Предмет теории государства и права: понятие и структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории государства и права: понятие и структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками.



Предмет теории государства и права: понятие и структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками.

Предмет науки – это то, что изучает наука. Предметом теории государства и права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.Элементы предмета теории права и государства: · Сущность и социальное значение политико-правовых явлений;· Закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства;· Системой категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции, формы..);· Принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории права и государства;· Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика;· Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права; Структуру теории государства и права как науки составляют: - совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права. Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Во втором разделе (общая теория государства) описываются основные теоретические понятия, характеризующие государство: понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т. д. В рамках третьего раздела (общая теория права) исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники). Место ТГП в системе наук – она относится к общественным гуманитарным наукам (историко-теоретическим). Отличие ее от юридических наук: - это вводная наука – с нее начинается обучение юриспруденции; - это абстрактная наука – она оперирует наиболее общими категориями и понятиями; - это методологическая наука – в ней разрабатываются теоретические положения.- это фундаментальная наука Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками. а) теория государства и права и философия Теория государства и права имеет с Философией самые глубокие и прочные связи. Использование достижений Философии обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, который свою очередь позволяет философии формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии при изучении проблем государства и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права. Зависимость между философией и теорией государства и права прослеживается на протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве. б) теория государства и права и экономические науки Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы. Связь с теорией государства и права выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы. в) Теория государства и права и социология. Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата. г) Теория государства и права и политология Политология изучает политику, политические интересы, систему и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) — искусство управления государством. Политическая (гос.) власть — венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П. д) Теория государства и права и социальная психология Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права установить наиболее типичные последствия деятельности государственно-правовых институтов. Теория права и государства в системе юридических наук. Система юридических дисциплин делится на следующие группы: 1. Историко-теоретические науки (ТГП, ИОГП, ИГПЗС, ИППУ) — также изучают государство и право в целом, историю развития политической и правовой мысли. Теория государства и права использует выводы и достижения этих наук, исторический материал как основу. 2. Отраслевые юридические науки (Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Административное право, Уголовное право, Гражданско-процессуальное право) — по отношению к ним Теория государства и права выступает как обобщенная наука. ТГП является базовой наукой для всех отраслевых наук. Все отраслевые науки используют понятия и категории, разработанные теорией. 3. Прикладные науки — (криминалистика, суд. медицина) — в меньшей степени взаимосвязаны, т.к. эти науки содержат данные естественных наук, технических, и не в полной мере относятся к юр. наукам. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук, суд. медицина – использование в судебной деятельности мед. наук. 4. Науки, изучающие международное право – Римское право, Международное частное право

 

Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Виды:

1.Обычаи
2.Традиции
3.Моральные правила
4. Правовые нормы
5. Корпоративные

6. Полити­ческие нормы
7. Религи­озные нормы

8. Нормы этикета
9. Эстети­ческие нормы.


Функции:

1) нормы способствуют социализации личности;

2)нормы способствуют интеграции индивидов в обществе;

3)нормы осуществляют контроль над отклонениями в поведении;

4)нормы выступают эталоном действия;

5) нормы стимулируют конформистские настроения;

6) нормы отражают сущность социальных отношений;

7) нормы консервируют и репродуцируют ценности.

Признаки социальной нормы

1. Общий характер, который заключается в следующем:

1. адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);

2. регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;

3. рассчитано на неоднократное применение;

4. существует длительный заранее неопределённый период времени.

2. Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

3. Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

4. Место и роль права в системе нормативного регулирования.

