произведет те действия, которые являются его плодами, на которых будет печать того же спасительного имени. И, поскольку Христос будет жить в твоем сердце, это будет сказываться во всем твоем поведении, в твоих глазах, в твоих руках, в твоих устах и даже в твоей прическе. По слову ап. Павла: «Не я уже живу, но живет во мне Христос» (Гал 2.20). Короче говоря, кто завоевал сердце человека, завоевал всего человека. Но надо научить это сердце, как оно должно формировать свою внешнюю жизнь, чтобы оно управляло ею, и в ней отражалось бы не только благочестие, но великая мудрость и скромность.

 

Вот по этому поводу я и хочу дать тебе несколько советов.

 

Пост имеет важное значение, он подавляет плоть, возвышает дух, подчиняет аппетит и тело разуму и воле человека. Враг больше боится тебя, когда знает, что ты соблюдаешь пост. Старайся особенно соблюдать среду и пятницу. Но пост не должен быть чрезмерным. Мы подвергаемся искушениям и тогда, когда мы получаем слишком много, и когда получаем слишком мало пищи. Чрезмерная суровость поста может сделать человека неспособным к делам любви. Надо соразмерять пост с силами и с трудом, который несет человек. И пост и труд порабощают плоть. Если надо выбирать, то полезный труд во славу Божию надо предпочесть.

 

Церковь освобождает от поста в тех случаях, когда это нужно для дел, которые служат Богу или ближним. Один трудится постясь, другой - служа больным, занимаясь проповедью и т.п.

Надо беречь телесные силы для полезных трудов, потому что ослабить их можно всегда, когда это нужно, но восстановить не так легко. «Ешьте все, что вам предложено (Лк 10.8), не разбирайте пищи и не уделяй те этому излишнего внимания». Лучше быть всегда разумно умеренным, чем временами чересчур строгим, а в другое время распущенным.

 

Ночью надо спать каждому, соответственно его здоровью, столько, чтобы он мог с пользой бодрствовать днем. И так как Священное Писание сотни раз на примерах святых и на естественных основаниях указывает на утро, как на наиболее плодотворную часть суток, и Сам Господь именуется Восходящим Солнцем (Зах 3.8, 6.12), а Матерь Божия - утренней Зарей, (Песн 6.9) я считаю, что лучше всего ложиться раньше, чтобы пробуждаться рано утром. Это время самое прекрасное, тихое и светлое. В это время пробуждаются и птицы и поют хвалу Богу. Вставать рано утром надо и для здоровья и для святости.

В

алаам ехал верхом на ослице искать Валаака, но так как намерение его было недобрым, ангел ждал его на дороге с мечом, чтобы его убить. Увидав ангела, ослица три раза останавливалась. Валаам жестоко бил ее палкой, чтобы заставить ехать дальше, но на третий раз она упала и, чудесным образом, заговорила: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?». Тогда глаза Валаама открылись, и он увидел ангела, который сказал ему: «За что ты бил ослицу? Если бы она не своротила от меня, то я убил бы тебя, а ее оставил бы живой». И тогда Валаам сказал ангелу: «Согрешил я, ибо я не знал, что ты стоишь против меня на дороге» (Числ 22.21-34). Видишь, ослица не виновата, во всем виноват Валаам.

 

Так бывает и с нами: у женщины тяжело заболел муж или ребенок, и она спешит выполнять посты, занимается умерщвлением плоти. Увы, зачем ты бьешь бедного осла? Тебе надо исправить свое сердце, поду мать о том, как ты воспитала своего ребенка, предназначая его только для гордости и тщеславия, как ты делала себе идола из своего мужа. Вот человек, который склонен к роскошеству, он испытывает муки со вести и возмущенно восклицает: «Дурная плоть, которая меня предает», и предается неумеренному аскетизму. Если бы его тело могло заговорить, как Валаамова ослица, оно бы сказало: «За что ты бьешь меня, несчастный, это ты виноват, зачем ты используешь свои глаза, руки и ноги для дурных дел? Когда будут у тебя хорошие мысли, и у меня не будет дурных действий. Это ты бросаешь меня в огонь и хочешь, чтобы я не горело».

 

Для того, чтобы исцелить себя от пороков, надо угнетать свою плоть, но прежде всего надо очистить свое сердце и свои чувства. И никогда не следует пред принимать телесных подвигов, не посоветовавшись со своим духовником.

