ТОП 10:

РУКОВОДСТВО К БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ



ЧАСТЬ I

МЫСЛИ И ЗАНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТОГО. ЧТОБЫ ВЕСТИ ДУШУ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЖЕЛАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ К ТВЕРДОМУ РЕШЕНИЮ ЕЕ ОСУЩЕСТВИТЬ

Глава I ОПИСАНИЕ ИСТИННОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Ты стремишься к благочестию, дорогая Филотея, потому что, будучи христианкой, ты знаешь, что эта добродетель особенно приятна Богу. Но для того, чтобы идти по пути этой добродетели, необходимо с самого начала уяснить себе, что есть истинное благочестие, так как существует множество ложных, суетных и суеверных представлений о благочестии.

 

Художники часто, рисуя женские портреты, делают их похожими на тех женщин, которых они любят. Точно так же многие представляют себе благочестие сообразно с собственными страстями и фантазиями. Тот, кто ценит особенно пост, считает, что соблюдение постов делает человека благочестивым, хотя бы сердце его и оставалось нечистым. Другой считает себя благочестивым потому, что читает длинные молитвы, хотя после этого он ссорится с домашними и с соседями. Третий охотно раздает нищим милостыню, но в нем нет кротости и он не умеет прощать врагам. Все эти люди обычно считаются благочестивыми, но они не таковы в действительности.

Жена Давида Мелхола, спасая его от врагов, нарядила статую в одежду Давида и положила ее в кровать, чтобы подумали, что муж болен и лежит в постели (1 Цар 19.11-16). Так некоторые прикрываются внешними делами, которые имеют отношение к благочестию, чтобы люди думали, что они духовны и благочестивы; в действительности - это только статуя или призрак благочестия.

Истинное и живое благочестие предполагает любовь к Богу, оно и есть в сущности ничто иное, как любовь к Богу.

 

Душа человека получает от Бога способность делать добро. Благочестие есть высшее проявление этой способности. Страусы никогда не летают, куры летают, но очень невысоко, тяжело и редко. Орлы, голуби, ласточки, летают постоянно, быстро и высоко. Грешники не стремятся лететь к Богу, все их пути на земле и для земли. Люди, которые делают добрые дела, но еще не достигли благочестия, своими добрыми делами приближаются к Богу, но редко, медленно и тяжело; люди благочестивые поднимаются к Богу часто, быстро и высоко.

 

Любовь дает нам возможность практически и постоянно исполнять заповеди Божий, именно она помогает делать это быстрой усердно. Тот, кто не следит за тем, чтобы выполнять все заповеди Божий, не является ни добрым, ни благочестивым, потому что для того, чтобы быть добрым, надо делать дела любви, а для того, чтобы быть благочестивым, надо иметь большую живость и готовность к этим делам. И так как благочестие в значительной степени является совершенной любовью, оно не только делает нас активными и усердными в исполнении всех Божиих заповедей (Пс 118.32), оно побуждает нас быстро неполной готовностью делать такие добрые дела, какие мы только можем, даже тогда, когда они не обязательны для нас, а только желательны, т.е. выполнять не только повеления, но и советы.

 

Подобно тому как человек, который только что оправился после болезни, делает только те шаги, которые ему необходимы, да и то медленно и с трудом, так и грешник, который еще не достиг благочестия, пытается исполнять то, что предписано Богом, но медленно и с усилием. И подобно тому, как совершенно здоровый человек способен не только ходить, но и бегать и прыгать, так и благочестивый не только выполняет предписания, но в состоянии руководствоваться также и советами и высшим вдохновением. Любовь и благочестие отличаются друг от друга только как огонь от пламени. Любовь-это духовный огонь, когда она разгорается, как пламя оно становится благочестием. Благочестие ничего не добавляет к любви, кроме того, чтооно делает ее живой, действенной и постоянной не только в исполнении заповедей, но и советов и внушений небесных.

 

Глава II ОСОБЕННОСТИ И КРАСОТА БЛАГОЧЕСТИЯ

Когда израильтяне были на пути в землю обетованную, многие отговаривали их идти туда, говоря, что воздух там нездоровый и там нельзя долго жить, что местные жители поедают людей (Числ 13.33-34) и т.п. Точно так же, дорогая Филотея, мирские люди запугивают тех, кто хочет идти по пути благочестия. Они говорят, что у людей благочестивых всегда сердитые, печальные и скорбные лица, что благочестие создает характеры меланхолические и невыносимые. И подобно тому, как Иисус Навин и Халев протестовали, утверждая, что земля обетованная хороша и прекрасна и что обладание ею принесет радость и блаженство (Числ 14.7-8), точно так же Святой Дух устами всех святых и Самого Господа (Мф 11.28-30) свидетельствует о том, что благочестивая жизнь есть жизнь прекрасная и счастливая.

