ТОП 10:

Формы социальных общностей. Семья. Род. Община. Приход. Цех. Гильдия. Сословие. Орден.



 

 

Жизнь средневекового человека, в первую очередь, определялось христианской верой, поэтому много противопоставлений с культурой прошлых веков, языческой культурой.

 

Именно в эту эпоху складывается понятие личности.

 

Средневековое миросозерцание отличалось цельностью. Отсюда проистекает идея о единстве мироздания. Подобно тому как в индивидуальном событии земной истории видели символ событий священной истории, то есть во временном ощущали вечное, - так и человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В малой частице заключалось вместе с тем и целое; микрокосм был своего рода дубликатом макрокосма. Микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир.

 

Цельность миросозерцания этой эпохи, однако, ни в коей мере не предполагает его гармоничности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного, лежащие в самой основе этого миросозерцания, находили основу в социальной жизни эпохи - в непримиримых противоположностях богатства и бедности, господства и подчинения, свободы и несвободы, привилегированности и приниженности.

 

Категории времени и пространства в разные периоды Средневековья, в разных странах, разными сословиями воспринимались по-разному. Однако было нечто единое в их восприятии. В отношении времени существовала финалистская концепция движения мира от сотворения его к концу, к слиянию времени с вечностью. Новое осознание времени опирается на три определяющих момента: начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого. Время становится векторным, линейным и необратимым. При всей своей векторности время в христианстве не избавилось от циклизма; коренным образом изменилось лишь его понимание. В самом деле, поскольку время было отделено от вечности, то при рассмотрении отрезков земной истории оно предстает перед человеком в виде линейной последовательности, - но та же земная история, взятая в целом, в рамках, образуемых сотворением мира и концом его, представляет собой завершенный цикл: человек и мир возвращаются к творцу, время возвращается в вечность. Понимание земной истории как истории спасения человечества придавало ей новое измерение. Жизнь человека развертывается сразу в двух временных планах: в плане эмпирических преходящих событий земного бытия и в плане осуществления божьего предначертания. Драматизм осознания времени в христианстве основывается на дуалистическом отношении к миру и его истории. Земная жизнь и вся история - арена борьбы между добром и злом. Но это не безличные космические силы, - они коренятся в самом человеке, и для торжества добра и в его душе и в истории необходима свободная добрая воля человека.

 

Отсутствию радикальной противоположности между человеком и природным окружением соответствовало и отсутствие другой оппозиции: природа - культура.

Элементы человеческого организма идентичны элементам, образующим вселенную.

Оппозиция “земля-небо” имела в сознании средневекового человека религиозно-этическое значение. Небо было местом возвышенной, вечной, идеальной жизни, в противоположность земле - юдоли греховного и временного пребывания человека. Загробный мир мыслился столь же вещественным, как и мир земной, более того - он был нетленным и потому более реальным.

 

Для средневекового человека вообще многие предметы окружающего мира — символы божественной воли или замысла. Но не только христианская символика царила в мышлении и мировосприя­тии. Многие явления природы, еще не раскрытые познанием, чита­лись как приметы, отзвуки некоего нематериального, мистического начала, уходящего корнями в далекое языческое прошлое.

Средневековая ментальность такова, что человек той эпохи обязательно будет отождествлять себя с какой-либо моделью или образцом, взятым из древних текстов — библейских, созданных первыми христиана­ми или отцами церкви. Речь идет вовсе не о простом пиэтете перед авторитетами прошлого. Точнее сказать, что средневековая личность может опознать себя толь­ко в том случае, когда она использует «фрагменты» других личностей, взятых напрокат из литературных текстов.

 

Люди были травмированы неискоренимым страхом Последнего Суда, и этот страх разрастался до степени фобий и массового пси­хоза.

 

Специфику средневекового характера видят прежде все­го в эмоциональной сфере. Рациональная сфера утратила своё влияние. Поэтому именно в этот период стала широко развиваться деятельность проповедников, как альтернатива формальному церковному культу. Проповеди направлены на то, чтобы вызывать у слушателей сильные аффекты.

