Основные памятники древнерусской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные памятники древнерусской культуры



Второй половины XIII – первой половины XV вв.

Литература Архитектура Живопись
     
     
     
     

 

Основные жанры и произведения древнерусской литературы

Второй половины XIII – первой половины XV вв.

Жанр Произведения
Житийная литература  
Исторические повести  
Летописи  
Переводная литература  

 

Основные этапы развития древнерусской культуры

Второй половины XIII – первой половины XV вв.

Основные этапы Отличительные черты
До 1380 г.  
После 1380 г.  

 

Культура России второй половины XV - XVII вв.

Блок заданий 1. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

 

Документ 1

О благоверные христиане русские! Кто по многим землям плавает, тот во многие беды попадает и веру христианскую теряет. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере христианской. Уже прошло четыре Великих поста, и четыре Пасхи прошли, а я, грешный не знаю, когда Пасха или пост, ни Рождества Христова не соблюдаю, ни других праздников, ни среды, ни пятницы не соблюдаю: книг у меня нет. Когда меня пограбили, книги у меня взяли. И я от многих бед пошел в Индию, потому что на Русь мне идти было не с чем, не осталось у меня никакого товара. Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской.

(Памятники литературы Древней Руси: вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 465.)

Вопросы к документу 1:

Назовите выдающееся произведение русской литературы второй половины XV столетия, которому принадлежит приведенный выше отрывок текста. Чем оно отличается от подобных произведений XII – XIII вв.? Что Вам известно об истории его создания? Кто является его автором?

 

Документ 2

В год 5457 (51 до н.э.) Август, кесарь римский пошел в Египет, где царствовали правители из египетского рода Птолемеев, со своими воеводами. И встретил его Ирод, сын Антипатра, помогая ему с великой охотой и воинами, и пищей, и дарами. И бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же начал собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил властелином Александрии, Ирода же, сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что тот почтил его, поставил царем над иудеями в Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду, родичу своему; Илирика же, брата своего, поставил правителем в верховьях Истра; а Пиона учредил правителем в Золотых землях, которые ныне называются Угорской землей; а Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в города

Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей.

И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя». Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а

третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик.

А четвертое колено от великого князя Рюрика – великий князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в году 6496 (988). А от великого князя Владимира четвертое колено – правнук его Владимир Всеволодович Мономах.

(Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 427.)

 

Вопросы к документу 2:

Фрагмент какого произведения русской литературы конца XV – начала XVI вв. приведен выше? Каково его политическое и литературное значение?

 

Документ 3

Даже от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится.

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается.

(Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 437.)

 

Вопросы к документу 3:

Строки из какого произведения XVI столетия приведены выше? Дайте характеристику его основополагающих идей. Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, почему именно в это время зародились подобные теории?

 

Документ 4

Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать.

Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

(Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. – С. 132.)

 

Вопросы к документу 4:

Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен выше? Каковы центральные идеи данного произведения? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?

 

Документ 5

Царю, богом прославленному и более того – среди православных пресветлым явившемуся, ныне же – за грехи наши ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного дерзну сказать тебе, царь хотя бы немногое.

Зачем, царь, сильных в Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученической обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?

(Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 18.)

 

Вопросы к документу 5:

Дав название одного из самых известных произведений древнерусской литературы, отрывок из которого приведен выше, определите, кто являлся участником этой полемики? Какова история создания данного литературного памятника?

 

Документ 6

А писал я эти святые великие книги в Великом Новгороде, когда был там архиепископом. А писал и собирал и воедино их объединял двенадцать лет, истратив на то большие средства, наняв много писцов, не щадя серебра и всяческих воздаяний.

Но особо большие трудности и заботы преодолел при исправлении и переводе на русский язык иностранных и древних сочинений: насколько бог нас вразумил, столько и смогли сделать, а иное же и доныне в них осталось не исправлено, и это оставили тем, кто с божьей помощью сможет исправить это после нас. А если я где и погрешил по своему незнанию, в этих иностранных и древних изречениях или если среди этих святых книг окажется написанным ложное или отреченное святыми отцами слово, а мы не смогли это исправить и изъять, то я прошу у господа бога в этом прощения молитвами всех святых, о

которых в этих книгах написано.

(Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. – М., 1986. – С. 481.)

