Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура России периода утверждения государственности (XVI - начало XVII в.)

Поиск

Формирование системы государственного управления. Проведение реформ. Осмысление концепции государственного развития («Москва – третий Рим», «Сказание о князьях Владимирских», «Степенная книга»). Влияние исторических событий на духовную жизнь и художественную культуру. Складывание политической идеологии централизованного государства.

Полемическая направленность русской литературы первой половины XVI в. Публицистические произведения митрополита Даниила, Вассиана Патрикеева, Максима Грека, Ивана Пересветова, Ермолая-Еразма, Андрея Курбского, Ивана Грозного. Летописание. «Никоновский свод», "Лицевой летописный свод". "Домострой". Еретические течения. Элементы рационализма в идеологии XVI в. (Ф.Косой).

Деятельность кружка митрополита Макария. Создание общерусского пантеона святых. Собирание в Москве культурных ценностей (памятников) удельных княжеств. “Великие Четьи-Минеи”. Стоглавый собор и его решения.

Книгопечатание. Накопление практических знаний. Устное народное творчество. Быт и нравы представителей разных социальных групп населения.

Историзм тематики и многословная повествовательность как основные черты русского искусства середины и второй половины XVI в. Складывание общерусского художественного стиля и обогащение средств художественного выражения.

Поиски сложных композиционных решений в архитектуре (Покровский собор на Красной площади). Развитие центричного типа храма. Шатровое зодчество и его эволюция. Стремление к единству внутреннего пространства и цельности архитектурных форм. Федор Конь и его «градостроительная» деятельность.

Программные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. «Мономахов трон» из кремлевского Успенского собора и его рельефные композиции. Фрески Архангельского собора и Золотой палаты Московского Кремля. Икона «Благословенно воинство…» Пейзажные и архитектурные фоны в иконах. Миниатюры Лицевого летописного свода. Интерес к историческому повествованию и эволюция житийных икон. Миниатюры лицевых житий.

«Годуновская» (иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря, «годуновские» Псалтыри и др.) и «строгановская» (произведения Прокопия Чирина, Истомы Савина и его сыновей) школы – основные направления в изобразительном искусстве конца XVI – начала XVII в. Тяга к декоративности – основная тенденция развития прикладного искусства.

Культура России на пороге нового времени (XVII в.)

XVII столетие – время коренных социально-экономических и культурных преобразований. Культура России на пороге нового времени. Кризис средневекового мировоззрения. Пробуждение интереса к человеческой личности. Усиление светских и демократических элементов в культуре XVII в. Влияние раскола русской православной церкви на развитие культуры. Усиление контактов между русскими землями и другими странами. Расширение связей с западно-европейской культурой.

Общественно-политическая мысль. Полемика по вопросу о путях развития русской культуры. Развитие исторических знаний. Хронографы. Синопсис. Школа и грамотность. Славяно-греко-латинская академия. Литература. Новые жанры. Бытовая повесть. Публицистика (протопоп Аввакум). Творчество Симеона Полоцкого. Научные знания. Географические открытия.

Развитие городов и их роль в процессе демократизации культуры переходного периода. Строительство новых городов. Стремление к регулярности застройки. Изменение облика Москвы.

Расцвет деревянной архитектуры. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Расширение каменного гражданского строительства и его ориентация на народное зодчество. Культовая архитектура. Усиление ее декоративности, включение ордерных элементов. Шатровые храмы. Мероприятия по регулированию характера культового зодчества.

Закон «освященного пятиглавия». Архитектурная деятельность патриарха Никона. (Ново-Иерусалимский монастырь). Местные особенности архитектуры. Поиски новых архитектурных решений в конце XVII в. «Нарышкинский стиль» (церкви Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Троицы в Лыкове). «Строгановская» школа архитектуры.

Развитие традиций «годуновской» и «строгановской» школ живописи в первой половине XVII в. Деятельность иконного цеха Оружейной палаты в Москве.

Борьба идейно-эстетических воззрений в русском искусстве второй половины XVII в. «Слово к люботщателям иконного писания» Симона Ушакова. «Записки» Симеона Полоцкого. «Послание некоего изуграфа» Иосифа Владимирова. Сианковая живопись (С.Ушаков, Ф.Зубов, Г.Никитин, С.Спиридонов и др.) «Живописное» направление в иконописи. Эволюция книжной миниатюры. Становление портрета. Парсуны Ивана Грозного, М.В.Скопина-Шуйского, царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и др.

