ТОП 10:

Крестовые походы. Исторический смысл понятия. Причины. Хронология событий 1096-1270. Последствия.



Крестовые походы — это военно-колонизационное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, продолжавшееся в течение почти двух столетий (1096- 1270) под знаком борьбы христианства с исламом за «святые места».

Предпосылки крестовых походов. Причины массовой экспансии западноевропейских феодалов в страны Востока скрывались в глубоких социально-экономических и политических изменениях, происшедших в этих далеких друг от друга регионах на рубеже раннего и классического средневековья.

 

В связи с развитием торговли, вследствие бурного подъема городов возросли потребности феодалов, которые они уже не могли удовлятворить путем повышения повинностей феодально зависимого крестьянства, а искали внешних, более «доходных» источников наживы.

В то же время в Западной Европе появилось много «избыточного» рыцарства. Количество военных ленов было ограничено, и младшие сыновья рыцарей, не получив земельного наследства, вынуждены были искать средства для подобающей их сословию жизни на службе или в грабительских войнах. Именно такое рыцарство и составило крестоносное воинство.

обстановка в конце XI в. на Ближнем Востоке благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов.

 

Цели и участники крестовых походов. Крестоносное движение охватило первоначально не только феодалов, но и широкие слои населения. В нем участвовали массы крестьян, а также купечество североитальянских городов-республик. Вдохновителем и духовным вождем крестоносцев являлось католическое духовенство во главе с папой.

Естественно, что побудительные мотивы и цели каждой из этих социальных групп феодального общества были разными, хотя их всех объединял один лозунг — освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных государств — колониальные владения. Многочисленное рыцарство надеялось получить в завоеванных странах земельные лены. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах недавно обособившегося восточного православия. Папство надеялось также на успех католической миссии в мусульманских странах. Немаловажную роль играли и фискальные соображения — пополнить папскую казну за счет богатых церковных пребенд на Востоке.

Для массы крестьян, страдавших от феодального гнета у себя на родине, уход «за море» в далекие страны давал надежду обрести свободу, избавиться от эксплуатации, может быть, и разбогатеть. Эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Они стали чисто завоевательными предприятиями феодалов и королей отдельных государств. Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, выродившихся в обычные грабительские экспедиции.

 

 

 

В крестовых походах активно участвовали крупные североитальянские города-республики — Венеция, Генуя, Пиза и др., которые стремились укрепить свои позиции в торговле с Востоком, захватить базы и создать колонии в Восточном Средиземноморье.

 

 

Первый крестовый поход. В 1095 г. на церковном соборе в Клер-моне (Франция) папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и отвоевать «гроб господень» от «неверных». Обещая участникам похода «спасение их душ», папа вместе с тем посулил большие материальные блага: «те, кто здесь горестны и бедны, будут там радостны и богаты».

Первыми собрались в поход многочисленные толпы крестьян и бедноты из Франции и западной Германии, руководимые монахом Петром Пустынником из Амьена и обедневшим рыцарем Вальтером Голяком.

Осенью 1096 г. в Константинополь начали прибывать рыцарские ополчения. Они были хорошо снаряжены. Средства для этого рыцари получили от продажи и заклада части своих владений. Был ограблен и сожжен византийский город Пелагония. В конце весны 1097 г. рыцари двинулись в Малую Азию, и вскоре был освобожден г. Никея. Его небольшой отряд сдался византийцам. Больше Византия ничего не добилась от крестоносцев.

В начале 1098 г. северофранцузские рыцари захватили в Северной Месопотамии город Эдессу. Здесь было основано первое крестоносное государство — графство Эдесское, доставшееся Балдуину Фландрскому. Крестоносцы устроили дикую расправу над мусульманским населением захваченного города.

Занятые устройством своих дел в захваченных областях, предводители крестоносцев, казалось, забыли о главной цели похода — «святых местах». Это вызвало ропот в массе крестоносцев, и руководители ополчений начали в 1099 г. поход в Палестину на Иерусалим.

Вскоре крестоносцы завоевали почти все восточное побережье Средиземного моря с портовыми городами — Акра, Триполи, Тир. Первый крестовый поход завершился. Все оставшиеся в живых участники были щедро вознаграждены. Предводители ополчений стали князьями крупных владений. Бароны и рыцари получили большие лены, а духовенство — богатые церковные пребенды. Крестьянам были предоставлены наделы на сравнительно легких условиях, а некоторым даже, из-за недостатка в рыцарях, пожаловано рыцарское звание. Часть крестьян пошла в услужение к рыцарской братии. Много выиграли от похода итальянские города, укрепившиеся на восточносредиземноморском побережье и монополизировавшие левантийскую торговлю.

