Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические и эмпирические концепции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные направления теоретической (академической) социологии США Трудно, пожалуй, найти ученого, чьи идеи оказали бы большее влияние на развитие социологической теории в XX в., чем Толкотта Парсонса (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласование понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца Второй мировой войны до середины 1960-х гг. Однако и в настоящее время они оказывают значительное влияние на развитие мировой социологической мысли. Сам Парсонс начинал карьеру как экономист: университет в Гарварде, стажировка в Германии, где он знакомится с работами ведущих социологов того времени (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера и др.). Основные усилия Парсонса на протяжении всей его жизни были направлены на создание обшей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем. Парсонс многое воспринял из идей Вебера и Дюркгейма, разрабатывая свою теорию. У первого он взял идею социального действия, суть которой заключается в рассмотрении общества как совокупности первичных социальных действий отдельных индивидов (Вебер идет от человека к обществу как целому). От Дюркгейма ученый воспринял идею «социального факта» как действия, существующего над отдельным человеком (Дюркгейм идет от общества как объективной реальности к человеку). В своих фундаментальных работах «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951) Парсонс формулирует понятие общей модели действия, называемую им «единичным актом». Это своего рода аналитическая абстракция, обобщенная модель любого действия человека, взятая в ее сущностных чертах. Она включает в себя, во-первых, действующее лицо — человека с его стремлением действовать, а во-вторых, ситуационное окружение — изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых последнее зависит. При этом Парсонс делит факторы ситуационного окружения на следующие группы: § физические факторы — совокупность биологических характеристик человека; § культурные факторы — культурные традиции, идеи, верования, ценностные образцы и т.п.; § факторы, составляющие социальную систему, — другие индивиды и социальные группы, окружающие человека; § сама личность индивида как уникальная его часть, рассматриваемая в отрыве от биологического и культурного аспектов. Модель действия представляет собой систему действия человека (систему существования) — совокупность взаимосвязанных частей, не сводимых к простой их сумме, имеющей собственные правила развития с избирательным характером деятельности. Общество, по Парсонсу, — это особый тип социальной системы, достигшей наивысшего уровня развития и самодостаточности в отношении своего окружения. Структурно оно состоит из дифференцированных и взаимодействующих систем и подсистем действия. Любая социальная система должна справляться, по мнению Парсонса, по крайней мере, с четырьмя комплексами проблем: § рациональная организация материальных (природных), человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования обозначаются им как проблемы адаптации. Они преобладают в экономической деятельности; § определение основных целей и поддержание процесса достижения (целеориентация); § интеграция (сохранение солидарности). Причем решение проблемы целеориентации достигается политическими видами деятельности, интеграции — идеологическими, среди которых главная — религиозная деятельность; § поддержание мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социальных ролей и устранение скрытых напряжений в системе личностной мотивации. Решение этой задачи отводится семье. Она выполняет функцию первичной социализации и, выстраивая требования социальной системы, переводит их в личностную структуру, выполняет функцию обеспечения эмоционального положительного настроя и удовлетворенности своих членов. Все четыре функциональных требования имеют смысл, по Парсонсу, лишь в своей совокупности, в структурной взаимосвязи и зависимости. Общая теория действия Парсонса представляет собой связную схему категорий, исходным пунктом которой выступают действия людей. Действие - это целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира и ситуации. Организм — биофизические основы поведения как деятельности. Деятель — эмпирическая система действий, система личности, часть социальной системы. Ситуация - часть внешнего мира, значимая для деятеля. Ориентация на ситуацию - значение ситуации для деятеля. Мотивационная ориентация — аспекты ориентации, связанные с ож идание м воз н агражде н ия. Ценностная ориентация — ориентация, связанная с соблюдением норм и стандартов. Социальная система — система действий, связанная с ориентацией на общие цели. Система личности - структура потребностей, целей и ценностей личности. Система культуры - организация ценностей, норм и символов, их определений действия деятелей. Личность, социальная система и система культуры представляют собой основные объекты социологического анализа. Сами работы Парсонса даже у специалистов заслужили славу «трудных для понимания». Вместе с тем по своему широкомасштабному исследованию системных аспектов социальной действительности, подобного которому нет ни у кого из предшествующих и последующих авторов, труды ученого до сих пор считаются одними из самых лучших в социологии. Таким образом, рассмотрев общество как некую систему, состоящую из других систем (подсистем), выполняющих как в отдельности, так и в целом определенные функции, Парсонс заложил основы структурно-функционального метода, который именуется и как функциональный анализ, и как структурный функционализм, и просто как функционализм. Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910). Лейтмотив большинства его работ — социальная структура и ее влияние на социальное действие. Мертон считает, что подход Парсонса слишком абстрактен, не детализирован, а потому не применим в исследовании социальной реальности. Колоссальные возможности, заложенные в самом подходе, работают из-за чересчур большого отвлечения от эмпирических феноменов (действительности). Поэтому в качестве своей основной задачи Мертон видит создание «теории среднего уровня» — своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами вроде парсоновской. Критикуя предшествующий функциональный анализ, Мертон вносит в него поправки, не изменяя, вместе с тем, его (функционализма) существа, модели. Цель социологии, по Мертону, заключается в значительной мере в выяснении того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, что предметом социологии, по Мертону, является, прежде всего, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии аспектов: генетическом (как структура возникла), функциональном (как она влияет на поведение людей), статическом (как она функционирует) и динамическом (как она изменяется). Здесь важно, подчеркивает Мертон, провести разграничение между психологией и социологией. Для психолога социально- структурный аспект изначально определен в контексте индивидуального поведения. Для социолога, наоборот, в центре анализа должна находиться структура социального окружения. Индивидуальные особенности и психологические процессы принимаются как данное, и их анализ не входит в компетенцию социолога. Классическим примером социологического анализа Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия» (среднего уровня), служит рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Теория аномии, по Мертону,- это социологическая теория причин преступности в современном обществе. Аномия может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют вообще. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Изучая виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости оттого, принимает или не принимает человек культурные нормы, Мертон выделяет пять видов индивидуальной адаптации: § конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные и законопослушные граждане); § инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман); § ритуализм — социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, махинации, подлоги и др.); § ретритизм — отрицание целей и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество); § мятеж, бунт — отказ от целей с одновременной их заменой новыми (политический терроризм, радикализм, экстремизм). Важнейшим направлением американской социологии выступает социология труда. Хотя здесь ее чаще принято называть индустриальной социологией, или менеджментом. Последний означает, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления. С точки зрения отечественной социологии, это, по сути, эмпирическая (прикладная)социология. Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, выводы которого, как показало историческое развитие, нередко расходятся с социальной действительностью. Именно поэтому статус «большой теории» был поставлен под сомнение: «то, что объясняет все, не объясняет ничего конкретно». К тому же, эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями, о которых говорилось ранее. Как уже отмечалось, центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии». Именно здесь в 1892 г. был открыт первый в мире факультет социологии, возглавляемый А. Смоллом. В Чикаго же был основан и первый социологический журнал (1895), а в 1905 г. — Американское социологическое общество. Основные отличительные черты Чикагской школы следующие: а) органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; б) выдвижение гипотез в рамках единой организованной программы, направленной на конкретные практические цели; в) это не «научная школа» в ее классическом понимании. а своеобразная хартия единомышленников, поддерживавших друг друга и опиравшихся на общие достижения. Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944). Сам он учился в американских университетах (в том числе в Гарвардском), затем продолжил учебу в Германии (Берлин, Страсбург), где прослушал курсы философии, курс социологии у Г. Зиммеля. По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона — известного негритянского общественного деятеля. Именно семь лег работы в качестве секре таря дали ученому огромный социальный материал. С 1914 г. Парк, по приглашению У. Томаса, читает курс на социологическом факультете Чикагского университета. Итог его работы — создание Чикагской социологической школы. Исследования Парка группируются вокруг двух главных тем: расовые отношения; городская среда. Весомым вкладом в науку стали его работы по проблемам социальной эволюции (конкуренция — конфликт — приспособление — ассимиляция); о выходе рас и народов из различных видов изоляции; о культурных процессах и культурной адаптации и др. Второй крупнейший представитель Чикагской школы - Эрнст Берджесс (1886-1966) — учился и преподавал в Чикагском университете. Он первый, кто защитил докторскую диссертацию по социологии не в Германии, а в американском университете. Основными его заслугами признаются: придание общеметодическим идеям Парка конкрегной формы; разработка оригинального прикладною варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и т.