 

Мир видит, что благочестивые люди постятся, молятся, терпят оскорбления, ухаживают за больными, помогают бедным, бодрствуют, сдерживают свой гнев, подавляют свои страсти, лишают себя чувственных удовольствий и совершают другие дела подобного рода, которые кажутся тяжелыми и суровыми, но мир не видит внутреннего благочестия сердца, кото рое все эти дела обращает в приятные, легкие и желанные.

 

Посмотри на пчел: они находят на тмине горький сок, а превращают его в мед, такова их особенность. О, мирские люди! Много горечи есть в борьбе с самим собою, но вся эта горечь обращается в сладость и утешение. Огонь, пламя, колеса и мечи казались мученикам цветами и ароматами, потому что они были благочестивы. И если благочестие может усладить жестокие муки и самую смерть, то оно может тем более украсить дела добродетели.

 

Сахар делает более приятным вкус незрелых плодов и смягчает остроту перезревших. Благочестие - это как бы духовный сахар. Оно облегчает горечь страданий и подает утешение. Оно уничтожает печаль бедных и тщеславие богатых, отчаяние презираемого и высокомерие того, кто пользуется почетом, грусть того, кто находится в одиночестве, и рассеянность того, кто находится в обществе, оно дает тепло в холодную зиму и освежающую росу в жаркое лето, оно помогает сердцу человека почти одинаково принимать скорби и удовольствия, и делает равно полезными честь и бесчестие.

 

Посмотри на лестницу Иакова (Быт 28.12) (она изображает собою благочестивую жизнь). С двух сторон она ограждена перилами, это молитва и Таинства, накоторые она опирается, ступеньки - это различные степени любви, по которым душа восходит от одной добродетели к другой; то через действие спускается для помощи ближнему, то через созерцание поднимается до единения с Богом в любви.

 

Посмотри, прошу тебя, на тех, кто находится на лестнице. Это люди с сердцами ангелов или ангелы в человеческом теле. Они все кажутся юными, так как они полны духовной бодрости и силы. У них есть крылья для того, чтобы летать, и они возносятся к Богу в молитве, но у них также есть ноги, чтобы идти к людям и беседовать с ними. Лица их радостны и прекрасны, их голова, руки и ноги открыты, потому что их мысли, действия и привязанности имеют только одну цель - угодить Богу. Остальная часть их тела покрыта легким и прекрасным платьем, потому что они связаны с миром и мирскими вещами, но чисто и искренно, касаясь их слегка, поскольку заставляют обстоятельства, таковы благочестивые люди. Поверь мне, дорогая Филотея, благочестие - это самое нежное, сладостное из всего того, что есть на свете. Оно - царица добродетелей, потому что оно есть совершенство любви. Если любовь, росток, то благочестие - цветок, если любовь сверкающий драгоценный камень, то благочестие есть самое его сверкание. Если любовь имеет аромат, то этот аромат есть благочес тие, аромат, который утешает людей и радует ангелов.

 

Глава III

Глава IV

Глава VI

ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ (Первая ступень очищения)

Средством очищения от греха является Таинство покаяния. Подготовь свою совесть к исповеди. Просмотри все свои грехи с самого начала твоей сознатель ной жизни и до настоящего часа, и если ты не доверяешь своей памяти, запиши то, что тебе удалось припомнить. Проверив, таким образом, свою совесть, ста райся с негодованием и возмущением отвергнуть грехи, которые лишают нас благодати и отлучают от вечной любви Божией. Ты понимаешь, Филотея, я говорю здесь об исповеди, которая касается всей жизни в целом, и которая чрезвычайно полезна в начале, поэтому я особенно советую тебе внимательно к ней отнестись. Часто бывает, что обычная исповедь людей, живущих мирской жизнью, страдает множеством недостатков, часто к ней очень плохо готовятся, часто человек приходит на исповедь, не имея воли отвер нуться от греха, или избегать случаев, благоприят ствующих греху, не имея намерения исправить свою жизнь, отказаться от своей прошлой жизни, осознать долготерпение Божие; полная исповедь успокаивает наше сердце, возбуждает добрые намерения, дает возможность нашему духовному отцу лучше понять наше состояние и открывает возможность еще боль шего доверия при последующей исповеди.