5. В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом

Подзакон.норм.акты

- это акт,изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. В зав-ти от органа,принимающ норм. предписания,разл-ют след. виды: 1) Акты высшего представит (законодат) органа РФ – Фед.Собрания. Речь идет об актах Сов.Фед. и Гос.Думы. Эти палаты принимают постановления – подзак. Акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. (напр, постановления Сов.Фед. об одобрении закона). 2) Акты През-та. Реализую свои полномочия, он издает указы и распоряжения (указ През-та о присвоении почетных званий). Указ- наиболее хар-ный для През-та подз. норм.акт. В случ его противоречия конст-ции, фед.законам решением конст.суда указ мб признан полностью/ частично неконституционным. 3) Акты Прав-ва. Организуя внутр и внеш политику РФ, регул-ние в соц-экон сфере и тд, Прав-ао издает постановления и распоряжения. 4) Акты фед.органов исп.власти. Мин-ва наделены правом осущ-ть норм.прав.регул-ние в своей сфере деят-ти. Функционирующ в составе мин-в фед.службы и фед.агентства издают в пределах своей компетенции индивид.прав.акты. Фед.органы исп.власти разрабатывают разл.норм.пр.акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила,уставы и тд. В системе этих актов ведущ. роль играют приказы и инструкции. Норм.приказы посвящены наиболее важным вопросам работы фед.орг.исп.власти: их структуре, задачам, ф-циям. Инструкции всегда нормативны. Приказы же мб и ненормативными,т.е индивидуальными. Многие из актов фед.орг.исп.власти выходят за рамки мин-в и явл-ся обяз-ми для гр-н,предприятий. Такие акты подлежат гос.рег-ции в Минюсте РФ. При рег-ции такого акта проверяется его законность. Офиц.опубликование актов осущ-ся не позднее 10 дней после их рег-ции. 5) акты органов гос.власти субъектов РФ и ОМСУ. Правотворч.деят-ть субъектов РФ строится на основе Конст-ций республик, уставов краев, областей… Законодат.органы субъекта Федерации принимают законы и постановления. Актами исп.власти (адм-ции) субъекта явл-ся указы, пост-ния, распоряжения, приказы. ОМСУ в пределах своей компетенции принимают пост-ния, решения, распоряжения. Все указ.акты имеют локальн.сферу действия. 6) Акты гос и негос орг-ций. Это приказы (издаются руководителем орг-ции), разл.рода уставы, положения, на основе кот они действуют (устав предприятия). Эти акты действуют в рамках орг-ции и обяз-ны только для ее членов.

 

Лиц.

 

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

 

39 .Юридическая техника: понятие, значение, виды, характеристика основных средств и приемов.

Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов. Главное назначение юридической техники состоит в том, чтобы обучить будущего юриста навыкам выполнения юридической работы. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Виды юридической техники: правотворческая (законодательная); интерпретационная (истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык); правореализационная (правоприменительная). Гос воля, чтобы она стала правом, должна быть возведена в закон. Для этого необходимо выразить ее на языке права. Это и осуществляется на основе юр терминологии при помощи спец средств юр техники. Ср-ва юр техники данного вида – это нематериальные формы, при помощи которых возможно строить право – создавать его скелет, конструкции, облекать в юр вид его содержание. Глав ср-вами юр техники являются: юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); Юр конструкця- это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения. (например, юридическая конструкция "договор"). Прав презумпция- Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Прав фикция. — это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. Смысл фикции всегда выражается словами «как бы», «как если бы», «допустим». Но в отличие от презумпций этот вымысел неопровержим. Фикция всегда императивна. Вот два примера фикций,:Если сторона удерживает и не представляет письменное или вещественное доказательство, предполагается, что сведения, в нем содержащиеся, направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными (хотя это не доказано). Прав аксиома - в праве очевидная истина, не требующ доказат-в. Правовая аксиома отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много (кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу и др.). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль. Прав символы - это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Они предназначены воздействовать на эмоции и чувства людей. Формировать у них уважение и гордость к гос-ву и его институтам власти с целью законопослушно поведения. Прав символы всегда предназначены наиболее полно отражать проводимую госидеологию. Нап. По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права (товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки).По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.; правовые оговорки — имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.). Виды юридических терминов: общеупотребительные (дом, стол, машина, дерево); специальные не юридические (эпидемии, эпизоотия);специальные юридические (прокурор, адвокат, статут, подозреваемый).Требования, предъявляемые к юридическим терминам: единство (однозначность), общепризнанность, устойчивость, краткость, ясность и простота. Приемы (способы) юридической техники: По степени обобщения конкретных показателей: абстрактный (при формулировании нормы права используются обобщающая формулировка); казуистический (при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует). По способу изложения элементов юридической нормы:прямой (гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта); ссылочный (отдельные элементы нормы (или гипотеза; или диспозиция; или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного законы и к ним сделана отсылка); бланкетный (разновидность ссылочного. Но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов).