Элементом средневековой чувствительности была не­расчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер. Под этим понимается такое состояние мыслительной деятель­ности, когда знание аффективно окрашено.

«Чувство неуверен­ности — вот что влияло на умы и души людей средневеко­вья и определяло их поведение. Неуверенность в матери­альной обеспеченности и неуверенность духовная; церковь видела спасение от этой неуверенности, как было показа­но, лишь в одном: в солидарности членов каждой обще­ственной группы, в предотвращении разрыва связей внут­ри этих групп вследствие возвышения или падения того или иного из них. Эта лежавшая в основе всего неуверен­ность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добры­ми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дья­волом опасности погибели казались столь многочислен­ными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой... Итак, ментальность, эмоции, поведение формировались в первую очередь в связи с потребностью в самоуспокоении»

Христианство, провозгласив принцип “не трудящийся да не ест”, радикально разорвало с этими установками классической античности. В обществе мелких производителей труд не мог считаться позорным занятием. В труде стали видеть нормальное состояние человека. Правда, это состояние сделалось необходимостью не в результате сотворения человека, а вследствие его грехопадения; в труде видели и наказание.

 

Безгрешное состояние человека, как и пребывание его вблизи бога, не предполагало труда. Людям вообще надлежит не столько заботиться о пропитании и о физическом своем благополучии, сколько о духовном спасении, о жизни вечной. С другой стороны, труд признавался в качестве необходимого занятия человека. В своей обыденной, земной жизни люди не могут не трудиться.

 

Наряду с осмыслением достоинства физического труда средневековье постепенно пришло к осознанию важности труда умственного.

Христианская религия санкционировала феодальный строй, но ее отношение к собственности было довольно противоречивым.
Отцы церкви многократно указывали на то, что первые люди, будучи безгрешными и непосредственно общаясь с богом, не знали не только труда, но и собственности. Имущество - воплощение земных интересов, отвлекающее человека от мыслей о загробной жизни и от забот о спасении души. Для существования общества как целого было необходимо владение имуществом. Теологи осуждали не столько самый принцип индивидуальной собственности, сколько злоупотребление ею. Человек, по их учению, должен владеть лишь тем, что ему действительно необходимо для удовлетворения своих нужд.

 

Средневековье имеет ясную идею человеческой личности, ответственной перед богом и обладающей метафизическим неуничтожимым ядром - душою, но не признает индивидуальности. Установка на всеобщность, типичность, на универсалии.

 

В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, и не возникало никакой проблемы развития и становления человеческой личности. Средневековая цивилизация, утверждает он, - цивилизация взрослых, она ещё не знает о категории детства как особого качественного состояния человека. Ребенок считался естественным компаньоном взрослого.

В специфическом отношении к детству в средние века проявляется особое понимание человеческой личности. Человек, по-видимому, еще не в состоянии осознать себя как единую развивающуюся сущность. Его жизнь - это серия состояний, смена которых внутренне не мотивирована.

 

Отношение к женщине было двойственным. Вспоминаем культ Прекрасной Дамы (женщина более высокого статуса, недоступная, по которой можно было только вздыхать и посвящать ей стихи) и одновременно абсолютно легальное рыцарское насилие над простолюдинками.

 

Варварское право не было полностью изжито и преодолено церковью и феодальной практикой, - в частично измененной форме оно вошло в средневековое право в качестве его составного элемента. Общий характер права, как и всех других жизненных компонентов, в средние века в большой мере определялся христианским учением. Право вообще не создается людьми, оно - божье установление. Все подданные получают закон от государя и обязаны ему всецело повиноваться как лицу, получившему помазание божье. Подданные не могут влиять па право вследствие своей неосведомленности и неразумия. Право воспринималось во временных категориях: поскольку право мыслилось как старинное, именно ссылка на старину придавала ему авторитет. В средние века существование признавалось лишь за тем, что обладало правовым статусом. Таким образом, уступая закону, писаному праву в стройности, систематичности, недвусмысленности и законченности, обычай оказывался творческим фактором средневекового права, был средством, дававшим возможность самым различным слоям и группам общества участвовать в выработке и истолковании права. Подобно тому как было бы односторонним и поверхностным считать средневековье эпохой засилья “кулачного права”, точно так же безосновательно видеть в нем царство сплошного бесправия и произвола.

