Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и эмпирические концепции

Поиск

Основные направления теоретической (академической) социологии США

Трудно, пожалуй, найти ученого, чьи идеи оказали бы большее влияние на развитие социологической теории в XX в., чем Толкотта Парсонса (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласование понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца Второй мировой войны до середины 1960-х гг. Однако и в настоящее время они оказывают значительное влияние на развитие мировой социологической мысли.

Сам Парсонс начинал карьеру как экономист: университет в Гарварде, стажировка в Германии, где он знакомится с работами ведущих социологов того времени (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера и др.). Основные усилия Парсонса на протяжении всей его жизни были направлены на создание обшей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем.

Парсонс многое воспринял из идей Вебера и Дюркгейма, разрабатывая свою теорию. У первого он взял идею социального действия, суть которой заключается в рассмотрении общества как совокупности первичных социальных действий отдельных индивидов (Вебер идет от человека к обществу как целому). От Дюркгейма ученый воспринял идею «социального факта» как действия, существующего над отдельным человеком (Дюркгейм идет от общества как объективной реальности к человеку).

В своих фундаментальных работах «Социальная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951) Парсонс формулирует понятие общей модели действия, называемую им «единичным актом». Это своего рода аналитическая абстракция, обобщенная модель любого действия человека, взятая в ее сущностных чертах. Она включает в себя, во-первых, действующее лицо — человека с его стремлением действовать, а во-вторых, ситуационное окружение — изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых последнее зависит. При этом Парсонс делит факторы ситуационного окружения на следующие группы:

§ физические факторы — совокупность биологических характеристик человека;

§ культурные факторы — культурные традиции, идеи, верования, ценностные образцы и т.п.;

§ факторы, составляющие социальную систему, — другие индивиды и социальные группы, окружающие человека;

§ сама личность индивида как уникальная его часть, рассматриваемая в отрыве от биологического и культурного аспектов.

Модель действия представляет собой систему действия человека (систему существования) — совокупность взаимосвязанных частей, не сводимых к простой их сумме, имеющей собственные правила развития с избирательным характером деятельности.

Общество, по Парсонсу, — это особый тип социальной системы, достигшей наивысшего уровня развития и самодостаточности в отношении своего окружения. Структурно оно состоит из дифференцированных и взаимодействующих систем и подсистем действия.

Любая социальная система должна справляться, по мнению Парсонса, по крайней мере, с четырьмя комплексами проблем:

§ рациональная организация материальных (природных), человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования обозначаются им как проблемы адаптации. Они преобладают в экономической деятельности;

§ определение основных целей и поддержание процесса достижения (целеориентация);

§ интеграция (сохранение солидарности). Причем решение проблемы целеориентации достигается политическими видами деятельности, интеграции — идеологическими, среди которых главная — религиозная деятельность;

§ поддержание мотиваций деятелей при исполнении ими требуемых социальных ролей и устранение скрытых напряжений в системе личностной мотивации. Решение этой задачи отводится семье. Она выполняет функцию первичной социализации и, выстраивая требования социальной системы, переводит их в личностную структуру, выполняет функцию обеспечения эмоционального положительного настроя и удовлетворенности своих членов.

Все четыре функциональных требования имеют смысл, по Парсонсу, лишь в своей совокупности, в структурной взаимосвязи и зависимости.

Общая теория действия Парсонса представляет собой связную схему категорий, исходным пунктом которой выступают действия людей.

Действие - это целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира и ситуации.

Организм — биофизические основы поведения как деятельности.

Деятель — эмпирическая система действий, система личности, часть социальной системы.

Ситуация - часть внешнего мира, значимая для деятеля.

Ориентация на ситуацию - значение ситуации для деятеля.

Мотивационная ориентация — аспекты ориентации, связанные с ож идание м воз н агражде н ия.

Ценностная ориентация — ориентация, связанная с соблюдением норм и стандартов.

Социальная система — система действий, связанная с ориентацией на общие цели.

Система личности - структура потребностей, целей и ценностей личности.

Система культуры - организация ценностей, норм и символов, их определений действия деятелей.

Личность, социальная система и система культуры представляют собой основные объекты социологического анализа.

