ТОП 10:

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ



Благочестивые размышления проясняют нашу мысль и озаряют ее светом божественным, а нашу волю направляют к небесной Любви. Ничто так не очищает наш ум от невежества, а нашу волю от ненужных привязанностей. Это святая вода, под струями ко торой начинают вновь зеленеть ростки наших добрых желаний, душа очищается от своего несовершенства, а сердце от своих страстей.

 

Особенно советую тебе размышлять о жизни и страданиях Господа Иисуса Христа. Чем чаще ты будешь думать оНем, тем более душа твоя будет Им наполняться и ты будешь учиться подражать Ему. Он - свет мира (Ин8.12), в Нем, через Него и для Него мы должны быть освящены и просвещены. Он древо жизни, к которому мы стремимся и под сенью которого находим успокоение (Песи 2.3), Он колодец Иакова (Ин 4. 6), вода которого омывает все наши грехи. Дети научаются говорить, слушая речи своей матери и пытаясь лепетать в ответ на ее слова. И мы, находясь мыслью своей вблизи Спасителя и внимательно изучая Его слова, поступки и чувства, научаемся с помощью Его благодати говорить, действовать и жить, как Он.

 

Поверь мне, Филотея, только эта дверь (Ин 14.6) ведет нас к Богу Отцу; так же, как зеркало не обладало бы способностью отражения, если бы не было укреплено на свинце, так и Божество не было бы доступно нам здесь на земле, если бы не было соединено с освященным человечеством Спасителя. Поэтому Его жизнь, страдания и смерть наиболее необходимый, близкий и жизненный предмет для наших размышлений. Не напрасно Спаситель назван «Хлебом, сошедшим с небес» (Ин 6.41-51), подобно тому, как хлеб мы употребляем за каждою трапезой, так и мысль о Спасителе должна присутствовать при всех наших делах и размышлениях. Больше всего нужно размыш лять об этом, восстав от сна, когда ум наш еще свеж после ночного отдыха.

 

Если для тебя это возможно, проводи этот час в храме, где никто не будет отвлекать или тревожить. Начинай каждый раз с того, чтобы почувствовать свое предстоящие перед Богом. Прочти со вниманием «Отче наш», «Богородице» и «Верую». Молитва Господня, архангельское приветствие и апостольский символ лучше всего настроят душу даже в том случае, если ты не будешь иметь времени прочесть все установленные молитвы, заменяя их такой сосредоточенной внутренней молитвой.

 

Если по какой-либо серьезной причине не удалось посвятить утром хотя бы один час этим занятиям, отодвинь их на какой-нибудь более поздний, но не послеобеденный час. Замени эти размышления чтением какой-нибудь благочестивой книги и постарайся исправить свою ошибку на следующий день.

 

Главы II

КАК ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЭТИМ ЗАНЯТИЯМ

Может быть ты не знаешь, Филотея, как приступить к этому делу. Немногие знают это в наше время. Я укажу тебе краткий и простой способ, который поможет тебе, прежде чем ты познакомишься с соответствующими книгами. Я обращу твое внимание, прежде всего, на два момента: 1. необходимость почувствовать себя перед лицом Божиим и 2. просить Божией помощи.

 

Для выполнения первой задачи я советую обратиться к следующим основным средствам:

 

Первое - подумай о вездесущии Божием. Бог везде, нет такого места или такой вещи в мире, где бы Он не присутствовал. Подобно тому, как птица, куда бы она ни полетела, везде находит воздух, так же точно, где бы мы ни были, куда бы ни пошли - везде Бог присутствует. Эта истина известна всем, но никто не задумывается об этом с достаточным вниманием. Слепой может не знать, что около него находится какой-нибудь князь, но он будет внимателен к своему поведению, если его об этом пре дупредить. Однако, может случиться и так, что, видя его, он скоро забудет об этом предупреждении и не будет относиться с должным уважением к тому, кто здесь присутствует. Увы, Филотея, мы часто не только не видим и не чувствуем вездесущего Бога, но забываем о тех предупреждениях, которые делает нам наша вера. Мы забываем об этом и ведем себя так, как если бы Бог был далеко от нас. Мы знаем, что Бог присутствует везде и во всем, но, забывая об этом, поступаем так, как если бы мы этого вовсе и не знали. Поэтому, прежде чем начать какое-либо дело, надо внимательно продумать слова песнопевца: «Взойду ли я на небо - Ты, Господи, там, спущусь ли в недра земли - и там я найду Тебя» (Пс 138.8). Иаков,увидев священную лестницу, воскликнул: «Страшно место сие. Господь на месте сем. Аз же ведех» (Быт 28.117-16). Он хочет сказать, что он не подумал об этом, хотя он хорошо знал, что Бог везде и во всем.

 

Приступая к молитве, надо сказать себе: «Сердце мое! Бог действительно здесь».

 

Второе средство осознать присутствие Божие заключается в том, чтобы подумать о том, что Бог не только присутствует во всяком месте, где бы ты ни была, но что Он особенно присутствует в твоем сердце, в глубине твоей души, оживляя и одухотворяя ее Своим присутствием, что Он есть сердце твоего сердца и душа твоей души. Подобно тому как душа наполняет все наше существо, но ближе всего находится к нашему сердцу, так и Бог, присутствуя во всех вещах, ближе всего к нашей душе. Поэтому Давид называет Бога «Боже сердца моего» (Пс 72.26) и апостол Павел говорит: «В Боге мы живем, движемся и существуем» (Деян 17.28). Имея это в виду, вы будете с особенным вниманием относиться к своему сердцу, в котором Бог присутствует особенно близко и непосредственно.