 

Средневековый человек всегда член группы, с которой он теснейшим образом связан. Средневековое общество корпоративно сверху донизу. Союзы вассалов, рыцарские объединения и ордена; монастырские братии и католический клир; городские коммуны, гильдии купцов и ремесленные цехи; защитные объединения, религиозные братства; сельские общины, кровнородственные союзы, патриархальные и индивидуальные семейные группы-эти и подобные человеческие коллективы сплачивали индивидов в тесные микро мирки, дававшие им защиту и помощь и строившиеся опять-таки на основе взаимности обмена услугами и поддержкой. Некоторые из этих групп имели органический характер - человек в них рождался, в их составе жил и проявлял активность, удовлетворяя в пределах очерченного ими круга общения свои социальные потребности. Иные группы были менее тесными и не поглощали целиком личности своих членов. Но человек средневековья всегда так или иначе соотнесен с корпорацией. В любой группе существовал свой регламент - устав, статут, кодекс поведения, писаный или традиционный, строго обязательный для всех членов коллектива. Регламент не давался корпорации сверху властью, он вырабатывался самой этой группой и основывался на принципах всеобщего согласия и самоуправления (либо заимствовался ею у другой подобной же корпорации, как, например, городское право). Неравноправные между собой, корпорации феодального общества основывались на принципе равенства своих сочленов. В корпоративную группу объединялись люди не только одной профессии или одинакового рода занятий, но и равного социально-правового статуса. В рамках такой группы не было отношений господства и подчинения, как бы по вертикали соединявших сеньоров с вассалами, - ибо те и другие принадлежали к разным социально-правовым разрядам и входили в разные корпорации. Социальные связи внутри корпорации строятся не “по вертикали”, а “по горизонтали”.

 

В социальных отношениях средневековья нетрудно обнаружить принцип взаимности, обоюдности, который играл немалую роль в их конституировании. Вассал находит себе сеньора. Образуемые ими связи уже не природные, как в обществе варваров, а чисто социальные (хотя органические группы либо не теряют прежнего значения, например семья, либо долгое время сохраняются и при феодализме, как союзы родства). Кроме того, в отличие от коллективных связей варварского общества феодальные связи строились на индивидуальной основе. Установление связи между сеньором и вассалом, покровителем и подопечным, так или иначе предполагало принятие обязательств обеими сторонами.

 

Свобода в средние века имела особое содержание, не такое, как в античном обществе или в новое время. Она не была простой антитезой несвободе и зависимости. В феодальном обществе нет людей вполне независимых. Крестьянин подчинен господину, но и феодал был вассалом вышестоящего сеньора; собственник - хозяин в своем владении, но оно представляло собой феод, пожалованный за службу и повиновение. Сочетание прав сеньора и обязанностей вассала характерно для любого члена феодальной иерархии, вплоть до возглавлявшего ее монарха, - и он был чьим-то вассалом: либо он принес присягу верности императору, папе, либо считался вассалом господа бога. Обладание полным, окончательным суверенитетом этому обществу незнакомо. Поэтому член феодального общества всегда от кого-то зависел, хотя бы лишь номинально. Между тем значительные слои этого общества считались юридически свободными. Следовательно, свобода не мыслилась в то время как антитеза зависимости, свобода и зависимость одна другой не исключали. Свободному богу соответствует человек, обладающий дарованной ему творцом свободой воли: он волен вступить на путь добра или сойти с него на путь зла и греха. Свобода - божественная прерогатива становится достоинством человека.