Сами работы Парсонса даже у специалистов заслужили славу «трудных для понимания». Вместе с тем по своему широкомасштабному исследованию системных аспектов социальной действительности, подобного которому нет ни у кого из предшествующих и последующих авторов, труды ученого до сих пор считаются одними из самых лучших в социологии.

Таким образом, рассмотрев общество как некую систему, состоящую из других систем (подсистем), выполняющих как в отдельности, так и в целом определенные функции, Парсонс заложил основы структурно-функционального метода, который именуется и как функциональный анализ, и как структурный функционализм, и просто как функционализм.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910). Лейтмотив большинства его работ — социальная структура и ее влияние на социальное действие.

Мертон считает, что подход Парсонса слишком абстрактен, не детализирован, а потому не применим в исследовании социальной реальности. Колоссальные возможности, заложенные в самом подходе, работают из-за чересчур большого отвлечения от эмпирических феноменов (действительности). Поэтому в качестве своей основной задачи Мертон видит создание «теории среднего уровня» — своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами вроде парсоновской.

Критикуя предшествующий функциональный анализ, Мертон вносит в него поправки, не изменяя, вместе с тем, его (функционализма) существа, модели.

Цель социологии, по Мертону, заключается в значительной мере в выяснении того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, что предметом социологии, по Мертону, является, прежде всего, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии аспектов: генетическом (как структура возникла), функциональном (как она влияет на поведение людей), статическом (как она функционирует) и динамическом (как она изменяется).

Здесь важно, подчеркивает Мертон, провести разграничение между психологией и социологией. Для психолога социально- структурный аспект изначально определен в контексте индивидуального поведения. Для социолога, наоборот, в центре анализа должна находиться структура социального окружения. Индивидуальные особенности и психологические процессы принимаются как данное, и их анализ не входит в компетенцию социолога.

Классическим примером социологического анализа Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия» (среднего уровня), служит рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Теория аномии, по Мертону,- это социологическая теория причин преступности в современном обществе.

Аномия может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют вообще. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.

Изучая виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости оттого, принимает или не принимает человек культурные нормы, Мертон выделяет пять видов индивидуальной адаптации:

§ конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные и законопослушные граждане);

§ инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);

§ ритуализм — социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, махинации, подлоги и др.);

§ ретритизм — отрицание целей и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество);

§ мятеж, бунт — отказ от целей с одновременной их заменой новыми (политический терроризм, радикализм, экстремизм).

Важнейшим направлением американской социологии выступает социология труда. Хотя здесь ее чаще принято называть индустриальной социологией, или менеджментом. Последний означает, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления. С точки зрения отечественной социологии, это, по сути, эмпирическая (прикладная)социология.

Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни, выводы которого, как показало историческое развитие, нередко расходятся с социальной действительностью. Именно поэтому статус «большой теории» был поставлен под сомнение: «то, что объясняет все, не объясняет ничего конкретно». К тому же, эмпирические социологические исследования диктовались общественными потребностями, о которых говорилось ранее.

Как уже отмечалось, центром формирования эмпирической американской социологии стал Чикагский университет, с которым связано название «Чикагская школа социологии». Именно здесь в 1892 г. был открыт первый в мире факультет социологии, возглавляемый А. Смоллом. В Чикаго же был основан и первый социологический журнал (1895), а в 1905 г. — Американское социологическое общество.

Основные отличительные черты Чикагской школы следующие: а) органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; б) выдвижение гипотез в рамках единой организованной программы, направленной на конкретные практические цели; в) это не «научная школа» в ее классическом понимании. а своеобразная хартия единомышленников, поддерживавших друг друга и опиравшихся на общие достижения.

Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944). Сам он учился в американских университетах (в том числе в Гарвардском), затем продолжил учебу в Германии (Берлин, Страсбург), где прослушал курсы философии, курс социологии у Г. Зиммеля. По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона — известного негритянского общественного деятеля. Именно семь лег работы в качестве секре таря дали ученому огромный социальный материал.

С 1914 г. Парк, по приглашению У. Томаса, читает курс на социологическом факультете Чикагского университета. Итог его работы — создание Чикагской социологической школы.

Исследования Парка группируются вокруг двух главных тем: расовые отношения; городская среда. Весомым вкладом в науку стали его работы по проблемам социальной эволюции (конкуренция — конфликт — приспособление — ассимиляция); о выходе рас и народов из различных видов изоляции; о культурных процессах и культурной адаптации и др.

