ТОП 10:

Вопрос 10. Курс на укрепление власти и международного положения России в Царствовании Николая 1.



Вступая на престол, Николай, будучи неподготовленным, не имел определенного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю. Уверен он был лишь в том, что благоденствие страны может быть обеспечено исключительно через жесткий порядок, строгое выполнение каждым своих обязанностей, контроль и регламентацию общественной деятельности. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I. Он рассматривал его как следствие влияния западноевропейских революций и "разрушительных" идей. По его приказу был составлен Свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России, куда были включены основные положения планов и проектов декабристов.

Главная цель внутенней политики не допустить революции в России. Говорил : «Пока я жив,революции не будет» .Он перестал доверять дворянству. Оно остается господствующим классом, но Николай понимает, что этот слой ненадежный. Именно поэтому Николай старается опираться на бюрократию. Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Вместе с тем Николай I ставил задачу все сферы управления подчинить своему личному контролю, сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел.

1)Государственная политика. Главная цель не допустить революции. Создаются органы власти, идет бюрократизация всей системы. Главный орган Концелярия(Собственная Его Императорского Величества Канцелярия) из 6 отделений. 2 отделение занималось законадательством. Сперанский в 1833г разработал «Свод законов Российской Империи». Это упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

3 отделение занимали друзья царя, близкие. Этот орган власти следил за заговорами, тайными обществами, кружками. Он следил за настроениями людей в столице. При Николае возникает корпус жандармов, призванных обеспечивать порядок. Кроме этого Николаевская эпоха- эпоха комитетов. Все это создавало путаницу. Усиливается цензура. Николай справился с революцией и в народе его называли «рыцарем самодержавия» . Он служил самодержавию всю жизнь, шел к своей цели.

2)Социальная политика. За время своего правления Николай мечтал отменить крепостное право. Было создано 9 секретных комитетов. Но крепостное право так и не было отменено. Причины: Николай боялся власти дворян. Так же Николай боялся крестьянства, т.к получив свободу они поднимут бунт, восстание. Так же причиной было то, что ни дворяне, ни крестьяне не смогут выжить в новых условиях, не справятся, разорятся. Было принято ряд законов в пользу крестьян( нельзя ссылать в Сибирь, нельзя покупать и продавать без земли). 1842г. – Указ об обязанных крестьянах, он расширял указ «О вольных хлебопашцах» ,теперь помещику предоставлялось больше прав для того, чтобы он мог выпустить крестьянина и крестьяне могли выкупиться на более выгодных условиях.

«Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

3) Экономика. Рубль становится серебряным, что укрепляет его и делает торговлю более развитой. При Николае I происходит первое строительство железных дорог. Оно связывает страну воедино и помогает эконом.развитию. Были простроены большая часть шоссейных дорог для осуществления торговли

4) Культура и образование. Создана трехступенчатая система: школа, гимназия, вуз. Новых университетов не открываются, плата повышается . Университеты лишаются автономии, прав, т. е лишенные вольностей ,свобод. Именно в этот период формируется Русская Научная Школа. Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I. Ссылка Лермонтов. Направление творчества отдельных людей: Гоголь «Ревизор»-средствами искусства бороться с коррупцией.

Николай I придерживался идеи, что Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества.

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (Австрия, Пруссия,Россия .борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Империя стремилась расширить территории и сферу своего влияния, а так же поддержать авторитет в Европе.

 

Подавление революции в Венгрии(1849). Подавление польского восстания (1830-1831) Фактически поступаясь национальными интересами, наши оказывают поддержку правителя против революции. Борьба революции затмевает национально государственные интересы. Именно в этот период Россию называли «Жандармом Европы». Европейские страны понимали его политику, как стремление захватить.

