Историческая эволюция взглядов на роль государства в экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая эволюция взглядов на роль государства в экономики



 

В разные исторические периоды люди по-разному относились к вмешательству государства в экономику и по-разному представляли себе, как в идеале должен осуществляться этот процесс. По моему мнению, очень важно подробно разобраться в экономических теориях различных исторических периодов, так как только опираясь на них, можно разработать что то новое и эффективное. Эволюция взглядов на роль государства в экономическом секторе можно условно разделить на этапы.

Первый этап начинается вместе с возникновением первых мыслей о взаимодействии правительства и экономики. Уже в древности государство регулировало экономику. Об этом свидетельствуют наличие института собственности, который закреплялся правовой базой (Законы Хаммурапи в 3 т. л. до н. э). Главная обязанность государства заключалась в охране частной собственности. Объяснение активной экономической политики государства содержится в древнеиндийском источнике «Артхашастра» (4–3 вв. до н. э.). В нем описываются разнообразные хозяйственные функции, стоящие перед древними государствами:

1. обеспечение функционирования ирригационных систем;

2. строительство колодцев;

3. строительство деревень;

4. обеспечение трудовых ресурсов прядильному производству;

5. регулирование налогообложения;

С 2 в. до н.э. великие умы начали размышлять на тему государства и экономики, посвящать ей свои труды. Так, в древние времена существовала идея взаимообусловленности развития государства и экономики. Впервые эта идея была выдвинута в труде «Домострой», написанном Ксенофонтом. Древнегреческие философы Платон и Аристотель, говорили, что возникновению государства способствуют экономические предпосылки: разделение труда и возникновение обмена между людьми. Катон Старший (2–1 вв. до н.э.), живя во время расцвета древнеримских рабовладельческих латифундий, в своих трудах связал рациональность крупного рабовладельческого натурального хозяйства с поддержкой государством жестких, а не патриархальных форм рабства. В трудах братьев Гракх (2 в. До н.э.) содержится анализ причин упадка рабовладельческого строя, они настаивали на внедрении реформ, поддерживающих свободных производителей.

В раннем средневековье распространение получила идея о господстве общинной собственности и упадке частной.

В позднем средневековье господствует идея меркантилизма, которая возникла из-за активной национальной и внешней политики европейских государств в период великих географических открытий и внедрения рыночной системы. Идея меркантилизма заключается в осуществлении постоянного контроля государством экономики. Устойчивость экономики меркантилисты видят в приросте благосостояния государства.

Для этого государство должно получать денег больше, чем тратить.

С развитием западных экономических школ поднимаются иные экономические проблемы, распространяется идея физиократов. Стабильность экономики, по их мнению, заключается в постоянной деятельности всех классов общества. Эта стабильность достигается благодаря распределению товаров с помощью пропорционального обмена.

Экономические законы для них естественны. Основные задачи государства - поддержание законности, просвещение населения, предоставление благоприятного состояния дорог. Другими словами, государство решало социальные проблемы и развивало инфраструктуру страны.

В классической политэкономии, как и в концепции физиократов, стабильность экономики заключалась в удовлетворении всех базовых потребностей населения. По словам

М.Блауга, достижение А. Смита в этом направлении в том, что «он действительно сделал первый шаг к теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции». Д. Рикардо изучал проблему стабильности и проблему внедрения расширенного воспроизводства, пытался связать между собой эти две проблемы. Он полагал, что на практике не существует кризиса перепроизводства в связи с безграничностью потребностей населения и тем, что каждая сумма капитала может использоваться производительно. Понимание буржуазией огромного значения функционирования государства для достижения капитализма возникает одновременно с

увеличением количества кризисов в рыночной экономике, влекущих за собой увеличение внутригосударственных и международных противоречий.

Первый этап эволюции экономической мысли о роли государства в экономическом секторе окончился во время становления классической политэкономии.

Наглядно процесс эволюции взглядов на роль государства в экономики, можно увидеть в Таблице 3, который отражает основные этапы становления научной экономической мысли.

 

Таблица 3:"Формирование научных представлений о воздействии государства на устойчивость экономики".