 

Люди Средних веков заключали в себе много противоположностей. Это жажда чудесного и страх перед ним; стремление к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания, чер­той горизонта. Это учение о христианском милосердии и всепроще­нии, с одной стороны, и постоянные войны и казни с крайней сте­пенью жестокости — с другой. Это соединение возвышенного и низ­менного в повседневной жизни: ожидание конца света, постоянная подготовка к нему и в то же время удручающая простота нравов, когда обжорство, распутство и другие пороки не выглядят аномаль­но. Это контрасты общественного устройства с его жестким сослов­ным делением, при котором невозможно смешение социальных сло­ев друг с другом. Поэтому культура тоже контрастна, разделена со­циальными перегородками, все в ней представляет единство "высо­кого" и "низкого", городского и сельского, рыцарского и цехового и других начал.

 

 

Столетняя война.

Хронологические рамки: 1337 – 1453 гг.

 

Страны-участницы: Англия (+союзники) и Франция (+союзники)

 

Короли: Эдуард III (1327 – 1377) (англ.)

Ричард II (1377 – 1399) (англ.)

Генрих IV (1399 – 1413) (англ.)

Генрих V (1413 – 1422) (англ.)

Генрих VI (1422 – 1471) (англ.)

 

Филипп VI де Валуа (1328 – 1350) (франц.)

Иоанн II Добрый (1350 – 1364) (франц.)

Карл V (1364-1380) (франц.)

Карл VI Безумный (1380 – 1422) (франц.)

Карл VII (1422 – 1461) (франц.)

Война продолжалась 116 лет (с перерывами). Строго говоря, это была скорее серия конфликтов: 1) Эдвардианская война (1337—1360),

2) Каролингская война (1369—1389)

3) Ланкастерская война (1415—1429)

4) 1429—1453.

Термин «Столетняя война» как обобщающее для этих конфликтов название появился позже.

Предыстория:

В начале XIV в. Франция стала сословно-представительной монархией (в 1302 г. Филипп IV созвал общефранцузские Генеральные штаты – выборный сословно-представительный орган, в работе которого участвовали горожане, дворянство и духовенство; был выработан порядок работы парламента)

Франция XIV в. переживала экономический подъём: увеличилось число городов, богатели жители, укреплялись хозяйственные связи между регионами страны.

Политическим, экономическим и культурным центром Франции стал Париж

Основой французской армии составляло рыцарское сословие, тогда как у Англии были наёмные войска -? (на википедии написано, что у французов всеобщая воинская повинность была лишь формальной и поэтому тоже было наёмное войско).

 

Причины войны:

Политическая: Английский король Эдуард III, бывший по материнской линии внуком французского короля Филиппа IV Красивого из династии Капетингов, стал претендовать на французский трон после смерти в 1328 году Карла IV, последнего представителя прямой ветви Капетингов, и коронации Филиппа VI (Валуа).

Экономическая: монархи спорили из-за важной в экономическом отношении области Гаскони, номинально находившейся в собственности английского короля, но фактически контролировавшейся Францией. Кроме того, Эдуард желал вернуть территории, утраченные его отцом.

 

Первый этап (1337 – 1360):

этот период характеризовался борьбой сторон за Фландрию и Гиень.

Слёйсское морское сражение (1340 г.). Англичане нанесли французскому флоту тяжёлое поражение и завоевали господство на море

Битва при Креси (август 1346 г.). Англичане добились превосходства и на суше.

В 1347 г. завладели крепостью и портом Кале

1347 – 1355 гг. перемирие

После перемирия английская армия развернула успешное наступление по овладению юго-западом Франции (Гиень и Гасконь). Сражение при Пуатье (1356) – французская армия вновь была разгромлена

Во Франции царила разруха, чума, к тому же англичане установили непомерные для жителей налоги и поборы. Это привело к народным восстаниям: Парижское восстание под руководством Этьена Марселя (1357 – 1358) и Жакерия – крестьянская война (1358).