 

Глава VII

О ВТОРОМ ОЧИЩЕНИИ - ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ КО ГРЕХУ

Все Израильтяне оставили землю Египетскую, но не все оставили свои прежние вкусы и привязанности, вот почему некоторые из них, находясь в пустыне, со жалели о мясе и овощах, которые они ели в Египте (Числ 11.4-5). Так же точно и кающиеся часто дают обещание не повторять греха, но сохраняют тяготение к греху, их сердце по временам вновь обращается назад, подобно тому, как это делала жена Лота, удаляясь от Содома (Быт 19.26). Они напоминают больных, которым врач запретил есть дыню, так как она может причинить им смертельный вред, однако они не теряют желания взять ее в руки, понюхать и считают счастливыми тех, кто может ее есть. Слабыми и трусливыми оказываются грешники, которые сожалеют об оставленном грехе; они вспоминают о нем с удовольствием и считают, что те, кто не отказался от него, получают удовлетворение. Например, человек, который стремился к мести, изменил свое намерение после исповеди, но спустя некоторое время мы заста ем его среди друзей, которым он рассказывает подробности своей ссоры, говоря о том, как бы он отомстил своему обидчику, если бы не боялся Бога, и как тяжел Божий закон о прощении. Ах, если бы только можно было отмстить! Разве вы не видите, что хотя этот человек и вышел из Египта, он не потерял вкуса к его яствам. А вот женщина, которая отвергла незаконную любовь, но все же хочет, чтобы ее окружали и за ней ухаживали. Увы! В какой опасности находятся эти люди! О Филотея, для того, чтобы идти по пути благочестивой жизни, надо не только оставить грехи, но и вырвать из своего сердца привязанность ко всему тому, что ведет ко греху. Эти несчастные привязанно сти могут стать постоянными, и за ними всегда скрывается опасность новых падений. Они так отягощают душу, что она становится неспособной делать добрые дела часто, быстро и усердно, что составляет сущность истинного благочестия. Души, которые вышли из состояния греха, но имеют еще к нему тяготение и привязанность, походят, на мой взгляд, на слабых девушек, которые в действительности ничем не больны, но все действия которых болезненны: они едят, но не насыщаются, спят, но не отдыхают, смеются, но не радуются и скорее тащатся, чем идут по дороге жизни. Всякое доброе дело приносит таким душам такое утомление, что их добрые дела становятся редкими и непродуктивными.

 

Глава VIII

Глава IX

О ТВОРЕНИИ

Подумай, ведь некоторое число лет тому назад меня не было еще на свете. Где же мы с тобой тогда были, моя душа? Мир существовал уже так давно, а о нас с тобой и помину не было. Бог создал меня из ничего исключительно по Своему милосердию. Человек - единственное существо в видимом мире, которое спо собно соединиться с Богом и жить вечно. Глубоко смиряйся перед Богом, повторяй от всего сердца слова псалмопевца: «О Господи, я перед Тобой ничто, как Ты вспомнил обо мне, чтобы создать меня?» (Пс 38.6 и Пс 8.5) О, душа моя, ты была бы погружена в небытие еще и сейчас, если бы Бог не извлек тебя оттуда, О, Милосердный Создатель, Ты воздвиг меня из небытия. Как мне благодарить Тебя? Что могу я сделать для того, чтобы прославить имя Твое? Увы! Я не только не стремилась соединиться с Тобой и служить Тебе, я удалялась от Тебя постоянно моими грехами. О, душа моя, помни, что Господь твой Создатель, ты дело его рук (Пс 99.3). Ты не могла сама создать себя. Чем же я могу прославить Тебя, я-прах и пепел? (Сир 10.9) Я хочу посвятить тебе все мое сердце и всю мою жизнь.

 

Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! (Пс 102.1)

 

Глава X

Глава XI

О БОЖИИХ БЛАГОДЕЯНИЯХ

Рассмотри те жизненные блага, которые Бог уделил тебе.

1. Физические: есть люди с искалеченным здоровьем, членами. Другие живут в пренебрежении и бесчестии или в крайней бедности. Ты обладаешь здоровьем, всем необходимым для жизни, друзьями и т.п.

 

2.Посмотри на блага душевные: есть люди, лишенные способностей, речи, душевнобольные, лишенные образования. Бог дал тебе все это.

 

3.Обрати внимание на блага духовные: Ты дитя церкви, о Филотея, ты имела возможность с юных лет познать Бога. Сколько вдохновения, внутренних озарений ты получила! Как часто были прощены тебе твои грехи! Сколько раз ты была избавлена от опасности! Какие условия были созданы за все прошедшие годы для твоего духовного развития! Сколько раз ты приступала к Таинствам!

