ТОП 10:

Вопрос26.Рыночные реформы периода 1992-1999.Изменение Международного положения страны. Состояние экономики, социальной сферы, культуры.



После событий августа 1991 г. и распада СССР Россия оказалась перед необходимостью рыночных реформ. Перед ней встала задача исторической важности: вывести страну из кризиса, не допустить дальнейшего распада экономики, перевести страну на рельсы либерально-рыночных отношений и создать тем самым благоприятные условия для экономического роста. Определился Путь реформ, который вошел в историю под названием «шоковой терапии». Реально этот курс начал осуществляться с января 1992 г. Шоковая терапия – это резкие, срочные меры по оздоровлению экономики, сопровождаемые нежелательными последствиями, такими, как рост цен, инфляция, снижение уровня занятости.

в разработке и осуществлении программы радикальных реформ, основанной на западной модели развития, активное участие принимали: Гайдар(главный идеолог,вице-премьер,министр экономики и финансов)Шохин, Чубайс и др.

Особенность этого «правительства реформ» состояла в том, что почти никто из новых министров не имел практического опыта государственного управления и хозяйственного руководства. Новое правительство отдало приоритет задачам перехода экономики к рыночным методам хозяйствования. Его важнейшие мероприятия предусматривали

· либерализацию цен на основную часть товаров и услуг;( это частичная или полная отмена государственного регулирования цен, переход к формированию цен на свободном рынке)

· либерализацию внешней торговликак одного из важнейших средств наполнения рынка товарами и продвижения к открытой экономике; (этоснятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами.)

С осуществлением либерализации внешней торговли стал наблюдаться активный ввоз товаров народного потребления и продовольствия. В короткие сроки внутренний рынок заполнили иностранные товары пусть и не совсем высокого качества. Обратной стороной данного процесса стало падение спроса на отечественную продукцию, реализация которой оказалась сильно затруднена. В результате перенасыщение рынка импортными товарами привело в последующие годы к массовому закрытию предприятий легкой, электронной и других отраслей промышленности. Что же касается объема ввозимых новых технологий, оборудования и особенно наукоемкой продукции, то он был незначительным.

· финансовую стабилизацию – подавление инфляции, ужесточение кредитной, денежной и финансовой политики, укрепление курса национальной валюты;

· радикальные структурные реформы – приватизацию, форсирование банкротства нерентабельных производств и ряд других.( передача в частную собственность государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно)

Приватизация предприятий государственной собственности являлась важнейшим элементом рыночных реформ. Она решала следующие задачи: разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность, переход централизованной плановой системы в рыночную экономику, создание института частной собственности и превращение массы населения в собственников, участвующих в рынке; экономическую – вывод экономики страны из кризиса, повышение эффективности предприятий, прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д., а также создание конкурентной среды. Достижение этих целей было возможно лишь в комплексе мер по реформированию, включая либерализацию цен и внешней торговли. Появились первые в России ценные бумаги-ваучеры на часть приватизируемого имущества. Но система ваучеров не привела к ожидаемым результатам. Во-первых, в условиях высокой инфляции огромная масса народа не имела реальных финансовых возможностей участвовать в создании новой экономики через приватизацию. Во-вторых, более благоприятные возможности для бизнеса и конкурентной среды открывались у перестроившейся номенклатуры, директоров предприятий, чиновников отраслевых министерств, представителей региональной власти, а также теневой структуры, выведенной на легальный рынок.

Реформы изначально носили конфликтный характер. Они были направлены на выход из социально-экономического кризиса страны, но путем быстрого и радикального изменения всей прежней системы хозяйствования.

Экономические реформы Е. Гайдара проводились при пустой казне, в условиях отсутствия минимального согласия в обществе относительно самих реформ и соответствующего «баланса» между законодательной и исполнительной властями. Это приводило к трениям и постоянным конфликтам, что тормозило последовательное осуществление намеченных мероприятий.

