Либерально - попустительский стиль семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания



При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей.

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным.

Авторитарный – родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения; имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами; категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются; диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон.

 

Авторитетный (демократический) – теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов; признают право на свободу, но требуют соблюдения дисциплины, что формирует правильное социальное поведение; всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность.

 

Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности.

Имеет сложную структуру и представляет собой единство компонентов: педагогического; социально-психологического; культурно-ценностного; социально-экономического; технико-гигиенического; демографического.

Механизмы семейного воспитания – это конкретные средства и способы реализации индивидуального воспитательного потенциала семьи. Основные механизмы семейного воспитания: авторитет родителей; стили семейного воспитания; семейные традиции; характер организации досуга и др.

6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Л. В. ЗАНКОВА.

Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова:

Главная задача - общее всестороннее развитие учащихся.

Концептуальные положения системы Занкова:

• Обучение должно идти впереди развития.

• Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.

• Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы

Дидактические принципы Л.В. Занкова:

• обучение на высоком уровне трудности. Поисковая д-ть, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д. Предполагает задания, нащупывающие верхний предел возможностей учащихся;

• изучение материала в быстром темпе. Избегаются однообразные задания в изучении одной темы. Быстрое продвижение вперед одновременно с возвращением к пройденному, но с открытием новых граней. Отвечает потребностям детей узнавать новое;

• ведущая роль теоретических знаний. Ученики в поцессе выполнения упр-й ведут наблюдения над материалом. При этом учитель ведет их к раскрытию связей и зависимостей в самом материале.

• осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности).Обращен как бы вовнутрь. Что я знал до этого? Что нового я открыл?;

• работа над развитием всех (сильных и слабых) детей. Каждый ребенок вносит свою лепту.

• проблематизация содержания

• вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Урок в системе развивающего обучения Занкова: основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыслительной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников.Ход познания — «от учеников».

Преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает учащимся:

• развитие ума, воли, чувств, нравственности, формирование потребности учиться;

• радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

• самостоятельность, уверенность, ответственность;

• стремление к сотрудничеству.

Недостаток системы Занкова: 1) она не имеет продолжения в основной школе 2) недостаточн. отработка ранее усвоен. знаний

7. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

К основным педагогическим категориям относятся: 1) образование; 2) воспитание; 3) обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом: 1) начальное; 2) среднее; 3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить на: 1) общее; 2) профессиональное; 3) политехническое.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. В узком - воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов: 1) семья; 2) друзья; 3) учебные заведения; 4) средства массовой информации; 5) литература; 6) искусство; 7) органы правопорядка и др.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

8. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Процесс обучения – искусственно организованная познавательная деятельность, с целью ускорения психического развития ребенка и овладения познанными закономерностями окружающего мира.

Обучение – планомерная и систематическая работа учителя с обучающимися, основанная на осуществлении, закреплении и изменении знаний, поведении, самой личности под влиянием учения.

Движущая сила любого процесса – противоречие. Если учитель разрешает противоречие, развитие ребенка происходит. Противоречие:

1. Задачи, которые ставит учитель перед обучающимися и желания, возможности решать эти задачи. Разрешение данного противоречия, связано с развитием у обучающихся интереса к учению и их интеллектуальных способностей.

2. Между уже полученными знаниями и новым материалом. Противоречие не будет разрешено, если ранее усвоенные знания не осознаны обучающимися.

3. Между коллективным характером обучения и индивидуальным характером усвоения материала.

Противоречие может быть устранено путем применения индивидуального и личностно-ориентированного подхода.

Функции процесса обучения (определяются его сущностью):

Обучающая – связана с усвоением знаний формированием общеучебных и спец. умений по учебным предметам.

Критерии качества знаний:

-полнота (соответствие программе)

-глубина (осознанность)

-действенность (умение применять знания на практике)

Воспитывающая – реализуется в результате решения след. задач:

-формирование мировоззрения

-нравственное развитие личности

-эстетическое развитие личности

Развивающая – реализуется в результате решения след. задач:

-формирование мотивации учения

-развитие психических процессов (внимание, память, речь, воображение)

-развитие общеучебных умений и УУД

 

9. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

В XVII веке, когда педагогика стала наукой, Коменским были сформулированы некоторые правила, связанные с легкостью и прочностью обучения. Обучение будет идти легко:

1) если оно будет направлено от общего к частному;

2) если процесс обучения не будет обременен чрезмерным количеством изучаемого материала.

Правила, связанные с прочностью обучения:

Обучение будет прочным:

1) все последующее должно опираться на предыдущее;

2) все, что связано между собой, должно связываться постоянно;

3) все должно закрепляться постоянно.

В педагогической науке велись и до сих пор продолжаются дискуссии по проблеме закономерностей процесса обучения. Начиная с XIX века К.Д. Ушинским, родоначальником русской педагогики, обращалось внимание на три закономерности овладения знаниями.

Первая закономерность: усвоение знаний, овладение умениями и навыками происходит в процессе активной деятельности учащихся.

Вторая закономерность: овладение знаниями происходит в единстве с овладением умениями и навыками и с целостным развитием личности.

Третья закономерность: овладение знаниями находится в прямой зависимости от того, как школьник относится к учению, какова его мотивация учения.

 

10. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОЦЕССУАЛЬНУЮ СТОРОНУ

Принципы – основные исходные положения, на которые опирается теория и практика учебного процесса.

Принципы процесса обучения – основные требования к организац образован, которыми руководств педагог.

Классификация принципов обучения (по Скаткину и Лернеру):

1.Принципы, определяющие содержание образования: научности, систематичности и последовательности, связи с жизнью.

2.Принципы, определяющие процессуальную сторону обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности, индивидуализации и личностного подхода к учащимся.

Принципы, определяющие содержание образования.

научность (содержание обучения должно быть основано на положениях, соответствующих фактам)

систематичность и последовательность ( обеспечении систематичного и последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки)

связь обучения с жизнью, с жизненным опытом учащихся ( опора на содержание жизненного опыта детей способствует более полному, более глубокому овладению учебным материалом)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.079 с.)