Франции пришлось подписать мирный договор в Бретиньи (1360) на чрезвычайно тяжёлых условиях — передача Англии земель к югу от Луары до Пиренеев. Однако Эдуард III официально отказался от претензий на французский престол

Французский король Иоанн II был взят в плен, где скончался в 1364 г. Следующим королём стал Карл V

Карл V начал строить планы по отвоеванию захваченных англичанами земель. В 1369 году, под предлогом несоблюдения Эдуардом условий мирного договора, подписанного в Бретиньи, Карл объявляет Англии войну.

 

Второй этап (1369 – 1380(9)):

Воспользовавшись передышкой, король французов Карл V реорганизовал армию, усилив её артиллерией, и провёл экономические реформы (упорядочил налоговую систему). Это позволило французам на втором этапе войны, добиться значительных военных успехов.

Французам удалось вытеснить английские войска из страны к морю. Однако англичане всё ещё сохраняли некоторые порты и территории Франции.

Битва при Ла-Рошели (1372 г.). Морское сражение. Победу одержал франко-кастильский флот (над английским)

Из-за обострившейся обстановки внутри страны Англии пришлось снова заключить перемирие (1396 г.). На Англию параллельно совершали нападения шотландские войска

В этот период на английский престол взошёл сын Эдуарда III - Ричард II

 

Третий этап (1415 – 1420(4)):

Воспользовавшись ослаблением Франции, вызванным обострением внутр. противоречий (междоусобная война феод, группировок — бургундцев и арманьяков, новые восстания крестьян и горожан), Англия возобновила войну.

В 1415 в сражении при Азенкуре англичане нанесли поражение французам, с помощью вступившего с ними в союз герцога Бургундского овладели Сев. Францией.

Поражение вынудило Францию подписать 21 мая 1420 в Труа унизительный мирный договор. По условиям договора Франция становилась частью объединённого англо-франц. королевства. Англ, король Генрих V объявлялся правителем Франции на правах регента, а после смерти франц. короля Карла VI получал права на франц. престол.

Однако в 1422 внезапно скончались и Карл VI и Генрих V. В результате обострившейся борьбы за королевский престол (1422—23) Франция оказалась в трагическом положении: расчленённой, разграбленной захватчиками. Население на территории, занятой англичанами, было задавлено налогами и контрибуцией. Поэтому для Франции война за королевский престол переросла в национально-освободительную войну.

 

Четвёртый этап (1424 – 1453):

В войну вступили народные массы. Партизанские отряды оказывали большую помощь французской армии: устраивали засады, захватывали сборщиков налогов и уничтожали небольшие отряды противника, вынуждая англичан держать значительные гарнизоны в тылу завоёванной территории.

в 1428 году англичане осадили Орлеан.

В 1429 году Жанна д'Арк (которой ещё в 1422 г., когда ей было 13 лет, стали слышаться голоса и являться видения, говорившие, что она будет спасительницей Франции) убедила Карла VII дать ей войска для снятия осады с Орлеана. Подняв моральных дух своих воинов, во главе войск она атаковала английские осадные укрепления, вынудив противника отступить, сняв осаду с города. Вдохновлённые Жанной, французы освободили ряд важных укреплённых пунктов в Луаре. Вскоре после этого Жанна разгромила английские войска при Пате, открыв дорогу на Реймс, где прошло коронование Карла VII.

В 1430 году Жанна была захвачена бургундцами и передана англичанам. В 1431 г. она была обвинена в колдовстве, объявлена еретичкой и казнена (сожжена на костре).

После ещё одной реорганизации армии французы стали отвоёвывать город за городом (Руан, Кан и др.).

В 1453 г. английские войска потерпели сокрушительное поражение при Кастильоне. Это сражение стало последней битвой Столетней войны.

В 1453 году капитуляция английского гарнизона в Бордо положила конец Столетней войне.

 

Итоги:

Англия потеряла все свои владения на континенте, кроме порта Кале (оставался в составе Англии до 1558 г.).

В Англии начались междоусобицы. Гражданская война между домами Ланкастеров и Йорков.

Экономический упадок Англии (разорение казны)

Повысилась роль низших слоёв населения - впервые в результате мощных народных восстаний доказавших возможность успешной борьбы за свои права с оружием в руках.

