Вопрос № 60 Понятие признаки функции правовых льгот и поощрений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 60 Понятие признаки функции правовых льгот и поощрений



Правовая льгота — это. правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающиеся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

1) связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы.

Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения, освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели); 2)

представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера); 3)

в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);

стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).

Итак, под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от выполнения обязанности либо в облегчении ее выполнения.

Все правовые льготы независимо от формы выражения обладают следующими отличительными особенностями:

1. Реализация правовых льгот сопровождается более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Однако реализация правовых льгот не должна противоречить, нарушать общественные интересы.

При установлении правовых льгот первостепенную роль играет цель, т. к. отнюдь не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве правовой льготы.

 

2. Правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от стандартных требований нормативного характера. Иными словами, правовые льготы — это инструмент юридической дифференциации. При этом чем совершеннее сама правовая система, тем дифференцированее регламентируются конкретные вопросы общественной жизни.

Итак, правовая льгота (как и любая иная льгота) — это прежде всего элемент специального правового статуса конкретного лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

3. Правовые льготы выступают в качестве правомерных исключений из общих правил, являются законными изъятиями, установленными на нормативно-правовом уровне. Как было указано, правовые льготы чаще всего получают закрепление именно в нормативных, а не в правоприменительных актах.

Следует отметить, что существует такая специфическая разновидность правовых льгот, как привилегия. В рамках правоведения под привилегией понимаются специальные льготы, которые установлены для конкретных субъектов правовых отношений (прежде всего для властных государственных органов и должностных лиц) и необходимы в целях наиболее полного и качественного осуществления данными субъектами определенных обязанностей.

Итак, правовая привилегия обладает следующими отличительными признаками, позволяющими выделять ее из системы правовых льгот:

1. Если правовые льготы направлены на облегчение положения различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политические интересы, т. е. на государственные органы и должностных лиц. Однако привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих подразделений, но и применительно к гражданам.

2. Правовые льготы распространяются на более широкий круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии, напротив, являются специфическими льготами, исключениями из общей системы правовых льгот, т. е. исключениями из исключений.

3. В то время как правовые льготы прежде всего регулируют специальный правовой статус субъектов (определенную категорию лиц), привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном правовых статусах. Примером индивидуальных привилегий являются исключительные права Президента Российской Федерации.

4. Правовые льготы менее персонифицированы и дифференцированы, нежели привилегии. Если рассматривать нормативное предписание правового акта как «общее», тогда правовая льгота будет являться «специальным», а привилегия — «отдельным».

5. У правовых льгот и привилегий различные функциональные назначения. Первые направлены на выравнивание социального положения различных слоев населения, а вторые — напротив, на выделение отличных социальных групп.

Как было указано выше, основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, всего населения, государства. Льготы связывают воедино все эти интересы и приводят к их взаимовыгодному существованию. Итак, правовые льготы, установленные в целях согласования различных интересов, призваны осуществлять две основные функции:

1. Компенсационная функция. Данная функция заключается в создании приблизительно равных условий, предоставлении одинаковых со всеми возможностей для лиц, которые находятся в неравных условиях в силу биологических или социальных причин.

 

В данном случае правовая льгота — это особое право, которое дополняет уже имеющиеся у лица права с целью гарантировать равный уровень потребления, доступа к образованию и др. Кроме того, правовые льготы призваны улучшать социально-экономические условия жизни отдельных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.

2. Стимулирующая функция. Правовые льготы способны побуждать лиц к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Данная функция правовых льгот выполняется также и дозволениями, и поощрениями. Однако в отличие от последних правовая льгота — это дополнительная возможность, которая предоставляется «сверх» какого-то уже имеющегося у лица права. Таким образом, стимулирующая сила у правовых льгот сильнее, чем у дозволений, но слабее — чем у поощрений.

Следует отметить, что стимулирующая функция наиболее ярко проявляется на примере налоговых льгот.

Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для пего наступают благоприятные последствия. Признаки правового поощрения заключаются в следующем.

1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить – означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.

 

Нередко в самом содержании нормативного либо правопримени-, тельного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, чем еще раз подчеркивается связь заслуги и поощрения. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «заслуженный деятель науки Российской Федерации», «заслуженный юрист Российской Федерации», и т.п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден «За заслуги перед Отечеством», орден «За военные заслуги», медаль ордена

 

«За заслуги перед Отечеством».

 

Заслуга – это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.

Заслуга характеризуется следующими чертами:

а) она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей;

б) это добросовестное отношение лица к своему долгу. «Заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта»;

в) заслуга связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата. Подобные «услужные» акты «выходят по своей добродетельности» за пределы «обязанности», это «сверхнормальность» или избыток «добродетельности»2. В данном случае имеется в виду «отступление» от нормы не «вниз», что является правонарушением, а «вверх», что выражается в высококачественном выполнении обязанностей. Речь идет о поведении, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т.д.).

Так, в статье 13 («Поощрения государственного служащего») Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что «за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения»;

г) заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.

2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.

3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение – разновидность одобрения. Если последнее – родовое понятие (более широкое), то первое – видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения – юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.

4. Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны» благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно работающее на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).

5. Поощрение – юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.

Правовые поощрения выполняют контролирующую, мотивацией-ную, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции. Осуществляя функцию социального контроля, поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.

Мотивационная функция – поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.

Коммуникативная функция – поощрительные меры содержат в себе определенную юридическую информацию, конкретные сведения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правопримените-ля) к объекту (лицам), и служат тем самым способом связи между ними.

С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения,, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.

Гарантирующая функция – поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.

Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов.

Воспитательная функция – поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.013 с.)