Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория социального действия

Поиск

Одна из базовых категорий социологии, которая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности. Он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым лишь в том случае, когда индивид осознает смысл и цели своих поступков, делает свободный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при этом на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. Однако это не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии является, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — это базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание этого исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию социального взаимодействия и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении своей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в этой области является диалектика, то есть наиболее полный, свободный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету...» '. Диалектический метод включает в себя в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, которые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), ибо общество — это организация, которая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно поэтому в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило, два уровня познания — теоретический и эмпирический.

С одной стороны, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными свойствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения которых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности.

Функции социологии

Функции социологии

Функции Направления
1. Познавательная 1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности 2. Познание процесса преобразовательной деятельности 3. Разработка теории и методов социологического исследования,методики
2. Прогностическая 1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества
3. Социального проектирования и конструирования 1.Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования 2.Определение путей проектирования социального процесса
4. Организационно-техно-логическая 1.Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов 2.Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии
5. Управленческая 1.Принятие управленческого решения 2.Социальное планирование и разработка социальных показателей 3.Определение основных направлений повышения эффективности деятельности
6. Инструментальная 1.Определение методов изучения социальной реальности 2.Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.

5. Социология относится к группе гуманитарных, а точнее, общественных наук, хотя имеет связь не только с науками этой группы, но и с естественными (например, с биологией). Ф. Гиддингс утверждает, что “социология является посредницей между органическими науками, с одной стороны, и политическими и историческими науками, - с другой”.

Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом. Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающую процесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. “Иерархия” основных наук такова: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения на последующие.

В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии с другими науками.

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования - общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология - in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога – “схватить”, зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

Социология и политология. Политология изучает политические процессы, политические отношения, политические ценности, политическую систему, политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизни общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело с гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развития человеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новую позицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и в осознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством и с политической системой в целом - это есть та грань, по которой проходит взаимодействие социологии и политологии.

Социология и психолого-педагогические науки. Вся история становления социологии свидетельствует о тесной органической связи проблем собственно социальных и психолого-педагогических. Нет практически ни одной работы, претендующей на целостное освещение социальных явлений, в которых не затрагивались бы вопросы воспитания, образования, психологии.

Социология и экономика. Что же является общим для экономики и социологии? Их диалектику объединяет анализ механизма взаимосвязей между экономикой и обществом, изучение форм экономического поведения человека в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг. Этим определяется близость ключевых понятий данных дисциплин (общественное разделение труда, социальное развитие, экономическая и социальная сфера, лидерство и руководство, мотивация поведения в сфере экономики, трудовой конфликт).

Главная задача экономиста-менеджера – знать основные черты хозяйственной организации, типы экономического поведения людей и его проявления, причины и основные пути разрешения трудовых конфликтов, уметь применять основные способы мотивации сотрудников.

Решить эту задачу экономист-менеджер не может, если не знает закономерностей функционирования социума, не понимает истоков, причин конфликтных или кризисных ситуаций, не пытается определить свое место в общественном развитии. И в этом смысле социология наряду с философией является базой для методологии экономических наук. Социология - своего рода инструмент экономиста. Знание закономерностей развития социальной и экономической сферы общественной жизни, взаимодействия общества и личности в сфере экономических отношений – теоретическая основа целенаправленной управленческой деятельности.

Социология, соответствующая современному социальному запросу, призвана раскрыть перед человеком стратегию его жизни в контексте развития социума и Мира в целом, помочь обществу и личности избрать тактику, найти способы, механизмы социокультурных преобразований.

Можно назвать еще ряд наук, с которыми у социологии тесные связи: право и правоведение, этнология и этнография, антропология и география, статистика и демография.

Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанных процесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, метода исследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция (установление межпредметных связей). В XIX-начале XX века эта наука только создавалась и обособлялась, и в этот период важно было, прежде всего, обосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитию теоретического знания, появлению учебных курсов социологии, кафедр и др. Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета, специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук. Ведь общество – это целостная система, и исследование его только тогда может быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас в пограничных науках: экономической социологии, социальной экологии, социальной психологии, политической социологии и др.

Изучение курса социологии является важной стороной общегуманитарной подготовки будущего специалиста. Гуманизация образования и гуманитаризация учебного процесса, ориентация его на развитие интеллекта, способности к творческой инновационной деятельности, на проблемы личности являются потребностью современной цивилизации.