Возрастание значения народного орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Художественная обработка дерева. Золотое и серебряное дело (посуда, государственные регалии, парадное оружие, оклады книг и икон). Местные художественные центры (Сольвычегодск, Ярославль, Нижний Новгород и др.) Лицевое и орнаментальное шитье.

Значение художественной культуры XVII в. и ее роль в становлении русского искусства Нового времени.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов во втором семестре

 

Самостоятельная работа по темам курса направлена на закрепление и расширение материала лекционных занятий. Самостоятельная работа осуществляется в различных формах: работа с конспектами лекций, изучение и конспектирование специальной литературы; написание контрольной работы; подготовка к коллоквиуму по истории древнерусского искусства; решение тестовых заданий; составление словаря терминов по истории русской культуры периода средневековья; изучение текстов древнерусской литературы.

Текущий контроль самостоятельной работы:

1. проведение контрольных работ, тестирование

2. проверка конспектов, письменных заданий для самостоятельной работы, словаря терминов

3. проведение коллоквиума по истории древнерусского искусства

4. проверка знания текстов древнерусской литературы в форме устного опроса.

5. проведение коллоквиума по истории русского искусства XVIII – начала ХХ в.

Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при допуске студента к промежуточной аттестации. Форма промежуточной аттестации – зачет.

 

Задания для самостоятельной работы.

История культуры Древней Руси (X – начало XIII вв.)

Блок заданий 1. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

 

Документ 1

И когда Философ радовался о Боге, вновь приспело иное дело и труд не меньше прежних.

Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: «Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит».

Собрал цесарь совет, призвал Константина Философа и дал ему выслушать эти слова. И сказал: «Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти туда. Ведь этого дела никто другой не может исполнить так, как ты». Отвечал Философ: «И усталый телом и больной с радостью пойду туда, если они имеют письмена для своего языка». Сказал ему цесарь: «Дед мой и отец мой и другие многие пытались найти их, но не нашли. Так как же я могу найти это?» И сказал Философ: «Кто может на воде записать беседу или захочет приобрести прозвище еретика?» Отвечал ему вновь цесарь, и с Вардою, дядей своим: «Если ты захочешь, то может Бог дать тебе то, что дает всем, просящим без сомнения, и отворяет всем стучащимся».

Пошел Философ, и по прежнему своему обычаю обратился к молитве вместе с другими помощниками. И вскоре явился ему Бог, внимающий молитвам рабов своих. И тогда он составил письмена и начал писать евангельские слова: «В начале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово» и прочее.

(Библиотека литературы Древней Руси. Том 2. XI–XII вв. – СПб., 1999. – С. 53, 55.)

 

Вопросы к документу 1

Какое историческое событие нашло отражение в приведенном выше отрывке из «Жития Константина – Кирилла»? Какое значение оно имело для культуры Руси?

 

Документ 2

В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

<…>В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы

десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

(Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII в. – М., 1978. – С. 137, 139.)

 

Вопросы к документу 2

Опираясь на текст фрагмента «Повести временных лет», определите название данного церковного сооружения. Когда его строительство было начато и завершено?

 

Документ 3

Господи, благослови, отче! – «Род праведных благословится, – говорит пророк, – и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. О том же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын – Вышеслав, после Изяслав, третий - Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки – Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесь же расскажем про тех, о ком сия повесть.

(Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII в. – М., 1978. – С. 279.)

 

Вопросы к документу 3

Отрывок из какого произведения древнерусской литературы приведен выше? К какому литературному жанру оно относится? Кто, по мнению большинства историков, является его автором? О каких трагических событиях русской истории начала XI в. оно повествует?

 

Документ 4

В год 6544. <…> Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. <…> И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня.

(Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII в. – М., 1978. – С. 165.)

 

Вопросы к документу 4

Прочитав отрывок из «Повести временных лет», ответьте на вопрос: к каким изменениям в культурной жизни Руси привело это событие?

 

Документ 5

В год 6559. <…> Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. <…>

Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». <…> Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. <…> И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней… И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. <…> И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем.

(Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII в. – М., 1978. – С. 169, 171.)

 

Вопросы к документу 5

Создание какого церковного сооружения описывается в приведенном выше отрывке из «Повести временных лет»?

 

Документ 6

Господи, благослови, Отче. Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, что не попустил до конца твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и Законом, после же через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.

Да восхвалим и прославим Его хвалимого ангелами беспрестанно и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы, ибо Он призрел на народ Свой. И не посланник (Его), не вестник, но Сам спас нас, не призрачно придя на землю, но истинно, пострадав за нас плотию до смерти и с Собою воскресив.

Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог (наш)! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон – предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни Нетленной.

(Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI–XII вв. – СПб., 1997. – С. 27.)

 

Вопросы к документу 6

Отрывок из какого известного произведения древнерусской литературы приведен выше? Каковы его центральные идеи? Кто автор этого произведения?

 

Документ 7

В доме своем не ленитесь, но за всем сами смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано.

Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда не пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям...

Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем может устоять, на том и целуйте, а поцеловав соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

(Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII вв. – М., 1978. – С. 401.)

 

Вопросы к документу 7

На основании вышеприведенного документа определите, какие принципы христианской морали проповедует автор «Поучения детям»? Дает ли «Поучение» основание говорить о том, что его автору, суровому и закаленному в боях воину, свойственны глубокие чувства, что это натура поэтическая? Каким он предстает перед Вами как личность?

 

Документ 8

В год 6683.

Убит был великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия, внук Владимира Мономаха июня месяца в 28-й день, в канун праздника святых апостолов. И была тогда суббота. Создал же он себе городок каменный, под названием Боголюбово, столь же далеко Боголюбово от Владимира, как и Вышгород от Киева. Благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет Христа возлюбил и пречистую его мать; знанье же отринув и рассужденья, и, как хоромы чудесные, душу украсив всеми благими желаньями, уподобился царю Соломону, когда, храм господу богу и церковь преславную Рождества святой богородицы посреди Боголюбова в камне создав, разукрасил ее больше всех церквей: подобна она той Святая Святых, которую царь Соломон премудрый создал; так и этот князь, благоверный Андрей, создал церковь такую на память о себе, и украсил ее драгоценными иконами, золотом и дорогими каменьями, и жемчугом крупным бесценным, и снабдил украшеньями разными, и украсил плитами из яшмы, и всяким узорным литьем,– блеском осыпав ее так, что больно смотреть, ибо вся она в золоте стала. И украсил ее, и осыпал утварью золотой, драгоценной, всем входящим на удивленье, так,

что всякий, видевший это, не может выразить словом невероятной ее красоты; золотом и эмалью, и всякими драгоценностями, и церковным имуществом украшена, и всякой церковной утварью – золотая дарохранительница с дорогими каменьями, с опахалами ценными и кадилами разными, и снаружи от верха до пола по стенам и столбам тоже золотом крыто, и двери, и своды у церкви также золотом крыты, и купол златом украшен от верха до деисуса, и разным церковным добром переполнена, украшена всяким художеством!

Князь Андрей и город Владимир неприступным сделал, к нему он ворота золотые соорудил, а другие – серебром отделал, и создал соборную каменную церковь в честь святой Богородицы, прекрасную весьма, и разными украшеньями осыпал ее из золота и серебра, и пять куполов ее вызолотил, а все три церковные двери золотом выложил и дорогими каменьями, и жемчугом украсил ее драгоценным, и всяким узорным литьем расцветил, и обильем светильников золотых и серебряных ее осветил, и амвон из золота и серебра поставил, а служебные сосуды и опахала и другие украшения церковные – все золотом и драгоценным каменьем, и жемчугом крупным в обилье осыпал. Три же дарохранительницы, очень большие, из чистого золота, из камней драгоценных поставил: и видом своим, и работой до удивленья подобны они Святая Святых Соломона. И в Боголюбове, и в городе Владимире купола золотые поставил, и своды позолотил, и стены

внутри каменьем по злату осыпал, столбы позлатил, и снаружи ее и по сводам птиц золотых, и кубки, и паруса, из золота литые, поставил по церкви по всей и по сводам кругом.

Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный синклит и на церковников всех и обратил бог свой взор…

(Изборник: Повести Древней Руси. – М., 1987. – С. 62, 63.)

 

Вопросы к документу 8

Прочитав отрывок из «Повести об убиении Андрея Боголюбского», перечислите те архитектурные сооружения, о которых в нем ведется речь? Что Вам о них известно?

 

Документ 9

Начнем же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце свое мужеством;

исполнившись ратного духа,

навел свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

(Изборник: Повести Древней Руси. – М., 1987.)

 

Вопросы к документу 9

Фрагмент из какого выдающегося произведения древнерусской литературы конца XII в. приведен выше? Какие гипотезы относительно времени создания и авторе произведения Вам известны? В чем состоит основной идейный смысл данного произведения?

 

Документ 10

Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый – что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый – что шелковая подушка, соломой набитая.

Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе.

Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще меду слова уст моих. Как Давид сказал: «Сладки слова твои, лучше меда они устам моим». Ибо и Соломон сказал: «Слова добрые сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце безумного».

