Вопрос № 99 Правовые средства: понятия, признаки, элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 99 Правовые средства: понятия, признаки, элементы.



Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

1. Они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);

2. Отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3. Сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

4. Приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;

5. Обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям.

1. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым - комбинированные, состоящие, в свою очередь, из простейших - договор, норма, институт, правовой режим и пр.

2. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты);

3. по предмету правового регулирования - на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.;

4. по характеру - на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск);

5. по значимости последствий - на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь);

6. по времени действия - на постоянные (гражданство) и временные (премия);

7. по виду правового регулирования - на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

8. по информационно-психологической направленности - на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

Правовые средства имеют синтетический, своего рода "компромиссный" характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин "средство" происходит от слов "средний", "серединный". Средство - связующее среднее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления - субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, направленные на использование инструментов, - прежде всего акты реализации прав и обязанностей).

Признаки средств-установлений (инструментов):

1. Субстанциональность, которая призвана охарактеризовать само тело, вещество, плоть того или иного явления - то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности (С.С. Алексеев);

2. Информационный характер, означающий, что юридические инструменты - это прежде всего закрепленные в законодательстве сведения, выражающиеся в юридических фактах, субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.;

3. Статический характер, ориентирующий на то, что это предписания, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо "взять в руки" и использовать;

4. Находятся преимущественно в сфере должного, ибо фиксируются прежде всего в законах, подзаконных актах, требующих определенного поведения;

5. Выступают в качестве моделей, которые только в потенциале и в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей.

Система установленных в законодательстве качественных юридических средств, адекватность и степень их использования выступают важнейшей характеристикой правовой культуры общества. Уровень данной культуры будет низок и в тех случаях, если "ассортимент" юридических средств в праве конкретного государства будет недостаточным, а также если субъекты не будут уметь пользоваться уже установленными средствами для решения многочисленных задач.

Признаки средств-деяний (технологии):

1) связаны с использованием инструментов, орудий, веществ (средств-установлений);

2) энергетический характер, означающий, что без активности, особой юридической силы невозможно ни преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов субъектов права, ни осуществить любую юридически полезную деятельность, направленную на достижение социально значимой цели и получение нужного эффекта;

3) динамический характер, ориентирующий на соответствующую деятельность по использованию инструментов;

4) находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осуществляемом поведении лиц;

5) выступают прежде всего в качестве актов реализации прав и обязанностей, которые обозначают завершающий этап достижения целей и удовлетворения соответствующих интересов.

К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю юридическую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если ее брать через призму актов реализации прав и обязанностей, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, делает это, реализуя свои соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты - правоприменительные и интерпретационные.

ЭЛЕМЕНТЫ: 1юридический факт;

2Охранительный правоприменительный акт.


 

Вопрос № 100 Правовая политика: понятия, свойства, виды.

 

Правовая политика — это деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, систематизация и упорядочение правовых норм, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

 

Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия.
Правовая политика весьма разнообразна по своей природе.
Схема 23.

 

Правовая политика

это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Приоритетами современной российской правовой политики являются: преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства; борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения; выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства; поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества; улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей; устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности; укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

Формами правовой политики выступают: правотворческая - воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров; правоприменительная - воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера; правоинтерпретационная - воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах); доктринальная - воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций; правообучающая - проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации.

В зависимости от сферы осуществления правовая политика может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т.п.; в зависимости от содержания - законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т.д.; в зависимости от целей - текущей и перспективной; в зависимости от функций - праворегулятивной и правоохранительной.

Правовая политика — это деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, систематизация и упорядочение правовых норм, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

· Формы реализации правовой политики
Правотворческая форма воплощается в принятии, систематизации или отмене правовых актов. Однако, следует помнить, что главной особенностью считается не урезание количества правовых актов, а их систематизация и структуризация.

· Правоприменительная форма воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения, из этого следует, что право стало доступнее для применения, таким субъектам правоотношений как органы местного самоуправления, общественные организации, юридические лица.

· Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, главной особенностью этой формы является формирование модели правового регулирования, которая в свою очередь отображает тенденции развития права.

· Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов, обладающих творческим мышлением, которое нужно для принятия правильных решений в сложившей политико-правовой ситуации.

· Правоинтерпретационная форма воплощается в актах толкования правовых норм, появление данной формы связанно с развитием прецедентного права.

Феномен правовой политики можно характеризовать через ее свойства и черты Важнейшими свойствами правовой политики является ее государственно-волевой характер и властно-императивное содержание Правовая политика а основывается на праве и связана с правом, осуществляется правовыми методами; охватывает, в основном, правовую сферу деятельности; опирается, когда это необходимо, на принуждение; является публичной, официальной; отличает ться нормативно-организационными началами Право - это базовый элемент политикики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.089 с.)