 

Вопросы к документу 6:

Строки из какого произведения русской литературы середины XVI столетия приведены выше? Почему, на Ваш взгляд, многие исследователи называют его «энциклопедией русской книжности»?

 

Документ 7

Изволением отца и помощью сына и свершением святого духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея великия России самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея руси многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем городам царства его, особенно же в новокрещенном месте, в городе Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы благоверный царь украшал чтимыми иконами и святыми книгами, и сосудами и ризами и прочими церковными вещами, по преданию и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по постановлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, – великого Константина и Юстиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых царей, в свое время бывших. И поэтому благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во святых церквах – псалтыри, евангелия, апостолы и прочие святые книги. Но из них мало оказалось годных, остальные же все искажены несведущими и неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без исправления. И это стало известно царю, и он начал размышлять, как бы издать печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих народов, чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою преосвященному Макарию митрополиту всея Руси. Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение богу, сказал царю, что мысль эта ниспослана богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи; в 30-й же год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело.

И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению. И начали печатать впервые эту святую книгу, Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания в год 7070 первый (1563), апреля 19-го, на память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е. из древней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Русии, в первый год святительства его, во славу всемогущей живоначальной Троицы отца и сына и святого духа. Аминь.

(У истоков русского книгопечатания / пер. М.В. Щепкиной. – М., 1959. – С. 216 – 220.)

 

Вопрос к документу 7:

На основании документа и знаний по истории расскажите о зарождении и развитии книгопечатания в России в середине XVI – XVII в.

 

Документ 8

Та же Пилат, поехав от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изочтет.

Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые то апостоли научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имеет крестится – спасен будет, а иже не имет веры – осужден будет». Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать! Татарской бог Магмет написал во своих книгах сице: «Непокаряющихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити». А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. И те учители явны яко шиши антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают; по вере своей и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: «Не может древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод добр творити: от плода бо всяко древо познано бывает».

Да што много говорить? Аще бы не были борцы, не бы даны быша венцы. Кому охота венчатца, не по што ходить в Персиду, а то дома Вавилон! Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец – вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобою же за сие о Христе умрети готов. Аще я и не смыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти, яко же приях, не прелагаю предел вечных: до нас положено; лежи оно так во веки веком! Не блуди, еретик, не токмо над жертвою Христовою и над крестом, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить: крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, – я бы им и с ним в глаза наплевал! И около купели против солнца лукаво-ет их водит, такоже и, церкви святя, против солнца же и, брак венчав, против солнца же водят, – явно противно творят, – а в крещении и не отрицаются сатоны. Чему быть? – Дети ево: коли отца своево отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правоверной душе! Вся горняя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и сделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по старому!» – так; су, и сделал. Да больши тово нечим переменить. Умереть за сие всякому подобает. Будьте оне прокляты, окаянные, со всем лукавым замыслом своим, а страждущим от них вечная память 3-жды!

(Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая. – М., 1989. – С. 387–388.)

 

Вопросы к документу 8:

Отрывок из какого известного произведения русской литературы XVII века приведен выше? Как выражается его новаторский характер? В чем сущность церковного раскола, и каков характер мировоззрения автора данного литературного памятника?

 

Документ 9

Ибо тоя поборник и сын верный бяше,

Учением правым то миру показаше;

В защищение церкве книгу Жезл создал есть,

В ея же пользу Венец и Обед издал есть.

Вечерю, Псалтырь стихи со Рифмословием,

Вертоград многоцветный с Беседословием.

Вся оны книги мудрый он муж сотворивый,

В научение роду российску явивый.

(Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 513.)

 

Вопрос к документу 9:

Что Вам известно о жизни и творчестве знаменитого русского поэта, писателя и проповедника XVII в., о котором ведет речь в своем «Епитафионе» Сильвестр Медведев?

 

Документ 10

Како кто хощет видом си познати,

В первых вещах сих будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суши,

Юный, отверзай в разум твоя ушы.

В колесницу сядь, копием борися,

Конем поезжай, ключем отоприся.

Корабль на воде, а в дому корова,

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други!

(Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII вв. / сост. Н.К. Гудзий. – М., 1955. – С. 517.

 

Вопросы к документу 10:

Фрагмент какого произведения конца XVII столетия представлен выше? Что Вам известно об его авторе? Как Вы думаете, о чем свидетельствует появление подобного рода изданий?