 

Третье средство заключается в том, чтобы подумать о том, что наш Спаситель в Своем «человечестве» видит каждого человека мира, а особенно христиан, которые являются Его детьми, и особенное внимание обращает на тех, кто занят молитвой.

 

Это не простое воображение, а подлинная правда. Он созерцает нас в то время, когда мы Его не видим.

 

Четвертое средство заключается в том, чтобы представлять себе Спасителя таким, каким Он был на земле, так, как мы представляем обычно себе наших друзей, говоря о них: «Я ясно представляю себе, что тот или другой думает или делает».

 

Когда мы находимся перед святым алтарем, мы непосредственно предстоим Спасителю, Который скрыт в Святых Дарах, как бы за занавесом. Всеми этими средствами мы всегда должны пользоваться, чтобы не утратить присутствия Божьего.

 

Глава III

ПРИЗЫВАНИЕ, КАК ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ

Если душа твоя сознательно предстоит пред Богом, она испытывает чувство крайнего благоговения, сознавая свое недостоинство и прося Его помощи. Вспомни слова псалмопевца: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс 50.13). «Просвети Лице Твое на раба Твоего (Пс 30. 17, 118.135) и научи мя оправданием Твоим» (Пс 118. 181). «Вразуми мя и испытаю закон Твой и сохраню его всем сердцем моим» (Пс 118.34). «Раб Твой аз еемь, вразуми мя, и увсм сведения Твоя» (Пс 118-125).

 

Глава IV

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТЕМ

ИЛИ ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ РАЗМЫШЛЕНИЯ (как 3-й элемент подготовки)

Если ты размышляешь о страданиях и смерти Спасителя, представь себе яснее те места, где это происходило так, как об этом повествуют евангелисты. Молитвенно призови тех, кто присутствовал на Голгофе; Матерь Божию, апостола Иоанна, Магдалину, сотника Лонгина, они сообщат тебе те чувства, которые они тогда испытывали.

 

Когда мы размышляем о предметах более отвлеченных, как например: о величии Божием, о преходящести видимого мира, о совершенстве добродетелей, такая конкретизация невозможна; однако и здесь мы можем опереться на конкретные образы, аналогичные примеры. Это необходимо для того, чтобы мысль наша не разбегалась по сторонам; так мы сажаем птичку в клетку, чтобы лучше рассмотреть ее, или привязываем сокола, чтобы он сидел наверху неподвижно. Быть может, скажут, что достаточно только веры и чисто духовного представления о ее тайнах. Но для начинающих это слишком тонко и высоко. Я советую тебе, Филотея, оставайся внизу, в долине, пока Сам Бог не подымет тебя выше.

Глава V

ДРУГАЯ СТОРОНА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Цель размышления о предметах духовных не ученость, не рассуждение, но лишь укрепление в добродетели и любви к Богу.

 

Укрепив свои мысли и чувства и направив их на определенный предмет, ты будешь рассматривать его насколько для тебя это доступно, поступая как пчелы, которые не покидают цветка пока не соберут весь мед, какой они только могут в нем найти. Только делай это спокойно и неторопливо.

 

Глава VI

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Каждое размышление возбуждает нашу волю, вызывая в ней определенные желания и стремления: любовь к Богу и ближнему, желание подражать Спасителю, страх оскорбить Бога, ненависть ко греху, уверенность в милосердии Божием, и многие другие.

 

Эти общие чувства и стремления необходимо свести к определенным частным конкретным решениям, касающимся твоей жизни, твоего исправления. Например: первое слово Господа на кресте, несомненно, вызовет у тебя желание простить врагам и любить их. Но и этого будет недостаточно, если ты не примешь определенного решения, например: «Я не буду больше смущаться колкостями своей соседки или служанки или презрением со стороны таких-то лиц. Я буду стараться расположить их к лучшим чувствам и т.д.». Таким образом, Фшютея, тебе легче будет исправить твои ошибки.

 

Глава VII

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Благодари Бога за все свои чувства и решения, к которым ты пришла.Проси благословения на все твои действия и решения и силы на их исполнение.

 

Молись за церковь и ее пастырей, за родных и друзей, читай «Отче наш» и «Богородице Дево», самые необходимые молитвы, обязательные для всех верных.

 

Тот, кто гуляет в саду, где растет множество прекрасных цветов, всегда желает взять с собой хоть несколько цветочков, чтобы не расставаться с ними и вдыхать их аромат в течение целого дня.

 

Так и душа, после всех своих молитвенных размышлений , стремится выбрать из них два или три, по своему вкусу, те, которые наиболее близки ей, чтобы духовно дышать ими и помнить о них в течение целого дня. Бот, что я называю собрать маленький букет бла гочестия.

 

Глава VIII

НЕОБХОДИМЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ

Особенно необходимо, чтобы ты осуществила в жизни самым тщательным образом те решения, которые были тобою приняты в результате размышления. Вот в чем плоды размышления, без которых они не только бесполезны, но и вредны. Размышления, ко торые не находят осуществления в жизни, только расслабляют душу; нам кажется, что мы таковы, как мы подумали и решили. Но если решения не приводятся в исполнение, они становятся пустыми и опасными. Поэтому надо во что бы то ни стало осуществлять их в жизни и искать случаев больших или меньших для их осуществления. Например, я решил кротостью действовать на тех, кто меня оскорбляет, я начинаю в тот же день искать случая встретиться с ними и ласково их приветствовать, а если я не имею возможности встретиться с ними, то во всяком случае отзываться о них хорошо и молиться за них.

Глава IX







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.012 с.)