 

В первоначальных мероприятиях правительства Е.Гайдара и выбранного им варианта реформ, имевшего тяжелые последствия для благосостояния населения, выделяют три этапа:

1. рассчитанный на один-полтора года – либерализационный. Он начинался в январе 1992 г.На этом этапе предполагалось быстро осуществить либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также приватизацию, способную обеспечить конкурентную среду на рынке и создать многомиллионный слой собственников.

С середины 1992 г. хаотический рост цен принял форму незатухающих гиперинфляционных волн, что продолжало дезорганизовывать материальное производство, парализуя инвестиционный процесс и делая невозможным поддержание его достаточной активности. В таких условиях происходила бартеризация хозяйства, развивался процесс вытеснения национальной валюты из оборота и замены ее твердой иностранной валютой. К концу 1992 г. сбережения населения по сравнению с 1991 г. обесценились в 2 раза, а доля расходов на питание в совокупном доходе семьи увеличилась до 40% против 28% в 1990 г. Высокая инфляция, переходившая в ценовую форму, резко ухудшила социально-экономическое положение масс, вызывала тревогу и недовольство в обществе.

Во-первых, инфляция в России в условиях общего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей была непосредственно связана с высоким уровнем монополизации экономики, взвинчиванием цен предприятиями-монополистами и криминальными структурами

Во-вторых, многие источники инфляции в России были связаны с неумеренным выпуском денег, контроль за которым осуществляли правительство и Центробанк.

Итогом стало: С одной стороны, ее отрицательными итогами стали обвал цен и глубокий спад производства, многократное повышение уровня инфляции и разрушение денежной системы, рост дефицита федерального бюджета и резкий кризис неплатежей, а также товарных бирж, число которых стремительно сокращалось. В той чрезвычайно сложной ситуации правительству удалось, и это необходимо отметить, провести ряд мер, которые заложили определенную основу рыночной экономики.

 

2. охватывавший период в два года, - стабилизационный. Предполагалось, что на этом этапе прекратится спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется курс национальной валюты, повысится социально-экономический уровень жизни населения.

 

3. рассчитанный до конца 1995 г., - инвестиционный. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением финансовой стабилизации.

 

12 декабря того же года Седьмой съезд Народных депутатов России отправил в отставку и.о. премьер-министра Е. Гайдара. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В. Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено.

Политика«шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы.

2.Социальная сфера

«шоковая терапия» имела тяжелые социальные последствия; через два года после провозглашения и начала реформ реальных положительных перемен в социальном положении населения практически не произошло, напротив, рост цен привел к резкому снижению показателей уровня жизни.

1.Нищета населения

Особенно в тяжелом положении оказались т.н. «новые бедные», т. е. трудоспособные россияне, не имевшие возможности найти достаточно оплачиваемую работу, а также низкооплачиваемые слои населения, прежде всего, пенсионеры и занятые в бюджетной сфере (техническая интеллигенция, научные работники, учителя, врачи и т. п.)Происходила маргинализация населения.

2. В таких условиях накапливается потенциал социального недовольства, формируется процесс неприятия реформ, появляются новые модели поведения, повышается социальная напряженность, которая находит свое выражение в участии населения в политических мероприятиях, забастовках, развитии преступности, коррупции и т. д.

3. Одновременно продолжала увеличиваться массовая открытая и скрытая безработица.( невыплата заработной платы, принявшая с 1992 г. массовый характер, перевод предприятий на неполное рабочее время, отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, наличие избыточной рабочей силы в условиях спада производства.)

4. высокой социально-экономической дифференциации(миллионеры)

5. уголовной преступности и криминализацию экономики.

Культура

Период после распада СССР для культуры был самым сложным. Бюджет выделял на развитие культуры, науки и образования мизерные суммы. Несмотря на сложности с финансированием, стала действовать государственная программа по сохранению и реставрации культурного наследия прошлого – памятников, музеев, исторических зданий. Особое внимание было уделено восстановлению разрушенных церквей и храмов. Так же сильное влияние оказал запад: западная мода,фильмы,кино.

Международное положение

С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.

Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.

Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.009 с.)