 

Государство крестоносцев. Духовно-рыцарские ордена. В результате захвата большей части побережья Восточного Средиземноморья образовалось четыре государства крестоносцев: Иерусалимское королевство в Южной Сирии и Палестине, графство Триполи на сирийском побережье, княжество Антиохийское в Северной Сирии и графство Эдесское в Верхней Месопотамии.

 

 

Второй и третий крестовые походы. Разрозненные мусульманские княжества перед лицом общей угрозы начали сплачивать свои силы и переходить в наступление. В 1144 г. эмир Мосула отнял у крестоносцев Эдессу. Нависла угроза над Антиохией. Папа призвал к новому крестовому походу. Известный деятель католической церкви, мистик и мракобес Бернард Клервосский уговорил французского короля Людовика VII и германского — Конрада III отправиться в 1147 г. во второй крестовый поход. Однако на этот раз крестоносцы не добились никакого успеха. Немцы были разбиты в Малой Азии турками-сельджуками. Французские рыцари, к которым присоединились остатки немецкого ополчения, безуспешно пытались захватить Дамаск, но, потерпев поражение, вернулись в Европу.

Четвертый крестовый поход. Латинская империя. Четвертый крестовый поход (1202—1204) ярче всего продемонстрировал захватнические цели крестоносцев, для которых освобождение «святых мест» служило только прикрытием. Вдохновителем похода был папа Иннокентий III, стремившийся подчинить римскому престолу восточную церковь и установить папскую теократию.

Первоначально крестовый поход планировался против Египта, владевшего Иерусалимом. Крестоносцы обратились к Венеции с просьбой переправить их в дельту Нила. Венецианский дож Энри-ко Дандоло потребовал за это огромную сумму — 85 тыс. марок серебром. У крестоносцев не было таких денег, и дож, стремившийся отвратить поход на Египет, с которым Венеция имела выгодные торговые отношения, и использовать крестоносцев в своих внешнеполитических целях, потребовал в качестве компенсации завоевать для Венеции далматинский город Задар. Но и после этого венецианцы не выполнили своего обещания переправить крестоносцев в дельту Нила. По сговору с предводителем похода Бонифацием Монферратским Дандоло направил флотилию с крестоносцами к Константинополю, чтобы восстановить на византийском престоле Исаака II Ангела, незадолго до этого свергнутого его братом Алексеем. Сын свергнутого императора уже раньше вел переговоры по этому поводу с папой и германским королем, обещая за помощь папы подчинить восточную церковь папскому престолу. Сделка сулила крестоносцам большую мзду —200 тыс. марок серебром.

После непродолжительной осады Константинополя крестоносцам удалось восстановить на престоле Исаака II. Но попытка собрать нужные для уплаты крестоносцам деньги вызвала восстание в столице. Исаак II был снова свергнут с престола, на этот раз окончательно, и крестоносцы не получили всей обещанной суммы. Тогда они штурмом овладели городом и подвергли его страшному разграблению. Были разорены многие православные церкви, в том числе и храм св. Софии, захвачены находившиеся там драгоценности, сорваны дорогие украшения с икон и алтарей. Много драгоценных памятников искусства было уничтожено или вывезено. Захваченная крестоносцами добыча оценивалась более 400 тыс. марок серебром, не считая того, что досталось венецианцам.

Византийская империя распалась на части. Крестоносцы создали на ее развалинах Латинскую империю. В Эпире и Малой Азии образовались независимые греческие государства — Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Огромные территориальные приобретения достались Венеции -часть Константинополя, Адрианополь, юго-западная часть Пелопоннеса, множество гаваней на берегу Мраморного моря, ряд островов Эгейского моря, а также остров Крит. Венецианского дожа теперь именовали «владыкой трех восьмых Ромейской империи».

Латинская империя включала Фракию и часть северного побережья Малой Азии. В вассальной зависимости от нее находилось королевство Фессалоники, от которого в свою очередь зависели Афино-Фиванское герцогство и Ахейское княжество. По своему устройству Латинская империя напоминала Иерусалимское королевство и являлась таким же непрочным образованием. Усилившаяся со временем Никейская империя отвоевывала одну за другой ее территории, пока наконец в 1261 г. император Никеи Михаил Палеолог с помощью генуэзского флота не завладел Константинополем. Вместе с падением Латинской империи рухнуло и господство венецианцев. Большая часть их владений досталась генуэзцам.