Социологическая наука

 
 

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общность, группа) и греческого «logos» (слово, учение) и означает, следовательно, «науку об общностях». Впервые этот термин употребил Огюст Конт (1798-1857), крупнейший французский ученый, в своей работе «Курс позитивной философии» (1842). На философию того времени большое влияние оказали успехи естественных наук, и поэтому Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогии с физикой, стремясь использовать полученные знания об обществе прежде всего для решения конкретных проблем человеческих отношений.

К середине XIX в. четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе общественных. Возникновение социологии как науки стало отражением реальной потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Социология довольно быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук.

Один из крупнейших социологов XX столетия Р. Мертон как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Действительно, теоретической основой социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не выделилась в самостоятельную науку. Большое влияние на социологию оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Вместе с тем предметная область социологии по некоторым срезам пересекается с экономическими науками. Следует отметить тесную связь социологии с социальной психологией, также изучающей поведение и деятельность людей. Социология интересуется результатами исследований антропологов, этнографов, этнологов, культурологов. Кроме того, прочные взаимосвязи сложились у социологии с точными и естественными науками, прежде всего с математикой и статистикой.

Сегодня социология — это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. И она но праву занимает достойное место в системе научною знания.

Социология как наука

Современный человек часто встречается с такими терминами, как «социология», «опрос», «мнение», «социальный статус» и т.д. Корреспонденты радио, газет, телевидения и новостные сайты постоянно сообщают ему результаты опросов населения по самым разным проблемам. Социологические службы президента, парламента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение, в частности рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни, отношение населения к курсу доллара и т.п. В городах страны проводят социологические исследования с тем, чтобы выяснить мнение о работе транспорта и сферы услуг, определить уровень социальной напряженности и т.п. Все эти поиски создали образ социологии как прикладной эмпирической науки, которая служит для удовлетворения текущих, сиюминутных потребностей общества. Однако это лишь внешний уровень исследований, которым не исчерпывается область социологического знания.

Понять специфику любой науки помогает выделение ее объекта и предмета. Из курса философии известно, что объектом любой науки выступает та часть, сторона реальности, которая изучается данной наукой. Предметом науки являются наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному исследованию.

Объектом социологии в наиболее общем смысле является общество. В этом отношении объект социологии совпадает с объектом других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, истории, политологии, культурологии и т.д.

Заметим, что практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество. Социология возникает на фоне становления гражданского общества в Европе, позиционирует себя как способ описания и понимания именно такого общества, и только в гражданском обществе она может быть по-настоящему востребована и эффективна. Таким образом, при определении основного объекта исследования современное гражданское общество в немалой степени характеризует специфику социологии как науки.

Незрелые формы гражданского общества существовали на всех этапах истории, однако как самостоятельное явление оно сформировалось в тот период, когда человек в реальной жизни стал демонстрировать принципиально новые черты своего образа жизни, поведения, а именно в XVIII в., когда понятия «государство» и «общество» размежевались. Исторически это было связано с процессом становления и развития буржуазного общества, в котором люди получили больше возможностей действовать в качестве самостоятельной общественной силы.

Гражданское общество — это совокупность определенным образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, развитых общечеловеческих и групповых ценностей и интересов, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни. В гражданском обществе:

§ государство и общественные организации равноправны и несут взаимную ответственность за свои действия;

§ частная жизнь отделена от публичной и выведена из-под контроля государства;

§ права и свободы личности гарантированы и защищены законом;

§ возможности самоуправления постоянно расширяются;

§ интересы всех заинтересованных лиц находятся в состоянии постоянного согласования.

В России элементы гражданского общества начали зарождаться на рубеже XIX-XX вв. Однако в 1930-1950-х гг., в условиях тоталитарного режима формирование гражданского общества было прервано, а с ним прекратилось и развитие социологии в стране. Только с «оттепелью» начала 1960-х гг. началось постепенное возрождение отечественной социологии, и особо бурное развитие она получила в последнее десятилетие XX в. и в первое десятилетие XXI в., когда появилось множество оригинальных и переводных монографий, посвященных различным проблемам социологии, учебников и учебных пособий.

Таким образом, можно констатировать воздействие тенденций развития гражданского общества на самих исследователей.

С точки зрения многих исследователей, объектом социологии является не просто общество, а совокупность социальных свойств, связей и отношений. При этом выделяются следующие характерные черты, которые составляют специфику социального:

§ социальное выражает обусловленное общественными отношениями взаимное положение индивидов. Это значит, что характер и отношения между индивидами и их группами зависят от места, которое они занимают в структурах общества, и той роли, которую они выполняют;

§ социальное есть общее свойство, присущее разным группам индивидов;

§ социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к явлениям и процессам общественной жизни;

§ социальное есть результат совместной деятельности индивидов, проявляющийся в обществе.

