Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формационный подход к типологии гос-ва.

Поиск

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, х-рных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Типы государств по формационному подходу:

1) рабовладельческий (основывается на эксплуатации раба как основного производителя и в тоже время выступавшего в качестве товара);

2) феодальный (к основным признакам относятся: ведущая роль сельского хозяйства в экономике; сосредоточение главного производства – земли – в руках крупных земельных собственников – феодалов);

3) буржуазный;

4) социалистический (признаки: преобладание гос. собственности; плановый характер экономики, а также наличие политической силы, осуществляющей прямое руководство экономикой и общественной жизнью).

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

Недостатки:

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

Формационный подход к типологии гос-ва основан на объединении гос-в в рамках общественно- экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов гос-в.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Выделялись пять формаций: первобытнообщинная, рабовлад-кая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первой стадией, которой является социализм).

Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот подход характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии, - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях, и пошли разными путями в государствообразовании.

Оба подхода к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип гос-ва с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Прафеодализм

Азиатский способ производства-активность сельск общины и экон вмешательство гос-ва, которое одновременно и управляет и эксплуатирует общину, общин соб-ть.


Цивилизационный подход к типологии государства.

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств: 1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, х-рных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения; 2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.

Выделяют следующие этапы цивилизации:

1) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.);

2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, а формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо.

Вместе с тем выделяются гос-ва первичной и вторичной цивилизаций. Гос-ва в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для гос-в первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Гос-во этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Гос-во вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс.

Крестьнское, промышленное, научно-техническое

Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Светское, атеистическое, клерикальное, теократическое.

Восточное, западное, промежуточное.

Тоталитарное, авторитарное, либеральное, демократическое.

Достоинства цивилизационного подхода: 1) выделение культурных факторов; 2) наличие более четкой типологии государств.

Недостатки: 1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства. 3) множество критериев классификации




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.01 с.)