Модернизация экономики. Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. В Европе. (по учебнику 9н731 мгу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация экономики. Промышленная революция сер. XVIII – сер. XIX вв. В Европе. (по учебнику 9н731 мгу)



К концу XVIII века в социально-политической и идеологической сферах накопилось уже немало симптомов, свидетельствовавших о том, что «старый порядок» переживает глубокий кризис. В 60-е годы XVIII века дало о себе знать еще одно новое явление, не вписавшееся в рамки «старого порядка», - начался промышленный переворот, готовивший тот экономический фундамент, на который в XIX веке стало опираться буржуазное общество.

Промышленный переворот начался в Англии и это неслучайно. К середине XVIII века в этой стране уже существовала достаточно развитая по меркам того времени промышленность. Ее основой являлась мануфактура: на них производилась большая часть товаров. Однако этому типу производства свойственны жесткие внутренние ограничения, и к этому времени развитие мануфактур в Англии достигло своего пика. Возник вопрос: что дальше?

Предпосылки для промышленной революции:

Завершилась аграрная революция, оказав огромное влияние на английское общество:

расширила емкость внутреннего рынка

вела к созданию широкого рынка наемного труда

разделение труда упростило некоторые производственные операции, что упростило отдельные производственные операции. Это готовило почву для внедрения простейших машин вместо ручного труда.

Промышленный переворот начался в легкой промышленности. Это неслучайно. Там внедрение машин требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен. В честь своей дочери он назвал ее «Дженни». Именно с ним обычно связывают начало машинного века.

Важной вехой в этом процессе стало изобретение в 1784 г. паровой машины. Внедряли токарные станки. Новая техника требовала новой организации производства. На смену мануфактуре пришла фабрика. Первые фабрики появились в Англии в 70-е годы XVIII века. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным производством, рассчитанным на получение прибыли. Распространение фабрик ознаменовало собой начало перехода к индустриальной цивилизации.

Промышленный переворот имел не только техническую, но, что еще более важно, социальную сторону. В ходе промышленного переворота формировались два основных класса индустриального общества: промышленная буржуазия и наемные рабочие. Возникли крупные промышленные центры – Манчестер, Бирмингем, Шеффилд. К концу XVIII века уже четверть населения жила в городах.

Если в период своего становления промышленную буржуазию удовлетворял лишь учет ее интересов в политике государства, то очень скоро она стала добиваться подчинения всей его политики своим запросам. Она начала открыто претендовать на власть.

Сложно складывались отношения между владельцами промышленных предприятий и работавшими там наемными рабочими. Желание получить высокую прибыль привело к тому, что предприниматели стремились любой ценой старались сократить затраты на производство товаров, всячески занижали заработную плату и увеличивали продолжительность рабочего дня. К той эксплуатации рабочих добавлялись различные штрафы, полное отсутствие техники безопасности, и какого-либо законодательства, защищающего права рабочих.

Такая ситуация рождала стихийные протесты. Плохо осознавая новые реалии, рабочие устремили весь свой гнев против машин. Логика их рассуждения предельно проста: когда не было машин, жизнь простого человека была лучше. Известно движение луддитов (по имени некоего Неда Лудда, который якобы первым сломал свой станок). Луддиты поджигали фабрики, ломали станки, короче, добивались закрытия фабрик. Преследование луддитов ни в коей мере не решало проблем – положение рабочих оставалось крайне тяжелым.

Промышленный переворот начался в Англии, но это было явление, которое невозможно было удержать в национальных границах. В сферу промышленного переворота попадали все новые и новые страны. В каждой из них он шел разными темпами, имел свою национальную специфику. Однако конечный результат был один и тот же: промышленный переворот радикально подрывал устои «старого порядка» и создавал фундамент нового индустриального общества.

Научная революция

Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного мнения по поводу точных сроков данного периода, публикация в 1543 книги Николая Коперника О вращении небесных сфер и Андреаса Везалия О строении человеческого тела (в тот же год) обычно упоминаются как события, положившие начало научной революции.

От логических рассуждений Средневековья к эмпирическому подходу.

От дедуктивного метода к индуктивному.

От хранения и передачи знаний к непосредственному получению.

От теории к практике и исследованиям.

Стремление распространить знание, популяризировать его. (“Энциклопедии” Дидро)

Доступность знаний, их практическая польза.