Война оказала сильное влияние на развитие военного дела: на полях сражений возросла роль пехоты, доказавшая способность эффективно противостоять рыцарской коннице, появились первые постоянные армии.

Война продемонстрировала преимущество английского наёмного войска перед французским феодальным рыцарским ополчением, что заставило Францию создать постоянное наёмное войско

Были изобретены новые виды вооружения, появились благоприятные условия для развития огнестрельного оружия.

В Англии Столетняя война временно закрепила господство феод, аристократии и рыцарства, что замедлило процесс централизации государства

 

56. Европа в позднее Средневековье: расцвет сословных монархий. (в Англии, Франции и Испании).

 

В позднем средневековье (XVI—XVII вв.) полным ходом идет разложение феодализма и формирование основных элементов капиталистической системы. Короли стремились сокрушить феодальную знать. В этом деле им оказал поддержку новый городской класс купцов. Представители знати имели обыкновение вести между собой мелкие частные войны. Когда королевская власть усилилась, она положила конец междоусобным войнам. В некоторых странах это были гражданские войны между двумя претендентами на корону.

 

Так, в Англии происходил конфликт между двумя династями — Йоркской и Ланкастерской. У обеих партий в гербах было изображение розы — у одной белая, у другой алая. Эта война получила поэтому название войны Алой и Белой розы.

 

Король все больше и больше становился всемогущим и самодержавным монархом. Назревал конфликт между королем и новым торговым классом. Сословно-представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий.

 

Причины появления сословно-представительной монархии:

великая чума, разразившаяся в Европе около 1348 года. В результате этого ужасного бедствия численность населения сильно сократилась и часто не хватало людей, чтобы возделывать поля. Из-за нехватки людей жалованье работников начало повышаться по сравнению с прежним нищенским уровнем. Но парламенты были под контролем феодальных сеньоров и земельных собственников, и они приняли законы, принуждавшие людей работать за прежнее грошовое жалованье и запрещавшие им требовать повышения заработной платы. Угнетаемые и эксплуатируемые сверх всякой меры, крестьяне и бедняки восставали.

2) Экономический подъем в XIII—XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий.

 

1302 г. Во Франции – Генеральные штаты (созвал Филипп IV). + существовавший уже до этого парламент (в начале XIV в. был выработан порядок заседания парламента: сословия заседали отдельно, а на общее собрание сходились только при выработке совместного ответа королю по поставленным им вопросам).

 

1215 г. Великая хартия вольностей в Англии, подписанная Иоанном Безземельным

 

1265 г. Английский Совет королевства – начало английского парламента (Генрих III)

 

В Германии (Священная Римская империя) был рейхстаг; в 1356 г. император Карл IV Люксембургский издал Золотую буллу.

 

В Испании (Кастилия) – кортес.

 

Генеральные штаты – выборный сословно-представительный орган, в работе которого участвовали горожане, дворяне и духовенство. Это был совещательный орган, созываемый по инициативе короля в критические моменты для оказания помощи правительству. (существовали во Франции и Нидерландах).

 

Великая хартия вольностей – требования, выдвинутые английскими баронами королю Иоанну. Она ограничивала власть короля; королевский суд терял своё значение; провозглашалось, что только по закону государства свободный человек в Англии мог быть арестован, лишён имущества и изгнан из страны; церковь сохраняла за собой свободу выборов и право апелляции к папе. ВХВ входит в число действующих конституционных актов Великобритании (по сей день).

 

Совет королевства – был созван Симоном де Монфором, графом Лестерским, для решения внутриполитических вопросов. В его работе участвовали бароны, епископы, а также по два представителя от каждого из графств и городов. На этом Совете Генрих III ещё раз принёс присягу Великой хартии. Этот Совет принято считать началом английского парламента. Его важнейшей задачей было решение вопросов налогообложения. В XIV в. к этой функции добавляются законодательные. Тогда же оформилась внутренняя структура парламента. Он разделился на две палаты – палату лордов, в которой заседали бароны, архиепископы, епископы, аббаты, и палату общин, членами которой являлись представители графств и городов.