д. Свежую струю интеллектуализма в осмысление эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник, Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет этого университета, еще в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (1927) попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией. Но все-таки наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь — эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. уже упоминавшееся пятитомное исследование Флориста Знанецкого (1882-1958) и Уильяма Томаса (1863-1947) «Польский крестьянин в Европе и Америке», где ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям жизни в США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований. В истории социологии труда, или менеджмента, США принято выделять три главные школы: § «классическая», или движение за «научный менеджмент» (1890-1920). Ведущие представители — Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др.; § «человеческие отношения в промышленности», сформировавшаяся в конце 1920-х гг. и существующая по настоящее время. Представители — Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.; § «эмпирическая», связанная с именами П. Друкера, Д. Дэвиса, А. Слоуна, Г. Саймона и др. Коротко рассмотрим каждую. Еше в рамках протестантской трудовой этики XIX в. возникли предпосылки для гуманистического взгляда на человека. Уже тогда либерально настроенные управленцы смотрели на рабочего как на партнера. Развитие же и техническое перевооружение промышленности, просветительские теории прогресса, разработка методологических проблем политэкономии — все это способствовало возникновению научного подхода к проблемам организации труда и управления. Предприниматели, инженеры и ученые движения «ранних научных менеджеров» (еше за десятки лет до Тейлора) занимались соци- ально-психологическими вопросами: практиковали попечительский, заботливый стиль руководства, занимались укреплением морали рабочих, их социальным обеспечением (жильем, бытом и т.д.). В 1890-х гг. американский менеджер, ученый Фридерик Тейлор (1856-1915) провел комплексные исследования на предприятии, в результате которых сформулировал первую в мире систему научной организации труда (НОТ). Изучив социально-экономическую организацию предприятия, он пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор», в материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием. Тейлор одним из первых объяснил феномен реструкционизма (от англ. — ограничение), то есть эффект «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими нормы выработки. В основе этого феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, чтобы воспрепятствовать стремлению работодателей увеличить эти нормы выработки и тем самым снизить расценки за то же количество продукции. Выглядело это приблизительно так: работнику, старающемуся постоянно перевыполнять трудовую норму, коллеги объясняли, что, выиграв, к примеру, в виде премиальных за несколько месяцев, он «подскажет» нанимателю возможность поднять саму норму выработки; при этом в проигрыше останется не только сам работник, но и коллектив. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения работников, плановое бюро, сбор социальной информации и т.д. Спустя четверть века Элтон Мэйо (1880-1949) с коллегами в ходе хоторнских экспериментов, положивших начало доктрине «человеческих отношений», обнаружил тот же феномен неформальных связей и норм, что и Тейлор. В результате этого эксперимента исследователи открыли и обосновали явление неформальной организации трудовых коллективов. Суть ее — в наличии в каждой формальной (официальной) группе своих неформальных (не официальных) лидеров, аутсайдеров, независимых личностей, а также подгрупп, имеющих свои неформальные нормы. Последние регулируют отношения как в самой группе, так и группы с руководством. Методологическую основу доктрины «человеческих отношений» составляют следующие принципы: § человек, как социальное существо, ориентирован на других людей и включен в контекст группового поведения; § с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности; § руководители предприятий должны в большей мере ориентироваться не на чисто технические факторы поднятия производительности труда, а на удовлетворение потребностей людей; § производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы — социально-психологи- ческими (благоприятным моральным климатом, удовлетворенностью труда, демократическим стилем руководства и т.