 

Обрати внимание на милосердие Божие: как милостив был Бог к тебе. Сколько благодеяний дал тебе в жизни.

 

Обрати внимание на свою неблагодарность: «Я не ценила, Господи, Твоих милостей, злоупотребляла Твоими дарами и противопоставляла бездну моей неблагодарности бездне Твоего милосердия».

 

«Не будь неверным и неблагодарным и впредь, мое сердце. Как можешь ты, душа, оставаться равнодушной ко всем милостям Божиим?» (Пс 61.2) Направь все свое внимание, о Филотея, на то, чтобы узнавать и познавать Бога всеми теми путями, которые предлагает тебе Церковь.

 

Глава XII

О ГРЕХЕ

Подумай о том времени, когда ты начала грешить, и о том, как умножились твои грехи с того времени; как они умножались каждый день: грехи против Бога, ближнего и самого себя; грехи делом, словом, пожеланием и мыслию.

 

Подумай о своих дурных наклонностях, о том как часто ты им следовала и ты увидишь, что грехов у тебя больше, чем волос на голове, чем песка в море.

Рассмотри отдельно грех неблагодарности Богу, который является главным грехом, который распространяется на все остальные, делая их еще более тя желыми.

 

Сколько даров дал тебе Господь и как многие из них ты сделала бесполезными! Сколько раз приступала ты к Таинствам, но где плоды? Как ты к ним готовилась? Бог шел к тебе навстречу столько раз, чтобы спасти тебя, и ты столько раз отходила от Него, чтобы погибнуть.

 

«Как предстану я перед Тобою, Господи? Я полна непостоянства и неблагодарности. Ни один день моей жизни нс протек без греха, ни одной способности не осталось во мне, которую бы я не испортила, не осквернила, я пренебрегла благодеяниями моего Творца и кровию моего Спасителя».

 

Проси прощения, повергнись к ногам Господа, как блудный сын, как Мария Магдалина, как блудница. «Господи, будь милостив ко мне, грешной!»

Старайся изменить свою жизнь. Молись, чтобы Бог тебя укрепил.

 

Глава XIII

О СМЕРТИ

Неизвестен день нашей смерти. Душа моя, настанет день, когда ты расстанешься с телом. Когда это будет? Зимой или летом? В городе или в деревне? Днем или ночью? Неожиданно или после предварительной подготовки? После болезни или несчастного случая? Будешь ты иметь время исповедаться или нет? Будет ли при тебе духовный отец или нет? Мы ничего не знаем обо всем этом. Мы точно знаем только то, что непременно умрем и всегда раньше, чем мы предполагали.

 

Мир не будет больше существовать для нас, тогда все удовольствия, земные радости, суетные привязанности - все это станет подобным облаку или призра ку. Ты увидишь, что ты оставляла Бога из-за пустоты. Тогда, напротив, благочестие и добрые дела покажутся тебе такими приятными и желанными. «Зачем я не шла этим прекрасным путем?» -скажешь ты. Грехи, которые тебе казались маловажными, покажутся подобными горам, а твое благочестие - таким ничтожным. Подумай о печальном прощании души с миром: с богатством, удовольствиями, друзьями и соседями, с детьми, с мужем, с женой, со всеми творениями и, наконец, с телом, которое станет бледным и безжизненным, безобразным. Подумай, как поторопятся скорее убрать его и спрятать в землю, а потом нс думать о тебе, как ты сейчас не думаешь о других.

«Господи, упокой душу ее с миром», скажут люди. И это все. О смерть, как ты значительна, как неумолима!

 

Подумай о том, что выйдя из тела, душа пойдет направо или налево. Каким путем пойдет твоя душа? Тем, начало которого было положено в этой жизни.

Молись: «Господи, помоги мне в этот страшный день. Пусть лучше другие часы моей жизни будут печальны, но этот час сделай спокойным и счастливым».

 

Я не хочу привязываться к тебе, мир, потому, что я не знаю часа, когда должна буду тебя покинуть. Дорогие друзья мои, я хочу любить вас той святой любовью, которая пребывает в вечности, я не хочу такой дружбы, которая должна будет порваться исчезнуть.

 

Я хочу подготовиться к этому часу, позаботиться о том, чтобы переход в иной мир был радостным».

Глава XIV

О СУДЕ

Когда придет время, назначенное Богом для кончины мира, после многих ужасных предзнаменований, во время которых люди будут погибать от страха (Лк 21.26), огненное пламя превратит в пепел все лицо земли. После огненного потопа все люди воскреснут при трубе архангела. Но, увы! У одних будут тела славные, у других ужасные, отвратительные.