 

 

Первый этап эволюции представлений о воздействии государства на экономику включает процесс внедрения таких терминов, как: «экономика», «государство», «государственная экономическая политика», «устойчивость экономики». Однако еще не наблюдается осознание разницы между понятиями государственное воздействие или государственное регулирование и государственное вмешательство.

Во время феодальной раздробленности, а затем и формирования централизованных государств, физиократы и меркантилисты начинают осознавать необходимость оценивать воздействие государства на экономику по результатам ее функционирования и развития. В классической политэкономии изменяются взгляды на объекты и средства регулирования государством экономики, возникают идеи ситуативно-косвенного типа государственного регулирования.

Второй этап эволюции включает период от возникновения классической политэкономии до конца 20 века. Создание теоретической экономической базы способствовало увеличению внимания ученых на конкретных ее элементах и проблемах. В процессе увеличения прогресса экономики стало явно отставание теории от практики хозяйствования. Это оказало неблагоприятное влияние на экономику, тормозило разработку инструментария государственного регулирования. Не учитывался тот факт, что государственная экономическая деятельность есть катализатор развития рынка, хотя к тому времени государство обеспечивало функционирование коммуникаций и транспорта, формировало образовательную и научную системы, национальную финансовую систему.

С появившемся разрывом между реальным состоянием экономики и теорией начали бороться немецкая философия и политэкономия, где были сформированы теоретические предпосылки для переосмысления функций государства в рыночной экономике. Необходимость увеличения в ней роли государства была обоснована марксистами. В современной экономике существует два вида объяснения связи государства и экономики в марксистской теории: ортодоксальный и социал-демократический. Первый описывает государство как машину осуществления политических функций господствующего класса. То есть государство становится внешним к экономике институтом, выступая в качестве надстроечного явления по отношению к ней. Для второго вида характерно представление государства в качестве системы, регулирующей классовые противоречия и создание

институциональных основ функционирования общества. Второй вид больше способствует развитию экономической теории в наши дни. Также К.Маркс выделил необходимые условия стабильного экономического прогресса. По моему мнению, стабильному развитию способствует регулирование социальной сферы, включительно со стороны государства. Расширение регулирующих функций государства, способствующих формированию жесткого государственного регулирования, обусловлено стремлением государства исключить основные препятствия общественного развития, исключить противоречие бедных и богатых. К. Маркс считал, что разобравшись с этой проблемой, государство значительно уменьшит количество своих социально-экономических функций, потому что во многом исчезнут насильственные функции. Марксисты считали, что уменьшение функций государства связано с увеличением вмешательства общества в социально-экономические процессы. Необходимо искать пути перехода государства из механизма насилия в механизм реализации общественных интересов.

В то же время формируется немецкая экономическая мысль. Ф. Лист представил экономику государства в качестве связанной системы средств государства и отношений потребления и управления ими. Он доказал необходимость для осуществления стабильного развития экономики наличие связи политических и экономических функций государства. Г. Шмоллер и А. Вагнер выявили важность такой функции государства, как перераспределение богатства между богатыми и бедными. В результате в 80-х годах 19 в. Германия впервые за историю создала государственную систему социального обеспечения, на которую ориентировались другие страны Западной Европы.

В конце 19 века появляется неоклассическая школа. Неоклассицизм допускал исключительно косвенный характер государственного вмешательства в экономику. Прямое же вмешательство (регулирование ценообразования) является крайним методом, допустимым лишь в экстренных случаях.

Также В конце 19 в. появляется институциональное направление. Он распространен у противников классической политэкономии. Основная идея данной теории - наличие социального контроля над экономическими процессами.

Появлению этой теории способствовали идеи Дюркгейма. Он считал, что «чем прогрессивней общество, тем больше уровень развития государства. Государство осуществляет все большее количество функций, приобщаясь к осуществлению социальных функций». Поспособствовало такой специализации государства ее эффективность в осуществлении интересов общества по сравнению с возможностями отдельных субъектов. Необходимо следить за динамикой институтов общества, их связью с экономикой. Государство не только регулирует институты общества, но может

создавать новые и исключать старые. Сравнительная характеристика двух направлений: неоклассического и институционального наглядно представлена в Таблице 4.

 

Таблица 4: «Сравнительная характеристика институциональной и неоклассической теории».

