Закон: понятие, признаки, виды. Конституция как основной закон государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон: понятие, признаки, виды. Конституция как основной закон государства.



 

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. К признакам закона относятся следующие: - он принимается только органом законодательной власти или референдумом;- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Виды законов по их юридической силе: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.)3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция – это основной закон государства. Предметом регулирования Конституции являются следующие категории общественных отношений:1) права и свободы человека;2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей, устройство государственного механизма;3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства. К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся: 1) учредительная, так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы,2) организаторская, потому что в конституции установлен правовой порядок в стране,3) идеологическая, так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики,4) информационная, так как является главным источником информации о стране, ее принявшей,5) программная, так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены. Конституция как основа нормативно—правовых отношений и как нормативно—правовой акт обладает следующими свойствами: а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)б) нормативность, в) высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы, г) особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов, д) учредительность. Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Она: 1.называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1, ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому—либо другому;2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).

35. Стадии законотворческого процесса.

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

Виды законодательной инициативы

- официальная (субъекты - Президент России, Совет Федерации, I Депутаты ГД РФ, Прав-во РФ, законод. органы субъектов РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ);

- неофициальная (субъекты - граждане).

· рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

§ одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

§ подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

§ опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Подзакон.норм.акты

- это акт,изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. В зав-ти от органа,принимающ норм. предписания,разл-ют след. виды: 1) Акты высшего представит (законодат) органа РФ – Фед.Собрания. Речь идет об актах Сов.Фед. и Гос.Думы. Эти палаты принимают постановления – подзак. Акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. (напр, постановления Сов.Фед. об одобрении закона). 2) Акты През-та. Реализую свои полномочия, он издает указы и распоряжения (указ През-та о присвоении почетных званий). Указ- наиболее хар-ный для През-та подз. норм.акт. В случ его противоречия конст-ции, фед.законам решением конст.суда указ мб признан полностью/ частично неконституционным. 3) Акты Прав-ва. Организуя внутр и внеш политику РФ, регул-ние в соц-экон сфере и тд, Прав-ао издает постановления и распоряжения. 4) Акты фед.органов исп.власти. Мин-ва наделены правом осущ-ть норм.прав.регул-ние в своей сфере деят-ти. Функционирующ в составе мин-в фед.службы и фед.агентства издают в пределах своей компетенции индивид.прав.акты. Фед.органы исп.власти разрабатывают разл.норм.пр.акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила,уставы и тд. В системе этих актов ведущ. роль играют приказы и инструкции. Норм.приказы посвящены наиболее важным вопросам работы фед.орг.исп.власти: их структуре, задачам, ф-циям. Инструкции всегда нормативны. Приказы же мб и ненормативными,т.е индивидуальными. Многие из актов фед.орг.исп.власти выходят за рамки мин-в и явл-ся обяз-ми для гр-н,предприятий. Такие акты подлежат гос.рег-ции в Минюсте РФ. При рег-ции такого акта проверяется его законность. Офиц.опубликование актов осущ-ся не позднее 10 дней после их рег-ции. 5) акты органов гос.власти субъектов РФ и ОМСУ. Правотворч.деят-ть субъектов РФ строится на основе Конст-ций республик, уставов краев, областей… Законодат.органы субъекта Федерации принимают законы и постановления. Актами исп.власти (адм-ции) субъекта явл-ся указы, пост-ния, распоряжения, приказы. ОМСУ в пределах своей компетенции принимают пост-ния, решения, распоряжения. Все указ.акты имеют локальн.сферу действия. 6) Акты гос и негос орг-ций. Это приказы (издаются руководителем орг-ции), разл.рода уставы, положения, на основе кот они действуют (устав предприятия). Эти акты действуют в рамках орг-ции и обяз-ны только для ее членов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.007 с.)