Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм государства: понятие, признаки, элементы. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Поиск

Механизм государства есть та реальная организацион­ная материальная сила, располагая которой государство осу­ществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет со­бой материальное "вещество", из которого оно состоит. Мож­но сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функ­ционирующее выражение государства. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень). В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следую­щие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государ­ственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) ме­ханизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и ко­ординации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуж­дения, соответствующие техническому уровню каждой эпо­хи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, послед­ним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или нацио­нальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выхо­дят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь под­черкивает целостность аппарата, его направленность на ре­зультативную деятельность.

Единый и целостный механизм государства дифферен­цируется (расчленяется) на составные части — органы, под­системы. Между ними существует своя иерархия: различ­ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отноше­ниях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только при­нуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном,

да и на ранних этапах развития капиталистического госу­дарства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высо­кой степенью сложности, многообразием органов и учреж­дений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государ­ства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется об­щественное мнение. Другая подсистема — это органы пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том числе методами го­сударственного принуждения (военное подавление, полицей­ские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные уч­реждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для "хирургического" вмешательства и нейтрализации этих "болезней"; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.102.248 (0.012 с.)