В начале 20 в. появляются предпосылки, способствующие возрастанию роли теоретических исследований в области вмешательства государства в экономику:

1. Изменение количества государственных расходов в странах, участвующих в Первой Мировой войне;

2. Изменение экономических систем внутри государств и на международном уровне;

3. Соперничество с плановой экономикой СССР, который быстро достиг индустриализации, минуя, при этом, кризис Западных1929–1939 годов.

 

Новое решение проблем экономической политики государства разработал Дж. М. Кейнс.

Он считал, что «классическая теория применима лишь к случаю полной занятости, нестабильность экономики связана с отсутствием баланса между увеличением реального дохода и увеличением совокупного потребления, объясняемый человеческим психологическим фактором (психология продавцов и покупателей). Происходит осознание всей сложности взаимосвязи между государством и экономикой в социально-ориентированной рыночной экономике.

Особенно этот подход нашел свое признание в США (Ф.Рузвельт «Новый курс») и во Франции в 50–70 годы.

В институциональном направлении выделяются два типа государства по способу осуществления государством своих функций: эксплуататорское и контрактное. Д. Норт сформулировал теорию государства, которое включает элементы двух этих типов, дав ему название синтетического государства. Он говорит, что государство, стремясь увеличить свой доход, достигает этого всевозможными путями, как экономическими, так и

неэкономическими, применяет насилие, несправедливо распределяет права собственности в стране, что способствует уменьшению экономического роста и, следственно, уменьшению государственного дохода. Стремление государства выйти из этого несоответствия является предпосылкой смены политических режимов. В советской экономики формируется три способа ведения государством экономики: либерально-реформистский, социал-реформистский и консервативный. Таким образом, институционализм говорит о том, что власть является важнейшим фактором экономической, а не исключительно социальной сферы.

В конце 20 в. сформировалось отдельное направление «power-minded economists and schools». Это совокупность экономических школ, которые занимались изучением факторов власти. Если сопоставить трактовку понятия «устойчивость экономики» и определение роли государственного воздействия на нее основными экономическими направлениями на втором этапе развития (таблица 5), то можно заметить, что те теории, в которых экономическая стабильность представлялась как ее равновесное состояние, обязательно описывали государственное вмешательство как внешний фактор, разрушающий это равновесие, за исключением неолиберальной теории, которая представляет стабильность как установление стихийного порядка, возникающего из непроизвольного соблюдения субъектами традиций, а, те теории, в которых экономическая стабильность описывалась как устойчивость ее развития, объясняли необходимость экономической политики государства сознательным влиянием общества на средства и методы достижения желаемого экономического результата. Государственное регулирование при таком подходе является эндогенным фактором экономической стабильности.

Таким образом, второй этап эволюции экономической научной мысли окончился формированием новых методов анализа государственной роли в экономической сфере. В основе второго этапа лежит объяснение необходимости контроля государством рыночной экономики. Формулируются новые теоретические вопросы, связанные с экономическими функциями государства, инструментами их достижения, выгодным соотношением рыночных и государственных методов экономического контроля. Чтобы развить экономическую концепцию на этом этапе, необходимо увеличить интенсивность действия эндогенных факторов. Вместе со вторым этапом одновременно развивается тенденция увеличения экономических функций государства, невзирая на спады активности государственной экономической политики.

Описанная мной периодизация эволюции экономической мысли выявляет несколько типов государственного экономического регулирования. Таблица 5 наглядно демонстрирует, что одно из направлений, включенное в марксизм, проявляется в теориях, способствующих, по моему мнению, жесткому типу государственной политики.

Для стабильного существования и развития экономики важно не допустить анархию путем непрерывного, всеохватывающего государственного регулирования с помощью

Таблица 5: «Развитие ключевых понятий в основных концепциях на втором этапе эволюции экономической мысли (19-20в.)»

директивного планирования. Появлению эластичного типа государственного регулирования способствовали теории, рассматривающие его как один из основных факторов экономического развития. В них

усиление госрегулирования ставится в зависимость

от разрастания социально-экономических функций

государства вследствие усложнения соответствующих

процессов в обществе. По нашему мнению, эластич

-

ный тип госрегулирования отражает свойство государ

-

ства сужать и расширять регулирующее воздействие в

соответствии с цикличностью экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.02 с.)