Имена: Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон, Андреас

Науки: физика, химия, биология, математика наиболее популярны.

Эпоха Просвещения (У нас – «идеология просвещения»)

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии

«Имей мужество пользоваться собственным умом!» - так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую назвали веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Просвещение было мощным интернациональным движением. Оно составило главное содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII века.

Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII века было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

 

Английское просвещение

Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а норма нравственности, которые устанавливаются по «скрытому и молчаливому согласию» должны быть естественным регулятором межличностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели ввиду прежде всего личное преуспевание.

В XVIII веке в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ – Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии.

Второй документ – «Статус об устройстве королевства» вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-1714). В то же королевская власть деградировала, и при Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства.

Парламент состоял из двух палат – палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии – тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

 

Французское Просвещение

Идея нравственного возрождения общества политическими методами – народным восстанием – придала особое своеобразие Французскому Просвещению.

Основные французские просветители: Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784) и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении «Об общественном договоре». Он считает, что вначале вся власть принадлежала обществу, но затем по договору передало правителям. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу снова взять власть в свои руки и создать демократически-республиканское государство. Каждый полноправный член общества должен принимать участие в управлении, законодательстве и суде. Так, по Русс, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье«О духе законов». В нем Монтескье приводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Он отдает предпочтение республиканской форме правления, но из-за того, что ее нельзя применить на практике, останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – выборным народным представителям. Суд независим.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке со многими европейскими монархиями. Чтобы обладание властью не привело к произволу, правители должны быть философски образованны. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

Большое влияние на общество оказали так называемые энциклопедисты – члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды, настаивали на проведении судебной реформы, призывали к религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

 

Просвещенный абсолютизм

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка.

Наиболее углубленно дал концепцию просвещенного абсолютизма прусский король Фридрих II Великий (1712-1786). Он оставил после себя 30-томное собрание сочинений. Однако на практике идеи просвещения Фридриха II проявились слабо: весь социальный сословный строй Пруссии он оставил без изменения.

Более последовательно политику просвещенного абсолютизма проводил Иосиф II (1741-1790), который за свое 10-летнее правление в Австрии (1780-1790) провел целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от крепостной зависимости.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.

Американская революция. Образование США.

Сегодня бесспорным лидером и гарантом западной цивилизации являются Соединенные Штаты Америки. Они претендуют на то, чтобы играть ведущую роль в мировых делах, служить эталоном государственного устройства. А начиналось все с 13 английских колоний, первая из которых была основана в 1607 г. в устье реки Джеймс на территории будущей Вирджинии.

Ситуация взаимоотношений между колониями и метрополиями стала быстро меняться после Семилетней войны, которую большинство исследователей рассматривает как исходный пункт противоборства (между колониями и Англией), которое в итоге привело к образованию нового государства. Дело в том, что во время войны англичане часто прибегали к помощи колонистов. Те охотно помогали в надежде на то, что вытеснив французов, смогут осваивать новые земли, и что англичане расширят права самоуправления колоний. Однако британская корона «в знак благодарности» начала широкое наступление на права колонистов. Например, в 1764 году был принят акт Гренвеля, увеличивавший пошлины на целый ряд товаров. Самое главное, колонистам запрещалось переселяться за Аллеганы, на новые земли, отошедшие после войны к Англии.

Обстановка с каждым днем становилась все более напряженной. В декабре 1773 г. в Бостоне группа колонистов забралась на английские суда и выбросила за борт груз чая («Бостонское чаепитие). В ответ были приняты «пять нестерпимых актов»:

Бостонский порт был закрыт

Законодательное собрание Массачусетса распущено (колония, где Бостон)

Власть перешла к военному губернатору

В колониях расквартировывались дополнительные войска

Все земли за Аллеганами передавались Квебеку

 

Жители остальных 12 колоний справедливо усматривали угрозу и для себя, поэтому были созданы «Корреспондентские комитеты», которые стали координировать действия противников британской короны. В ходе этой борьбы у колонистов росло чувство общности интересов, осознание того, что в колониях сформировалась новая этническая общность – американцы.

В сентябре 1774 г. в Филадельфии собрался I Континентальный конгресс. В итоге принята «Декларация прав». Основное положение: впредь все законы, касающиеся жизни в колониях, должны принимать представители самих колонистов. Это была последняя попытка добиться компромиссного решения спорных вопросов с Англией.

