ТОП 10:

Особенности древнерусских оборонительных сооружений



Особенности древнерусских оборонительных сооружений

Засеки были известны с древнейших времён и представляли собой серьёзное препятствие для нападающей стороны. В Древнерусском государстве засеки строились для защиты от нападений степных кочевников, сначала печенегов, а позднее половцев. Засеки, объединенные в длинные оборонительные линии, назывались Засечной чертой.

Несмотря на крайнюю неполноту и отрывочность сведений, изучение древнерусских оборонительных сооружений позволяет выяснить, хотя бы в общих чертах, типы этих сооружений и общую картину их развития.Раскрытые археологами укрепления Белгорода, Старой Рязани и др. городов свидетельствуют в высоком мастерстве их создателей. Острые дубовые частоколы и крепостные стены с бойницами возвышались на земляных валах, укрепленных срубамииз бревен, заполненных землей и камнями. Откосы валов нередко усиливались

конструкциями из сырцового кирпича и бревен.И сейчас поражает замечательно красивое расположение городищ , их величественность и слитность с природным окружением. Эти качества древнерусских городов, конечно, во многом определялись фортификационными задачами.Все ворота города Ярослава были каменными. Золотые ворота, в силу своейважности, были увенчаны надвратной церковью Благовещения. Наименование воротповторяет название знаменитых Константинопольских врат. Недаром ведь Киев считалиполитическим соперником Константинополя.

. Золотые ворота представляли мощную крепостную башню с широким (7,5г.) проездом, к боковым её сторонам примыкали земляные валы. Над боевой площадкойвозвышалась церковь. Ворота были разрушены во время монголо-татарского нашествия,и до 1982г. находились в развалинах .Стены Золотых ворот выполнены в характерной еще для Рима смешанной кладке.Слои камня чередовались с двумя-тремя выравнивающими рядами тонкого ( 2-4 см. )плоского квадратного кирпича -плинфы. Кладка велась на известковом растворе сдобавлением толченого кирпича-цемянки, что придало ему розовый оттенок.Живописность стены усиливали широкие ( 2-3 см.) швы и частичная затирка растворомповерхности между камнями

 

 

Історичні джерела для вивчення історії архітектури.

1. Материальные предметы, которые явным образом воссоздают исторической

процесс:

 Памятники архитектуры и градостроительства;

 Инструменты, машины и механизмы;

 Предметы быта: посуда, одежда, обувь и прочее.

2. Письменные документы:

 Летописи; религиозные тексты, письма и прочее.

 Чертежи, изображения на картах.

3. Изобразительное искусство:

 Изображение в летописях, на иконах, амулетах, вышивках и прочее.

4. Этнографические источники: обряды и обычаи, народные песни и сказки.

5. Лингвистические источники: памятники языка.

6. Топонимические источники: географические названия рек, гор и т.д.

Появляются новые исторические источники, например, генетическиеисследования.Архитектурные памятки есть наиболее наглядными, долговечными ибезоговорочными историческими источниками, которые свидетельствуют вразвитии народа и государства.Градостроительные планировочные структуры во многих случаяхсохраняют свою неизменность даже дольше, чем срок существованияотдельного здания.

.Вместе с тем изучением архитектуры занимаются и другие науки, например, история архитектуры, философия, социология, культурология, эстетика. Каждая из них изучает архитектуру под определённым углом зрения, рассматривает лишь ту или иную её сторону, аспект.

Практичне значення курса «Історія архітектури Давньої Русі»

Раздел « Архитектура Древней Руси Х-ХІ ст.» является неотъемлемой частьюВсемирной истории архитектуры и градостроительства.Всемирная история архитектуры и градостроительства является частью историивсемирной культуры, мировой цивилизации.История всемирной культуры – наука в материальных и духовных достоянияхчеловеческого общества. Вместе с историей взаимоотношений в самом обществе –исторической социологией – они составляют Историю.

Курс истории архитектуры и градостроительства в системе архитектурногообразования есть вспомогательной, но очень важной дисциплиной.

