Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон в системе нпа: понятие и видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Законы занимают главное место в системе НПА. Закон -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид. силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений. Признаки закона: 1) приним-тся только органом закон-ой власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется К РФ и Регламентами палат Фед.Собр. РФ; 3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юр-ой силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общ-ые отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных НА и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить з-н вправе только тот орган, к-рый его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация: Виды НПА: 1. по особенностям правового положения субъекта правотворчества: - НПА гос. органов; - иных соц. структур (муниц. органов, проф-ов, АО, тов-тв); - совместного хар-ра (гос. органов и иных соц. структур); - принятые на референдуме. 2.по сфере действия: - внешние (охватывают весь круг субъектов, не зависимо от их видов Де) – КоАП, УК, ГК - внутр. (касаются опред. круга субъектов, входящих в отдел. ведомства) – «З-н о полиции» 3. по сроку действия: - неопределенно длит. действия=постоянные; - Временные. 4. по юр. силе (система НПА): - законы – норм. акты, принятые в особ. порядке, обладают наивысшей юр. силой, принимаются высш. законодат. органом гос-ва либо референдумом и регулирующий наиб. важные группы обществ. отн-й - подзаконные акты – изданные на основе и во исполнение законов НПА, содержащие юр. нормы (Указы Президента РФ, Постановления прав-ва РФ, инструкции, письма, акты о.м.с. 5. по способу издания (по субъектам законотворчества): - референдумом - органами гос. власти - президентом - о.м.с. 6. по предмету правового регулирования (конституц-е, админ., гражд., угол.); 7. по характеру (текущие и чрезвычайные); 8. по сферам действия (общефед. и регион.); 9. по содержанию (экон., бюдж., соц., полит.); 10. по значимости содержащихся в них норм (конст-ые и обыкн-ые); 11 по объему регулирования (общие и спец.). Виды законов: 1. Конституция – это осн. закон, определяющий прав. основу гос-ва. форму правления, форму гос. устр-ва. полит. режимов, права и свободу гр-н, сис-му правосудия и др. Различают факт. и юр. конституции. Факт. конституция — это реал. отн-я в общ-ве. Юр.конституция - это прав. оформление этих отн-й. 2. Конституц. законы издаются в соотв. с Конституцией (закон о референдуме, О президенте, О прав-ве РФ, О суд. системе РФ). 3. Обык. законы – это акты тек. закон-ва, посвященные разл. сторонам: экон., полит., соц, духов. жизни общества. Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем норм.обобщений и призванные комплексно регулировать опред. сферу общ-ой жизни. Н-р: Основы закон-ва и кодексы по разл. отраслям закон-ва. Чрезвычайные (искл.) законы принимаются при тех или иных Ч.О., вызванных природными, эколог., соц. и иными причинами, носят врем. хар-р
Среди законов также выделяют: – федеральные – прин-ся высшим законодат. органом страны – Фед. собранием, распростр-ся на всю тер-рию РФ; – Законы субъектов Федерации - принимаются законодат. органом субъекта Федерации и распростр-ся только на их тер-рии.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ Правотворчество - это Де гос. органов по создании, принятию, изменению и отмене нор. актов. Субъекты: гос. органы, негос. структуры (ОМС, профсоюзы), наделенные соотв. полномочиями, а также гр-не при принятии законов на референдумах. Сущность правотв-ва: возведение гос. воли в нормы права, т.е. в форму юр. предписаний, имеющих общеобяз. хар-р. Основные принципы правотв-ва: 1. демократизм (обяз-ть выявлять и выражать в з-нах волю народа, его интересы, особенно связанные с благосостоянием, благополучием, культурой, нравств. здоровьем); 2. законность (з-ны д. приниматься строго в пределах компетенции законодат. органа, в устан. порядке соотв-ть конституции и актам вышестоящей юр. силы) 3. гуманизм (обеспечение и защита достоинства ч-ка, прав и свобод личности, на max полное удовлетворение ее духовных и мат. потребностей); 4. исполнимость (д. учитываться весь набор фин., кадровых, организационных, юр. условий) 5. профессионализм (участие в разработке новых правотворческих решений квалиф. специалистов соотв-х отраслей общественной жизни, имеющих проф.подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.) 6. научность (научная проработка законов, учет научных знаний о необх-ти принятия закона, а также соц.данных) 7. гласность Классификация: 1. от субъектов: -непосредственное правотв-во народа - референдум (всенародное голосование по наиболее важным вопросам гос. и общест. жизни); -правотв-во гос. органов (парламента, правительства); -правотв-во отдельных должн.лиц (президента, министра); -правотв-во ОМС; -локальное правотв-во (на предприятии, в учреждении и организации); -правотв-во общ-ых орган-ий (профсоюзов). 2. от значимости правотв-во: -законотв-во – правотв-во высших представительных органов; -делегированное правотв-во - нормотворческая Де органов исп.власти, прежде всего Правит-ва, осуществляемая по поручению парламента; -подзаконное правотв-во - нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, мин-вами, ведомствами, местными органами гос. управления, губернаторами, главами администраций, руков-ми п/п и учреждений Своеобразие правотв-ва субъектов РФ. Конституция РФ и представляет субъектам РФ право вне пределов ведения РФ, совмест. ведения РФ и ее субъектов осущ-лять собств. правовое регулирование, вкл. принятие законов и иных норм. актов. Такое регул-ние м.б. осуществлено в сф. принятия и изменения конституций респ. (уставов краев и областей), тер-ного устройства субъектов РФ, гос. (на уровне субъектов РФ) и муниц. службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.
Стадии правотв-ва: 1. законодат. инициатива (обладают: гос. органы, полит. партии, президент…) 2. обсужд-е з/проекта (обсуждается чтением (поправки, корректировки) в ГосДуме-нижн. палате парламента) 3. принятие з/проекта (обычно откр. головосоеанием, если есть необх-ть (гос.тайна), голосование м.б. тайным) 3 подстадии: а) принятие закона ГД (ФЗ – больш-вом голосов =50% + 1 голос; ФКЗ - не менее 2/3 гол. от общ. числа депутатов); б) одобрение закона СовФ в) подписание Президентом РФ (14 дней) 4. утверждение з/проекта З/проект, принятый нижней палатой парламента должен быть одобрен верх. палатой и подписан главой гос-ва, кот. имеет право наложить вето на закон. Вето м.б.: – абсолютное - закон окончат-но отклоняется; – отлагательное - отсрочивается законовступление в силу. При вторичном голос-ии м. преодолеть вето. 5. Опубликование (промульгация) принятого и утвержд-го закона в офиц. печатном органе. В РФ офиц. источников явл-ся: Рос. газета и Собрание закон-ва РФ.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА Закон (З) -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид.силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений. Право (П) - это система особых соц.норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательные для всех. Норма права не тождественная статье закона! Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – форма его выражения. В статье закона м. выражаться часть нормы права или часть ее эл-тов, поэтому норма права м. излагаться в ряде статей 1 з-на или даже нескольких НПА
Стремление отождествить П и З имеет опред. основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества. При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. "возведение его в закон", осуществляется гос-вом. Формула "Право создается обществом, а закон-гос-вом" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные гос-ва). Существует 2 принципиальных подхода: а) П есть творение гос-венной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; б) З, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.69 (0.007 с.) |