В апреле 1775 г. начались вооруженные столкновения между английскими войсками и отрядами «минитменов» (колонистов, готовых в любой момент защищать свои права). 15 июня был принят закон о создании революционной армии, во главе которой встал пользовавшийся большим авторитетом Джордж Вашингтон.

4 июля 1775 г. была одобрена подготовленная Томасом Джефферсоном Декларация Независимости, провозглашавшая отделений колоний от Великобритании. Это один из самых известных документов Нового времени, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие политической мысли не только в Америке, но и в Европе.

Несколько ключевых идей этого документа:

Положение о естественных правах человека в его радикальной трактовке (собственность приравнивалась к «стремлению к счастью»)

Положение о народном суверенитете, согласно которому источником власти является народ

Если власть не хочет заключать общественный договор или нарушает его, то народ имеет право на восстание

Однако независимость мало было провозгласить, ее предстояло завоевать, доказать всему миру, что под этим актом есть серьезные основания. Судьба молодого государства решалась не в стенах конгресса, а на полях сражений. А там дела американцев шли сначала неудачно. Причина: хорошо обученная, прекрасно укомплектованная и дисциплинированная армия англичан.

Поэтому первые годы стратегическая инициатива полностью находилась в руках англичан. Перелом наметился в 1777 году, когда в битве под Саратогой американцам удалось нанести первое крупное поражение англичанам. Наконец в 1781 году в битве под Йорктауном армии Дж.Вашингтона удалось нанести решающее поражение английским войскам, предопределившее итог всей кампании. По мирному договору, подписанному в 1783 году в Версале, англичане вынуждены были признать независимость своих бывших колоний.

Независимость была завоевана, но для того, чтобы государство существовало, нужно было решить комплекс задач:

Найти оптимальную модель государственного устройства

Снять, по возможности, напряженность в сфере социально-экономических отношений

Получить международное признание и определить перспективный внешнеполитический курс

 

Американцы для своего объединения выбрали форму конфедерации – союза отдельных государств (штатов), сохраняющих достаточно высокую степень автономности в решении внутренних вопросов.

Молодая республика оказалась в сложном экономическом положении. В стране бушевала инфляция, деньги мало что стоили. Тяжелый финансовый кризис.

С каждым днем становилось все очевиднее, что «статьи конфедерации» не способны выполнять роль основы только родившегося государства. Встал вопрос о выработке новой Конституции.

С этой целью в мае 178 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент. В его работе участвовало 55 человек, которые вошли в историю под именем «отцов-основателей» США. Что было решено Конституционным конвентом:

Форма союза штатов – ФЕДЕРАЦИЯ

Конгресс (высший законодательный орган) двухпалатный:

верхняя палата – сенат (по 2 представителя от каждого штата)

нижняя палата – делегация штата формировалась в зависимости от численности его населения

Конгресс получил право вводить налоги в соответствии с потребностями государства

Институт рабства оставался в неприкосновенности (однако после 1808 года запрещался ввоз новых рабов в США из Африки)

Основные положения Конституции 1787 года:

Принцип разделения властей (усовершенствован за счет принципа «сдержек и противовесов», согласно которому каждая из ветвей власти способна нейтрализовать узурпаторские поползновения другой)

Высшая исполнительная власть принадлежит президенту

Президент избирается коллегией выборщиков раз в 4 года

Высшая законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоявшему из 2-ух палат (см. выше)

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду, который позднее присвоил себе право интерпретировать Конституцию

 

Для того, чтобы Конституция действовала, было необходимо, чтобы ее ратифицировали 9 из 13 штатов. Сторонников Конституции называли федералистами, противников – антифедералистами. Лидерам федералистов (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) пришлось пойти на уступки оппонентам: текст Конституции был дополнен 10 поправками («Билль о правах»). В них содержались гарантии основных гражданских свобод: совести, печати, союзов, собраний, права, ношения оружия и т.д.

Это событие подвело черту под сложным, драматическим и героическим периодом американской истории. Перед новым государством стояло немало проблем, по существу начинался эксперимент огромного исторического масштаба. Но уже само его начало серьезнейшим образом отозвалось на развитии событий в Европе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.057 с.)