 

Судья явится окруженным ангелами и архангелами, на небесах явится крест, сияющий, как солнце. Этот Высший Судия поставит добрых по правую сторону, а злых по левую и они будут отделены друг от друга навеки.

Книги совести откроются и ничто не останется скрытым.

Какое смятение для одних и какое утешение для других!

 

Выслушай последний приговор злым: «Идите, проклятые, в огонь вечный, который приготовлен диаволу и слугам его» (Мф 25.41). Бог отринет злых от лица Своего. О, душа, какое ужасное проклятие на всю вечность. Вечный огонь! Вечность страданий как ты ужасна.

 

Выслушай приговор добрым: «Идите, говорит Судия, благословенные Отца Моего, примите Царство, которое уготовано вам от создания мира». О, Боже, какое благословение, этому Царству не будет конца!

 

Глава XV

ОБ АДЕ

Осужденные находятся в адской бездне, как в несчастном городе. Они терпят несказанные муки во всех своих членах и чувствах. Так как они свои чувства и члены употребляли для греха, все они испытывают страдания: глаза, которые бросали злые и лживые взгляды, будут видеть диаволов и ад; уши, которые любили слушать нечистые речи, будут вечно слышать рыдания и слезы и т.п.

 

Кроме всех этих мучений есть еще одно самое тяжелое : они никогда не увидят славы Божией. Для Авессалома более тяжелым лишением было то, что он не мог видеть лица своего любимого отца Давида, чем его изгнание (2 Цар 14.32).

Представьте себе вечность этих страданий, которая сама по себе делает ад невыносимым. Если боль в ухе или жар от лихорадки делает короткую ночь длинной и печальной, то какой страшной покажется вечная ночь мучений. Это будет вечное нескончаемое отчаяние.

 

Душа, приди в ужас от слов пр. Исайи (Ис 33.14): «Душа моя, хочешь ли ты жить вечно среди огня пожирающего?»

Разве ты хочешь оставить Бога твоего навсегда?

 

Глава XVI

О РАЕ

Представь себе прекрасную ясную ночь и подумай, как приятно видеть небо и множество звезд. Присое дини к этому красоту ясного дня и подумай, что вся

эта красота вместе ничто по сравнению с великолепием рая; как драгоценна, как желанна и любима эта страна!

 

Посмотри, как прекрасны, как многочисленны жи тели этой счастливой страны, миллионы миллионов ангелов, херувимов и серафимов, апостолы, мучени ки, исповедники, девы, святые жены - число их нео бозримо, каждый из них прекраснее целого мира.

 

Как счастливы они должны быть, находясь всегда перед лицом Божиим и ощущая Его присутствие. Они, подобно птицам, летают и поют всегда в этой божественной атмосфере, которая наполняет их непости жимою радостью. Каждая из них поет хвалу Создателю. Они вечно благословляют Творца и Спасителя, который, в Свою очередь, благословляет Своих святых: «Благословенны вы, мои дорогие создания, которые служите Мне и славите Меня вечно своею любовью».

 

Любуйся и славь небесное Отечество. Как ты прекрасен, Иерусалим, и как счастливы населяющие тебя!

 

Твое сердце имело так мало мужества и отворачивалось от пути, который ведет в это жилище славы. Ты спросишь себя: «Почему я так удалялась от этого высшего счастья? - Несчастная, для суетных и легких удовольствий ты столько раз оставляла вечные и бес конечные радости. Почему я ставила свои ничтожные желания выше этих вожделенных благ?» - Стремитесь к этому прекрасному жилищу.

 

Глава XVII

ВЫБОР

Представь себя среди поля в одиночестве со своим ангелом-хранителем, как Товия, когда он шел в Раги, и пусть он покажет тебе рай, открытый на небесах со всеми его небесными радостями, а внизу открытый ад со всеми его муками.

Представь себе, что ты находишься посредине, между адом и раем и должна сделать выбор. Подумай, что от выбора в этом мире зависит судьба в вечности.

 

Ты свободна в выборе, но Бог в своем неистощимом милосердии желает, чтобы ты выбрала рай. К тому же побуждает тебя и твои ангел-храпитель, ста раясь помочь тебе.

 

Иисус Христос смотрит на тебя с небесной высоты и говорит: «Иди ко Мне, душа, в вечный покой, навстречу бесконечным радостям Моей любви».

 

Матерь Божия взывает к тебе: «Дочь моя, не отвергни ни призыва Моего Сына, ни Моих воздыханий, иди скорее к вечному спасению».