 

Рейхстаг – высшее собрание германских курфюрстов (князей с правом выбора императора).

 

Золотая булла – регламентировала избрание императора, который избирался коллегией семи курфюрстов (без участия папы). 1356 г., Карл IV

 

Кортес – сословно-представительный орган Испании. С середины XIII в. он обладал правом предъявлять корою требования и выдавать ему разрешения на новые налоги.

 

Германия в XII-XV вв.

Особенностью политического развития Германии в 11 – 12 вв. была ее раздробленность на отдельные земли и княжества. Фридрих I Барбаросса (1152 – 1190), прозванный Рыжебородым, ценой больших территориальных уступок добился примирения с наиболее влиятельными князьями Германии. В 1155 г. он был в качестве императора коронован в Риме папой Адрианом IV, которому он помог подавить продолжавшиеся в Риме с 1143 г. беспорядки, приведшие к установлению в городе республики. Главной целью итальянских походов Фридриха (всего их было пять) было восстановление германского правового и административного контроля над городами Северной Италии.

В 1160 г. возник конфликт Фридриха с папством. На стороне североитальянских городов выступил папа Александр III, давний и непримиримый противник Фридриха Барбароссы, который в свою очередь отказывался признать папой Александра III. Североитальянские города в 1176 г. нанесли немцам сокрушительное поражение в битве около Милана. После военных неудач Фридрих Барбаросса решил прибегнуть к мирной дипломатии. В 1177 г. он добился встречи с папой и пошел на публичное унижение – поцеловал папскую туфлю. Папа сменил гнев на милость, и в результате Барбаросса смог заключить выгодный для себя мир с ломбардскими городами, которые теперь признали императорское главенство и должны были оказывать ему финансовую и военную помощь.

В конце 12 в. страну потрясали междоусобные войны. Империя распалась на части. За князьями законодательно закреплялись высшие государственные права, а королевская власть потеряла наследственный суверенный характер. Каждый князь мог проводить свою политику, исходя из собственный интересов.

Правление Фридриха II (1212 – 1250) – период самого ожесточенного столкновения между папством и империей. Он стремился сохранить лишь формальное верховенство над князьями и закрепил за ними их судебные, административные, налоговые и прочие привилегии. В обмен на них он рассчитывал получить от князей военную помощь в борьбе против североитальянских городов и папства. Но он внезапно умер и снова наступил период междуцарствия.

В 13 в. усилилась экспансия немцев на Восток. Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев завоевали земли пруссов между нижним течением рек Вислы и Немана, Прибалтику и часть Польши.

Римский папа отказался короновать Людвига IV Баварского (1314 – 1347), который в результате посадил на папский престол антипапу, но в конечном итоге бежал из города. Это событие вызвало крайнее раздражение германских курфюстов (князей с правом выбора императора). В 1338 г. их высшее собрание (рейхстаг) приняло решение, что избранный ими государь обладает императорскими правами и без коронования папой. Булла регламентировала избрание императора, который избирался коллегией семи курфюстов. Данная Булла была издана под названием «Золотой» императором Карлом IV Люксембургским в 1356 г.

Германская империя, именуемая Священной Римской империей германской нации, не была единым государством. В ее состав входили различные территориальные образования, а границы были настолько неопределенны, что их не могли определить даже опытные юристы.

14 и 15 вв. в Германии – время бурного развития городов и промышленности. Впечатляющих успехов добилась горнорудная промышленность.

Центром не только внутригерманской, но международной торговли был Франкфурт-на-Майне, в котором регулярно проходили весенние ярмарки. В 1402 г. в этом городе был основан торгово-кредитный банк.

Крупнейшим городским союзом была северонемецкая Ганза. Центральное положение в ней занимали Гамбург, Любек, Бремен, Кёльн и Гданьск.

Города играли значительную роль во внутриполитических событиях в Германии в конце классического Средневековья.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.226 (0.031 с.)