Второй крупнейший представитель Чикагской школы - Эрнст Берджесс (1886-1966) — учился и преподавал в Чикагском университете. Он первый, кто защитил докторскую диссертацию по социологии не в Германии, а в американском университете. Основными его заслугами признаются: придание общеметодическим идеям Парка конкрегной формы; разработка оригинального прикладною варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и т.д.

Свежую струю интеллектуализма в осмысление эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник, Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет этого университета, еще в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» (1927) попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией.

Но все-таки наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь — эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. уже упоминавшееся пятитомное исследование Флориста Знанецкого (1882-1958) и Уильяма Томаса (1863-1947) «Польский крестьянин в Европе и Америке», где ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям жизни в США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

В истории социологии труда, или менеджмента, США принято выделять три главные школы:

§ «классическая», или движение за «научный менеджмент» (1890-1920). Ведущие представители — Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Таун и др.;

§ «человеческие отношения в промышленности», сформировавшаяся в конце 1920-х гг. и существующая по настоящее время. Представители — Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.;

§ «эмпирическая», связанная с именами П. Друкера, Д. Дэвиса, А. Слоуна, Г. Саймона и др.

Коротко рассмотрим каждую.

Еше в рамках протестантской трудовой этики XIX в. возникли предпосылки для гуманистического взгляда на человека. Уже тогда либерально настроенные управленцы смотрели на рабочего как на партнера. Развитие же и техническое перевооружение промышленности, просветительские теории прогресса, разработка методологических проблем политэкономии — все это способствовало возникновению научного подхода к проблемам организации труда и управления.

Предприниматели, инженеры и ученые движения «ранних научных менеджеров» (еше за десятки лет до Тейлора) занимались соци- ально-психологическими вопросами: практиковали попечительский, заботливый стиль руководства, занимались укреплением морали рабочих, их социальным обеспечением (жильем, бытом и т.д.).

В 1890-х гг. американский менеджер, ученый Фридерик Тейлор (1856-1915) провел комплексные исследования на предприятии, в результате которых сформулировал первую в мире систему научной организации труда (НОТ). Изучив социально-экономическую организацию предприятия, он пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор», в материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием. Тейлор одним из первых объяснил феномен реструкционизма (от англ. — ограничение), то есть эффект «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими нормы выработки. В основе этого феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, чтобы воспрепятствовать стремлению работодателей увеличить эти нормы выработки и тем самым снизить расценки за то же количество продукции. Выглядело это приблизительно так: работнику, старающемуся постоянно перевыполнять трудовую норму, коллеги объясняли, что, выиграв, к примеру, в виде премиальных за несколько месяцев, он «подскажет» нанимателю возможность поднять саму норму выработки; при этом в проигрыше останется не только сам работник, но и коллектив.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения работников, плановое бюро, сбор социальной информации и т.д.

Спустя четверть века Элтон Мэйо (1880-1949) с коллегами в ходе хоторнских экспериментов, положивших начало доктрине «человеческих отношений», обнаружил тот же феномен неформальных связей и норм, что и Тейлор. В результате этого эксперимента исследователи открыли и обосновали явление неформальной организации трудовых коллективов. Суть ее — в наличии в каждой формальной (официальной) группе своих неформальных (не официальных) лидеров, аутсайдеров, независимых личностей, а также подгрупп, имеющих свои неформальные нормы. Последние регулируют отношения как в самой группе, так и группы с руководством.

Методологическую основу доктрины «человеческих отношений» составляют следующие принципы:

§ человек, как социальное существо, ориентирован на других людей и включен в контекст группового поведения;

§ с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

§ руководители предприятий должны в большей мере ориентироваться не на чисто технические факторы поднятия производительности труда, а на удовлетворение потребностей людей;

§ производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы — социально-психологи- ческими (благоприятным моральным климатом, удовлетворенностью труда, демократическим стилем руководства и т.д.).