 

Миллионы святых сердец желают, чтобы твое сердце присоединилось к их сонму и уверяют тебя, что дорога к небу не так тяжела, как думает о том мир. «Смелее», говорят они, «дорогая подруга, взгляни на путь благочестия, по которому мы шли и пришли к таким великим радостям, которых не знает мир».

 

Представь себе, что ты одна среди пустого поля, с правой стороны от тебя твой добрый ангел, а с левой - диаволна высоком троне с несколькими низшими духами вокруг него. Перед ними толпа людей, которые угождают ему то одним грехом, то другим. Посмотри на этих страшных придворных ужасного царя: одни из них полны ненависти, зависти, гнева, другие замышляют убийство, третьи гонятся за богатством и славой, многие испорчены своими грубыми вкусами и привязанностями. Посмотри, у них нет удержа, нет порядка, нет покоя, любовь их фальшива, они презирают друг друга. Тебе будет жаль эту несчастную страну, в которой властвует ужасный тиран.

 

Справа ты увидишь Иисуса Христа на Кресте, Который молится за этих несчастных, чтобы они избавились от страшного тирана, и зовет их к Себе.

 

Теперь взгляни на прекрасную страну благочестия. Ты увидишь дев, жен и мужей, которые чисты, как лилии. Вот вдовы, которые ведут смиренную жизнь, вот семьи, жизнь которых полна любви и взаимного уважения. Ты увидишь, как эти благочестивые души соединяют заботы о внешнем с заботами о внутрен нем, любовь к семье с любовью к небесному Жениху. Все они прислушиваются к словам Господа, которые глубоко западают в их сердца. Их радости прекрасны, спокойны и стройны, их любовь друг к другу свята и чиста. Их печали не нарушают их настроения. Взор Спасителя их утешает, и они все тянутся к Нему.

 

Ты уже отошла от сатаны и его ужасных приспешников, благодаря твоим добрым чувствам и стремлениям, но ты еще не присоединилась к счастливому и святому обществу святых, ты находишься все еще между тем и другим.

 

Матерь Божия, св. Иосиф, святой Людовик, святая Моника и сотни тысяч святых, которые жили в миру, зовут тебя и ободряют.

 

Распятый Господь зовет тебя по имени: «Приди ко Мне и Я увенчаю тебя» (Песн 4.8).

 

«О, мир, я никогда больше не пойду под твоим знаменем. Я навсегда оставлю твою суету. О, царство гордости, о, царь страданий, дух ада, я отрекаюсь от тебя, со всеми твоими суетными торжествами, я презираю все твои дела. Обратившись к Тебе, Иисус, Царь вечной славы и счастья, я отдаю Тебе всю свою душу и сердце, я избираю Тебя раз и навсегда Царем моей души, я покоряюсь Твоему святому закону и заповедям.

 

О, Прекрасная Дева, Царица Небесная, Тебя я избираю своим вождем, Тебе приношу свое поклонение. Ангел мой хранитель, введи меня в общество святых, не оставь меня до тех пор, пока я не приду в их среду, и не присоединю свой голос к их хору, поющему вечно: «слава Иисусу Христу».

 

Глава XVIII

Глава XIX

Глава XX

Глава XXI

Глава I

Главы II

Глава III

ПРИЗЫВАНИЕ, КАК ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ

Если душа твоя сознательно предстоит пред Богом, она испытывает чувство крайнего благоговения, сознавая свое недостоинство и прося Его помощи. Вспомни слова псалмопевца: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс 50.13). «Просвети Лице Твое на раба Твоего (Пс 30. 17, 118.135) и научи мя оправданием Твоим» (Пс 118. 181). «Вразуми мя и испытаю закон Твой и сохраню его всем сердцем моим» (Пс 118.34). «Раб Твой аз еемь, вразуми мя, и увсм сведения Твоя» (Пс 118-125).

 

Глава IV

Глава V

ДРУГАЯ СТОРОНА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Цель размышления о предметах духовных не ученость, не рассуждение, но лишь укрепление в добродетели и любви к Богу.

 

Укрепив свои мысли и чувства и направив их на определенный предмет, ты будешь рассматривать его насколько для тебя это доступно, поступая как пчелы, которые не покидают цветка пока не соберут весь мед, какой они только могут в нем найти. Только делай это спокойно и неторопливо.

 

Глава VI

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Каждое размышление возбуждает нашу волю, вызывая в ней определенные желания и стремления: любовь к Богу и ближнему, желание подражать Спасителю, страх оскорбить Бога, ненависть ко греху, уверенность в милосердии Божием, и многие другие.