Блок заданий 2. Дайте определение понятиям.

Восьмерик – _____________________________________________________________

 

Годуновская школа - ______________________________________________________

 

Кокошник – ______________________________________________________________

 

Московское (нарышкинское) барокко – _______________________ ________________

 

Обмирщение культуры – ___________________________________________________

 

Парсуна – ________________________________________________________________

 

Посадский храм – __________________________________________________________

 

Строгановская школа – _____________________________________________________

 

Четверик – ________________________________________________________________

 

Шатровый храм – ___________________________________________________________

 

Блок заданий 3. Ответьте на вопросы.

1) В каких произведениях средневековой русской литературы и как отразились исторические события 1480 г. – свержения золотоордынского ига? К каким изменениям в русской культуре и общественном сознании привело это событие?

2) Территория этого памятника русской истории и искусства обширна. Она составляет площадь, равную почти двадцати семи гектарам. Стена имеет протяженность более двух километров, на ней шесть воротных башен, три угловых и десять глухих. Стены и башни строились с 1485 и, с перерывами, до 1516 г. В конце XVII в. башни были надстроены узорными шатрами.

Что это за памятник? Какую цель преследовали его создатели? Когда первое подобное сооружение появилось в Москве?

3) Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. «Изумленная Европа, – писал К. Маркс, – в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии… была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства…». Политически и экономически окрепшему государству понадобились нарядные храмы и дворцы, торжественные здания для приема гостей и иностранных послов. Именно тогда было возведено невиданное до того по размерам здание.

Это самое большое помещение подобного типа на Руси, ее площадь – четыреста шестьдесят квадратных метров. Чтобы перекрыть такое пространство, в его центре был поставлен столб, на который опирались четыре крещатых свода. Боясь, что стены не выдержат распора тяжелого свода, зодчие сделали их толщину более полутора метров.

О каком здании Московского Кремля говорится выше? Кто и когда его построил? Каково его главное предназначение?

4) Храм этот уникален.

Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам города молву о целебной силе мощей похороненного здесь юродивого, и со временем его именем привыкли называть и весь храм.

Но к началу XIX столетия из-за пристроек и выросших вокруг купеческих лавок собор был почти скрыт от глаз. Изба-

виться от этого помог курьез.

Однажды Александру I во время его визита в Англию среди разнообразных диковинок показали рисунок храма. Русский царь восхитился и сказал, что хотел бы иметь такой собор в России. Императору объяснили, что этот храм с XVI в. украшает его собственную Москву.

Император устыдился того, что не знает собственных сокровищ и, вернувшись в Россию, приказал расчистить площадь вокруг собора, открыв глазам дивный памятник русской архитектуры.

Дайте название этого храма. Когда и в честь какого события он был построен?

5) Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название «смуты», нашли широкое отражение в литературе. Перечислив известные Вам литературные произведения, докажите, соответствует ли это действительности?

6) Какие историко-культурные последствия имела церковно-обрядовая реформа патриарха Никона?

7) Назовите основные жанры русской литературы XV – XVII вв. и охарактеризуйте их развитие от летописей до бытовых и сатирических повестей.

8) «Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и труда и всякие скорби. А вы ныне подобие их изменили, пишите таковых же, каковы сами».

О какой важнейшей тенденции развития древнерусской иконописи свидетельствуют приведенные выше слова протопопа Аввакума?

9) «В силу своего средневекового типа русская литература в XV – XVII вв. ограничивала свои европейские связи только теми европейскими литературами, которые сохраняли тот же средневековый тип литературной системы, или ограничивала свои переводы только теми произведениями, которые были у себя на родине уже далеко не новыми и не передовыми.

Когда же в XVII в. переход к новому периоду русской истории свершился и литература древнерусская перестала быть средневековой по всему своему строю, – стал возможным и интенсивный процесс усвоения опыта лучшей западноевропейской литературы: литературы личностной, создаваемой гениальными писателями».

Согласны ли Вы с данным высказыванием академика Д.С. Лихачева? Приведите доводы в пользу своего ответа.

10) Принято считать, что в XVII столетии заканчивается история русской средневековой культуры и зарождаются элементы культуры нового времени. Какими примерами Вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?

 

Блок заданий 4. Заполните таблицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.07 с.)