Последние крестовые походы. Крестоносное движение все более шло на убыль, и католической церкви с большим трудом удавалось вовлекать в него новых участников. В этих условиях появилась идея детского крестового похода, за которой, кроме дикого средневекового суеверия, стоял и трезвый расчет тех, кто желал обогатиться на подобном крестоносном предприятии. Распространился слух, что Иерусалим могут освободить только дети, так как они не обременены еще грехами и пороками. В 1212 г. в Марселе собралось около 10 тыс. детей из разных областей Франции. Мар-сельские купцы взялись перевезти юных крестоносцев на Восток. Часть детей погибла в пути, остальные были проданы судовладельцами в Александрии в рабство. Вторая армия крестоносцев-подростков, главным образом из Германии, собралась на юге Италии, но была задержана местными властями. Большинство из них погибло на обратном пути от голода и болезней.

В 1217—1221 гг. был организован пятый крестовый поход, в котором участвовали немецкие, венгерские, английские и голландские рыцари. Крестоносцы завладели цитаделью Дамиетта в устье Нила, но в результате дальнейших неудач вынуждены были сдать ее и покинуть Египет.

В 1228—1229 гг. германский император Фридрих II организовал шестой крестовый поход. В результате умелой дипломатической комбинации — заключения союза с египетским султаном против правителя Дамаска — ему удалось получить на время Иерусалим и некоторые другие палестинские города. В 1244 г. мусульмане опять, и на этот раз окончательно, завладели Иерусалимом.

Седьмой и восьмой крестовые походы были организованы французским королем Людовиком IX. Франция стремилась тогда укрепиться на Средиземном море и проникнуть в Северную Африку. Во время седьмого похода (1248—1254) французский король со всей своей свитой попал в плен к египетскому султану, из которого он освободился ценой огромного выкупа и сдачи крепости Дамиетта. Во время последнего крестового похода в Тунис (1270 г.) Людовик IX погиб от чумы.

Все эти неудачи свидетельствовали о бесперспективности крестоносных предприятий. Крестоносное движение, причинившее столько разрушений и бедствий народам Востока и стоившее огромных жертв западным странам, изжило себя и прекратилось. Причиной этого было не только то, что в католическом мире разочаровались в успехах крестовых походов. Коренным образом изменились жизненные условия отдельных слоев феодального общества в Западной Европе. С укреплением королевской власти рыцарство нашло себе лучшее применение на службе у королей или в менее рискованных, чем крестовые походы, военных предприятиях. Для крестьян в условиях развития товарно-денежных отношений и роста городов открывалась возможность приобрести большую хозяйственную самостоятельность или уйти в город. Они разочаровались в наивных надеждах избавиться от феодального гнета, уйдя за море, и становились на путь более активной борьбы. Купцы североитальянских городов тоже потеряли стимулы участвовать в рискованных крестоносных предприятиях и теперь предпочитали заключать с мусульманскими правителями выгодные торговые соглашения, добиваясь прочных позиций на рынках Востока.

 

 

Значение крестовых походов. Крестовые походы принесли много бедствий и разрушений. Однако они оказали и некоторое положительное влияние на общественное развитие Западной Европы, ускорив те социально-экономические процессы, которые начались уже раньше.

Они благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Ускорился процесс замены натуральной ренты денежной, что способствовало ослаблению крепостной зависимости крестьян. Но вместе с тем рост потребностей у феодалов вызывал усиление эксплуатации крестьян, что приводило к обострению классовой борьбы.

Крестовые походы способствовали ускорению политической централизации в отдельных странах Западной Европы. Уход в далекие страны большого числа наиболее воинственных феодалов облегчил борьбу королевской власти против феодальной вольницы за политическое объединение страны.

Длительное общение с населением, обладавшим более высокой материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта, В Европе к тому времени распространились такие сельскохозяйственные культуры, как рис, гречиха, арбузы, сахарный тростник, абрикосы и др. В области ремесла европейцы научились изготовлять некоторые дорогие ткани, закаливать металлы. Вошли в быт отдельные элементы гигиены, например горячие бани, частая смена нижней и верхней одежды.

Проникновение восточной культуры, однако, было не только результатом крестовых походов. Культурные заимствования имели место и ранее в процессе мирных общений с арабами Испании и Сицилии, а также на основе развития торговли с мусульманскими странами и Византией.

Крестовые походы внесли большие перемены в международные отношения в бассейне Средиземного моря и укрепили здесь позиции европейского купечества за счет восточного. Был нанесен непоправимый удар по Византии. Североитальянские города, особенно Венеция, упрочили свое положение в Восточном Средиземноморье, потеснив Византию. Усилили свои позиции на Средиземном море также Франция и Арагон.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.01 с.)