 

Эти общие чувства и стремления необходимо свести к определенным частным конкретным решениям, касающимся твоей жизни, твоего исправления. Например: первое слово Господа на кресте, несомненно, вызовет у тебя желание простить врагам и любить их. Но и этого будет недостаточно, если ты не примешь определенного решения, например: «Я не буду больше смущаться колкостями своей соседки или служанки или презрением со стороны таких-то лиц. Я буду стараться расположить их к лучшим чувствам и т.д.». Таким образом, Фшютея, тебе легче будет исправить твои ошибки.

 

Глава VII

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Благодари Бога за все свои чувства и решения, к которым ты пришла.Проси благословения на все твои действия и решения и силы на их исполнение.

 

Молись за церковь и ее пастырей, за родных и друзей, читай «Отче наш» и «Богородице Дево», самые необходимые молитвы, обязательные для всех верных.

 

Тот, кто гуляет в саду, где растет множество прекрасных цветов, всегда желает взять с собой хоть несколько цветочков, чтобы не расставаться с ними и вдыхать их аромат в течение целого дня.

 

Так и душа, после всех своих молитвенных размышлений , стремится выбрать из них два или три, по своему вкусу, те, которые наиболее близки ей, чтобы духовно дышать ими и помнить о них в течение целого дня. Бот, что я называю собрать маленький букет бла гочестия.

 

Глава VIII

НЕОБХОДИМЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ

Особенно необходимо, чтобы ты осуществила в жизни самым тщательным образом те решения, которые были тобою приняты в результате размышления. Вот в чем плоды размышления, без которых они не только бесполезны, но и вредны. Размышления, ко торые не находят осуществления в жизни, только расслабляют душу; нам кажется, что мы таковы, как мы подумали и решили. Но если решения не приводятся в исполнение, они становятся пустыми и опасными. Поэтому надо во что бы то ни стало осуществлять их в жизни и искать случаев больших или меньших для их осуществления. Например, я решил кротостью действовать на тех, кто меня оскорбляет, я начинаю в тот же день искать случая встретиться с ними и ласково их приветствовать, а если я не имею возможности встретиться с ними, то во всяком случае отзываться о них хорошо и молиться за них.

Глава IX

Глава X

УТРЕННЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

 

Утром благодари Бога за то, что Он сохранил тебя в предшествующую ночь. Проси прощения, если согрешила в чем-либо. Подумай о том, как вернее использовать этот день для подготовки к вечности. Подумай о том, какие дела и обстоятельства ожидают тебя в течение этого дня, как использовать их для того, чтобы лучше служить Богу. Какие искушения являются наиболее вероятными для тебя при данных обстоятельствах, например, искушение гнева или гордости или других видов нарушения заповедей. Приго товься к тому, чтобы наилучшим образом использовать все средства, которые помогают тебе служить Богу и возрастать в благочестии. Старайся избегать, бороться и побеждать все то, что противоречит делу спасения и славе Божией. Недостаточно принять решение, необходимо подготовить средства, которые дадут возможность его выполнить. Так. например, если мне предстоит в течение дня иметь дело с человеком гневным и вспыльчивым, я буду стараться не только не допускать у себя ответного чувства, но попыта юсь предупредить вспышки его гнева кротостью или прийти к нему в сопровождении таких лиц, присутствие которых его сдерживает. Если я намерен посетить больного, то заранее подумаю о той пользе и утешениях, которые я мог бы ему принести, и выберу под ходящее время для его посещения, и т.п. Смиряйся перед Богом, сознавая, что без Его помощи ты не в силах ни сделать добро, ни удержаться от зла. Проси Бога. чтобы Он научил тебя и помог служить Ему. Призывай Матерь Божию, своего ангела и святых. Все это надо сделать живо и быстро, прежде чем ты выйдешь из комнаты, тогда все дела твоего дня будут осенены благословением Божиим. Никогда не забы вай сделать это, Филотея, прошу тебя.

Глава XI

Глава XII

О ДУХОВНОМ УЕДИНЕНИИ

В этой главе мы поговорим об одном из самых верных средств продвижения духовного.

 

В течение дня старайся как можно чаще думать о том, что ты предстоишь перед Богом, что Бог видит нас всегда, что Он следит за нами с несравненной любовью.

 

«О, Боже, почему я так редко обращаю свой взор к Тебе, тогда как Твой взор всегда обращен ко мне? Почему я так мало думаю о Тебе? Где же мы находимся с тобою, душа моя, когда мы удаляемся от Бога?»