д.). На основе доктрины «человеческих отношений» в 1943 г. Абрахамом Маслоу ( 1908-1970) была разработана иерархическая теория потребностей, по которой последние условно можно разделить на две группы — базисные (основные) и производные (метапотребно- сти). К основным относились потребности в пище, жилье, одежде, безопасности, воспроизводстве и т.д., а к производным — потребности в справедливости, благополучии, порядке и т.д. Иерархичность в расположении объяснялась значимостью каждой потребности и их обусловленностью. Так, потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как будут удовлетворены предыдущие. Именно поэтому, по мнению ученого, в основе располагаются физиологические потребности, а духовные — после них. В этом проявляется схожесть позиций Маслоу со взглядами классиков марксизма. На основе идей Маслоу в 1957 г. Д. Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются: § авторитарный стиль - жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном сти м ул ирова н и и; § демократический стиль — использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.; § смешанный стиль — чередование элементов первого и второго стилей. Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести предварительное (диагностическое) исследование и определить ряд факторов: уровень доверительности между подчиненными и руководством; состояние трудовой дисциплины; уровень сплоченности, профессионализма работников и другие социально-психологические аспекты. Большое значение в исследовании малых групп имело направление, называемое социометрией. Оно было создано в США в 1934 г. психиатром Якобом (Джекобом) Морено (1892-1974). Его подход — концентрация на количественном анализе внутригрупповых процессов; центральный вопрос — характер межличностных отношений, то есть отношений между членами группы. С помощью опроса членов группы (как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто — нет, с кем бы они хотели работать, с кем — нет) делалось графическое изображение структуры социально-психологических отношений. Это давало и возможность изменить социальную организацию рабочей группы. Научный анализ различных, и прежде всего малых, групп — явление, характерное для социологии XX в. Социологи прошлого интересовались прежде всего историческими тенденциями и всеобщими закономерностями глобальных социальных систем. Однако в связи с развитием капиталистических обществ и ростом бюрократии, формированием новых социальных структур и распадом старых, традиционных, все больше внимания стало уделяться новому, приходившему на смену старому. Большинство исследований этого периода было сосредоточено на отдельном индивиде и его роли и месте в системе малых групп. Основоположник социометрии Морено поставил перед собой задачу создания «сквозной» науки, которая могла бы охватывать не только малые группы, но и все уровни социальной жизни и включала бы как изучение социальных проблем, так и способы их разрешения. Согласно такому замыслу его социология распадалась на целый ряд составных частей (разделов) со специализацией каждой на своем предмете исследования: «социономию» — науку об основных социальных законах; «социодинамику» — науку более узкого профиля о процессах, происходящих прежде всего в малых группах; «социометрию» — систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах и «социатрию» — систему методов излечения людей, чьи проблемы и трудности связаны с недостаточностью поведения в малых группах. Утопичность конечных выводов автора не помешала инструментам социометрического анализа — социометрическим тестам, социоматрице и различного рода социограммам — занять достойное место среди методов исследований. Социометрический тест — это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают «коллективное самовыражение опрашиваемых» благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений. Социоматрица или социограмма — это таблица или схема, в которую при помощи числовых или графических обозначений заносятся данные, характеризующие взаимоотношения людей в изучаемой группе. Также в социометрии используются разнообразные индексы, коэффициенты и т.п., позволяющие выразить количественно характеристику изучаемого процесса. Проведенные исследования позволили Морено заключить, что социальная напряженность и разного рода конфликты могут быть ликвидированы не только в малых группах, но также путем реорганизации макроструктуры, то есть перегрупиировки людей в пространстве, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. На этой основе Морено делает один из утопических выводов о возможности улучшения человеческих отношений в рамках любой общественной системы. «Социометрическая революция», подчеркивает Морено, применима к любому типу общества прошлого и будущего, и начаться она должна с изменения психологии и сознания людей. Один из важнейших методов социометрии Морено — вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который он назвал «психодрамой». Социология Морено дополняет возможности изучения социальных отношений, исследовавшихся ранее на основе бихевиористского и фрейдистского подходов. В первом случае за основу берется наблюдение лишь внешнего поведения людей, а во втором — внутренних, глубинных процессов человеческого сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.012 с.) |