Изучая архитектурные памятки архитекторы усваивают:

 Композиционные приемы достижения архитектурно - художественной

выразительности и гармонизации предметной среды;

 Пропорциональное построение зданий и сооружений;

 Стилистические особенности и принадлежность;

 Средства функционально - планировочной организации объектов и пространства;

 Типологические схемы зданий;

 Конструктивное построение памяток;

 Градостроительные приемы организации застройки.

Не следует считать, что курс «История архитектуры Д.Руси » имеет лишьнаучно-теоретическое значение.В современной архитектурной практике используются типологические схемы,стилистические и конструктивные приемы древней архитектуры. Например,

 типологические и стилистические особенности православных храмов

изменились очень мало, новые храмы строятся по каноническим

образцам, которые подражают средневековым памятникам;

 стилистические и конструктивные приемы деревянного народного зодчества

снова используются для строительства общественных и жилых зданий.

Давньоруські дерев’яні церкви.

Вплив Візантії на давньоруську культову архітектуру.

Главным достижением византийской архитектуры является разработка купола , как главного изобразительного средства архитектуры. Огромное значение в архитектуре Византии имеет функциональность. Создание крестово - купольной конструктивной системы - итог всей византийской архитектуры. В архітектурі набуває поширення візантійський стиль зодчества, запозичується техніка цегляної та кам'яної кладки, переймається досвід створення фресок та мозаїк. Іконопис, наслідуючи візантійські зразки, відрізняється абстрактністю і статичністю.

З XI ст. у церковному живописі започатковується процес розмивання візантійських канонів: все частіше зустрічаються світські сюжети, релігійні композиції наповнюються образами реальних людей, побутовими сценами, набувають національних рис. Яскравим прикладом цього є фрески Coфії Київської. Саме Софійський собор є матеріальним уособленням поєднання візантійського стилю і місцевих традицій. Значна кількість овальних куполів (бань) у кам'яних храмах є виявом впливу дохристиянських традицій спорудження капищ (язичницьких культових споруд).

Влияние византийской архитектуры на славян. Византийское зодчество открыло им путь для дальнейшего развития строительной мысли. Византийские истоки древнерусского зодчества теперь являются общепризнанными.
Появился Русско-Византийский стиль(позже)

Давньоруський православний храм как модель христіанського світогляду.

СМОТРИ 12 И 14

особенности древнерусских оборонительных сооружений

Засеки были известны с древнейших времён и представляли собой серьёзное препятствие для нападающей стороны. В Древнерусском государстве засеки строились для защиты от нападений степных кочевников, сначала печенегов, а позднее половцев. Засеки, объединенные в длинные оборонительные линии, назывались Засечной чертой.

Несмотря на крайнюю неполноту и отрывочность сведений, изучение древнерусских оборонительных сооружений позволяет выяснить, хотя бы в общих чертах, типы этих сооружений и общую картину их развития.Раскрытые археологами укрепления Белгорода, Старой Рязани и др. городов свидетельствуют в высоком мастерстве их создателей. Острые дубовые частоколы и крепостные стены с бойницами возвышались на земляных валах, укрепленных срубамииз бревен, заполненных землей и камнями. Откосы валов нередко усиливались

конструкциями из сырцового кирпича и бревен.И сейчас поражает замечательно красивое расположение городищ , их величественность и слитность с природным окружением. Эти качества древнерусских городов, конечно, во многом определялись фортификационными задачами.Все ворота города Ярослава были каменными. Золотые ворота, в силу своейважности, были увенчаны надвратной церковью Благовещения. Наименование воротповторяет название знаменитых Константинопольских врат. Недаром ведь Киев считалиполитическим соперником Константинополя.

. Золотые ворота представляли мощную крепостную башню с широким (7,5г.) проездом, к боковым её сторонам примыкали земляные валы. Над боевой площадкойвозвышалась церковь. Ворота были разрушены во время монголо-татарского нашествия,и до 1982г. находились в развалинах .Стены Золотых ворот выполнены в характерной еще для Рима смешанной кладке.Слои камня чередовались с двумя-тремя выравнивающими рядами тонкого ( 2-4 см. )плоского квадратного кирпича -плинфы. Кладка велась на известковом растворе сдобавлением толченого кирпича-цемянки, что придало ему розовый оттенок.Живописность стены усиливали широкие ( 2-3 см.) швы и частичная затирка растворомповерхности между камнями

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.008 с.)