 

40 Особые средства юридической техники (правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, концепция нормативного правового акта, юридическая конструкция, правовой символ)

Термины - это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта). В текстах законов используются три вида терминов: а) общеупотребляемые, т.е. термины в общепринятом, в известном всем смысле; например, "строение", "здание", "документ" (здесь и дальше вновь используются приведенные ранее выдержки из ГК РФ); б) специально-технические, т.е. имеющие смысл, который принят в области специальных знаний - техники, медицины, экономики, биологии, например, "депозит", "промышленное предприятие"; в) специально-юридические, т.е. имеющие особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия; например, "залог", "владение", "перевод долга". Использование терминологии в законах (иных нормативных юридических актах) подчиняется ряду требований. Основные требования: -единство терминологии: один и тот же термин (например, "должностное лицо", "несовершеннолетний") должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле; -общепризнанность термина: слова не должны быть "изобретены", придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта; -стабильность терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом; -доступность, при всей сложности юридической терминологии слова и выражения закона должны в целом давать правильное представление о содержании его норм.

 

Средства юр. техники – это нематериальные формы, при помощи кот возможно строить право – создавать его скелет, конструкции, облекать в юр. вид его содержание. Главными ср-вами юр техники являются: Юр конструкця -это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения. (например, юридическая конструкция "договор").. Прав аксиома - в праве очевидная истина, не требующ доказат-в. Правовая аксиома отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много (кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу и др.). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль. правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. «никто не обязан свидетельствовать против своих родственников»(Конст). Прав символы - это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Они предназначены воздействовать на эмоции и чувства людей. Формировать у них уважение и гордость к гос-ву и его институтам власти с целью законопослушно поведения. Прав символы всегда предназначены наиболее полно отражать проводимую госидеологию. Нап. По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права (товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки). По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы. По способу внешнего выражения: предметные (герб, флаг, денежный знак, печать юридического лица, паспорт); символы действия (ритуал отдания воинской чести, церемония вручения государственных наград); словесные формы (присяга, девиз, личная подпись гражданина); музыкальные (государственный гимн).

 

Презумпция - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. В основе презумпций лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое - типичный, вероятный при данных условиях факт. Правовая презумпция имеет следующие характерные черты: а) прямо или косвенно закрепляется в праве; б) в любом случае имеет значение для правового регулирования; в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела. Примеры презумпций. Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона: предполагается, что все должны знать писаный закон. Эта презумпция была сформулирована и применялась еще в римском праве - «незнание закона никого не извиняет»). Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело. Презумпции, таким образом, тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания. 1. Презумпция добросовестности, применимая в налоговом праве; 2. Презумпция отцовства мужа матери, применимая в семейном праве. 3. Презумпция авторства, применимая в авторском праве. 4. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у умершего человека для их пересадки, применимая в медицинском праве 5. Презумпция согласия супруга на распоряжение вторым супругом общим имуществом (его согласие предполагается), семейное право. Юридические презумпции можно подразделить на общеправовые и отраслевые. Общеправовой как раз является презумпция знания опубликованных законов. Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда. Правовые фикции — прием правотворческой техники, который встречается еще реже, чем правовые презумпции. Его даже можно признать исключительным. Применение фикций связано с тем, что на практике встречаются настолько сложные жизненные ситуации, что крайне трудно установить их абсолютную достоверность. Здесь законодатель использует фикцию как прием правотворческой техники (своего рода ухищрение), для того чтобы добиться бесспорных решений. Примеры фикций:
—усыновление;— признание гражданина безвестно отсутствующим, если он не дает о себе знать в течение года;— признание гражданина умершим при отсутствии о нем сведений в течение пяти лет;—снятие судимости. Правовая фикция — это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. Фикция представляет собой еще более искусственный и произвольный технический прием, чем презумпция. Фикция — это способ формулирования права, при котором юридическая ситуация создается при незнании или явном и добровольном противоречии с конкретной естественной реальностью. Она определяет юридическую норму, которая станет обязательной для всех и будет защищать вымышленный факт от любого опротестования. Таким образом, фикция является юридическим образованием, противоречащим реальности, но сознательно используемым для достижения ряда юридических последствий или желаемых судебных решений.