 

Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

 

В конце 1840-х гг. в центре внешней политики России находился восточный вопрос - сложный конгломерат острейших международных противоречий. Речь шла, прежде всего, об установлении преобладающего влияния на Османскую империю(на них находились Христианские святыни), пораженную к этому времени глубоким внутренним кризисом. Важным политическим фактором этого кризиса являлась национально-освободительная борьба балканских народов против турецкого ига. Интересы России на Ближнем Востоке и Балканах неизбежно сталкивались с устремлениями крупнейших европейских держав - Англии и Франции. Франция и Англия стремились к военному и торговому приоритету на Средиземном море; В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.

В 1853 г. началась Крымская война России с Турцией. Николай I намеревался расчленить Османскую империю. В годы Крымской войны боевые действия протекали в качественно новых условиях, вызванных применением передовой техники. Стала очевидной необходимость перевооружения армии, изменения принципов ее комплектования, менялась военная тактика. Нахимов разгромил турецкий флот при Синопе. На Кавказе турки были разбиты под Карсом. Но в 1854 г. Англия и Франция, не желая разгрома Турции, потребовали от России убрать войска с Дуная. Получив отказ, они объявили ей войну. Позицию враждебного нейтралитета заняли Австрия и Пруссия. Англо-французские войска высадились в Крыму и осадили Севастополь, который пал лишь в августе 1855 г. Его оборону возглавляли Корнилов, Истомин, Нахимов, погибшие в боях. В 1855 г. войска Н. Н. Муравьева на Кавказе взяли крепость Каре. По Парижскому миру 1856 г. Россия потеряла Южную Молдавию и лишалась права иметь флот и крепости на Черном море. Россия вышла из войны с подорванной экономикой и потерянным международным авторитетом. Крымская война сыграла роль катализатора, ускорившего вызревание кризиса в стране, привела к крупнейшим политическим изменениям - отмене крепостного права и проведению буржуазных реформ.

Итоги: Оценка личности Николая I (выводы). Период правления Николая I часто называют темной эпохой русской истории, «апогеем самодержавия». Вне всякого сомнения, царствование Николая I - вершина утверждения государственного абсолютизма в России, основы которого заложил Петр Великий. Но в отличие от своего предка, стремившегося ввести страну в лоно западноевропейской цивилизации, Николай I, напротив, все усилия прилагал для ограждения ее от Западной Европы, надеясь не допустить проникновения в страну передовых идей и революционных настроений.

Вопрос 11. Реформы Александра 2.(Крестьянская, образования, судебная, земская, военная.)

После Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения, или эпохой Великих реформ. Этот период русской истории прочно соединился с именем императора Александра II. К целям реформ относились: Возвращение военной силы, возвращение авторитета России.

Крепостное право диктовало стране крайне замедленные темпы развития. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Крестьянская: Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, затем обсуждаются в Совете министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово. Вскоре после заключения Парижского мира Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу ». С момента публикации помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью — отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права — свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным, а крестьяне назывались «временнообязанными» Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет. Помещикам-крепостникам удалось ввести в закон еще одну поправку. По соглашению с крестьянами помещик мог отказаться от выкупа, «подарить» крестьянам четверть их законного надела, а остальные земли забрать себе. крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Велико было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.

Образования: Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. было опубликовано "Положение о начальных народных училищах", согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон Божий и церковное пение. В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо "классических" языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, "реалисты" в основном шли в технические высшие учебные заведения.

Судебная: До реформ Александра в России действовала судебная система, принятая при Екатерине 2. Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный. Одновременно с земской реформой, в 1864 г ., была проведена судебная реформа.Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики. Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт. На основании вердикта суд выносил приговор. Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60—70-х годов. И все же судебная реформа 1864 г . осталась незавершенной Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд, состоявший из крестьян. . Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских.

Земская: Зачатки земства были еще во время Ивана Грозного. Но земства пришлось переделывать . К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством.(мед.помощь практически отсутствовала, крестьяне не знали правил гигиены, эпидемии,народное обр. было в зачатках, школы для крестьян закрыты. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Теперь, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления.

Военная: В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г., был принят закон, отменивший рекрутчину(Рекрутчина или Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил России) и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте — в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. Кроме того, для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники. Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.

Итог: Реформы 60—70-х годов — крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60—70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.012 с.)