Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции права: понятия, признаки, виды.

Поиск

функцией права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Особенности функций права: - Производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.- Выражают такое воздействие права на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования правка как социального явления.- Отражают главные черты права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.- Представляют направления активного действия права, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Одним из важнейших признаков функций права является её динамизм, движение, действие.- Обладают постоянством, характеризуются непрерывностью, длительностью действия. Функции виды: Внешние: 1. Политическая- право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы. 2. Экономическая– право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства. 3. Воспитательная– право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. 4. Культурно-историческая– право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры. 5. Социального контроля– контроль стимулирует определенное поведение и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий. 6. Информационно-регулирующая– информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.7. Коммуникативная– право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления. Внутренние: 1. Регулятивная:1.1. Динамическая – обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга). 1.2. Статистическая – закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности). 2. Охранительная – функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране. Второстепенные: 1. Компенсационная – функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, уголовному праву. 2. Ограничительная – функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст.29, 55 Конституции РФ). 3. Восстановительная – функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе, тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь.

 

22 Источники (формы) права: понятие, виды и их характеристика

 

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий "форма права", "источник права".

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой - названные понятия тождественны;

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Форма права – это определённые государственной властью его внешние проявления, в которых содержание правовых принципов и норм закрепляется и обретает качество формальной определённости.

Под источником права понимаются источники в социальном или материальном смысле; источники в духовном смысле, понимая под ними концепции правопонимания; источники знания о действующем в конкретном государстве объективном праве и только третий аспект понимания оказывается тождественным его форме.

Источник права – это обусловленный характером правопонимания государственно-властный способ придания правовым нормам качественной формальной определённости и общеобязательности. Источники в социальном и мировоззренческом смысле важны для формирования национальной правовой системы, т. к.:

1. своеобразные материальные условия жизни общества в значительной степени определяют особенности форм источников права в каждой стране

2. укоренившаяся форма права отторгает укоренению чужого содержания основных юридических источников права.

Выделяют пять основных формы права:

1. правовой обычай – сложившееся в какой-либо области социальной деятельности устойчивое поведение, не предусмотренное в конкретных правовых нормах, но признаваемое и защищаемое государством. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

2. правовая доктрина – основанные на правосознании определённого автора, формализованные в его научных работах модели поведения, получившие официальное признание и защиту

3. нормативный договор – это разновидность соглашений социальных субъектов, содержащих правила поведения и обеспеченные государственной защитой. Договор не может нарушать какие-либо иные, созданные государством правовые нормы. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.).

4. прецедент – нормативная идея, заложенная в обосновании решения государственного органа и ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в других государственных органах. При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его 20. Традиции, конечно, сильно довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это форма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. Без сомнения, в ней есть и положительные моменты. Надо изучить - в каких сферах, при каких условиях ее можно использовать в современной России.

5. нормативно -правовой акт – это содержащий формализованную норму права, принятый в особом процессуальном порядке официальный документ, специально предназначенный для нормативного регулирования общественных отношений. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.01 с.)