На основе доктрины «человеческих отношений» в 1943 г. Абрахамом Маслоу ( 1908-1970) была разработана иерархическая теория потребностей, по которой последние условно можно разделить на две группы — базисные (основные) и производные (метапотребно- сти). К основным относились потребности в пище, жилье, одежде, безопасности, воспроизводстве и т.д., а к производным — потребности в справедливости, благополучии, порядке и т.д. Иерархичность в расположении объяснялась значимостью каждой потребности и их обусловленностью. Так, потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как будут удовлетворены предыдущие. Именно поэтому, по мнению ученого, в основе располагаются физиологические потребности, а духовные — после них. В этом проявляется схожесть позиций Маслоу со взглядами классиков марксизма.

На основе идей Маслоу в 1957 г. Д. Макгрегором была разработана теория о стилях управления, согласно которой выделяются:

§ авторитарный стиль - жесткий контроль, принуждение к труду, применение негативных санкций и акцент на материальном сти м ул ирова н и и;

§ демократический стиль — использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие работников в управлении, акцент на моральные стимулы к труду и т.п.;

§ смешанный стиль — чередование элементов первого и второго стилей.

Для выбора определенного стиля управления, по мнению Макгрегора, необходимо сначала провести предварительное (диагностическое) исследование и определить ряд факторов: уровень доверительности между подчиненными и руководством; состояние трудовой дисциплины; уровень сплоченности, профессионализма работников и другие социально-психологические аспекты.

Большое значение в исследовании малых групп имело направление, называемое социометрией. Оно было создано в США в 1934 г. психиатром Якобом (Джекобом) Морено (1892-1974). Его подход — концентрация на количественном анализе внутригрупповых процессов; центральный вопрос — характер межличностных отношений, то есть отношений между членами группы. С помощью опроса членов группы (как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто — нет, с кем бы они хотели работать, с кем — нет) делалось графическое изображение структуры социально-психологических отношений. Это давало и возможность изменить социальную организацию рабочей группы.

Научный анализ различных, и прежде всего малых, групп — явление, характерное для социологии XX в. Социологи прошлого интересовались прежде всего историческими тенденциями и всеобщими закономерностями глобальных социальных систем. Однако в связи с развитием капиталистических обществ и ростом бюрократии, формированием новых социальных структур и распадом старых, традиционных, все больше внимания стало уделяться новому, приходившему на смену старому. Большинство исследований этого периода было сосредоточено на отдельном индивиде и его роли и месте в системе малых групп.

Основоположник социометрии Морено поставил перед собой задачу создания «сквозной» науки, которая могла бы охватывать не только малые группы, но и все уровни социальной жизни и включала бы как изучение социальных проблем, так и способы их разрешения. Согласно такому замыслу его социология распадалась на целый ряд составных частей (разделов) со специализацией каждой на своем предмете исследования: «социономию» — науку об основных социальных законах; «социодинамику» — науку более узкого профиля о процессах, происходящих прежде всего в малых группах; «социометрию» — систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах и «социатрию» — систему методов излечения людей, чьи проблемы и трудности связаны с недостаточностью поведения в малых группах.

Утопичность конечных выводов автора не помешала инструментам социометрического анализа — социометрическим тестам, социоматрице и различного рода социограммам — занять достойное место среди методов исследований.

Социометрический тест — это один из методов опроса в малых группах, в ходе которого получают «коллективное самовыражение опрашиваемых» благодаря количественному измерению характеристики межличностных отношений.

Социоматрица или социограмма — это таблица или схема, в которую при помощи числовых или графических обозначений заносятся данные, характеризующие взаимоотношения людей в изучаемой группе.

Также в социометрии используются разнообразные индексы, коэффициенты и т.п., позволяющие выразить количественно характеристику изучаемого процесса.

Проведенные исследования позволили Морено заключить, что социальная напряженность и разного рода конфликты могут быть ликвидированы не только в малых группах, но также путем реорганизации макроструктуры, то есть перегрупиировки людей в пространстве, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

На этой основе Морено делает один из утопических выводов о возможности улучшения человеческих отношений в рамках любой общественной системы. «Социометрическая революция», подчеркивает Морено, применима к любому типу общества прошлого и будущего, и начаться она должна с изменения психологии и сознания людей.

Один из важнейших методов социометрии Морено — вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который он назвал «психодрамой».

Социология Морено дополняет возможности изучения социальных отношений, исследовавшихся ранее на основе бихевиористского и фрейдистского подходов. В первом случае за основу берется наблюдение лишь внешнего поведения людей, а во втором — внутренних, глубинных процессов человеческого сознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.012 с.)