Ибо мудрого мужа посылай – и мало ему объясняй, а глупого посылай – и сам вслед не ленись пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого – пира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.

Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых не сеют, не жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно ни золота, ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.

(Изборник: Повести Древней Руси. – М., 1987. – С. 102–103.)

 

Вопросы к документу 10

Отрывок из какого произведения древнерусской литературы приведен выше? Что Вам известно об авторе данного произведения? Почему, на Ваш взгляд, Д.С. Лихачев называет его «интеллигентом Древней Руси»? На основании вышеизложенного текста постарайтесь ответить на вопрос, в чем автор видит свое предназначение, и какие советы он дает князю? Какие суждения автора нравственного характера звучат современно?

Блок заданий 2

Дайте определение понятий. Помните, что некоторые понятия имеют множество значений.

 

Агиография – _____________________­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________

 

Апсида – _____________________________________________________________________

 

Барабан – ____________________________________________________________________

 

Берестяная грамота – ___________________________________________________________

 

Детинец – ____________________________________________________________________

 

Закомара – ____________________________________________________________________

 

Зернь – _______________________________________________________________________

 

Изограф – ____________________________________________________________________

 

Кириллица – __________________________________________________________________

 

Колты – ______________________________________________________________________

 

Крестово-купольный храм – _____________________________________________________

 

Лопатка – ____________________________________________________________________

 

Летопись – ___________________________________________________________________

 

Литье – ______________________________________________________________________

 

Мозаика – ____________________________________________________________________

 

Нартекс – ____________________________________________________________________

Неф – ________________________________________________________________________

 

Патерик – ____________________________________________________________________

 

Плинфа – _____________________________________________________________________

 

Скань – ______________________________________________________________________

 

Смальта – ____________________________________________________________________

 

Собор – ______________________________________________________________________

 

Узорочье – ___________________________________________________________________

Фреска – _____________________________________________________________________

 

Хоры – _______________________________________________________________________

 

Блок заданий 3. Ответьте на вопросы.

 

1. Ежегодно 24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. В Россию этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 г., когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник, у подножия которого зажгли неугасимую лампаду – знак вечной памяти. Кому и почему посвящен этот памятник?

2. Почему принятие христианства в развитии русской культуры эпохи средневековья носило определяющий характер? В чем это проявилось?

3. Почему именно Византия оказала такое большое влияние на культуру Древней Руси?

4. «Древнерусскую литературу, – писал академик Д.С. Лихачев, – можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Согласны ли Вы с данным утверждением? Свой ответ обоснуйте.

5. Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры? Аргументируйте свой ответ.

6. До наших дней дошло около 130 древнерусских книг XI–XII вв., из них около 80 богослужебных. Как Вы думаете, о чем это свидетельствует? Почему в это время отсутствует литература светского характера?

7. Каковы, на Ваш взгляд, нравственные идеалы древнерусской литературы? Покажите на отдельных примерах.

8. Какие идеи древнерусской культуры актуальны и сегодня? Аргументируйте свой ответ. Какие из них близки Вам?

9. Место для будущего храма было не очень высокое, и большое половодье его затапливало. Но строители, чьи имена так и остались неизвестными, нашли остроумное решение. Первоначально был заложен мощный фундамент высотой 1,6 м из булыжников, залитых известью. На фундаменте начали возводить стены. По мере того, как стены поднимались, строители засыпали внутренность будущего храма землей. Насыпали ее и снаружи. Так постепенно вырос рукотворный холм высотой около 4 метров. На этом холме, на упрятанных в землю стенах, и вырос храм.

О каком из храмов Древней Руси говорится выше? Перечислите известные Вам памятники деревянного и каменного зодчества домонгольской Руси.

10. Какие изменения происходили в русской культуре начала XII – начала XIII вв.? С чем это было связано?

11. «Древнерусскую литературу, – писал академик Д.С. Лихачев, – можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Согласны ли Вы с данным утверждением? Свой ответ обоснуйте.

12. На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия.

Согласны ли Вы с утверждением академика Б.А. Рыбакова, что уровень развития культуры домонгольской Руси был достаточно высоким? Какие факты подтверждают мысль академика о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры?

13. Сравните уровень развития культуры Древней Руси и культуры стран Западной Европы того же времени. К каким выводам Вы пришли? Свой ответ аргументируйте.

14. Как в искусстве Руси проявлялось национальное своеобразие? В чем, на Ваш взгляд, состоит феномен древнерусской культуры?

Блок заданий 4. Заполните таблицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.017 с.)