Можно сказать, что социальное всегда связано с явлениями взаимодействия людей и их многосторонними и многоаспектными отношениями, которые и составляют общественную жизнь.

Таким образом, наиболее общим объектом социологии как науки является общество, которое исторически выступает в форме гражданского общества, а структурно - как совокупность социальных свойств, связей и отношений.

Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта. В этом отношении он обладает рядом важных характеристик:

во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни; во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию; в-третьих, социология исследует сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, проблемы власти, участие избирателей в управлении, деятельности общественных организаций;

в-четвертых, социология изучает духовную жизнь общества и предметом социологических исследований становятся проблемы образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии, морали, права.

Следовательно, предмет социологии не ограничен изучением узкосоциальной сферы, а область ее интересов включает массу проблем, связанных с бытием человека, социальных групп, слоев и общностей, институтов и процессов. В фокусе социологии находится целостность, системность социального организма. В то же время в ходе исследований общественных явлений и процессов социологи фокусируют внимание на человеке с его интересами и взаимоотношениями и, в частности, изучают его реакцию на общественные изменения. Однако человек при этом выступает не столько как индивид, сколько как член определенной общности — группы, слоя, класса и т.п. Человеческое поведение (индивидуальное и групповое) обязательно анализируется в реальной социально-экономической обстановке, в конкретных отношениях, в рамках различных социально-демографических, национальных, профессиональных структур. В этом отношении предмет социологии отличен от предмета других общественных наук.

Отметим, что предмет социологии не является исторически стабильным: как и сам процесс социального познания, он неоднозначен, парадоксален и находится в постоянном развитии и движении. В классической социологии в качестве предмета выступала целостность социального организма, позднее социология фокусировалась на социальных общностях, социальной деятельности, поведении людей, реальном социальном сознании, а также социальных законах - устойчивых, существенных, повторяющихся связях и отношениях между явлениями, выявленных социологами при изучении общества и общественных отношений на основе данных (фактов) из реального мира и их научного объяснения. Эти законы определяют коллективное поведение людей и являются объективными, т.е. не зависят от сознания и воли этих людей. Они действуют во всех сферах общества, но различаются по масштабам своего распространения: одни законы действуют только в малых группах и не действуют в больших, действие других распространяется на все общество, а третьих — только на его отдельные сферы.

Все социальные законы обладают следующими общими признаками:

§ закон вступает в действие только при определенных условиях, но при этих условиях действует всегда и везде без каких-либо исключений;

§ условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно, многое зависит от самих людей, от их мотивации и действий.

Для социологов выделение основных признаков у всех без исключения законов весьма существенно. Анализируя содержание какого-либо закона, исследователь должен, по возможности, обнаружить условия и сферу его действия. Поэтому утверждение типа «индивиды всегда стремятся реализовать свои интересы» не является социальным законом, поскольку здесь не оговорены условия их действия. В то же время утверждения типа «состояние аномии, т.е. нравственно-психо- логическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей, обусловленное кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть) и невозможностью их реализации, выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности, в преступности, в увеличении числа самоубийств» описывают действие такого социального закона, где довольно определенно оговорены его условия.

Человек постоянно сталкивается с проявлениями социальных законов, либо подчиняясь им, либо стараясь их избегать (как правило, безуспешно). Описывая такой закон, социолог лишь фиксирует социологическими средствами то, с чем человек встречается в своей повседневной жизни. Но изучение социальных законов — дело чрезвычайно трудное, поскольку связи и отношения в обществе противоречивы, неоднолинейны, подвержены изменениям, взаимным переходам, они переплетаются, накладываются друг на друга, усложняя само поле исследования.

Поэтому, изучая социальные законы, прежде всего обращают внимание на конкретные интересы индивидов, социальных групп, общества в целом и пытаются выявить их повторяемость, определяют условия, в которых наблюдается обнаруженная повторяемость, и на этой основе формулируют некие выводы, знание которых поможет в управлении социальными процессами. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, законы права. Обычно люди, исходя из своих интересов, поступают неосознанно, интуитивно, обучаясь «правильному» поведению в процессе самого общения и взаимодействия с другими. Обнаруженные предсказуемость, повторяемость многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, которые, исследуя общество, открывают социальные законы, определять условия их действия и соответственно предвидеть поведение людей в различных социальных ситуациях.

Таким образом, современная социология - это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.012 с.)