 

Птицы имеют гнезда, куда они могут укрыться, олень укрывается в тени деревьев. И наше сердце, о Филотея, должно каждый день искать себе покой, поищем это место! Может быть это будет Голгофа, где страдал наш Спаситель, или другое место, которое связано с Его жизнью. Там мы найдем успокоение от всех внешних дел, там будет наша крепость, которая защитит нас от искушений. Блаженна та душа, которая с пылкой искренностью скажет Господу: «Ты мое прибежище (Пс 30.3), Ты моя защита, Ты для меня кров, защищающий меня от дождя, Ты прохладная тень в жаркий полдень» (Сир 34.16). Помни, Филотея, необходимо как можно чаще укрываться в уединении своего сердца, в то самое время, когда физически ты находишься среди разговоров и дел. Это духовное уединение не может быть нарушено множеством окружающих нас людей, потому что ведь они окружают только нашетело, но не наше сердце, и сердце должно оставаться уединенным перед лицом Единого Бога.

 

Так поступал царь Давид среди множества дел и обязанностей, и об этом он говорит в своих псалмах: «Господи, всегда я с Тобою (Пс 72.23). Всегда я вижу перед собой моего Бога (Пс 15.8) и поднимаю взор мой к Те бе, Боже, живущий на небесах (Пс 122.1). Взор мой всегда обращен к Богу (Пс 24.15). Ив самом деле, не часто наши разговоры настолько серьезны, чтобы нельзя было сердцем удалиться в уединение.

 

Отец и мать св. Екатерины Сиенской старались о том, чтобы у нее не было места и времени для молитвы и размышлений. Господь помог ей создать маленький храм в своей душе, в котором она среди множества временных дел находила святое уединение сердца. Когда мир осаждал ее, она не чувствовала никакого беспокойства, она укрывалась в своем внутреннем убежище, где находила утешение в общении со своим небесным Женихом. Своим духовным детям она советовала устроить такое же убежище в своем сердце и оставаться в нем.

 

Итак, пусть ум твой иногда войдет внутрь твоего сердца, и отдалившись от людей, душа будет больше общаться с Богом, как говорил Давид: «Я уподобился пеликану в пустыне и стал как филин на развалинах кровли» (Пс 101.7-8).

 

Глава XIII

Глава XIV

Глава XV

Глава XVI

Глава XVII

Глава XVIII

КАК НАДО ПРИНИМАТЬ ВНУШЕНИЯ

Под внушениями мы понимаем все душевные движения, угрызения совести, озарения и познания (Пс 20.3), которые Бог посылает нам для того, чтобы нас направить, привлечь, возбудить к святым добродетелям, к небесной любви, к добрым решениям, короче, ко всему тому, что ведет нас к благам вечным.

Небесный Жених стучится в дверь (Песн 5.2) к невесте (Ис 40.2; Ос 2.14), Он хочет разбудить се, если она спит (Песн 5.2), признать ее, если она отсутствует (Песн 2.10-13), пригласить се в свой чудесный сад (Песн 2.1, 6.1), послушать ее нежные песни (Песн 2. 14).

 

Душа должна услышать призыв Божий и ответить на него.

 

Есть три ступени добродетели, как и три ступени гpexa, по которым можно спуститься: искушение, услаждение и согласие. Ступени добродетели, по которым можно подняться: внушение, противоположное искушению, вдохновение, противоположное услаждению грехом, и согласие с внушением, которое противоположно согласию с искушением.

 

Если внушение продолжается всю жизнь, но мы его не принимаем, мы только оскорбляем Бога, подобно Израильтянам, которых Бог призывал в течение сорока лет, не находя в них отклика. Они не слушали Божественного призыва и Бог сказал им: «Вы не войдете в покой мой» (Пс 84.11).

 

Если человек полюбит внушения Божий - это уже шаг на пути к согласию, и это приятно Богу, так как это уже располагает человека к согласию. Однако, только согласие является актом добродетели. Так как, если мы полюбили эти внушения, но не согласились с ними, это будет оскорбление, граничащее с неблагодарностью и презрением. Так было с женихом, который, наконец, услышал голос своей любимой, но она не открыла ему двери. Оскорбленный, он покинул ее навсегда (Песн 5.6). Решись, Филотея, принимать всем сердцем те внушения, которые Богу угодно послать тебе. Прими их как посланников Царя Небесного, который хочет заключить союз с тобой.

 

Соглашайся с ними, но пусть твое согласие будет полным, твердым и постоянным. Но, прежде чем согласиться, посоветуйся со своим руководителем. Бывают внушения истинные и ложные, которые часто подсовывает враг, чтобы обмануть доверчивую душу, чего никогда не случится, если ты будешь со смирением обращаться к руководителю.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.135.32 (0.065 с.)