 

Глава XXIV

О БЕСЕДАХ И УЕДИНЕНИИ

 

Искать бесед и избегать их - это две крайности при благочестивой жизни в миру, о котором идет речь. Когда избегают разговоров - это кажется невниманием и презрением к ближнему, а искание их является праздностью и тратой времени. Надо любить ближнего, как самого себя (Мф 22.39). Чтобы проявить любовь к ближнему, не надо избегать его, а для того, чтобы любить самого себя, надо оставаться одному. 122

 

«Думай о себе, а потом уже о другом», говорит св. Бернард. Если у тебя нет необходимости встречаться и вести беседы, оставайся одна и беседуй со своим сердцем. Но если есть необходимость в беседе, посети или встреть своего ближнего от всего сердца. Дурные раз говоры - те, в которых есть дурные намерения, или когда их ведут нескромные и порочные люди. Надо отворачиваться от них, как пчелы отворачиваются от слепней и шершней. Подобно тому, как у тех, кого укусила бешеная собака, пот, дыхание и слюна заражены, те, кто встречается с порочными и распущенными людьми, засорили свою душу, что особенно опасно для детей и слабых людей. Бывают разговоры, которые нужны только для отдыха после серье ных занятий - им можно уделить немного времени. Некоторые беседы имеют целью оказать внимание ближнему, не надо пренебрегать ими. Полезны беседы с людьми благочестивыми и добродетельными. В них надо участвовать как можно чаще.

 

Виноград, посаженный среди оливковых деревьев, приобретает вкус сливы; душа, которая часто находится среди добродетельных людей, приобретает их качества. Шмели сами не добывают мед, но они могут делать это совместно с пчелами. Для дела благочестия важно, чтобы мы беседовали с душами благочестивыми. Во всяком разговоре следует предпочитать простоту, кротость и скромность. Люди манерные, делающие все искусственно, нарочито, которые считают каждый шаг и говорят нараспев, очень утомительны в разговоре. В беседе должна преобладать умеренная веселость. Св. Ромуальд и св. Антоний особенно славны тем, что при всей суровости своей жизни их лицо и их слова всегда заключали в себе радость, веселие и вежливость. «Радуйтесь с радующимися!» (Рим 12.15) - еще раз скажу тебе вместе с апостолом: «Всегда радуйся о Господе, и пусть скромность твоя будет известна всем людям» (Фил 4.4-5). Для это го нужно, чтобы предмет твоей радости всегда был достойным. Воздерживайся от шуток, которые могут уколоть или очернить кого-нибудь.

 

Я уже говорил, что во время любых разговоров можешь оставаться внутренне в уединении. Можно любить уединение, не уходя в пустыню, как Мария Египетская, св. Антоний, Арсений и др. отшельники, но у тебя в комнате, в саду и где угодно ты можешь увести свой ум в сердце и дать отдых своей душе путем добрых размышлений, святых мыслей или хорошего чтения, по примеру великого епископа Назианзинского, который говорил: «Я прогуливался один на закате солнца или проводил время на берегу моря. Это давало мне возможность отдохнуть от обычных занятий». Св. Амвросий проводил за книгой в тишине время, которое оставалось у него после всех забот и занятий. Также, когда апостолы рассказывали Господу сколь ко они сделали и как проповедовали, Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните не много» (Мк 6.31).

 

Глава XXV

ОБ ОДЕЖДЕ

 

Ап. Павел хочет, чтобы благочестивые женщины (то же относится и к мужчине) имели благопристойные одежды и облекались в чистоту и трезвенность (1 Тим 2.9-10). Польза одежды и других украшений зависит от материи, формы и чистоты. Чистота необходима всегда. Мы не должны допускать, чтобы наша одежда оставалась загрязненной. Внешняя чистоплотность должна соответствовать внутренней. Бог требует телесной чистоты от тех, кто приближается к алтарю и берет на себя главную заботу о благочестии (Ис 52.11). Что же касается материи и формы одежды, она в значительной степени зависит от времени, возраста, общества, характера. В праздники обычно одеваются лучше, чтобы отметить этот день, в дни поста и покаяния носят соответствующую одежду, на свадьбах носят одежду свадебную и на похоронах -траур. Замужние женщины наряжаются, чтобы сделать приятное своему мужу, девушки, чтобы понравиться разным лицам.

 

Ваша одежда не должна быть неприятна тем, кто вас окружает, но избегайте тщеславия, любопытства, легкомыслия. Простота и скромность - лучшее украшение для красивых и для некрасивых. Мужчины, которые украшаются, надевают драгоценности, завивают волосы - кажутся женоподобными, а женщины, которые много заботятся об украшениях, кажутся пустыми и нескромными. Они оправдываются тем, что не имеют при этом дурных намерений, но дурные намерения всегда имеет «враг». Я бы хотел, чтобы ты была одета лучше всех, но менее кричаще и искусственно, чем другие: чтобы твоя одежда была изящна и благопристойна.

Глава XXVI







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.02 с.)