Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология теории государства и права: понятие и характеристика основных методов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методология ТГП – это совокупность приемов и способов с помощью которых изучается П и Г. 1. Общенаучные методы – используются во всех науках. Диалектика- метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Изучает П и Г в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой, в развитии конкретно исторически, в связи с общественной практикой. Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез – соединение элементов в единое целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот. Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения. Абстрагирование – отвлечение предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях. Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений. 2. Специальные методы – используются в нескольких науках. Системный - в его основе лежит рассмотрение объектов как систем, он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Сравнительный – метод исследования выявляющий с помощью сравнения общее и особенное в явлении, ступени и тенденции их развития. Функциональный – метод исследования позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций. Статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующий количественные закономерности жизни общества. Математический – систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов. Конкретно-социологический – состоит в исследовании права и государства на основе фактических данных (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение). 3. Частнонаучные методы – используются в конкретной науке. Сравнительное правоведение – изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права и их основных принципов. Правовой эксперимент – введение законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах. Правовое прогнозирование – изучение конкретных перспектив развития гос.- правовых явлений. Формально-юридический позволяет определять юридические понятия (нап. такие понятия как «юр. Лицо», «тяжкий вред»..), выявлять их признаки, проводить классификации, толковать содержание правовых предписаний и т.п. этот метод даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную сторону права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью. 3 Понятие и признаки государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Государство – суверенная универсальная организация политической власти призванная обеспечит нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций. Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и.т.д.;4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, полиции и др.;9) распоряжение национальными ресурсами;10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность. Сущность государства - в соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Ленин считал что сущность государства, его социальное предназначение состоит в поддержании господства одного класса над другим. Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.
4.Типы государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.
Типология государств – предназначена для разделения всех государств, которые существовали в истории человечества или существую сейчас на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность (на типы – общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств). Основные подходы: 1. Формационный подход – в зависимости от типов общественно-экономической формации – (Маркс, Энгельс выделяют 5 формаций: первобытно-общинную (безгосударственную), рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую). Основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства). Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно. Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями. 2.Цивилизационный подход – в зависимости от уровня экономического развития общества – (разделяли традиционное общество, переходное общество, общество приживающее процесс сдвига, созревающее общество, общество достигшее высокого уровня народного потребления). Сущность данного подхода состоит в том, что при характеристики развития многих стран и народов следует учитывать не только развития процессов производства и классовых отношений, но и духовно культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев и традиций. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу. Виды государств по отношению к религии: - светское – все религиозные организации отделены от государства, не могут вмешиваться в дела государства (государство не вправе вмешиваться в деятельность церкви, государство не оказывает никакой помощи церкви). (РФ, Франция); - клерикальное – где та или иная религия имеет статус государственной (признание за церковью права собственности, получение от государства различных субсидий, наделение церкви правом участвовать в политической жизни и юр. полномочиями). (Швеция, Дания); - теократическое – (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы это основной источник, глава государства одновременно является верховным священнослужителем). (Пакистан, Марокко); - атеистическое (религиозные организации преследуются властями, церковь лишается собственности). (Албания); - переходное – (Монголия). Классификация По отношению к религиозным организациям В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности: 1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующеезаконодательство; 3) государство оказывает содействие и поддержку (материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; 4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями; 5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция. Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности: 1) религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы; 2) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах; 3) религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством; К не светским государствам могут быть отнесены Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания,Япония, Израиль и др. Для теократических государств характерны следующие признаки: 1) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. Теократическими государствами являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: 1) атеизм становится официальной государственной идеологией; 2) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности; 3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются; 6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 7) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма. Государствами воинствующего атеизма были Французская республика, СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например, Албания. В зависимости от уровня экономического развития · развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.); · индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); · постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются и в непроизводственной сфере, и в индустриальной сфере). В зависимости от политического режима · демократические государства; · авторитарные государства; · тоталитарные государства. Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы выделяют «Авторитаризм» как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические. В зависимости от формы правления государства · Монархия, то есть власть одного лица; · Республика: · Олигархия, то есть власть немногих лиц; · Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия. · Джамахирия. В зависимости от господствующей идеологии государстваидеологизированные; · деидеологизированные. Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.48 (0.009 с.) |