Реализация национальных интересов в мировой экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация национальных интересов в мировой экономике



Любое государство вынуждено вести ту или иную внешнеэкономическую политику. Например, регулировать экспорт, импорт, миграцию капитала, рабочей силы и многое другое.

Как мы видим, не существует жестких границ допустимого вмешательства правительства в экономическую систему. Для каждой страны существует свой оптимальный набор главенствующих функций государства в экономике, обеспечивающий стабильность в стране. Если рассматривать современную Россию, то для нашего государства на первом месте сейчас оказывается осуществление следующего набора функций:

1. Стремление к стабильности рынка, которое будет способствовать увеличению уровня жизни населения страны;

2. Проведение внешнеэкономической политики и защита экономических интересов государства на международной арене;

3. Обеспечение эффективной трансформации экономической системы страны с увеличением результативности и гибкости ее институтов.

Методы или инструменты государственного регулирования рыночной экономики

Для выполнения своих функций государство осуществляет различные методы или применяет различные инструменты. Однако не все методы соответствуют принципам рыночной системы. Во-первых, не допускаются методы, ставящие под угрозу существование рыночных отношений: тотальное директивное планирование, использования талонов для натурального распределения товаров, всеобщее административное осуществление ценообразования. Но, это не означает, что государство не несет никакой ответственности за установление цен в стране, оно должно осуществлять контроль динамики цен, не допустить инфляционного роста и регулировать процесс ценообразования преимущественно экономическими методами.

Во-вторых, воздействие на рынок осуществляется в основном с помощью экономических методов. Использование только административных методов способно подорвать стабильность рынка. Однако вовсе без их применения тоже нельзя, в некоторых ситуациях они необходимы.

В-третьих, государственный аппарат должен вмешиваться в рыночные отношения только в условиях необходимости, он не должен мешать самостоятельному развитию рынку. В противном случае произойдет упадок рынка.

Все методы образуют в совокупности механизм государственного воздействия на экономическую систему. Для возможности эффективно использовать данные методы, необходимо знать их структуру. Можно классифицировать методы несколькими способами. В частности, по способу функционирования выделяют методы прямого и косвенного воздействия на экономику. При прямом воздействии субъекты экономики вынуждены действовать согласно государственным установкам. Например, налогообложение. При косвенном воздействии правительство не воздействует прямо на принятие экономическими субъектами того или иного решения. Оно лишь подталкивает к принятию субъектами правильного решения.

Существует еще одна классификация экономических методов. В качестве критерия классификации выступает организационно-институциональный признак. Данная классификация включает: административные, экономические, институциональные методы (Таблица 2). Рисунок наглядно отображает структуру применяемых экономических мер.

 

Таблица 2:"Система инструментов экономической политики"

Административные методы

Административные инструменты экономической политики содержат методы, которые основываются на правовой инфраструктуре. Основная цель - создать для частного сектора допустимые правовые рамки, функция – предоставить стабильность юридической обстановки для существования бизнеса, защитить конкурентную среду, обеспечить права на собственность и право свободного экономического выбора.

Этот вид методов широко применяется в условиях централизованного управления рыночной системы. В результате их использования происходит ограничение самостоятельности предприятий, так как государство осуществляет жесткий контроль их деятельности: предоставляет им плановые задания, осуществляет централизованное распределение ресурсов. Однако не исключаются ситуации использования административных методов и в экономике с рыночной системой, но в основном для решения макроэкономических, социальных проблем, в ситуациях, когда все общество остро нуждается в государственной поддержке. Объектами административных методов может быть: заповедники, энергетические ресурсы, музеи и т.д. Подобные объекты обычно являются собственностью государства.

К административным методам относится финансовая помощь субъектам экономических отношений, осуществляемая в виде субсидий, субвенций или же дотаций. Дотации выплачиваются государственным предприятиям в целях уравновешивания результатов экономической деятельности. Дотация может выплачиваться предприятию в случае, когда это предприятие несет убытки, потому что продает продукцию по государственным ценам и тем самым не покрывает свои расходы. То есть, реальная цена делится на две части: первую оплачивает потребитель, а другую – государство. Тем самым государство уменьшает цену для потребителей. Однако, в наше время дотации постепенно сменяются субвенциями или субсидиями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субсидия – это безвозмездная выплата государством денежных средств или безвозмездное предоставление товаров или услуг.

Административные методы могут также иметь вид:

1. Общеобязательных стандартов или запретов (запрет использовать дефицитные ресурсы при производстве, использовать технологии, приносящие вред окружающей среде);

2. Законов, регулирующих трудовые отношения (например, в США действует Национальное управление по трудовым отношениям)

3. Антимонопольных мер

 

Административные методы могут быть в форме: запрета, разрешения, принуждения.

 

В России существует две тенденции по отношению к применению административных методов регулирования экономики:

 

1. Из-за усилившейся борьбы властных структур результативность административных мер значительно уменьшилась;

2. Командная экономика, действующая в 20 веке, породила недоверие к административным мерам воздействия на экономику. Отход от использования административных мер получился достаточно масштабным.

Экономические методы

К экономическим мерам относят не меры предписывающего характера, а меры, воздействующие на определенные аспекты рыночного механизма, например влиять на спрос, предложение.