 

Концепция нормативного акта — это документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешению социальных проблем и который основан на реальной информации о той или иной сфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования.

Значение концепции

Здесь представляются важными следующие моменты.

Концепция нормативного акта повышает уровень и эффективность правотворческой деятельности, делает ее упорядоченной. Она позволяет вписать новый нормативный акт в систему законодательства и не нарушать баланс в правовой системе.

Концепция помогает воплотить на практике достижения юридической науки и придать им прикладной характер. Она может служить основой для последующего толкования закона. Вполне правомерно ее можно использовать и в правоприменительном процессе, особенно в случае обнаружения неясностей или пробелов в законе.

Структура концепции законопроекта

Структуру концепции законопроекта составляют следующие элементы: наименование законопроекта, предмет правового регулирования, обоснование необходимости его принятия, характеристика недостатков правового регулирования данной сферы общественных отношений, характеристика основных положений законопроекта, его финансово-экономическое обоснование.

Признаки нормы права:

- является государственно-властным велением;

- принимается субъектами правотворчества

-обеспечивается государственным принуждением;

- Формально определена;

- структурно организована;

- носит общеобязательный характер;

- регулирует общественные отношения

 

Виды юридических фактов

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например,

Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности.

Стадии применения норм права:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела;

2. Выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация);

3. Уяснение содержания нормы права, разъяснение её компетентным субъектам;

4. Принятие акта применения;

5. Контроль за исполнением принятого применительного акта.

Установление и анализ фактических обстоятельств юридического дела включает:

1. Определение круга юридически значимых фактов;

2. Сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;

3. Исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности;

4. Оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

Выбор и анализ нормы права:

1. Выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство;

2. Проверка правильности текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т.д.).

3. Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;

4. Уяснение смысла и содержания нормы, изучение актов официального толкования юридической нормы.

Принятие акта применения включает:

1. Подготовку проекта правоприменительного акта;

2. Проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям;

3. Вынесение (издание) акта правоприменения;

4. Доведение до субъекта содержания принятого акта применения.

Подробнее

Юридическая практика - деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

В аспекте общей теории государства и права под юридической практикой необходимо понимать материально-преобразующую сторону юридической правотворческой, правореализационной и особенно правоприменительной деятельности субъектов правовых отношений, в ходе которой осуществляется процесс и накапливается опыт нормативного и индивидуального регулирования публично-правовых, социально-значимых общественных отношении.

В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений; это формирующиеся нормы. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем. Особенно это касается прецедентов.

Сущностные признаки юридической практики:

это прежде всего деятельность;

это единство двух составляющих - субъекта и объекта, отношение субъекта и объекта, при котором субъект преобразует объективный мир, но меняется в ходе этого двухстороннего взаимодействия и сам;

это не просто деятельность, а сознательная, целеполагающая деятельность;

всегда носит общественный характер.

Функции юридической практики:

правонаправляющая (практика определяет общее русло для становления и развития права);

правоконкретизирующая (уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям);

сигнально-информационная (практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их соверш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.086 с.)