Экономический метод содержит следующие способы регулирования:

1. Бюджетная политика;

Бюджетная или фискальная политика-это процесс регулирования государственных доходов и расходов в основном в целях смягчения экономических спадов. Во время экономических спадов государство затрачивает больше средств на государственные программы, например, инвестирует процесс производства и запуска новой модели спутника. Это повлечет за собой большое количество заказов со стороны государства по отношению к фирмам, производящим спутники и таким образом в руках государства окажется большое количество их продукции. В итоге данные фирмы смогут предоставить новые рабочие места и закупить сырье другим фирмам. Общий итог: производственный процесс начнет развиваться на всем рынке.

 

2. Налоговая политика;

Налоги представляют собой главный источник всех государственных доходов. Благодаря налогам и образуется, в сущности, государственный бюджет. Государство, по своему усмотрению, может, как повышать, так и понижать уровень налогов, сменять форму обложения, вводить некие льготы и так далее. Один из самых важнейших подходов налоговой политики – это дифференцированный подход. То есть, предоставление льгот каким-либо экономическим отраслям с условием использования средств, не ушедших в государственный бюджет, на предусмотренные правительством цели. Как считают западные экономисты, на долю налогов должны приходиться 30%.

Применение бюджетных мер регулирования рынка было распространено в западных странах в 40-60е годы 20 века. Она смягчала экономические спады. Но, практика показала, что бюджетных средств регулирования рынка недостаточно для борьбы с инфляцией. Тратить средства государственного бюджета и уменьшать налоги в период экономического спада для государства оказалось намного проще, чем делать обратное в период экономического подъема: необратимы многие программы правительства, потому что прошел период спада. Налоговая политика также не всегда эффективна. В результате дефицит государственного бюджета приобретает стабильность, а это влечет за собой инфляцию. В 70-80е годы инфляция становится основной проблемой и угрозой, в связи с этим, бюджетная политика сменилась кредитно- денежной.

3. Кредитно-денежная политика.

Смысл этой политики в том, что правительство регулирует денежную массу и процентные ставки, которые влияют на спрос. Денежная масса тесно связана со ставкой процента. Потому что, при минимизации процентных ставок, увеличивается объем предоставленных банками займов. То есть, за счет кредитной эмиссии происходит увеличение денежной массы, что в свою очередь способствует уменьшению ценности денег, то есть уменьшается процентная ставка. В связи с этим, очень часто экономисты объединяют кредитную и денежную политику. В этой политике огромную роль играет процентная ставка. Для того, чтобы возрос спрос, необходимо осуществить снижение процентной ставки. Но это не в компетенции правительства: ссуды выдают частные банки, над которыми правительство не осуществляет контроль. Однако правительство есть способно регулировать данный процесс с помощью введения нормы обязательных резервов, Центральный банк определяет объем денег, которые банки могут дать взаймы. В случае периода спада, Центральный банк уменьшает резервы и частные банки получают возможность увеличить выдачу займов. Предложение займов, а соответственно, и их цена увеличивается, то есть процентная ставка должна будет уменьшиться, что повлечет за собой увеличение совокупного спроса и реабилитации экономики. В случае обратной ситуации, когда увеличивается инфляция и соответственно норма обязательных резервов возрастает, а чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет способствовать уменьшению роста денежной массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

Существуют и иные методы регулирования правительством частных банков. Бывают ситуации, когда банку не достаточно собственных вкладов, чтобы дать кредит заемщикам. В этом случае частные банки могут взять кредит Центрального банка и дать кредит клиенту. Центральный банк, устанавливая свои процентные ставки при выдаче кредита частным банкам, регулирует величину процента, под который последние будут ссужать деньги своим клиентам.

4. Программирование;

5. Прогнозирование

Составление программ и прогнозов содержит в большей степени второстепенный вариант регулирования. Программы рекомендуют определенную модель действий частному сектору, но окончательное решение остается все же за последними.

Экономические и административные методы взаимодействуют друг с другом. Так, каждый экономический регулятор включает элементы администрирования, потому что нуждается в поддержании какой-либо государственной службы. Также в свою очередь, и в любом административном регуляторе содержится что-то экономическое, потому что он влияет на поведение субъектов экономической системы. Используя непосредственный контроль ценообразования, правительство обеспечивает производителям особый экономический режим, побуждает их изменять производственные программы, и т.д. Приходится искать подход к покупателям - регулировать структуру текущего спроса.

Но в то же время экономическая и административная политика противоположны друг другу. Методы экономической политики не ограничивают свободу выбора субъектов, они закрепляют за собой право на свободу выбора. Напротив, методы административной политики загоняют свободу экономического выбора в жесткие рамки, а возможно и исключают ее вовсе. Административная политика может быть оправдана, если она используется тогда, когда одни субъекты страдают от свободы других.

Институциональный метод

Описывая методы регулирования правительством экономики, можно также выделить институциональный метод.

Согласно У. Гамильтону, институты – это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа.

В наши дни существует различные виды распространения институциональных форм:

- создание исполнительных структур правительства, основная цель которых заключается в осуществлении целей правительства;

- формирование государственной собственности;

- экономическое прогнозирование;

- образование центров, изучающих экономическую систему;

- обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

- обеспечение поддержки профсоюзам;

- соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например, представителей группы «семерки»).

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.018 с.)